Куда уходит детство?

Миронова Марина Сергеевна
Мой дед – Каширин Григорий Яковлевич – умер в далёком 1988 году .
Мне тогда было три года ,поэтому воспоминания крайне размыты .
Это , скорее ,всплески памяти . Остальное – по рассказам родных .
Я помню его голос : мягкий , как ручей .Помню ,как будучи малышкой , прижималась щекой к  колючей безрукавке с блестящими пуговицами поверх клетчатой рубахи . От него пахло мылом и одеколоном  и ,прижавшись к его тёплому боку ,я вслушивалась в то ,как читал книгу .Неважно ,что не для детей ,а главное- как .
Дедушка Гриша носил очки . По тем временам считался достаточно грамотным .Писал красивым почерком .Он воевал . Жаль ,что в то время я была слишком мала ,чтобы расспрашивать его о чём –то . Хотя ,говорят ,что люди ,прошедшие войну ,не любят вспоминать о ней .
По характеру он был мягким и молчаливым .Ели они с бабушкой после того ,как покушают шестеро их детей .Он носил галифе и , помню ,как говорил о чём –то с бабушкой .
Бабушку он встретил уже ,когда вернулся с войны .Сестра присмотрела .А бабушка  Поля – Лобанова Пелагея Ивановна – была хороша !
Миниатюрная ,скромная ,синеглазая с чёрными косами . Хозяйственная .На моей памяти ,всё моё детство ,как не приедешь в гости – всё время занята : прядёт ,шьёт ,перешивает , вяжет ,вышивает. и прочее .Вставала рано ,чтобы ехать на рынок и успеть истопить печь .Самое вкусное из моего детства это – бабушкин лапшенник – смесь белого хлеба ,залитого  сладким молоком с яйцами .И – в печь до корочки .Незатейливо ,но та-а-а-к вкусно .(Пыталась воспроизвести во взрослом состоянии – не то .видно печь важна ,а не духовка ) .Ещё пшённая каша с рисом «Дружба « и самые вкусные кукурузные палочки из моего детства ,которые бабушка Поля покупала пакетами .
До замужества она воспитывалась в довольно зажиточной семье   мельника  -Ивана Лобанова .Была старшей из троих детей  и ,помогая матери по хозяйству , оказалось не особо грамотной ( если дед окончил 7 классов ,то бабушка- всего три ) .Она помогала матери воспитывать двух младших братьев .
Когда началась война ,то  ей подарил на память фотографию парень и кроме имени – Александр и то ,что погиб – ничего .Да и бабушка не любила много говорить о былом .
Жили они  с дедом хорошо и ,не смотря на то ,что детей было – шестеро .( четыре сына и две дочери :моя мама – младшая : когда родилась – бабушке было  - 38 ,а деду -45 ) И все они были чисто одеты ,обуты ,ухожены и сыты .Никогда не слышали ругани .Каждому из сыновей – дед и бабушка купили дом ,каждого проводили в армию ,как положено ,созвав друзей .И троих – женили ( дядя Ваня так и не женился – до конца с ней жил ).И дочерей замуж выдали .Как положено .Там внуки пошли .Но ,я сейчас понимаю ,бабушка любила меня ,как самую младшую ,но ничем не выделяла между другими .
Я была тихая и очень любила петь в детстве .Да и проблемы со здоровьем наложили отпечаток , думаю .Помню ,сядет передохнуть и начну выводить её любимую :
« Расцвела  под   окошком    белоснежная вишня \ из-за тучки далёкой показалась  луна \все подружки по парам в тишине разбрелися \ только я в этот вечер засиделась одна «
Плакать не любила никогда ( во всяком случае – прилюдно ) ,стирала фартуком слезу ,покачала горестно головой  и молча  пошла дальше по делам .
Помню ,приносила в дом выведенных цыплят в картонной коробке – я поила их водой прямо изо рта .Жёлтые ,пушистые ; подрастали ,стоя на крыльце – кормила кашей .Ещё она покупала мне мороженое в бумажном стаканчике .
Она отвела меня в церковь .Ещё одно воспоминание .
Церковь располагалась в не сколькольких шагах от её дома привела .И я ,совсем ребёнок ,восторженными глазами рассматривала иконы и нивкакую  не хотела присаживаться –молилась ,как все ,держась за бабушкину руку .Потом вышел батюшка : зелёная ряса с золотым шитьём ,молодой . Почти Бог в человеческом обличьи в детских глазах был .Ещё мы с бабушкой купили крестик .Так складывались обстоятельства ,что не пришлось больше в церкви быть .Церковь с голубыми куполами .но я ,приезжая к бабушке ,всегда любила слушать колокольный звон .Бабушки Поли нет в живых ,но моменты детства и светлой радости – сохранены в памяти .

Один забавный случай : рядом с домом бабушки Поли был магазин .А в нём – отдел кукол ! Куклы – страсть детства .Я не была озорной или непослушной ,просто скучно было .И я ,устав сидеть дома в одиночестве ,пришла тихонько в магазин .
Я вдохнула запах свежего ,только что привезённого хлеба  с горбушками ,которые раскладывала по полкам улыбчивая тётя –продавец .Потом ,пошла полюбоваться на кукол .и одна –запала в душу .Большая ,златокудрая с голубыми глазами ,в ярком платье .Я села поодаль на кожаный стул и вздохнула... кукол было много ,а вот конючить и просить ещё – не решалась.
Но мне наперебой стали приносить конфеты –подсластить  грусть ,пока бедная бабушка ,придя домой и не обнаружив меня ,искала внучку ,которая никак не могла уйти далеко .А внучка ,увидев бабушку протянула ей карамельку .И как тут поругаешь ?

Второй мой дед –  Миронов Михаил Степанович – был ,если можно так сказать ?  самой большой ,безразмерной любовью .И он отвечал мне взаимностью .
Крупный ,большой с густыми тёмными волосами без единого седого волоса .Работал шофёром .И брал меня прокатиться .
О ,сколько восторга !
Поле ,пыльно .Жара .Но я сверкаю ,как медный таз .Сначала он заезжал в коровник и я могла подставлять ладони под мягкие ,ласковые носы телят .Потом мы ехали в поле и ждали обед .А обед в поле – это не сравнить ни с чем ! И ,как читатель уже , наверное , догадался ? мне приносил самый вкусный кусок мяса ,а уж гарнир –ел сам .Или в столовой ,где все мужики норовили покормить тихого ,робкого ребёнка .
О еде отдельная песня :
Дед запекал картошку прямо в голландке и ,надев рукавицы ,вынимал и чистил .Вкусно же было ! Иногда губы золой перемазаны ,а счастья полны глаза .
Ещё он был любителем картошки в разных видах .Делал вкусные блины и хочешь –не хочешь ешь давай  !и не важно ,что внучка только из дома ,накормлена мамой и время – 6 утра .Глаза – с просонья .
Оставалась ночевать .Утром около 6- ти дед варил свою любимую картошку ,потом брился электрической бритвой .Услышав его шаги – зажмуривала глаза и делала вид, что сплю .
Дед мог бы пройти молча ,но нет ! Мой дед всегда разгадывал внучкину уловку и ,либо – делал « козу « , либо – щекотал и спрашивал :
- спишь ?
Бывало ,привозил кукурузу в початках .Вывалит прямо из мешка и радости внукам ! Он так открыто любил меня ,словно за всех детей своих и внуков .Одна душа – на двоих .Сестра и брат – двоюродные были озорными ,а я  любила слушать и наряжать кукол .Другой двоюродный брат – был с проблемами  по здоровью и ждал …всё детство ждал меня ,как будто понимал схожесть жизни .
Моя любовь к деду – это ни в сказке сказать ,ни пером описать .
Как он ждал ,умирая ,что приду я !  Как ! и утром ,на следующий день ,его не стало . До сих пор его не хватает .

Моя прабабушка была другого склада .Мне , ребёнку ,казалась строгой ,чистоплотной ,молчаливой .Там было принято перекусывать другими радостями детства : хлеб ,желательно «свой « ,подовый ,нарезался ломтями ,поливался растительным маслом и посыпался солью .На  Пасху – ряды куличей и взбивание белков с сахаром .Пироги .Когда бабушка Анна стала сильно болеть – ухаживала за ней : пела ,давала таблетки по часам ,кормила .И побаивалась .Всегда .
Однажды ,отпросилась поиграть и сказала ,что приду к часам : кормить и давать лекарства . Бабушка кивнула , заснула и ,возможно ,забыла .
Я бесстрашно  шла по селу ,для опоры взяв две обычные палки .Шла к девочкам .Особенно любила тихую Олю и её ,тогда новорождённого братика , - Ваню .
У них в семье ,незадолго до его рождения ,умерла старшая сестра Оли .Мне нравилась Олина мама – тётя Вера .У них были пчёлы и она кормила всех  детишек мёдом в сотах .
Но мне ,получается от пробабушкиной забывчивости ,попало от бабушки .и никто меня тогда не услышал .Кто старше – тому и вера .
Много воды утекло .и ладно .
Правда ,слыша сопение бабушки тогда ,я тихонько сидела во второй избе и смотрела на старую ,потёртую икону .От скуки и внутреннего горя : детского и от того ещё более обидного – разговаривала шёпотом ,как с человеком .

Каким бы не было детство ,оно пролетело незаметно .
И его уже - не вернуть .

14 июля 2016 г