Ренуар Завтрак гребцов

Алина Алексеева-Маркезин
            Одна из самых знаменитых картин Ренуара "Завтрак гребцов"1881г..
Кар­тина была написана на тер­расе мод­ного в те годы ресто­ран­чи­ка Maison Fournaise (Дом Фур­нез), нахо­дя­щемся на неболь­шом ост­ровке посреди Сены рядом с горо­дом Шату неда­леко от Парижа. В соб­ствен­но­сти семей­ства Фур­нез был также неболь­шой отель для тури­стов и про­кат лодок. Пари­жане сте­ка­лись в Дом Фур­нез, чтобы арен­до­вать ялики (а гребля в те годы была необы­чайно попу­лярна), пове­се­литься, пофлир­то­вать, вкусно поесть и остаться на ночь.

        Это было место, где вдали от суеты города про­во­дила время самая раз­но­об­раз­ная пуб­лика — биз­не­смены, свет­ские дамы, худож­ники, актрисы, писа­тели, кри­тики, швеи, про­дав­щицы и ари­сто­краты. Вече­рами на тер­расе, с кото­рой откры­вался пре­крас­ный вид на реку, устра­и­ва­лись танцы под пиа­нино. Именно здесь, на тер­расе, Ренуар и изоб­ра­зил своих дру­зей и зна­ко­мых, с кото­рыми посто­янно общался в тот период.

            В письме 1880 года Ренуар пишет: «Сей­час я не могу оста­вить Шату, поскольку еще не закон­чил свою работу. Было бы очень при­ятно, если бы вы могли при­е­хать сюда и ото­бе­дать со мной. Уве­ряю Вас, Вы не пожа­ле­ете об этой поездке. Это одно из самых оча­ро­ва­тель­ных мест в окру­же­нии Парижа».

         В Мезон Фур­нез”любили бывать Клод Моне, Эду­ард Мане, Аль­фред Сис­лей, Камиль Пис­сарро, Гюстав Курбе. У Берты Моризо был неболь­шой лет­ний дом непо­да­леку, в Бужи­вале. Эдгар Дега был страст­ным греб­цом, часто бывал в Maison Fournaise и хорошо знал семью. Аль­фон­сина Фур­нез, люби­мая модель завсе­гда­таев-худож­ни­ков, впо­след­ствии при­гла­сила Дега на свою сва­дьбу. Кра­со­той этого места вос­хи­ща­лись не только худож­ники. Среди его почи­та­те­лей был и Ги де Мопас­сан. Он часто сни­мал ком­нату на вто­ром этаже отеля, а сам ресто­ран вывел в новелле “Подруга Поля” под име­нем ресто­ран Грий­она

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

        Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом.Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.

           В отличие от "Бала в Мулен де ла Галетт" здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон.

            На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за установленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки.

            Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.

       На картине "Завтрак гребцов" Алина Шериго в цветущем возрасте, еще окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает его своей молодостью и беззаботностью. Она была почти на 20 лет моложе художника. Алин нравилось позировать художнику, и с первых дней она почувствовала, как ее влечет к нему. Убежденный холостяк Ренуар тоже был очарован девушкой и сознавался: «Ее хочется погладить по спине, как котенка».

             Став супругой художника, Алин сумела облегчить его жизнь, ограждая Ренуара от всего, что могло бы помешать его работе. Беден он или богат, знаменит или безвестен, для нее это не имело значения. Алин быстро снискала всеобщее уважение. И даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на одной из выставок, сказал: «Она похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов». Жена подарила Ренуару двух прекрасных сыновей, один из которых, Жан, стал известным кинорежиссером, а младший Пьер — замечательным артистом. Союз с Алин не только принес покой Ренуару, обогатил его эмоциональный мир, но и привел к переосмыслению его искусства.


     Напротив нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился Кайботт, инженер, коллекционер, художник-любитель, страстный гребец. Он много помогал импрессионистам, собрал коллекцию их работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил выполнить его завещание.

       Рядом с Кайботтом Ренуар написал итальянского журналиста Маджиоло. А за ними расположились стоя и сидя барон Барбье, недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана Ренуара, взявший на себя труд собрать модели для этой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке, написанная на фоне яркой зелени.

      В картине много светлых, белых и желтых, тонов, которые вместе с синими, фиолетовыми и темными красками создают общий колорит.

 В конце века мода изме­ни­лась, и лодку вытес­нил вело­си­пед. Ресто­ран посте­пенно стал при­хо­дить в упа­док и в 1906г. Аль­фон­сина была вынуж­дена его закрыть. Умерла она в 1937 году, в воз­расте 91 года.