Слономух

Артем Малахов
________________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
_________________________________________________

Постановки:

• Ставропольский краевой театр кукол (2018)

• Луганский академический театр кукол (2020)

• Горловский театр кукол (2020)

• Липецкий государственный театр кукол (2023)
_________________________________________________

Артем Малахов

СЛОНОМУХ

(пьеса для театра кукол)


Действующие лица:

РАССКАЗЧИК (чудак)
СЛОНОМУХ (слон с мушиными крыльями)
КОТОМЫШЬ (кот с мышиным хвостом и мышиными ушами)
КОРОТКОРАФ (жираф с короткой шеей)
ТИГРОЛОСЬ (тигр с лосиными рогами)
МУДРОСОВ (вполне обычная сова с маленькими крылышками)


Экспозиция
(появляется рассказчик, в руке у него стакан чая в подстаканнике. Рассказчик берет из сахарницы сахар, кладет его в чай и размешивает ложечкой)

РАССКАЗЧИК: (попивая чай) Видите этот, повидавший виды, чудный сервант? Ему, наверное, лет уж сто! Он, как и я, очень старинный. Хотя нет, я все-таки моложе. А он очень старинный и очень необычный. А необычные мы, потому что повидали много волшебных стран! Хм, какой соленый чай… Странно, я ведь только что клал в него сахар. А! Ну, конечно! Это же соленый сахар! Да, да, соленый сахар из одной очень необычной страны, в которой все перевернуто с ног на голову! Наверное, эту страну, как и ее обитателей, выдумал какой-то чудак, потому что история, которая там произошла, очень необычна. Как и герой, с которым она произошла.

Сцена 1

СЛОНОМУХ: (свалившись с неба, смотрит в след курлыкающим журавлям) Эх… И все-таки это очень обидно – иметь крылья и не уметь летать. Вот был бы я просто слон, было бы не так обидно. Но я не просто слон, я – Слономух, то есть, ни слон и не муха, вот – и получается как-то обидно. Ведь если у тебя есть крылья – значит, ты обязательно должен летать!

(мимо пролетает большущая муха)

СЛОНОМУХ: Во, стремительно, как муха!

(подпрыгивает, пробует взлететь, падает)

СЛОНОМУХ: Но я только падаю. Как слон. Эх… Это очень грустно. И очень обидно.

Сцена 2
(на площадке столик)

КОТОМЫШЬ: Мяу! О-ой, мамочки!

(Котомышь перебегает и прячется)

КТОМЫШЬ: Мяу! Ой-ой-ой-ой-ой!

(снова перебегает и прячется)

КОТОМЫШЬ: Мяу! Ай-ай-ай-ай-ай!

(вновь перебегает)
(появляется Слономух)

КОТОМЫШЬ: Ой! Это ты мяукал?
СЛОНОМУХ: Мяукал? (апарт) Разве я мяукал? Нет, думаю не я. Я и не умею.
КОТОМЫШЬ: Тогда ладно. Это меняет дело! А ты вообще кто?
СЛОНОМУХ: Слономух. А ты?
КОТОМЫШЬ: А я - Котомышь.
СЛОНОМУХ: Очень приятно! То есть, ты не мышь и не кот.
КОТОМЫШЬ: Нет. Я не не мышь и не кот, я – Котомышь, а значит – не кот и не мышь.
СЛОНОМУХ: (апарт) А, по-моему, это одно и тоже.
КОТОМЫШЬ: Эй, с кем там разговариваешь?
СЛОНОМУХ: Я не разговариваю, я мыслю вслух.
КОТОМЫШЬ: Ты же сказал что ты Слономух!
СЛОНОМУХ: И что?
КОТОМЫШЬ: А теперь говоришь что ты Мыслювслух.
СЛОНОМУХ: Да нет, я не Мыслювслух, я Слономух, а мыслювслух – это значит, мыслю вслух, то есть громко думаю!
КОТОМЫШЬ: Так ты все же Слономух?
СЛОНОМУХ: Да, Слономух.
КТОМЫШЬ: Тогда ладно. Это меняет дело! И ты не умеешь мяукать?
СЛОНОМУХ: Нет, не умею.
КОТОМЫШЬ: Здорово! Тогда давай пить чай!
СЛОНОМУХ: Чай?
КОТОМЫШЬ: (усаживаясь за стол) Да, чай! Почему бы не выпить чашечку чая с таким прекрасным собеседником, который не умеет мяукать?
СЛОНОМУХ: (усаживаясь за стол) Ну, хорошо, давай пить чай.

(появляются чашки и чайник, Слономух и Котомышь берут сахар из сахарницы рассказчика, дуют, пьют горячущий чай)

КОТОМЫШЬ: А-а-а, хорошо!
СЛОНОМУХ: У-у-у, горячущий!
КОТОМЫШЬ: О-о-о!
СЛОНОМУХ: А-а-а! Только почему он соленый? Ведь чай должен быть сладким?
КОТОМЫШЬ: Потому что в этом чае соленый сахар.
СЛОНОМУХ: Соленый сахар? Разве такой бывает?
КОТОМЫШЬ: Да, бывает. Обычный у меня закончился и поэтому я положил в сахарницу соль.
СЛОНОМУХ: Получается, что мы пьем чай с солью?
КОТОМЫШЬ: Нет. Соль ведь не в солянке, а в сахарнице, а значит, мы пьем чай с соленым сахаром.
СЛОНОМУХ: (апарт) А, по-моему, мы пьем чай с солью.
КОТОМЫШЬ: Так значит, мяукать ты не умеешь?
СЛОНОМУХ: Нет. Я и летать то не умею, не то, что мяукать.
КОТОМЫШЬ: Летать?
СЛОНОМУХ: Да, летать. Мне очень хочется летать, у меня даже крылья есть, но ничего с этим не выходит.
КОТОМЫШЬ: Хм, странно (встает из-за стола). Ану-ка иди сюда. (осматривает Слономуха) Да, действительно, крылья есть.
СЛОНОМУХ: Вот и я о том же.
КОТОМЫШЬ: Ну, ничего! Не делай из мухи слона, Слономух! Я знаю, кто сможет тебе помочь!
СЛОНОМУХ: Неужели?
КОТОМЫШЬ: Тебе поможет Мудросов! Ну, во-первых, он очень мудрый, а во-вторых, он – сова и поэтому очень мудрый. А в-третьих, он умеет летать, он ведь птица и, думаю, поможет тебе с этим разобраться!
СЛОНОМУХ: Правда?
КОТОМЫШЬ: Мяу! Что?
СЛОНОМУХ: Ты думаешь, он действительно сможет мне помочь?
КОТОМЫШЬ: Думаю, да. Ты слышал?
СЛОНОМУХ: Что слышал?
КОТОМЫШЬ: Кто-то мяукнул, слышал?

(смотрят по сторонам)

КОТОМЫШЬ: Мяу! Вот опять! Слышал?!
СЛОНОМУХ: Слышал.  А где его найти?
КОТОМЫШЬ: Кого?
СЛОНОМУХ: Ну, этого, Мудросова.
КОТОМЫШЬ: Очень подозрительное мяуканье… Мудросова? Он живет на крайнем дереве. Ночью и днем, то есть всегда, сидит на одной и той же ветке и выглядит вполне мудрым.
СЛОНОМУХ: На крайнем дереве в той стороне или в той?
КОТОМЫШЬ: Очень подозрительное и жуткое мяуканье… Что, прости?
СЛОНОМУХ: В той стороне или в той?
КОТОМЫШЬ: А, это… Кажется в той.
СЛОНОМУХ: Понятно. Слушай, Котомышь!
КОТОМЫШЬ: Чего?
СЛОНОМУХ: А ведь это ты сам мяукаешь.
КОТОМЫШЬ: Я? Да ну, не может быть!
СЛОНОМУХ: Точно тебе говорю. Сначала ты сам мяукаешь, как кот, а потом сам же себя и боишься, как мышь. Ты же котомышь, Котомышь!
КОТОМЫШЬ: Так, а…
СЛОНОМУХ: Ну, я пойду?
КОТОМЫШЬ: Мяу!

Сцена 3
(на площадке высокое дерево)

КОРОТКОРАФ: (бродит под деревом) Да как же это так?! Что же это такое! Уму непостижимо!..

(появляется Слономух)

СЛОНОМУХ: Добрый день!
КОРОТКОРАФ: Не такой уж и добрый.
СЛОНОМУХ: Извините, пожалуйста…
КОРОТКОРАФ: Не извиню.
СЛОНОМУХ: Не подскажите…
КОРОТКОРАФ: Нет, не подскажу.
СЛОНОМУХ: (апарт) Какой не вежливый жираф!
КОРОТКОРАФ: А я и не жираф вовсе.
СЛОНОМУХ: А кто вы? Бык?
КОРОТКОРАФ: Нет, не бык.
СЛОНОМУХ: Конь?
КОРОТКОРАФ: Нет.
СЛОНОМУХ: Антилопа?
КОРОТКОРАФ: Нет.
СЛОНОМУХ: Олень?
КОРОТКОРАФ: Нет.
СЛОНОМУХ: Косуля?
КОРОТКОРАФ: Нет, не косуля! Вот пристал. Ты что не видишь что я жираф?!
СЛОНОМУХ: Но вы же сказали что вы не жираф!
КОРОТКОРАФ: А я жираф и не жираф одновременно!
СЛОНОМУХ: Это как?
КОРОТКОРАФ: Я слишком короткий.
СЛОНОМУХ: В смысле?
КОРОТКОРАФ: В смысле маленький.
СЛОНОМУХ: Вы ребенок?!
КОРОТКОРАФ: Нет, не ребенок! Я жираф, у которого очень короткая шея, поэтому я жираф и не жираф! Я – Короткораф!
СЛОНОМУХ: Здорово!
КОРОТКОРАФ: Ничего хорошего! Из-за того что у меня такая короткая шея – я не достаю до веток, как все нормальные жирафы и поэтому никак не могу пообедать!
СЛОНОМУХ: А, вот почему вы такой вредный!
КОРОТКОРАФ: Я не вредный, я голодный.
СЛОНОМУХ: (апарт) А, по-моему, он вредный.
КОРОТКОРАФ: Слушай друг, а что это у тебя?
СЛОНОМУХ: Где?
КОРОТКОРАФ: Это что, крылья?
СЛОНОМУХ: А, это… Да, это крылья.
КОРОТКОРАФ: Какая несправедливость! Кому-то крылья, а у кого-то даже шеи нет. Послушай, а не мог бы ты взлететь на своих чудесных крыльях к верхушке дерева и сломать мне там пару сочных веточек? Я был бы тебе очень благодарен.
СЛОНОМУХ: Нет, не мог бы.
КОРОТКОРАФ: Ну вот, приехали. А еще говоришь, что я вредный…
СЛОНОМУХ: К сожалению, я не умею летать.
КОРОТКОРАФ: Как так?
СЛОНОМУХ: Вот так. Крылья есть, а летать не получается.
КОРОТКОРАФ: Во дела! Какая несправедливость!
СЛОНОМУХ: Вот именно.
КОРОТКОРАФ: Что же, выходит я так и останусь голодным…
СЛОНОМУХ: Да вы не отчаивайтесь! С ветками, это я вам помогу. Пусть с крыльями у меня и не сложилось, но зато слон из меня отменный.
КОРОТКОРАФ: Это ты о чем?
СЛОНОМУХ: Поберегись!

(Слономух трусит дерево, обхватив его хоботом, сыпется листва, затем падает огромная ветка, придавливая собой Короткорафа)

КОРОТКОРАФ: Ой! Мама.
СЛОНОМУХ: Ну, как?!
КОРОТКОРАФ: Здорово! Очень здорово! Столько всего и сразу! Только я не могу встать, помоги!
СЛОНОМУХ: Ой, извините (помогает подняться)…
КОРОТКОРАФ: Великолепно! Столько листьев! Да их можно обедать целую неделю! Жаль, конечно, что уже завтра ничего не останется. Я себя знаю.
СЛОНОМУХ: Рад, что оказался полезным!
КОРОТКОРАФ: Постой! Я тоже хочу оказаться полезным! Может я тоже смогу тебе чем-нибудь помочь?
СЛОНОМУХ: Ну, возможно, вы мне подскажите в правильную ли сторону я иду?
КОРОТКОРАФ: А куда ты идешь?
СЛОНОМУХ: Я иду к Мудросову.
КОРОТКОРАФ: А в какую сторону тебе сказали идти?
СЛОНОМУХ: В эту.
КОРОТКОРАФ: Значит в правильную.
СЛОНОМУХ: Правда?
КОРОТКОРАФ: Понятия не имею. Я вообще знать не знаю кто такой Мудросов, просто хотел тоже оказаться полезным… Извини.
СЛОНОМУХ: Да ничего. Приятного аппетита!

Сцена 4
(на площадке куст, из-за куста торчат рога)
(появляется Слономух)

СЛОНОМУХ: (проходит мимо куста, останавливается) Это что, рога? Рога. Коричневые. Красивые. Ветвистые.
ТИГРОЛОСЬ: (из-за кустов) Можно тише, пожалуйста?
СЛОНОМУХ: Ой! Извините! А что вы там делаете?
ТИГРОЛОСЬ: Тс-с-с! Не мешай!
СЛОНОМУХ: Хорошо. Но мне, правда, очень интересно прочему вы там прячетесь.
ТИГРОЛОСЬ: Я в засаде.
СЛОНОМУХ: А-а-а, понимаю. А зачем вы в засаде?
ТИГРОЛОСЬ: Как это зачем? Я охочусь!
СЛОНОМУХ: На кого?
ТИГРОЛОСЬ: Не знаю. Я пока еще никого ни разу не поймал.
СЛОНОМУХ: (апарт) Может быть, он охотится на меня? Простите, а может быть, вы охотитесь на меня?
ТИГРОЛОСЬ: На тебя? Нет, на тебя нет.
СЛОНОМУХ: Почему?
ТИГРОЛОСЬ: Потому что я должен выскочить из засады внезапно, а как я выскочу на тебя внезапно,  когда мы с тобой уже полчаса тут болтаем?
СЛОНОМУХ: Ну, извините. Но мне кажется что так, вы никого не поймаете.
ТИГРОЛОСЬ: Это почему?
СЛОНОМУХ: Ваши рога… Они торчат и вас выдают.
ТИГРОЛОСЬ: Ох… Да, я знаю. (выходит из-за куста) Ты прав.
СЛОНОМУХ: Ой. Здравствуйте.
ТИГРОЛОСЬ: Тигролось к вашим услугам!
СЛОНОМУХ: Очень приятно! А я – Слономух.
ТИГРОЛОСЬ: Не слишком-то свирепо выгляжу, правда? Вот в этом то и вся беда! Я не могу никого поймать, потому что все просто лопаются от смеха, когда меня видят.

(появляется большущая муха)

ТИГРОЛОСЬ: (лениво рычит на муху) Ар-р-р!

(муха заходится от смеха, лопается)

ТИГРОЛОСЬ: Ну вот, пожалуйста. Какая тут может быть охота…
СЛОНОМУХ: Да уж, действительно…
ТИГРОЛОСЬ: Вот-вот. Тебе, я вижу, тоже не слишком посчастливилось?
СЛОНОМУХ: Да, вы правы, не слишком.
ТИГРОЛОСЬ: Тебе, наверное, очень неудобно?
СЛОНОМУХ: Ну, как сказать, вообще-то…
ТИГРОЛОСЬ: С таким-то носом!
СЛОНОМУХ: Что?
ТИГРОЛОСЬ:  Твой нос, он огромный!
СЛОНОМУХ: Вы имеете в виду мой хобот?
ТИГРОЛОСЬ: Думаю его легко простудить и схлопотать насморк. Подумать только, если такой большой нос, то какой же большой будет насморк?!
СЛОНОМУХ: Что вы такое говорите? Я же слон, это мой хобот, это не нос!
ТИГРОЛОСЬ: Ну, да… Если это не нос, тогда где твой нос?
СЛОНОМУХ: Ну, я же слон…
ТИГРОЛОСЬ: Да, да… Я тоже раньше всем рассказывал, что это вовсе не рога, просто ветка прицепилась, но это – рога. А это – нос.
СЛОНОМУХ: Но это не нос… Да и вообще дело не в этом! Я, кажется, придумал, как вам помочь.
ТИГРОЛОСЬ: Да, да, это не нос… Что? Придумал… Как?
СЛОНОМУХ: Вам нужно охотиться на что-нибудь, что выглядит еще веселее и забавнее чем вы сами! Тогда оно не лопнет от смеха, и вы сможете его поймать!
ТИГРОЛОСЬ: Разумно. Но что это может быть? Может, рыба с ушами?
СЛОНОМУХ: Думаю, нет.
ТИГРОЛОСЬ: Хм… Может, рыба с ногами?
СЛОНОМУХ: Вряд ли.
ТИГРОЛОСЬ: Возможно, рыба с рогами.
СЛОНОМУХ: Прекратите. Мне кажется, самое веселое и забавное, а главное что и съедобное, - это конфеты!
ТИГРОЛОСЬ: Здорово! Действительно, конфеты это очень весело! Но где я возьму конфеты? С неба они не падают.
СЛОНОМУХ: (апарт) А, по-моему, такое иногда случается.

(с неба падает большая конфета)

ТИГРОЛОСЬ: Ух-ты! Какая веселая!
СЛОНОМУХ: Ну вот. Теперь можете охотиться.
ТИГРОЛОСЬ: Здорово! Спасибо тебе! Так. Нет. Не могу!
СЛОНОМУХ: Что не можете?
ТИГРОЛОСЬ: Охотиться не могу! Как же на нее охотиться, когда она просто лежит и никуда не убегает?
СЛОНОМУХ: Действительно. Тогда давайте привяжем ее  вам к хвосту!
ТИГРОЛОСЬ: Ты что с ума сошел? Зачем?
СЛОНОМУХ: Ну, вот смотрите (привязывает конфету к хвосту). Вот!
ТИГРОЛОСЬ: И что? Теперь я выгляжу еще смешнее прежнего.
СЛОНОМУХ: Нет, вы попробуйте ее поймать!
ТИГРОЛОСЬ: Что? Ну ладно.

(Тигролось пробует поймать конфету, гоняясь за собственным хвостом)

ТИГРОЛОСЬ: Вот здорово! Как на настоящей охоте!
СЛОНОМУХ: До свидания!
ТИГРОЛОСЬ: (не слыша Слономуха, бегает за хвостом) Уар-р-р! Я настоящий  тигр, на настоящей охоте! Настоящий тигр с рогами!

Сцена 5
(на площадке сухое дерево)
(появляется Слономух)

СЛОНОМУХ: Ну вот, крайнее дерево. Больше деревьев нет, это последнее. Но почему тогда на нем никого нет? Котомышь говорил, что Мудросов сидит на дереве ночью и днем, а здесь никого нет. Может он ошибся?
МУДРОСОВ: (подойдя сзади) Кто ошибся?
СЛОНОМУХ: Котомышь. Наверное, он ошибся.
МУДРОСОВ: Почему?
СЛОНОМУХ: Это уже не важно. Все равно на дереве никого нет.
МУДРОСОВ: А кто там должен был быть?
СЛОНОМУХ: Один очень мудрый мудрец. Он должен был мне помочь.
МУДРОСОВ: Странно. Никогда его там не видел.
СЛОНОМУХ: А вы часто здесь бываете?
МУДРОСОВ: Часто? Да я постоянно сижу на этом дереве! Ночью и днем, на одной и той же ветке, но никогда не видел здесь этого мудреца, о котором ты говоришь. Наверное, твой Котомышь действительно ошибся. А сейчас, пропусти, будь добр.

(Мудросов, разбежавшись, с трудом взлетает на ветку)

МУДРОСОВ: Фух, мамочки…
СЛОНОМУХ: Ой! Так это вы и есть?!
МУДРОСОВ: Кто?
СЛОНОМУХ: Тот самый мудрец?! Мудрый Мудросов?!
МУДРОСОВ: Ничего не понимаю…
СЛОНОМУХ: Ну, конечно! Дорогой Мудросов, я Слономух, вы должны мне помочь!.. (трясет дерево, обхватив его хоботом) По-мо-ги-те мне по-жа-луй-ста!
МУДРОСОВ: А-а-а, прекрати трясти дерево!
СЛОНОМУХ: (трясет) Я вас о-чень про-шу!
МУДРОСОВ: Прекрати, говорю!
СЛОНОМУХ: Пока вы мне не по-мо-же-те…
МУДРОСОВ: (падает с дерева) А-а-а!
СЛОНОМУХ: Ой, извините.
МУДРОСОВ: Что ты делаешь?! Ты что, сбесился?!
СЛОНОМУХ: Простите, но вы должны мне помочь!
МУДРОСОВ: Интересно чем?
СЛОНОМУХ: Научите меня летать!
МУДРОСОВ: Точно сбесился. Как я это сделаю? Ты же слон! С крыльями, конечно, но это ничего не меняет, слоны - не летают! Я не могу тебе с этим помочь!
СЛОНОМУХ: Как?! Не может быть… Вы же Мудросов, вы же сова, а значит птица! И не можете научить меня летать?!
МУДРОСОВ: Ну, да. Все верно, я – птица, но ты то – слон, Слономух. Слоны…
СЛОНОМУХ: …не летают. Я понял…
МУДРОСОВ: Признаться, у меня у самого-то, с трудом получается (разбежавшись, с трудом взлетает на ветку). Ух, мамочки… Ну, а так, чтобы уж слоны…
СЛОНОМУХ: Эх… И все-таки это очень обидно - иметь крылья и не уметь летать.
МУДРОСОВ: Да, ничего не поделать. Слоны не летают.
СЛОНОМУХ: Прощайте.
МУДРОСОВ: Но это совершенно не значит, что они не могут этого делать.
СЛОНОМУХ: Что? Что вы сейчас сказали? (апарт) По-моему, он сказал что-то очень мудрое.
МУДРОСОВ: То, что ты не умеешь летать, Слономух, это еще не значит, что ты не можешь этого сделать. И, кстати, крылья здесь совершенно не при чем!
СЛОНОМУХ: (апарт) Вот это мудрость! Настолько мудрая, что я даже ничего не понял.
МУДРОСОВ: Ох, пойдем, Слономух. Ты прав, я птица, но ты забыл, что, в первую очередь, я очень мудрая птица!

(полет Слономуха на воздушном шаре)

РАССКАЗЧИК: Вот такая вот необычная история, которая случилась в такой вот необычной стране, где живут такие необычные жители!
Слономух, как и любой порядочный слон, конечно же, не мог летать. Однако... это нисколько ему не помешало. И, кстати, крылья здесь совершенно не при чем!

2016г.



_________________________________________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.