Одна из самых знаменитых картин Ренуара "Завтрак гребцов"1881г..
Картина была написана на террасе модного в те годы ресторанчика Maison Fournaise (Дом Фурнез), находящемся на небольшом островке посреди Сены рядом с городом Шату недалеко от Парижа. В собственности семейства Фурнез был также небольшой отель для туристов и прокат лодок. Парижане стекались в Дом Фурнез, чтобы арендовать ялики (а гребля в те годы была необычайно популярна), повеселиться, пофлиртовать, вкусно поесть и остаться на ночь.
Это было место, где вдали от суеты города проводила время самая разнообразная публика — бизнесмены, светские дамы, художники, актрисы, писатели, критики, швеи, продавщицы и аристократы. Вечерами на террасе, с которой открывался прекрасный вид на реку, устраивались танцы под пианино. Именно здесь, на террасе, Ренуар и изобразил своих друзей и знакомых, с которыми постоянно общался в тот период.
В письме 1880 года Ренуар пишет: «Сейчас я не могу оставить Шату, поскольку еще не закончил свою работу. Было бы очень приятно, если бы вы могли приехать сюда и отобедать со мной. Уверяю Вас, Вы не пожалеете об этой поездке. Это одно из самых очаровательных мест в окружении Парижа».
В Мезон Фурнез”любили бывать Клод Моне, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Гюстав Курбе. У Берты Моризо был небольшой летний дом неподалеку, в Буживале. Эдгар Дега был страстным гребцом, часто бывал в Maison Fournaise и хорошо знал семью. Альфонсина Фурнез, любимая модель завсегдатаев-художников, впоследствии пригласила Дега на свою свадьбу. Красотой этого места восхищались не только художники. Среди его почитателей был и Ги де Мопассан. Он часто снимал комнату на втором этаже отеля, а сам ресторан вывел в новелле “Подруга Поля” под именем ресторан Грийона
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом.Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.
В отличие от "Бала в Мулен де ла Галетт" здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон.
На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за установленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки.
Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.
На картине "Завтрак гребцов" Алина Шериго в цветущем возрасте, еще окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает его своей молодостью и беззаботностью. Она была почти на 20 лет моложе художника. Алин нравилось позировать художнику, и с первых дней она почувствовала, как ее влечет к нему. Убежденный холостяк Ренуар тоже был очарован девушкой и сознавался: «Ее хочется погладить по спине, как котенка».
Став супругой художника, Алин сумела облегчить его жизнь, ограждая Ренуара от всего, что могло бы помешать его работе. Беден он или богат, знаменит или безвестен, для нее это не имело значения. Алин быстро снискала всеобщее уважение. И даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на одной из выставок, сказал: «Она похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов». Жена подарила Ренуару двух прекрасных сыновей, один из которых, Жан, стал известным кинорежиссером, а младший Пьер — замечательным артистом. Союз с Алин не только принес покой Ренуару, обогатил его эмоциональный мир, но и привел к переосмыслению его искусства.
Напротив нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился Кайботт, инженер, коллекционер, художник-любитель, страстный гребец. Он много помогал импрессионистам, собрал коллекцию их работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил выполнить его завещание.
Рядом с Кайботтом Ренуар написал итальянского журналиста Маджиоло. А за ними расположились стоя и сидя барон Барбье, недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана Ренуара, взявший на себя труд собрать модели для этой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке, написанная на фоне яркой зелени.
В картине много светлых, белых и желтых, тонов, которые вместе с синими, фиолетовыми и темными красками создают общий колорит.
В конце века мода изменилась, и лодку вытеснил велосипед. Ресторан постепенно стал приходить в упадок и в 1906г. Альфонсина была вынуждена его закрыть. Умерла она в 1937 году, в возрасте 91 года.