Лазарь. Смерть как сон

Томас Твин
                Иисус приступает к реализации невероятного плана, намеченного на вершине горы Фавор при содействии
                «двух мужей». Плана, который должен потрясти весь мир. Лишь бы достало мужества испить чашу сию…
                В тот раз, на горе мужи уверяли, что их зелье способно творить чудеса. Им можно верить, но и
                проверить лишний раз не помешает.

_______________________________________________________


                «Умереть. Забыться… Уснуть и видеть сны»
                В.Шекспир. Гамлет


                «Если писатель действительно думал, что Иисус воскресил из  мертвых Лазаря и этим доказал
                свою божественность, то я не  могу не видеть, что писатель ничего не понимает в учении
                Христа».
                Л. Н. Толстой. Соединение и перевод  четырех Евангелий




Незадолго до гибели Иисус совершает самое поразительное из чудес – воскрешение своего друга Лазаря. В прошлом ему уже случалось оживлять усопших – сына вдовы из Наина, дочь начальника синагоги Иаира, - но тогда покойников еще не успели похоронить, с момента их смерти прошло совсем немного времени. Иное дело – Лазарь, которого Спаситель поднимает из могилы спустя 4 дня (!) после погребения.

Этот срок имеет принципиальное значение: иудеи верили, что первые три дня душа умершего еще витает над его телом в надежде снова войти в него, а на четвертый день душа отлетает и тогда тело покойника начинает «смердеть», то есть разлагаться. С этого времени процесс распада становится необратимым, и никакой целитель не в силах воспрепятствовать тлению*.

Неудивительно, что воскрешение «четверодневного» Лазаря произвело на иудеев сильнейшее впечатление и привлекло к Иисусу множество новых сторонников. Это чудо имело и негативные последствия: популярность чудотворца вызвала жгучую зависть противников из стана священнослужителей, которые даже заочно приговорили его к смерти. Предательство Иуды предопределило гибель Христа...

--------------------------------------------------------
   *Все ветхозаветные оживления, совершаемые Илией, Елисеем, также происходили ДО погребения тела.
--------------------------------------------------------


Никому не возбраняется следовать за евангелистом Иоанном в русле тысячелетней традиции. Но заслуживает внимания и голос разума. Прислушиваясь к нему, можно уловить гул реальной жизни, погребенной под догмами подобно Лазарю в склепе. Вся его история буквально вопиет об освобождении от пут традиции. Достаточно только начать вглядываться в омертвевший текст, как он оживает на глазах....

…Небольшое селение прилепилось на восточном слоне Елеонской горы в 3 км от Иерусалима. Вряд ли весной 30 года кто-либо из его жителей предполагал, что болезнь их односельчанина прославит Вифанию в веках – ведь все начиналось так буднично:

   «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее....
   Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен». (Ин 11 1,3)

Воображение само дорисовывает картину: больной, распростертый на постели; сестры, воздевшие руки в беззвучной мольбе; всадник, летящий к Спасителю за Иордан.... Он придет, Он непременно придет и исцелит своего друга!…

Первое разочарование приносит гонец: вопреки ожиданиям он возвращается один. Однако отчаиваться не стоит: Учитель велел передать недужному и его сестрам, что «эта болезнь не к смерти». Тревога семейства сменяется надеждой на благополучный исход болезни – ведь его предсказал Равви! Увы, больному становится все хуже и через два дня наступает конец.

Нетрудно представить отчаяние сестер, потерявших брата вопреки заверениям Учителя. Наверняка в тот момент их вера в Наставника подверглась серьезному испытанию. Неужто и теперь Он не придет и не утешит их? Но томительные дни траура сменяли друг друга без всякого проблеска надежды...

Наконец, минул четвертый день и Марфу оповестили о приходе Иисуса*. Как ни странно, Учитель не поспешил в дом своих друзей, чтобы разделить их горе, а остановился на окраине деревни. Пришлось сначала Марфе, а затем и плачущей Марии со всеми гостями отправиться к нему. Тут-то и выяснилось, что их терпение и безграничная вера не были напрасны. Оказывается, Равви намеревался явить им неслыханное чудо – воскресить умершего брата, а медлил только для того, чтобы сильнее прославиться! И действительно, после этого свершения слава Иисуса разнеслась по всей Иудее…

--------------------------------------------------------
  *Расстояние от Бетавары, где скрывался Иисус, до Вифании даже пешком можно покрыть за 1 день.
--------------------------------------------------------


Так или примерно так выглядит эта история в целом, но отдельные мизансцены смотрятся иначе.


Вот запыхавшийся гонец передает Иисусу тревожную весть, а тот успокаивает присутствующих: «Эта болезнь не смертельна», - и... не трогается с места. Наверное, его друг оправится сам, решают озадаченные ученики. Да и опасно возвращаться в Иудею после того, как Равви чуть не забросали камнями в Иерусалиме. Но проходит два дня и Наставник, презрев опасность, вдруг собирается назад, ссылаясь на какую-то нелепую причину: дескать, наш Лазарь УСНУЛ и надо разбудить его…

Вот Иисус, нимало не смущаясь, сообщает ученикам о СМЕРТИ Лазаря. Немудрено, что у них голова пошла кругом: только больной уснул и вот – он уже мертв. Да ведь «эта болезнь не смертельна»? А Учитель вновь огорошивает их, РАДУЯСЬ, что не спас друга, «дабы вы уверовали»…

Вот Равви уверяет Марфу, что ее брат воскреснет, ибо «верующий в Меня, если и умрет, оживет», и она согласно кивает: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Но Начальник жизни явно имел в виду что-то иное. Он настаивает: «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Господи, да разве Лазарь не верил в тебя до последнего своего дня?  Почто же он умер?…

А теперь Сын Божий с толпой друзей и родственников подходит к могиле усопшего, велит убрать камень от входа в пещеру и тут же благодарит отца за то, что отец услышал своего сына. Присутствующие недоумевают: Равви все время был с нами - спрашивал, сочувствовал, распоряжался – и вдруг за что-то благодарит отца! Когда же Учитель успел послать к нему за помощью и как откликнулся на просьбу этот отец? Если Иисус действительно Сын Божий, а «Сын и Отец – одно», то всякая просьба о помощи излишня («Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»). Но тогда излишня и прилюдная благодарность.

Конечно, толпа чует, что Иисус собирается совершить нечто небывалое, но готовится он к чуду как-то странно. Ему бы помолиться, вызвать Лазаря, открыть ему выход и возблагодарить Господа. Но Равви все делает иначе....

Остановимся и попробуем разобраться в хитросплетениях сюжета, руководствуясь только здравым смыслом и логикой. Не исключено, что это увлекательное путешествие по лабиринту гипотез и предположений приблизит нас к неожиданным выводам.

Для начала попытаемся реконструировать события, точно следуя за текстом.




НЕТ, ВЕСЬ ОН НЕ УМРЕТ


          «Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал:
           эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил
           Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где
           находился» (Ин 11 3-6)

=======================================================


Сестры зачем-то извещают Иисуса о своей беде, словно Сыну Божию не ведомо все, что было, есть и будет. Но ведь Учитель давно не давал о себе знать, видимо поэтому они осторожно намекают ему на свое горе. СЛИШКОМ осторожно намекают:

• Они не называют имени больного (просто «тот, кого ты любишь). На месте Иисуса непосвященный человек мог подумать про многих – про своего любимого ученика, про Марфу, Марию, Лазаря или кого-нибудь из местных ребятишек...* 
• Они не сообщают о тяжести болезни: Учитель и сам догадается, что его не потревожили бы из-за пустяка.
• Они даже не взывают о помощи, всецело полагаясь на его любовь и милосердие.

Трудно представить более лаконичное выражение смертельной тревоги. Лаконичное и странное.

--------------------------------------------------------
                *«Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин 11:5)
                «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин 11:13)
                «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им…» (Мк 9:36)
--------------------------------------------------------


Нам неизвестно, присутствовал ли кто-нибудь из учеников на этой встрече или Равви беседовал с вестником несчастья тет-а-тет. Да это и неважно: НИКТО, включая апостолов, НЕ ПОНЯЛ БЫ, О КОМ, о каком больном идет речь.

В отличие от апостолов проницательный Наставник сразу провидит, что «эта» неведомая болезнь не представляет угрозы для жизни неведомого пациента. Ему бы не составило труда ЗАОЧНО исцелить своего страдающего друга, но он-то стремился к другому («да прославится через нее Сын Божий») и потому не напутствовал гонца, как бывало, словами: «Пойди, хозяин твой здоров» [Ин 4:49-50].
Напротив: после встречи с гонцом Иисус не только не спешит на помощь к больному, но даже СПЕЦИАЛЬНО ВЫЖИДАЕТ ДВА ДНЯ, несмотря на свойственную ему охоту к перемене мест. (Это демонстративное бездействие друга, учителя, врача настолько шокирует, что ортодоксальные комментаторы предпочитают обходить его молчанием. Уж больно не хочется подозревать Спасителя в тщеславии и эгоизме).

===================================================
     Быть может, послание сестер вынуждает Иисуса оставаться на месте
     и дожидаться какого-то важного события?
===================================================

Странности, недомолвки… С самого начала дух сговора витает над этой историей*:

       • Хотя сестры считают Христа провидцем, они извещают его, что "тот, кого ты любишь" заболел. В то
         же время болезнь и больного они не называют.
         Стало быть, Учитель заранее знал, КТО и ЧЕМ заболеет, но не знал КОГДА. 
       • Иисус рассчитывает прославиться благодаря «этой» (?) болезни.
       • Его туманный ответ адресован «имеющим уши» и вводит в заблуждение непосвященных.
       • На этом этапе страдания и временная смерть больного не волнуют Иисуса.
       • Он ЖДЁТ смерти друга, не препятствуя ей…
И т.д. и т.п….

Действующие лица – сестры, Иисус – явно что-то задумали, они с полуслова понимают друг друга, а каждый шаг Иисуса подчиняется плану, смысл и значение которого будут проясняться по мере развития событий.

--------------------------------------------------------
      *Подозрения в том, что в этой истории не обошлось без сговора, возникали еще у знаменитого
         исследователя христианства Э.Ренана, который полагал, что вифанское семейство решилось
         на МИСТИФИКАЦИЮ ради прославления своего Учителя.
--------------------------------------------------------





В  СМЕРТЕЛЬНЫХ  ОБЪЯТИЯХ  МОРФЕЯ

            
              «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи
               искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во
               дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью,
               спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш,
               уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
               Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном». (Ин 11 7-13)

=======================================================


Вновь, как и прежде, призрак тайны проступает сквозь строки. Всего лишь ДВА ДНЯ назад Наставник не откликнулся на просьбу сестер, а нынче устремился во враждебный Иерусалим* безо всякого повода (ученикам и невдомек, что Равви направляется в Вифанию).

Но Учитель недолго держит апостолов в неведении. Напомнив малодушным, что им нечего опасаться в присутствии Божественного Света, он поясняет, что намерен РАЗБУДИТЬ УСНУВШЕГО Лазаря.

--------------------------------------------------------
  *Именно в Иерусалиме в последний раз иудеи пытались забросать Иисуса камнями.
--------------------------------------------------------


Впервые Иисус называет его по имени. Возможно, только теперь ученики догадались, о каком больном шла речь два дня назад. Выходит, в момент кризиса Равви не захотел помочь своему вифанскому приятелю Лазарю? Учителю, конечно, виднее, но зачем же будить Лазаря теперь, когда он, наконец, заснул и кризис миновал? К тому же дорога займет целый день, за это время Лазарь и сам проснется. Нет, не поддается все это разумению простого рыбаря.

            «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы
             уверовали; но пойдем к нему» (Ин11 14-15)

Наконец-то все разъяснилось: они идут в Вифанию к почившему Лазарю. Не худо бы сказать это сразу, но такова уж у Равви манера выражаться – все притчи да аллегории. Непонятно лишь, зачем возвращаться в Вифанию теперь, когда ничего уже не изменишь. И почему Равви радуется, что в нужный момент не оказался у постели больного? Сестры Марфа и Мария сейчас оплакивают брата, их следует утешить и поддержать. Это понятно. Но ведь Он заявляет, что намерен РАЗБУДИТЬ Лазаря! Неужели апостолы станут свидетелями воскрешения из мертвых, подобного оживлению сына наинской вдовы и дочери книжника Иаира?

Сторонний наблюдатель непременно обратил бы внимание на некоторые детали этого эпизода:

        • Иисус информирован о вифанских делах лучше, чем его ученики. 
        • О том, что Лазарь заболел, Иисуса ИЗВЕЩАЮТ, а через 2 дня безо всяких гонцов ИИСУС УЖЕ ЗНАЕТ, ЧТО
            СМЕРТЬ НАСТУПИЛА.
        • Иисус не склонен посвещать учеников в свои планы. Его вынуждает к этому сопротивление апостолов.
        • Состояние Лазаря он называет СНОМ, причем сном НЕОБЫКНОВЕННЫМ.
        • Ученики не вызываются помочь больному товарищу, хотя они уже овладели искусством врачевания и
              успешно применяли его.
        • Иисус не посылает никого из учеников исцелить друга, а дожидается его смерти, чтобы затем
             воскресить мертвеца и прославить себя и свое учение.
        • Тут, за Иорданом его и апостолов не волнуют предсмертные страдания умирающего и горе близких*.
        • На исходе общественного служения Христа его верным ученикам по-прежнему нужно чудо, чтобы уверовать.


--------------------------------------------------------
                *Тем самым Иисус ставит под сомнение собственные слова, произнесенные в Назарете: «Дух
                Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня
                исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить
                приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» (Лк 4 18)
--------------------------------------------------------





                СЕСТРЫ


      Минуло несколько дней и тринадцать пилигримов вышли к околице Вифании, всего в трех км от великого и славного Иерусалима. Чтобы добраться сюда из заиорданской Бетавары, путешественникам пришлось преодолеть 35-40 км – расстояние, составлявшее в ту пору ОДИН ДНЕВНОЙ ПЕРЕХОД для закаленных, неутомимых странников. Однако, молодые христиане пробыли в пути куда больше обычного: к их приходу Лазарь уже ЧЕТЫРЕ дня покоился в могиле:
               «Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе». (Ин 11:17)

=======================================================


Если он действительно скончался тогда, когда об этом объявил Иисус*, и немедля был похоронен родственниками, то его друзья пробыли в пути ЧЕТЫРЕ ДНЯ ВМЕСТО ОДНОГО. Если же по каким-то причинам Лазаря похоронили на следующий день, то у друзей на дорогу ушло пять дней и т.д. В любом случае ОТ НАЧАЛА ЛАЗОРЕВОЙ БОЛЕЗНИ ДО ПОЯВЛЕНИЯ БОГА-СЫНА В ВИФАНИИ ПРОШЛО НЕ МЕНЕЕ 6 ДНЕЙ – времени, которого Богу–Отцу хватило для сотворения мира.

Можно только позавидовать самообладанию Спасителя: любой другой в такой ситуации почувствовал бы себя неловко и поспешил в дом к Марфе и Марии «утешать их в печали о брате их». Вместо этого Христос, проходя по окраине селения, зовет К СЕБЕ Марфу:
               «Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома».(Ин 11 20)

Некоторые авторы полагают, что Марфа отправилась к Учителю по собственной инициативе, но их мнение не учитывает целого ряда обстоятельств:

     • Марфа вышла из дома после того, как ее ИЗВЕСТИЛИ о приближении Христа, причем предупредили только
        ее, но не Марию**.
     • Марфа - заботливая хозяйка и не могла по собственной воле бросить множество гостей, оказавших
       сестрам внимание в их печали.
     • Покидая дом во время оплакивания родного брата она по меньшей мере нарушала приличия. Более
        того, согласно обычаю, до истечения 7-дневного траура по брату его сестре не полагалось выходить
        из дома ради мирских забот***.
     • Порывистость и экзальтация скорее присущи Марии. В отличие от нее Марфа целиком погружена в дела
       земные****.
     • Нетрудно было сообразить, что Иисус не минует их дом и незачем бросать все и бежать ему навстречу.
     • Никто из иудеев не выходит вслед за Марфой, хотя вслед за Марией трогаются все гости, следовательно,
        Марфа выскользнула из дома незаметно.

Нет, не похоже это на спонтанный порыв.

--------------------------------------------------------
    *Через два дня после гонца.
   **Повидав Иисуса, Марфа вернется и отправит к нему сестру. Если бы Марию заранее предупредили о
     приходе Христа, Марфа не стала бы говорить ей «Учитель здесь».
  ***Некоторые комментаторы полагают, что воскрешение Лазаря состоялось в субботу, когда траурные
     ограничения не действуют. Однако, целый ряд действий (оплакивание покойного, посещение могилы,
     перемещение камня и развязывание пут) не могли совершаться в субботу, так как они нарушают субботние
     запреты.
     К тому же, в субботу отменялись только явные, заметные всем траурные ограничения, а постоянное
     пребывание в доме к ним не относится.
 ****«Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра
     моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». (Лк 10 40)             
--------------------------------------------------------


     ...Переговорив с Учителем, Марфа отправляется назад и незаметно вызывает к нему сестру*. Сам Иисус все это время не трогается с места и остается за пределами селения:

            «Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя…
            Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа». (Ин 11 28,30)

В отличие от Марфы, уход Марии не остается незамеченным. Напротив, все гости поднимаются вслед за нею:

              «Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла,
               пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там». (Ин 11 31-32)

Трудно безоговорочно принять пояснение евангелиста**: при необходимости, Мария могла бы ускользнуть из дома так же незаметно, как и Марфа. Но допустим на минуту, что Марию выдала ее обычная импульсивность. В таком случае, ей следовало остановить поднявшихся гостей. Предположим, она была погружена в скорбь и не замечала, как встревожила присутствующих. Тогда задержать их могла бы Марфа – уж она-то знала, что Мария идет не на могилу брата. Наконец, в высшей степени сомнительно, что все дни траура плакальщики и друзья толпою следовали за Марией по пятам, куда бы она ни направлялась.

Нет, тут Э. Ренан прав - сестры СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО увели гостей к обожаемому Учителю. Вопрос лишь в том, ПО ЧЬЕЙ ИНИЦИАТИВЕ они организовали это шествие.

--------------------------------------------------------
      *При желании Иисус мог немедля пройти с Марфой на могилу Лазаря и воскресить его. Но он-то
        грезил об ином, суетном...
     **Иудеи прекрасно знали, что Мария соблюдает 7-дневный траур по брату, а потому не может выходить
        из дома.
--------------------------------------------------------


Не предвосхищая выводы, подчеркнем некоторые особенности поведения сестер и их Наставника:

     • Иисус приходит в селение как раз тогда, когда в доме Марии и Марфы собирается много
        сочувствующих иудеев из Вифании и Иерусалима.
     • Только подойдя к окраине селения, Сын Божий узнает, что Лазарь уже 4 дня покоится в могиле. Эти
         сведения он получает еще до встречи с сестрами.
     • Хотя Иисус стремится к славе, он до поры до времени избегает лишних свидетелей. С Марфой он
         встречается БЕЗ ПОСТОРОННИХ.
     • Иисус зачем-то вызывает к себе Марию**, хотя ничего не узнает от нее и ничего ей не сообщает.    
     • Согласно сюжету, Иисус вызывает Марфу только затем, чтобы заверить: «Воскреснет брат твой»,
         хотя уместнее было сделать это в доме, при гостях и сестре.
     • Марфа не сообщает Учителю о смерти Лазаря, как будто знает, что ему это известно*.
     • Марфа ускользает из дома незаметно, а Мария идет на тайный (?) зов Христа вместе с толпой гостей.
     • Ни Марфа, ни Мария не предлагают гостям остаться в доме.
     • Память Лазаря почему-то решили почтить не только односельчане, но и многие иерусалимляне.
     • Из Бетавары в Вифанию за Наставником отправились только его ученики. Множество народа, вроде бы
         уверовавшего там в него, за Христом не последовали.

--------------------------------------------------------
      *Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11 21)
     **Некоторые комментаторы считают, что Марфа направила Марию к Учителю без его ведома.
         Во-первых, почему же она не позвала Марию с собой, когда пошла к Учителю?
         Во-вторых, зачем ей выдумывать, что Марию зовёт Иисус?
         В-третьих, после разговора с Марфой Иисус почему-то остался на месте, словно ждал кого-то.
         Во-четвертых, куда же Марфа отправила Марию, если ей неизвестны намерения Учителя? Ведь
         Иисус мог пойти дальше, например, в Иерусалим. После ухода Марфы он мог пойти в ее дом и ТАМ
         встретиться с Марией.
--------------------------------------------------------





СВЕТ  В  КОНЦЕ  ТОННЕЛЯ


Перейдем теперь к заключительной части истории – собственно воскрешению. Эта знаменитая сцена открывается скорбным шествием иудеев, на ходу оплакивающих усопшего. Их горе передается Учителю и на глазах его выступают слезы. Все присутствующие замечают эту скорбь, но не всех это умиляет, поскольку в роковую минуту знаменитый целитель не пришел на помощь своему умирающему другу.


           «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и
             возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус
             прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали:
             не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» (Ин 11 33-37)

Не стоит осуждать недовольных: им были неведомы величественные замыслы Господа. Он-то прекрасно знал, что через несколько минут горе утраты сменится радостью обретения, а рыдания – криками ликования. Христос предвкушал свои триумф и славу, стремился к ним, а потому, в отличие от присутствующих, вовсе не скорбел о кончине друга. Слезы Господа, вероятно, свидетельствуют лишь о его впечатлительности. (Правда, до сих пор он не проявлял никакой чувствительности, сталкиваясь с чужими страданиями - голодом, тяжелыми болезнями, гибелью детей и т.п.)

      И вот - апофеоз всего повествования: Начальник Жизни одолевает самую Смерть, оборачивает необратимое, подобно Создателю вдыхает жизнь в бездыханное тело! Безграничное могущество Господа воочию открывается потрясенному народу иудейскому!
Чтобы он, этот жестоковыйный народ, перестал сомневаться и окончательно уверовал в Сына Божия, Иисус совершает свой подвиг поэтапно, сопровождая каждый шаг доступными комментариями. Он не взывает к Лазарю прямо с окраины селения, а приходит к его гробнице, как будто сила Гласа зависит от расстояния. Он не посылает ангелов и не устраивает землетрясения, чтобы сдвинуть могильную плиту (хотя его собственный гробовой камень впоследствии отодвинут именно ангелы), а поручает это людям. Он заранее информирует присутствующих, что им предстоит стать свидетелями славы Божией, а затем доходчиво объясняет свои намерения Богу-Отцу. Только должным образом подготовив всех высших и низших, Иисус, наконец, творит свое чудо.

            «Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус
              говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо
              четыре дня, как он во гробе.
              Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак
              отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
              благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал
              сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал
              громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными
              пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»
              (Ин 11 38-44)

Следуя заведенному порядку, отметим некоторые особенности и этой величественной сцены:

     • Христос НЕ ЗНАЕТ (или делает вид, что не знает), где положили Лазаря.
     • С присутствующими и Отцом Небесным Сын Божий говорит обычным голосом, а к погребенному
         обращается ГРОМКО.
     • В отличие от воскрешений в Наине и доме Иаира, Иисус оживляет Лазаря «бесконтактно»*.
     • Умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, как-то изловчился выбраться из
        гробницы ПРЯМО В ПЕЛЕНАХ. Он почему-то не сбросил путы в гробнице перед выходом наружу.
     • Иисус не помог сам и не послал учеников помочь «обвитому по рукам и ногам» Лазарю выйти из гроба.
     • Никто из присутствующих не попросил Равви воскресить кого-нибудь из своих родных**.

--------------------------------------------------------
                *В Вифании Христос не только не прикасается к покойнику, но даже не видит его.
                **Люди находились на кладбище, среди могил своих родственников. Только
                что они убедились во всемогуществе Иисуса. Неужели ни одному из них не захотелось
                вернуть своих близких?
--------------------------------------------------------



       «Из сонных трав настоянная гуща
       Смертельной силою, тебе присущей,
       Сегодня своего творца уважь»
       Гете. Фауст



БЫТЬ И НЕ БЫТЬ. В ГРОБНИЦЕ


Если свести воедино все вышеперечисленные замечания, вопросы и предположения, то история воскрешения Лазаря предстает в ином свете. Словно под кистью реставратора на старом полотне постепенно проступают контуры плана, сценария, сговора.

=======================================================


Некоторые действующие лица и сами не подозревают, что разыгрывают роли в спектакле искусного постановщика. Другие убеждают себя в том, что содействуют обману ради высокой цели, бескорыстно, - ничего личного. Третьи с воодушевлением исполняют свои партии, заранее предвкушая рукоплескания.

В свою очередь зрители наблюдают лишь то, что им дозволено наблюдать – высвобождение сил нечеловеческих и торжество духа над плотью. Однако, лишившись париков, румян и корсетов, эта костюмированная история демонстрирует силу знаний, расчета, изобретательности и честолюбия. Чтобы убедиться в этом, придется заново переписать ее, заполняя пробелы предположениями и догадками...

     …Итак, сестры умирающего Лазаря извещают Учителя о его болезни, не называя ни имени страдальца, ни симптомов недуга. Они даже не просят Равви спасти брата. Тем не менее, Иисус сразу понимает, о ком идет речь и чем страдает больной. Не вдаваясь в объяснения, Иисус заверяет гонца и/или апостолов, что страдалец не умрет. Его ученики, вряд ли понимают, кого он имеет в виду.

     Два следующих дня Иисус чего-то ждет, не отлучаясь из селения, а затем вдруг предлагает всем вернуться в Иудею. Натолкнувшись на сопротивление учеников, он неохотно приоткрывает завесу над своими замыслами.

     Соратники узнают, что больной, о котором Учителя известили два дня назад, - Лазарь из Вифании. Его состояние Равви называет сном, который следует прервать. Ученики недоумевают и Равви ради простоты называет этот сон смертью, которая призвана прославить его. Объясняясь, наставник радуется, что уж теперь-то апостолы, наконец, окончательно поверят в него.

     Друзья не спеша отправляются в Вифанию и через четыре дня выходят на окраину селения. Там Иисус узнает, что 4 дня назад Лазаря похоронили. Тогда Равви отправляет кого-то за Марфой, а сам остается ждать ее у дороги. Посыльный втайне от всех вызывает Марфу к Учителю, они встречаются и о чем-то договариваются. Марфа не извещает Равви о смерти брата, поскольку знает, что об этом Ему сообщили еще в Бетаваре, за Иорданом. Затем по приказу Учителя Марфа возвращается в дом и посылает к нему Марию и сама отправляется вслед за ней.

     Сестры делают вид, что идут на могилу брата и увлекают за собой всех гостей. В действительности толпа приходит на окраину к Иисусу. Оттуда его ведут на кладбище, полагая, что он желает побывать на могиле покойного друга и оплакать его. К этому времени Марфе уже известны планы Учителя. Он приказывает открыть гробницу, выдерживает паузу и громким голосом вызывает Лазаря. На его зов из гробницы с трудом карабкается оживший покойник, весь опутанный погребальными пеленами…

     Если перечитать вышеприведенный текст без предвзятости, а канонический – без экзальтации, обычно называемой «духовным зрением» и «голосом сердца», то нетрудно заметить, что новый вариант не столько уклоняется от канона, сколько заостряет внимание на его противоречиях, старательно затушеванных традиционными комментаторами.

     Фактически наша реконструкция (или деконструкция) состоит в том, чтобы путем рассуждений, а также сопоставления отдельных эпизодов с контекстом заполнить ПУСТОТЫ сюжета правдоподобными предположениями. Такой «реконструированный» текст позволяет четче разглядеть сюжет в его ПОЛНОТЕ, без лакун, а затем редуцировать его до смыслообразующих поступков и объединяющего их замысла.

     Так, «реконструированный» сюжет убедительно показывает, что Иисус действует расчетливо и конспиративно:

     • Получает сообщение, не предназначенное для чужих ушей
     • Сразу понимает, что речь идет о Лазаре
     • Без разъяснений угадывает болезнь Лазаря
     • Ставит заведомо ложный диагноз*
     • 2 дня ждет смерти больного
     • Называет ее сном
     • Растягивает возвращение в Вифанию на 4 дня вместо 1-2.
     • На окраине Вифании инструктирует Марфу
     • С помощью сестер собирает толпу друзей Лазаря
     • Объявляет, что он – Сын Божий и действует от имени Бога-Отца
     • Громко подает сигнал Лазарю


     Представим себе заключительную сцену чудотворства: воскресший Лазарь выбирается из гробницы – той самой гробницы, которую сегодня посещают толпы туристов. Она представляет собой глубокую пещеру, в которую надо спускаться по 27 (!) ступеням внутри узкого тоннеля высотой всего лишь в 1 м.

     Возникает естественный вопрос: как удалось спеленутому по рукам и ногам «покойнику» самостоятельно выбраться из погребальной ниши в стене гробницы и БЫСТРО одолеть узкий лестничный пролет**?  (После распятия даже воскресшему Христу потребуется немалое время, чтобы окончательно прийти в себя, хотя в этом ему будут помогать ангелы***). В отличие от зрителей Иисус прекрасно знает, что Лазарь ожил и сейчас шаг за шагом мучительно преодолевает свою «Via Dolorosa». Воскресшему покойнику тяжело влачить свое непослушное тело, но никакой Симон Киринеянин не протягивает ему руку помощи.

--------------------------------------------------------
        *Великий целитель знает, что его диагноз («эта болезнь не смертельна») внушит больному и его
           сестрам ложную надежду на выздоровление, надежда эта не оправдается и Лазарь умрет, а близкие
           и знакомые будут страдать и оплакивать его неожиданную  смерть. Тем не менее, Иисус бестрепетно
           вводит всех в заблуждение.
       **Иногда погребальными пеленами называют узкие полоски ткани, которыми обвивали каждую руку и
           ногу покойника в отдельности. Спеленутый таким образом человек способен передвигаться, но
           каждый шаг должен ему даваться с большим трудом.
      ***Сначала Мария видит отваленный камень-значит, воскресение уже началось. Затем она бежит к ученикам,
           те бегут с ней к гробнице, осматривают ее и уходят домой. Мария остается, плачет и в этот
           момент замечает Учителя: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу
           Моему» (Ин 20 12)
           От первого появления Марии у открытой гробницы до встречи с «восходящим к Отцу» Иисусом
           должно было пройти по меньшей мере 10 минут, а Иисус еще не вполне восстановился. 
--------------------------------------------------------


     Сколько времени заняло это восхождение от смерти к жизни – 5-10 или более минут* – неизвестно, но в кульминационные моменты секунды кажутся зрителям часами. Даже великим актерам не под силу держать такую паузу. Обычно через некоторое время толпа приходит в движение, затем раздается ропот самых нетерпеливых, который вскоре перерастает в свист и угрожающие выкрики… Почему же Иисус испытывает терпение окружающих, не помогая Лазарю поскорее выбраться наружу и прервать томительное ожидание? Вероятно потому, что никакой паузы в процессе воскрешения и не возникло - судя по тексту, Лазарь вышел СРАЗУ после христова повеления. Но для этого ожившему покойнику пришлось бы буквально бегом взбираться по лестнице! Поскольку такое проворство спеленутому Лазарю не под силу, логичнее предположить, что

=============================================
        Лазарь ЗАРАНЕЕ прошел весь путь
    от погребальной ниши до выхода наружу.
=============================================


--------------------------------------------------------
     *Спеленутому Лазарю потребовалось немалое время, чтобы без посторонней помощи размять свое
        затекшее тело, выбраться из погребальной ниши, дойти до лестницы и взобраться по ней.
--------------------------------------------------------


     Вернемся назад и вспомним, что незадолго до появления бывшего покойника Иисус приказал отодвинуть камень и в пещеру хлынул дневной свет, который и послужил Лазарю сигналом к действию. Затем Иисус обменивался репликами с Марфой и обращался к своему Отцу, затягивая время и давая Лазарю возможность подобраться к выходу. Разумеется, к этому времени усопший должен был уже полностью прийти в себя, самостоятельно или с чьей-то помощью. С чьей же?

     В столь рискованном эксперименте, чтобы не потерпеть публичного фиаско, целителю необходимо лично проверить, в каком состоянии находится Лазарь накануне «воскрешения». Скорее всего, именно об этом и говорит фраза: «Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе» (Ин 11:17). Зажиточное семейство Лазаря имело свой склеп, Равви, конечно, знал его, да и следы недавнего погребения бросались в глаза. Вероятно, Иисус сам или с помощником отправился к склепу*.  (Верные апостолы с пониманием отнеслись к его уходу «на гроб»: Равви так горевал о потере друга - не удивительно, что ему захотелось побыть на могиле одному). Там он спустился внутрь и обследовал Лазаря, который к этому времени уже оправился от действия дурмана. Друзья «сверили часы», Учитель закрыл гроб, вернулся к апостолам и послал за Марфой. 
Та скрытно встретилась с ним на краю селения, подальше от посторонних глаз, и обрисовала Учителю обстановку в деревне, настроения людей, оставшихся в доме с Марией, их отношение к Христу и т.п. Затем Марфа отправилась домой и вместе с Марией отвела гостей к Учителю.

     Возможно, ни она, ни апостолы даже не ведали о том, что происходило в недрах пещеры. А там в кромешной тьме томился их брат и друг Лазарь, уже очнувшийся от тяжелого забытья, вызванного снадобьем, которое перед уходом в Бетавару вручил ему Иисус. Учитель объяснил, что этот эликсир превращает живого человека в подобие мертвеца: его сердце не бьется, птичье перо недвижно лежит на губах, а все члены коченеют, точно у трупа.

     «В таком, на смерть похожем, состояньи» человек пребывает трое суток, а затем вновь пробуждается к жизни**. На несведущих людей возвращение мнимого покойника «с того света», конечно, произведет оглушительное впечатление и его несомненно зачислят в разряд святых. Поэтому друзья и решились на этот рискованный шег.

     Перед уходом Иисуса за Иордан договорились так: Лазарь скажется больным и попросит сестер послать за Учителем. Однако тот останется в Бетаваре. Спустя два дня Лазарь примет снадобье и погрузится в смертельное забытье. Его похоронят, а через четыре дня придет Иисус и «разбудит» отважного друга…

--------------------------------------------------------
                *В принципе, откатить могильный камень мог и один мужчина, поскольку этот камень имел
                круглую форму. 
                Нередко для его перемещения даже укладывали специальный желоб.
              **Нечто подобное предлагает Джульетте патер Лоренцо:
                Ты выпей все до капли; и мгновенно
                По жилам разольются у тебя
                Дремотный холод и оцепененье,
                Биенье пульса сразу прекратится,
                Ни теплота, ни вздох не обличат,
                Что ты жива,…
                Все члены, лишены упругой силы,
                Застынут, станут мертвенно-недвижны;
                И вот в таком подобье страшной смерти
                Ты ровно сорок два часа пробудешь,
                Чтобы потом проснуться, как от сна.
--------------------------------------------------------


     Если мотивы Иисуса указаны им самим: прославиться, представить себя Сыном Божиим и укрепить свое учение, то побуждения Лазаря менее очевидны. Вероятно, причины, побудившие Лазаря пойти на смертельный риск, как-то связаны с его биографией. По этому поводу за отсутствием фактов остается только строить предположения.

               Можно обратить внимание на то, что память Лазаря пришли почтить не только односельчане, но и
               многие иерусалимляне. Следовательно, он был довольно известной личностью. Из первой строки
               истории («Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее»)
               вытекает, что Марфа и Мария ЖИЛИ в Вифании, а их брат был РОДОМ из Вифании (как Иисус из
              Назарета). Неизвестно, где именно он обретался незадолго до своей «кончины».
               После воскрешения первосвященники решают убить Лазаря якобы за то, что он способствовал
               популярности Христа*. В такое объяснение верится с трудом, поскольку Иисус уже оживлял
               сына наинской вдовы и дочь Иаира, но никому не приходило в голову требовать смерти воскрешенных.
               Более правдоподобным кажется предположение, что истоки ненависти первосвященников кроются в
               популярности самого Лазаря среди местного населения.
               Некоторые авторы, например, Иосиф Флавий, упоминают в своих трудах легендарного разбойника
               Елизара (Лазаря)**, который на протяжении долгих – то ли двадцати, то ли более – лет
               терроризировал окрестности Иерусалима. Римляне безуспешно охотились за ним вплоть до
               50-х годов. Только прокуратору Феликсу удалось хитростью захватить его и отправить в оковах в
               Рим***. Спустя 10 лет партия зелотов под руководством Менахея, сына основоположника секты
               Иуды Галилеянина, и его родича Елизара поднимают восстание против Рима…
               Из-за обилия разбойников, наводнявших в те годы Иудею, невозможно утверждать, что у Иоанна
               речь идет о том самом мятежнике Елизаре. Однако, нельзя и полностью исключить такую
               возможность.


--------------------------------------------------------
      *Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали
         в Иисуса. (Ин 12 10-11)
     **"…иудеи взялись за оружие, призвали к себе на помощь Элеазара, сына Диная (то был разбойник, уже
         много лет хозяйничавший в горах), подожгли несколько самарянских деревень и предали их
         разграблению" (Иосиф Флавий.Иудейские древности).
    ***"Между тем дела Иудеи приходили со дня на день все в больший упадок. Страна вновь наполнилась
         разбойниками и обманщиками, которые вводили простонародье в заблуждение. Тем временем Феликс
         ежедневно ловил и казнил как тех, так и других.
         Так, например, он хитростью захватил Элеазара, сына Диная, собравшего вокруг себя огромную
          шайку разбойников: уверениями полнейшей безопасности он заманил его к себе, затем велел заковать
          в оковы и отправил его в Рим" (Иосиф Флавий. Иудейские древности.20.5)



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).