Генерал рассказ

Яшар Буньяд
Предлагаем вниманию читателей рассказ Яшара Буньяда, занявшего 2-ое место по количеству голосований жюри в номинации «Лучший рассказ» конкурса, объявленного Manera.az.


ГЕНЕРАЛ
(рассказ)

- Вот это настоящий лай!.. Молодца!..

«Правду говоря, мой лай доставлял наслаждение не только моему новому хозяину, но и мне самому! Гаввв!.. Рррр-гавв-ррр-гаввв!.. Круто! Бывший мой хозяин, бедняга, отдал концы так и не увидев этого дня. Хорошим был мужиком; кутил, шутил, по бабам ходил!.. Покойся с миром, шельмец!.. А родичи его и сельчане думали, он тихоня, ни с кем не водится, сам с собой обходится… Многие говорили, его пёс на него самого похож, совсем не пригож, а иные вообще за человека его горемыку не держали… Он сполна за меня настрадался. Да, я собака, но совесть и честь имею! Мой бывший, воздадим Богу богово, делился со мной едой-водой (всем, кроме водки), часто купал в арыке, до самого последнего вздоха готов был чуть ли не на голову встать, чтобы дождаться от меня одной-единственной вещи: лая!.. Да, своим диким видом я нагонял страху на каждого встречного, но мал я был, мал, многого не понимал, может, совесть еще не сформировалась что ли, не знаю… Бессловесной тварью Божьей я был, сколько бы ни старался не мог залаять, да что там лай, даже тявкнуть как следует не получалось. Отчего? – сам не знаю…

Новый хозяин заприметил меня, когда я слонялся по пустоши. В тот самый день, когда я то ли от тоски, то ли от страха остаться совершенно одному в этом необъятном мире, поднял морду к небу и завыл утробным воем. Да, в тот день до меня дошло, что пёс без хозяина что дом без крыши, где гуляют мыши, а кот никудышен. Потому я и пустился куда глаза глядят – искать себе хозяина. Но, нет, это я забежал чуть вперед: сначала я отправился на сельское кладбище и вдосталь повыл на могиле Керима-киши, выл сколько хватало сил, точно бирюк!..

В конце концов пустошь меня утомила. Я проголодался. Надоело копошиться в мусорках. Разве люди оставляют нам бесхозным животным что-нибудь съедобное в этих отбросах?!.. Короче говоря, мне всё это обрыдло и я засеменил по краю дороги прямиком в город. Не успел я пробежать и несколько метров как рядом резко притормозил мчавшийся на полной скорости большой белый автомобиль. Сердце готово было выпрыгнуть из груди. Вдруг вижу авто дает задний ход ко мне. О Боже, неужто ради меня?.. Вот машина остановилась, водитель выключил двигатель. Кажется, чуток робел. Сначала опустил боковое стекло, глянул, улыбнулся, кажется спросил кличку, а может, справился есть ли у меня хозяин, не знаю, мне и так было невмоготу. А смеяться и подавно не могу. Я не убежал, даже не залаял… Водитель оказался пожилым, внушительного вида мужчиной, рядом с ним сидела красивая молодая женщина. Он взял у нее что-то завернутое в бумажный сверток. Когда он осторожно открыл дверцу и стал приближаться ко мне, радость моя не знала предела, но показывать этого я не стал. Пускай не думает, что я какой-нибудь проходимец!.. Я навострил уши, чтобы хорошо услышать его голос; хоть мужчина выглядел внушительно и грубовато, чувствовалось – собак он любит. Он развернул сверток и положил его прямо перед моим носом. Слава тебе, Господи! Как аппетитно выглядит! Запах пищи тотчас выбил из моих ноздрей всю вонь мусорки!.. Мужчина и высунувшая голову в открытое окно красотка так на меня смотрели, будто отродясь собак не видали. Я знал, они вовсе не любуются моей рыжей шерстью, красивыми блестящими зрачками, гордой статью. Им просто было интересно съем я или нет большой кусок прожаренного мяса, лежащий прямо передо мной. Я не стал выделываться и принялся поедать сводящий меня с ума сочный кусок. Не упрекайте меня, ведь я проголодался как волк (?)!.. Мой норов пришелся мужчине по сердцу. Он нажал на какой-то предмет, что держал в руке – и с пиканьем открылась дверца багажника. Мужчина сделал мне знак рукой, пригласительный жест. Мне?!.. Сначала я типа опешил, уставился по очереди то на поднявшего руку мужчину, то на высунувшую голову из окна женщину, то на багажник с открытой дверцей. Типа оценивал ситуацию и прикидывал когда за мной придёт хозяин. И вдруг, смирившись с судьбой, кинулся в открытый багажник…

Теперь я живу в этом огромном дворе; во дворе цветущего имения, откуда не видно ничего, кроме синего неба. Мне сейчас могут позавидовать даже люди; у меня отдельная комната, отдельная ванная, мягкая подстилка… Кормят исправно три раза в день, к тому же большими жирными кусками мяса!.. Живу, не тужу!..

В тот день, когда меня сюда привезли, меня хорошенько искупали. Впервые в жизни я мылся с пенистым ароматным шампунем. Затем высушили отдельным чистым белым полотенцем и феном, а потом пустили во двор принять солнечную ванну. Тогда-то я и понял, что не каждой собаке выпадают такие кости!..

Мой новый хозяин (дай Бог ему здоровья!) богатый, гостеприимный, солидный и уважаемый мужчина. Не знаю как других, но меня он очень любит. Показывает меня гостям и расхваливает с пеной во рту. Он кормит и поит меня из такой посуды, которая блестит золотом под солнечными лучами. Если меня забывают искупать, слуге несдобровать:
- Он должен благоухать розами, а не вонять псиной!

А слуга божится, что искупал ровно час назад самым дорогим шампунем. В такие минуты я жалею, что не могу говорить по-человечески. Ведь этот негодяй врёт до мозга костей. Вообще, люди – мастера в искусстве вранья. Жаль, не могу это высказать, остается успокаивать себя продолжительным лаем…

Порой я не вижу хозяина на протяжении нескольких дней. Дааа, в такие дни за мной ухаживает хозяйка, та самая красотка. По-моему, она щедрее и сердобольней. Она всегда кладет мне в миску самые сочные куски, катает на машине, даже обнимает и целует. Хозяин иногда треплет меня по шее, спине, чешет морду со словами «Молодца! Хороший пёс!», хозяйка же целует, милует. Да, хватается обеими руками за уши, поднимает морду к себе, прижимает к груди и лобзает: «Уххх, мой Генерал!». Не знаю откуда она знает мою кличку. Но всё это мне нравится. (Ведь я уже столько времени не слышал своей клички.)
Однажды я бросился к стволу грушевого дерева, чтобы сходить по нужде. Я только-только поднял заднюю лапу, как увидел, что хозяйка за мной наблюдает. Стесняться я не стал, чего тут постыдного?! Но я никогда не видел, чтоб люди так на меня смотрели, потому виляя хвостом, я повернулся к ней задом и сходил по нужде, а потом набросал земли на пузырящуюся мочу – пусть не воняет. Моя хозяйка покатилась со смеху. А я рявкнул пару раз…

Больше всего я ненавижу эту штуковину, которую иногда надевают вплотную на мою морду. Даже врагу не пожелаю. Ужас! Наверное, боятся, что я могу на кого-нибудь наброситься. Слава Богу, хоть не всё время с ним хожу, а только когда выхожу в люди, не то сердце бы разорвалось. Это меня мучает. Я начинаю ненавидеть себя, того, что я собака. Однажды хозяйка надела эту штуковину мне на морду и загнала меня в автомобиль. А поводок привязала к железке под сиденьем, будто я убежать собрался. Да куда мне бежать?! Какой глупец станет бежать от такой привольной жизни?!.. Машина с такой скоростью рванулась с места, что я чуть не ударился головой. Сам Бог уберег. Да, хозяйка моя на протяжении всей поездки слушала какие-то дурацкие песни и в итоге доехала до ворот какой-то виллы. Долго ждать не пришлось. В мгновении ока в воротах показался высокий молодой человек, вежливо отворил дверцу автомобиля, поцеловал хозяйке руку, хитро на меня покосился и что-то буркнул, а потом увел с собой мою хозяйку. Я думал они и меня с собой заберут, но мне пришлось остаться по эту сторону приотворенного окна, куда я еле-еле мог просунуть кончик морды… Заскучал. А еще, как назло, приспичило по нужде. Я метался и в бессилье царапал окно и сиденья. Ведь не стал бы я мочиться в машине! А по дороге ни одного прохожего и хозяйка бессовестная пропадом пропала. Я обратил внимание: когда они уходили автомобиль не отбрасывал тени, а сейчас тень медленно ползла к стене виллы. Значит, прошло немало времени. Они меня совсем забыли, занявшись каким-то крайне важным делом; какое им было дело, что я тут корчусь, не находя себе места. Гав-гав-гааавв!..

Наконец, ворота открылись. Парень прямо у порога принялся застегивать пуговицы на рубашке, поцеловал мою хозяйку в щеку и закрыл ворота. Я царапнул стекло и громко залаял. Она заметила меня будто бы только что. «Аааа…», – всплеснула она руками и отворила дверцу автомобиля, а я тут же помчался в кусты на углу улицы!..
Каждый раз, когда отлучался мой хозяин, его женщина надевала мне на морду ту мерзкую штуковину и приезжала на эту виллу.

Я часто видал того паренька на торжественных вечерах в нашем дворе. Он всегда подобострастно относился к моему хозяину и самоотверженно исполнял его поручения. Но он никогда не приближался к молодой подруге хозяина, не показывался у нас, когда хозяин находился в отлучке. Никогда! Видать, так было надо…

Но в один далеко не прекрасный день…

Вечерело, тени таяли в сумерках, затихал дневной шум-гам. В такие вечера наше имение погружалось в глубокую тишину, напоминающую морское дно. Я лежал в деревянном «домике» возле летней кухни и созерцал хрустальную люстру, сверкающую на первом этаже. Слуги ушли давно. Хозяйка, скорее всего, смотрела какую-то чушь по телевизору. Внезапный звонок разбил эту тишину на сотни осколков. Отчего-то я не залаял. Пару минут спустя моя хозяйка спустилась во двор в белоснежном шелковом одеянии. (Врать не буду – она была настоящей красавицей!) Обычно дверь открывал либо слуга, либо сам хозяин, к тому же сначала посмотрев в глазок. Хозяйка точно знала о нежданном госте, так как отворила ему без тени смущения. Мои глаза на пару секунд ослепил яркий свет из комнат, потому поначалу я не узнал пришедшего. Но когда они прошли через двор и приблизились к навесу у летней кухни, я узнал паренька. Моя хозяйка обнимала молодого человека точно так же как и меня, шептала ему на ухо, целовала в губы. Парень выглядел тревожно, может, осторожничал; часто оглядывался по сторонам, не решался ответить на призыв женщины. Она разлила вино по бокалам, нарезала фруктов. Выпили. Разделись. Открыли диван под красным черепичным навесом и вовсе со мной не считаясь, не держа меня даже за собаку, тесно прижались друг к другу. Пока они издавали странные звуки, меня отчего-то охватывала жалость к своему хозяину. Во мне взыграла собачья преданность, мне захотелось лаять и выть, но, стиснув пожелтевшие зубы, я дотерпел до утра. Мне приснился бывший хозяин… Когда он хаживал к своей любовнице, то и меня с собой брал. Правда, я дремал в коридоре, на маленьком шерстяном одеяле, но в открытую дверь спальни видеть-то видел что он вытворял. Случалось и не раз, они ни в грош меня не ставя, проходили мимо в чем мать родила и без стыда без совести… Но нееет.., то дело другое, а эти вот плюют в колодец, откуда пьют. Ррррр!

Скоро рассвет. Ясно слышен гул редких автомобилей, мчащихся по трассе. Я лежу, навострив уши. Мне противно смотреть в их сторону, но время от времени я невзначай поглядываю на шелковое покрывало, которое поднимается и опускается и снова поднимается. Рррррр!.. Ррррр!.. Мои красные зрачки, острые зубы, железные когти вгоняют всех в страх, а эти бесстыдники…эти… Будь что будет!

Я покинул свою деревянную будку и приблизился к навесу. Обошел раскрытый диван и остановился. Из-под покрывала выглядывали две пары ступней. Высунув красный горячий язык, я принялся их облизывать. Это влажное и горячее прикосновение словно придало этим двоим жару, диван принялся раскачиваться сильнее. Он издавал странные звуки. Да не диван, а парень!.. Если б я издавал такие звуки, меня отсюда прогнали бы как собаку!..
Я не смог удержаться. При всей своей звериной, собачьей сущности я не мог спокойно взирать на эту сцену. Я стиснул зубы, вытер пену со рта о диван, цапнул край покрывала и потянул вниз. Как только покрывало спало, я с наслаждением принялся лаять: «Гав-гав-гаввввв!..». Только сейчас они ощутили мое присутствие. Парень сильно испугался. Кажется, ему показалось, что это хозяин дома. Он побледнел до кончиков волос. Стал похож на мертвеца. А когда чуток пришел в себя, то заорал с такой силой, что даже я так заорать, то есть залаять не смог бы. Хозяйка, увидев, что это не человек, а собака, разозлилась: «Чёртов пёс, пшел вооон!.. Зараза, всё испортила!», – сказала она и даже не удосужилась прикрыться. Парень всё еще продолжал вопить. Мне захотелось откусить от его мягкой аппетитной плоти, но потом передумал. Испугался, что может понравиться и потом пристращусь, приохочусь к человечинке. Хозяйка не переставая осыпала меня бранью, одновременно успокаивая парня и натягивая на себя одежду. Я тоже не переставал лаять, обходил кругами диван и ждал, когда горемычный ловелас ретируется. Вдруг хозяйка, уж не знаю что взбрело ей в голову, полыхнула в гневе:
- Быстрей, одевайся! Трус, дрейфло!.. Что бы ты делал, если вместо пса оказался бы Шакир? В штаны бы наложил, да?!
- Уже…уже…о-о-оде-оделся…у-ухо-ухожу, всё!..

Я без устали лаял, парень дрожащими руками застегивал ремень, хозяйка кричала…
Мне всё это доставляло наслаждение! Гав-гав-гавввв!!!

- Заткни свою мерзкую пасть! Заткнись, хватит! – кричала на меня хозяйка. А я всё лаял. И не собирался прекращать…

Чуть спустя меня охватило беспокойство; я понял, что за приятную жизнь придется расплатиться! Потому что проводив нежеланного гостя до ворот и вернувшись обратно, я услышал недовольное бурчание хозяйки:
- Наглая скотина!.. Твое место не здесь, а на мусорке!.. Пусть вернётся Шакир – увидишь…

Да, кажись, мой лай испортит мне жизнь. А мне и побоку. Собаке собачья жизнь!..»               
      


перевод с азербайджанского Ниджата Мамедова