Н. А. Макаровец глава 1 детство часть 1-11 раннее

Дудко 3
Это не фотография, а картина художника Г. С. Соловьёва.
Картина называется – «ОТЧИЙ  ДОМ  КОЛИ  МАКАРОВЦА».



НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 1  ДЕТСТВО

ЧАСТЬ 1-11  РАННЕЕ  ДЕТСТВО


Снимок этой картины помещён в книгу с названием – «Николай Александрович Макаровец.  Директор.  Учёный.  Конструктор».

 Собственно, это не совсем книга, это – фотоальбом, рассказывающий о жизни Николая Александровича. В альбоме кроме фотографий приводятся пояснения к снимкам, сделанные лично Макаровцем.

Книга составлена А. Е. Ермаковым и К. Н. Леоновым. И вот как они предваряют рассказ Николая Александровича о  раннем детстве…

...Человек не  может полноценно жить, не зная своих корней. И чем глубже мы вглядываемся в седую старину своей истории, тем богаче становятся наши души, потому что теперь перед нами пример героического прошлого наших предков.

Как ни ломала их судьба, как не уничтожали враги и стихии, они только закалялись в боях за жизнь, за продолжение рода.

Н. А. Макаровец родился 21 марта 1939 года на Украине, в г. Кролевец, расположенном в полесье, в бассейнах рек Десна и Сейм, на трассе Киев – Москва.

Отец Н. А – Александр Никитович.

Мать – Евгения Ивановна.

Продолжает Н. А. Макаровец…

-  Мои детские годы прошли в довоенное военное и послевоенное время.

Самые тёплые и светлые воспоминания этих лет – о бабушке (по линии матери).

  Евдокия Васильевна Огиевская принадлежала к известному роду огиевских (учёных, литераторов, просветителей). И всю свою жизнь проработала учительницей в селах Кролевецкого района.

По наследству ей перешел большой участок земли (около 4 га) с садом и домом.

Семья была дружная. Все жили в одном доме, но беды не обошли их стороной.

Рано умер дедушка, сгорел дом, и семья долгое время вынуждена была жить в сарае.

Принимая во внимание работу бабушки в качестве учителя, комитет бедноты постановил: дом-кухню для откорма скота местного помещика Груздинского разобрать и перенести на усадьбу бабушки.

Так появилась маленькая хатка из двух небольших комнат с земляным полом и соломенной крышей.

Здесь я и родился и жил до 8 лет.

Несмотря на жизненные трудности, бабушка не теряла присущего ей жизнелюбия, оптимизма и доброты к людям.

Иногда зимой бабушка ездила в Ростов к родственникам. Возвращалась всегда с детскими книгами, устраивалась с детьми на лежанке и принималась за чтение привезенных книг.

 Самые яркие воспоминания детства - корова Райка с красивым колокольчиком на шее и немецкая оккупация.

Валдайский колокольчик 1813 года семья хранит по сей день. Он оказался причастен не только к Райке, но и к моему предку - офицеру. После войны с Наполеоном он вернулся из Парижа на бричке под звон этого самого колокольчика.

 Моя бабушка Евдокия Ивановна принадлежала к старинному роду украинских просветителей, участвовавшему в выкупе из крепостной кабалы Тараса Шевченко.

После революции, в 1922 году, успешно прошла проверку на лояльность новому режиму. В знак признания ее заслуг по обучению крестьян грамоте комбед оставил бабушке земельный надел в пять гектаров, который ей достался от деда. И этот надел переходил в нашем роду из поколения в поколение. До 1960-х годов я успешно пас на нем корову.

Да, мое детство начиналось с войны и с коровы. Корову звали Райка. Она была у нас кормилицей. На шее у нее всегда болтался колокольчик. Колокольчик как колокольчик.

 А года четыре назад мы с женой, приехав на родину, совершили открытие.
Нашли коровий колокольчик в сарае и рассмотрели надпись:

 "Валдайский колокольчик. 1813 год. Кого люблю, того дарю".

 С этим колокольчиком мой прапрапрадед, участник Отечественной войны 1812 года, приехал домой из Франции на бричке, запряженной лошадьми. За боевые подвиги государь пожаловал ему поместье.
 


Продолжает Ираида…

Когда просматриваю в интернете материал, посвященный Н. А. Макаровцу, почему-то ничего не нахожу, относящегося к его детству, кроме приведенных выше, им же рассказанных историй.

И вот, наконец, я поняла истинную причину этого.

Всю жизнь Николай Александрович был связан с работами, имеющими гриф секретности. Поэтому никогда и ничего о своей работе, а заодно и о себе он не рассказывал и не публиковал.

И только, в последние годы, когда о многом стало возможным говорить «вслух», стали широко освещать в печати всё, что касается деятельности Н. А. Макаровца.
Деятельности, но – не подробности детства…
Вот так вот…

Но и то, что он сам рассказал о себе, хоть и коротко, но всё-таки позволяет нам представить: и бабушку Колину, и домик, в котором он провёл своё детство и корову, которую он пас на потомственных лугах…