Тайны пещер киево-печерской лавры ч. 4

Владимир Бровко
                ч.4
                Киево-Печерская лавра под властью большевиков

    И если говорить кратко в формате газетного очерка, то всю историю Лавры с 1918 по 1988 года можно показать так.
   25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
    В 1915 году, сохраняя статус первоприсутствующего в Святейшем Синоде, владыка Владимир возглавил кафедру Киевских митрополитов. Однако вскоре, после Февральской революции, в апреле 1917 году, указом Временного правительства он вместе с большинством других иерархов был освобожден от присутствия в Святейшем Синоде.
      Вовремя свидетельства митрополита Владимира на Киевской кафедре состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран новый патриарх РПЦ – святитель Тихон (Белавин). Владыка Владимир участвовал в работе собора в качестве почетного председателя, а после избрания предстоятеля – 21 ноября 1917 года – возглавил чин интронизации последнего.
       В это время В Киеве развернула активную деятельность часть духовенства, настроенного на создание автокефальной Церкви на территории Украинской Народной Республики. По просьбе клира и мирян, настороженных деятельностью про автокефального крыла, 4 декабря владыка Владимир вернулся в Киев.
        Через месяц – 7 января 1918 года – будущий святой был избран почетным председателем Всеукраинского церковного собора.
        На Всеукраинском Церковном соборе был поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви на Украине. Митрополит Владимир твёрдо отстаивал единство Русской церкви.
     Лидер партии раскольников архиепископ Алексий, самочинно поселившийся в лавре по соседству с митрополитом Владимиром, активно настраивал монахов лавры против архипастыря и священноархимандрита.
     Обстановка на Соборе и вне его стен была конфликтной — позиции сторон определялись политическими пристрастиями, аргументами в споре участников Собора становилась вооружённая митингующая улица.
     В это время к Киеву приближались советские отряды под командованием М. А. Муравьёва. Собор, так и не приняв никакого решения, 18 января 1918 года был закрыт.

      23—24 января 1918 года советские войска (2-я революционная армия под командованием Р. И. Берзина) овладели Печерском. Лавра оказалась в осаде
        23 января большевики овладели Лаврой, в результате чего монастырь подвергся грабежу.
        Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев в конце января 1918 года, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Ещё ранее, сразу после произошедшей Февральской революции, в Печерской лавре началось сильное брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства, вызванное преимущественно материальным неравенством.
      Ключевую роль в разжигании нетерпимой атмосферы в Лавре сыграл безудержный «церковный большевизм», возникший и усиливавшийся на фоне безвластия и анархии, охвативших революционную Россию.
      В монастыре проходили митинги, на которых раздавались требования демократизации церковного управления и протесты против митрополита Владимира, чьи методы управления считались деспотичными.

       Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника, архимандрита Климента (Жератиенко).
       Моральный авторитет Владимира и благоговение к нему пали настолько низко, что среди лаврских насельников просто не нашлось тех, кто искренне стремился защитить его достоинство и жизнь.
       Вместе с тем исследователь Е. П. Кабанец отметил, что национально-религиозные разногласия не играли ключевой роли в умонастроениях монахов, поскольку национальное сознание у них почти отсутствовало и для подавляющего большинства насельников монастыря требования автокефалии не шли дальше представлений об экономической самостоятельности и самоуправлении.
       Поздно вечером 24 января 1918 года в дом наместника в Верхнем монастыре ворвались четверо вооружённых солдат в сопровождении женщины, одетой сестрой милосердия, потребовали накормить их ужином, а поужинав, тщательно обыскали дом.
      Позже стало известно, что нападавшие перед этим ограбили благочинного и лаврское казначейство, забрав даже обесцененные инфляцией кредитные билеты и боны на ничтожную сумму.
     Днём 25 января 1918 года красногвардейцы провели обыск в покоях митрополита.
     Монахи жаловались красногвардейцам, что они хотят устроить в монастыре такие же порядки как у красных — с комитетами и советами, но митрополит не позволяет им.

      Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса.
     Ранее монахами Лавры, подстрекаемыми архиепископом Алексием, был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.
       Затем Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.

       Имевшаяся в лавре наёмная охрана — «специальная милиция» — набиралась из всяких проходимцев и не выполнила своих обязанностей по защите монастыря, чем фактически потворствовала разбойникам, чьё нападение заняло не больше 20—25 минут и было рассчитано исключительно на внезапность и решительность.
        Преступники очень спешили, опасаясь, что их разоблачат и схватят. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание швейцара монах Фёдор подслушал обрывки разговора между Владимиром и пришедшими солдатами — речь шла о деньгах.
         По свидетельству очевидцев, в комнатах господствовал «полный хаос… всё ценное ограблено, в том числе и деньги, но сколько именно, неизвестно».
         Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки (122 996 рублей и 278 419 рублей процентными бумагами) хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома.
       Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу с митрополитом.
      На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.

     Свидетелями произошедшего были личные келейники, прислужники, секретарь Владимира и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в том числе прежний наместник Амвросий, епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии и епископ Фёдор (Лебедев).
     Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи.
     Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно», и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее «не их и не её дело»

    Убийство Митрополита Владимира стало первым в списке трагических смертей православного епископата на землях бывшей Российской империи в ходе большевистской революции и гражданской войны в России.
     Большевистская пресса молниеносно откликнулась на убийство митрополита: уже на следующий день после убийства в «Известиях» появилось сообщение о трагической гибели митрополита Владимира Киевского «от рук неизвестных лиц» — эта же формулировка стала официальной версией убийства.
     Когда известия об убийстве митрополита Владимира дошли до Собора, заседавшего в Москве, была образована комиссия для расследования преступления под председательством архиепископа Тамбовского Кирилла. Киев к этому времени уже был отрезан от России начавшейся гражданской войной, комиссия так и не смогла попасть в него.
       15 февраля 1918 года, открывая торжественное заседание Собора, посвящённое памяти священномученика Владимира,
   Патриарх Тихон сказал, что «мученическая кончина Владыки Владимира была… жертвой благовонною во очищение грехов великой матушки России».    
     Митрополит Арсений добавил, что «такие жертвы, какова настоящая, никого не устрашат, а, напротив, ободрят верующих идти до конца, путём служения долгу даже до смерти!»[18]

       Монахами лавры было проведено и опубликовано в виде отдельной брошюры самостоятельное расследование, которое, впрочем, не отличалось объективностью.
      В нём были допущены многочисленные искажения и преувеличения. Так, например, убийству приписывался ритуальный характер, в доказательство чего утверждалось, что «озверевшими сатанистами-изуверами» митрополиту было нанесено «свыше 20 колотых и свыше 30 огнестрельных ран».
        Исследователь Е. П. Кабанец отметил, что поведение «матроса», возглавлявшего банду грабителей, говорило в пользу того, что он неоднократно бывал в лавре в прошлом и лишь воспользовался появлением в Киеве советских войск как удобным поводом для разбоя; и напомнил о женщине, одетой сестрой милосердия, которая накануне убийства участвовала в обыске дома наместника.
    По мнению исследователя, она имела доступ к финансовым документам лавры и была наводчицей разбойников.
         По утверждению историка М. А. Елизарова, матросы, пришедшие в Киев вместе с войсками А. А. Муравьёва, безусловно принимали участие в расстреле. Так, по свидетельству назначенного комендантом Лавры большевика B. C. Сергеева (местного жителя и унтер-офицера), расстрелы в Лавре попыталась начать группа красногвардейцев в 20 человек во главе с матросами, но ему, рискуя собственной жизнью, действия этой группы удалось предотвратить.
     Однако затем некоторое число самосудов всё-таки произошло, кульминацией террора стало убийство митрополита.
     По словам Р. И. Берзина, расположившегося со своим штабом в Лавре, убийство было совершено не с политическими, а с уголовными целями. Причём, Берзин и бывшие там матросы, узнав об аресте митрополита, сразу постарались его освободить, но не успели.
                Митрополит Евлогий (Георгиевский), свидетельствовал:
   «Впоследствии я узнал, при каких обстоятельствах владыку Владимира убили. В злодействе свою роль сыграл и Алексей Дородицын, но кровь его и на монахах Лавры.
       Дородицын создал для митрополита Владимира тягостное положение, которое дошло до того, что он чувствовал себя в митрополичьих покоях в Лавре, как в осажденной крепости.
         Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришёл к наместнику Лавры с предупреждением:
      «Я буду жить в лаврской гостинице, с вами у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится ещё что-нибудь — звоните ко мне», — сказал он.

         Вскоре днем в трапезную Лавры пришла банда матросов и потребовала еды.
         В то время как монахи их кормили, начались расспросы: довольна ли братия начальством? не имеют ли монахи каких-либо жалоб?
      Послушники, распропагандированные революцией и возбуждённые агитацией Дородицына, стали жаловаться на притеснения: народ несёт в Лавру большие деньги, а поедает их «он»… — и они указали наверх, где находились покои митрополита.
       Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером, — и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно.
        Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к чёрному ходу. «Прощай, Иван…» — успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно.
       У лаврских валов матросы прикончили его … расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же…
       Монахи, видевшие, как уводили их митрополита, не только не подняли тревоги, не ударили в набат, но ни звука никому не сказали. Спустя уже значительное время кто-то спохватился и позвонил Муравьеву. Тот прислал своих солдат. Допросы, расспросы: кто? куда увели? когда? Но было уже поздно, злодеяние совершилось…»
          В церковной среде было распространено мнение, что митрополит Владимир пал от рук захвативших Киев большевиков; в таком ключе описывал в своих агиографических сочинениях обстоятельства смерти митрополита священник Михаил Польский
               С этим не согласен ряд церковных деятелей и исследователей. Так, архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) в 1974 году в своём слове «ко дню Русской Скорби» говорил:
…обыкновенно принято считать, что Киевский Митрополит Владимир пал жертвой большевиков. Но расследование показало, что большевики, как таковые, в этом злодеянии, собственно говоря, даже не принимали никакого участия.
       Убили Митрополита распропагандированные большевиками бандиты, приглашённые для этой гнусной злодейской цели некоторыми монахами Киево-Печерской Лавры, тоже поддавшимися большевицкой пропаганде и злобно клеветавшими на своего Архипастыря, будто он «обирает» Лавру, которая получает большие доходы от богомольцев».

       По данным исследователя И. В. Назарова, обнародованным 4 февраля 2008 на заседании Киевского религиозно-философского общества, ему удалось обнаружить в Киевском областном госархиве материалы следственного дела № 16102 в отношении «членов Украинской церковной рады Маричева, Филиппенко, Липеровского» «в связи с убийством митрополита Владимира», проведенного летом 1918 года и не завершённого ввиду падения Украинской Державы.
       На основании этих материалов исследователь сделал вывод, что «большевики не убивали», а смерть митрополита была выгодна сторонникам автокефалии, которые и стояли за спиной убийц.
        Согласно найденным материалам, установленным участником убийства был «крестьянин с. Ладино, Прилукского уезда, Трофим Харитонов Нетребко», демобилизованный солдат «Сердюкского горного дивизиона».
        С такими выводами не согласен исследователь Е. П. Кабанец, который полагал, что утверждения, что Владимира «выдали» убийцам лаврские послушники под влиянием агитации автокефалистов, едва ли соответствуют действительности.
         По данным этого учёного, большевики действительно не имели к убийству митрополита никакого отношения, а оно было совершено членами «Свободной ассоциации анархистов» не из идейно-политических, а материально-преступных побуждений.
         Особый отдел при штабе гетмана, действовавший во взаимодействии с державной вартой и Министерством внутренних дел, получил незадолго до крушения Украинской Державы агентурное донесение, в котором говорилось, что «убийство Киевского Митрополита Владимира совершено было в январе месяце чинами Киевской ассоциации свободных анархистов, во главе… стояла гражданская жена „Арсентьева“, служившая ещё месяц тому назад в Городской Продовольственной управе… Личность будет выяснена».

         Е. П. Кабанец отметил, что «Свободная ассоциация анархистов» искусно использовала политические лозунги для проведения уголовных преступлений, и предположил, что упомянутая «глава ассоциации „свободных анархистов“» и сестра милосердия, наводчица на лавру, — одно и то же лицо.
          По мнению учёного, хотя убийство и не было совершено по прямому указанию большевистских властей, однако оно было подготовлено и нравственно оправдывалось всей предшествующей большевистской агитацией и заявленной большевиками программой борьбы с церковью как с реакционным институтом.
            
      Ну? а тогда в 1918 г. все шло своим логическим путем. 29 января был совершен чин отпевания Преосвященного Владимира.
       Гроб с его телом был погребен в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры. Памяти митрополита святейший патриарх Тихон посвятил отдельное заседание Поместного Собора РПЦ 1918 года, начавшееся панихидой, которую возглавил сам первоиерарх.
      Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года Преосвященный Владимир был прославлен в лике святых. 20 июля того же года его мощи были обретены и положены в Дальних Пещерах Киево-Печерской Лавры.

      Что же касается самой Лавры то она после гибели своего верховного руководлителя  продолжила свое существование как  монашеская  артель.
      С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона.
      На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
     29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок».!
    Постепенное вытеснение монашеской общины ново созданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря.
    Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
    В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
   Затем, когда к 1930 г.  советская власть прочно утвердилась на Украине, то у нее дошли ее кровавые руки и до Лавры и ее чудес, в том числе и нетленных, да еще и мироточивых мощей божьих угодников.
   Так 09.01.1930 г. директор Всеукраинского музейного городка П. Куренной издал распоряжение о том, что возникла нужда» в срочном поиске научного обоснования для дальнейшего консервирования и перезахоронения этих оригинальных и нужных для общества исторических памяток».
    Сказано -сделано! И вот уже в начале 1939 г. в Лавру прибыла специальная научная комиссия во главе с профессором В.В. Гинзбургом которая и осуществила по сути первое научное исследование 40 «мумифицированных тел» их Ближних пещер и 20 из Дальних. Всего из 60 исследованных объектов статус «мумии» получили только 33.
     Справка: Вульф Вениаминович Гинзбург (1904-1968) - анатом и антрополог. Преподаватель анатомии в Военно-медицинской академии (1937-1959). Работал в Институте этнографии и Ленинградском университете (1938-1941). Профессор (1949). Научные труды посвящены методам расового анализа, соотношения расы и конституции. Один из основоположников этнической антропологии в СССР (Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. М. 1994. С. 310) он так же автор книги «Что представляют собой «мощи» Киево-Печерской лавры?» 1936 г.

     Из этих 33 «мощей» для дальнейшего изучения отобрали только 28. И в отношении них были проведены определённые научные поиски по классификации возраста, наличии на теле прижизненных ранений, выяснено кто и чем при жизни болел и т.д. и тому подобное.

     В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.
     По разрешению германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры; во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
     3 ноября 1941 года группой советских диверсантов оставленных НУВД в Киеве ( на счету которых уже  были взрывы домой  на Крещатике)  был взорван и  Успенский собор.
Вероятной целью взрыва называют покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты

   После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру.

      Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

    А следующие медико-остеологические исследования в лаврских пещерах начались в 1982 г.  уже при участии специалистов: судебно-медицинских экспертов М. Канивца, Ю. Коваленко, О. Волгожанина, А Рябоконя.
   Было установлено возраст «святых» их полову принадлежность, наличия у них болезней и травматических повреждений.
     При этом вновь изучались мощи 31 из 45 монахов, похороненных в Дальних пещерах, а также 2 безымянных тела.
    Следующий этап исследования лаврских пещер начался 28.02.1985г.  кода киевские власти создали «Межведомственную комиссию» в состав которой вошли ведущие специалисты разных академических институтов АН УССР и МОЗ УССР.
   И если говорить кратко, а формат публикации к этому обязывает то ученые установили следующие любопытные факты:
1. Среднесуточная температура в пещерах колеблется от 7 до 19 градусов по Цельсию
2. Влажность воздуха в пределах 75-99%
3. В результате обследования 54 МОЩЕЙ (МУМИЙ) печорских монахов установлено, что они при жизни были сильно истощены в той степени которую принижают тела людей занимающихся при тяжелой работе и держанием строго поста.
4. Так же была проведена научная датировка лаврских мощей. Она производилась с помощью АМИНОКИСЛОТНОГО МЕТОДА и применении анализатора спектра «Биотроник»LC-5001.
5. Отдельно от этих исследований в лаврских пещерах провела и свое исследование канд. биолог. наук Т. Решетникова. Она поставила пред собой цель изучить имеется ли факт влияния МОЩЕЙ на живые объекты.
     Эксперимент был простой, но как оказалось точный и эффективный. К мощам прикладывались на время 5-10 минут бумажное пакетики с зерном пшеницы МИРОНОВСКАЯ -808
     Потом эти пакетики   и контрольные пакеты пшеницы не подвергавшийся воздействию МОЩЕЙ проращивались до 7-9 дней и затем содержание химических элементов определялось методом на атомно-абсорбционных спектрометрах.
                В итоге было выявлено:
1.Семена пшеницы которые были приложены к МОЩАМ отличались на 15-30% по схожести и ускоренным ростом, в сравнении с контрольными!
2.Даже при кратком контакте с МОЩАМИ в зернах пшеницы менялся состав некоторых химических элементов. К примеру, уменьшалось количество цинка на 18% и увеличивалось количество кальция и калия на 11 и 4 %
  И тогда Т. Решетникова выдвинула научную гипотезу что все эти изменения происходят в растении пшеницы в результате процесса ТРАНСМУТАЦИИ. То есть взаимно преобразование одних химических элементов в другие!
   Этот метод в 50 –г прошлого века отрыл французский ученный Л. Кервран.
3.Так же было отмечено в ходе этих научных экспериментов с МОЩАМИ, что стимуляция роста и уровня защитных свойств от воздействия МОЩЕЙ увеличиваются ПОСЛЕ МОЛИТВЕННОГО обращения к ним людей!
  Поэтому Т. Решетникова и пришла к выводу что одной из причин «чудесных исцелений» что временами случаются в Лаврских пещерах есть ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ, МОЛИТВЫ И ВЕРЫ и та ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИЛА, которая выходит из святых мощей и действует на живых людей на ЯДЕРНОМ УРОВНЕ организации МАТЕРИИ.
4. Что касается этой самой ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИЛЫ то она была обнаружена случайно, когда ученые на фотопленку снимали растения пшеницы! На пленке были видны вспышки неизвестной энергии в виде шаров.
5. С позиции наличия в МОЩАХ неизвестной ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИЛЫ можно рассмотреть и вопрос о нетленности МОЩЕЙ. Как известно судебные медики при исследовании МОЩЕЙ выявили глубокую степень высыхания тканей тела при ОТСУТСТВИИ ПРОЦЕССОВ ГНИЕНИЯ! И именно наличие этой ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ силы и есть причина САМОСТЕРИАЛИЗАЦИИ тел умерших монахов Киево-Печерской лавры.

   Но не долго в Лавре хозяевами были историки, археологи и ученные. СССР близился к своему краху, и коммунистическая власть решила привлечь для консолидации общества и РУССКУЮ православную церковь. Именно тогда в 1988-1989 г. начался процесс возвращения церковных сооружений   религиозным объединениям советских еще граждан!

             Возрождение монастыря;

         В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета министров УССР ново созданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер откуда начался процесс быстрого вытеснения научных и музейных кадров и естественно прощании всякой научной деятельности установления в Лавре ДВОЕВЛАСТИЯ: ЛАВРА на Дальних пещерах и - ГОСУДАРСВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК на Ближних пещерах.
                (конец ч.4)