Некоторые заметки

Валерий Смирнов 2
 
            Давно понял, что критиковать дела врачей у нас считается  бесполезным и даже не этичным    занятием, хотя нет-нет в  С МИ,  да и промелькнет что-нибудь… Вообще эта тема «ТАБУ».  И оно понятно…  Но, бывает, так на болит  -  тут не ругать их… а понять хочется.      

                Тела людей… дела врачей…               
- Приходите завтра, разрежем опухоль… и посмотрим, что там…  Да,  скажите на работе, что вас не будет с недельку и прихватите чистую простынь,  -  хирург что – то записывал в папке.
-Как разрежем … а-а-а, может рентген сделать вначале, а то  как- то боязно…  нога  все-таки своя, родная…
-Ну, тогда можете не приходить… если своя…
Я не пришел,  а  опухоль сама исчезла.
-Есть у них такая страсть – резать, - рассказывал знакомый терапевт, - что- то вроде одержимости…
У мамы на животе была грыжа. Особо она ей не мешала.  Года два решала – убирать или оставить.
Онколог направила на удаление.
Три недели маму готовили к операции – у нее сахарный диабет 2-й степени. Проверяли, снижали уровень сахара. Сделали операцию…
Через неделю мамы не стало. Наблюдавшая ее, участковый  терапевт, ахнула:  так она же бегала, шустрая была…
Судился на 2-х уровнях… Бесполезно.
- Пациент  давала расписку на разрешение медицинского, хирургического вмешательства, - представитель  ответчика , красивая и неприятная женщина, лаконично и твердо стояла на своем. Вот, дескать,  расписка  - а с нас взятки гладки…
Ловко…  А скажите: много ли  простой обыватель понимает в предстоящей ему операции, в сущности лечебного  вмешательства?
Сам себе парирую – а если б и понимал все тонкости – не лечился бы? Да…Замкнутый круг.
-Можете провести судебно медицинскую экспертизу,- советовала судья, - но даже после нее не факт, что судебное решение будет иным. Да, и экспертиза не дешево стоит…
Ну - да… но главное – маму не вернуть.
 Говорил с онкологом : зачем дали направление, человека не стало… Ответ:  Если нужно – будем направлять…
Вот так. Это конечно дело врачей.  А вот здоровье - людей…
Резать не резать. лечить не лечить…  А  может само пройдет?
Я знал одного хирурга  – он в лихие 90-ые лечил «братву». Порежут, постреляют друг друга, и к нему.  Не официально же лечиться…  Ну, и платили ему хорошо, выпивали с ним.
- Да,- говаривал он, - нужна практика, иначе пропадает мастерство!
Оно понятно, когда собак, кошек – тех и то жалко, ну да что делать… Сеченов, Пирогов… Великие врачи – ученые.
Да нет, мы понимаем, любим врачей – кто бы спорил…
 После укуса клеща, я  валялся под капельницами, а с наступлением ночи голова раскалывалась от боли…Диагноз не был установлен: то ли энцефалит, то ли мышиная лихорадка, то ли еще что-то…  Наконец,  врач радостно воскликнула « Эврика!», указывая на красные «леопардовые» пятна на моем теле:
-Да у вас лайма!
- Вайкуле? –  вырвалось у меня…
- Боррелиоз – болезнь, теперь мы знаем, как лечить.
Так вот: она радовалась не меньше меня! И сразу вылечили.
Тема, скажут, бесконечная…  А что делать? Совсем не болеть, не лечиться и вести 
здоровую жизнь, следуя многочисленным эзотерическим учениям, пить заряженную, святую  воду и т. д.? А может и это делать, и к врачам ходить… кому как?
- Вы ко мне не записаны и смотреть,  я вас не буду…
- Но, у меня острая боль и пациентов в коридоре никого…
-Запишитесь - тогда приму!
Знакомо?
Скорая помощь привезла в медсанчасть  женщину - коллегу по работе. Там, в коридоре на кушетке, осматривали  бомжа. После предложили прилечь ей…
- Да там грязно – вон следы крови, грязи… Дайте мне что-нибудь – я сама вытру…
Знакомо?
-Для вашей операции требуется местное обезболивание, но конечно вам будет неприятно видеть ход процедуры, поэтому можем сделать полную анестезию, то есть вы уснете, а проснетесь здоровым, но это как бы сказать… не по плану…не входит в прейскурант услуг, и будет стоить,- анестезиолог шепотом назвал сумму.
- Пилите… что же делать – боли  одолели…
Да, было со мной и такое…
И вам знакомо?
Люди в белых халатах – старая, добрая песня… Клятва Гиппократа…  Все это замечательно…
Но! Так хотелось,  чтобы  не только в словах, отчетах,  но и в качественно – добром  отношении к телу людей – было дело врачей…
 




Свою историю мне поведал знакомый. Собственно, ничего нового – все давно известно и, увы привычно… Привожу ее от первого лица.

Легко ли быть не молодым?

«Им овладело беспокойство – охота к перемене мест,
Весьма мучительное свойство – не многих добровольный крест»  ( А. С. Пушкин).

Так  получилось, что проработав на одном предприятии свыше 10 лет,  решил сменить работу. Рискованная затея, когда тебе до пенсии (если не поднимут возрастную планку) три с половиной года. Здесь,  все привычно,  обжито,  отработано,  нормальные отношения в коллективе,  но понимаю:  если сейчас не уйду – буду  «киснуть»  тут  до конца… А человек я,  сам понимаешь – творческого инициативного порядка…
- Ну, ты даешь – ты хоть работу другую нашел?- удивлялись коллеги.
-Ну, - неопределенно отвечал я,-  вроде что-то есть…  Если что – вернусь, начальство не против, но вот на старости лет надо рискнуть, кое-что проверить…
- И что тебе здесь не сидится?
Но, решение было принято твердо по нескольким  причинам.  Не буду их приводить.  Назову лишь главную мотивацию: НАДОЕЛО!  Имею право иметь «Надоело»? Имею!
Рассчитавшись, осмотревшись  – начал искать работу.  Ориентацией служило мое  советское образование,  специальность, которую  получил,  по которой когда-то работал и любил. И, вот здесь, появляется то, в чем вся суть, и что является,  увы, не новой, но остающейся проблемой в сфере занятости.
Ну, - скажет кто-то, – тогда  было другое время  –  многим пришлось перепрофилироваться. Перепрофилировался и много лет  честно, добросовестно занимался не своим делом. НАДОЕЛО!
А специальность у меня была,  надо сказать, гуманитарного  направления.
Я решил отправить резюме, по совету специалистов из центра занятости, в региональное ведомство – там, говорят, они располагают информацией о вакансиях.  Параллельно сам стал искать работу по своему профилю в интернете, газетах, журналах.
 Вакансии попадались.  Я соответствовал всем требованиям. Кроме…  Но!  Там было прописано: ограничений нет. Отправлял резюме, недели через две, звонил, спрашивал:  Как дела?
- Вы знаете, у нас столько кандидатов – мы выбираем…
Это было подозрительно – я знал, что «здесь» никогда не бывает много!
Пошел на хитрость: когда звонил, по очередной вакансии,  о возрасте говорил: 30 - 35 (стыдно,  но нужно было узнать причину «невнимания»).
Срабатывало! В самом соку и молодой – я был нужен! Дальше - больше:
В ведомстве мне сказали, что мое резюме разослано по рабочим инстанциям: ждите, вам дадут знать. Прождав с месяц, сам стал обзванивать инстанции…  И о чудо! Ни  одна из них, мое резюме не получала!  Сам собой напрашивался вывод: наверху  просто решили что «старый конь не пашет». 
Может что-то изменилось в  самой сущности деятельности? Да нет – та же…
Зашел в профильное учреждение, поговорил с сотрудниками, как да что?  Спросил: а почему бы вам не сделать так-то, и в таком направлении - ведь это эффективно, интересно?
- Ой, спасибо за подсказку! Как мы сами не додумались…
- Дарю идею – дерзайте.
Через  10 дней позвонил, чтобы узнать, как идут дела по моей  «подсказке»?
- Вы знаете, идея хороша, но… слишком хлопотно, и мы не уверены, что это себя окупит и даст прибыль…
- Вам решать – вы работаете, а не я… Но вы же знаете, что в нашем деле без инициативы - нельзя…
-Да, но… спасибо,  мы  подумаем…
Конечно, я не «старый конь, который не пашет» и у меня много интересных дел, проектов, которые не дадут мне умереть с голоду.  Но, задело возрастное ограничение, если хотите – дискриминация.
Тут как-то видел на одном  торговом киоске объявление: Требуется продавщица не моложе 45 лет …
Возрастная дискриминация наоборот…
А может лучше судить по делам, а не по возрасту?  Ведь существует, наконец, трудовой испытательный срок.  Справился – работай, нет – значит в другом деле, месте себя найдешь.

 Понимаешь,  я не с называю  отрасль …  Но, ведь дело не в ведомстве, министерстве, фирме, заводе. Возрастное ограничение, конечно, имеет место быть там, где это связано со здоровьем, спецификой работы … Но там где этого нет, работодателям  может быть  стоит избегать возрастных штампов ?

- Связи,  связи, нужны, – советовал  сосед  Палыч,  девяностолетний  дед с юмором и богатым житейским опытом, - или умение локтями толкаться…
- Какие еще связи, - конечно, я понимал, что он имел в виду.
- Какие…  - знакомство, блат, волосатая рука… и эти как их… тьфу забыл…  половые, -  хихикнул дед.
- Чего?
- Ну - да, ты не красна девица.
-А вот связей, Палыч, у меня  нет, да я и не знаю, как их употреблять – видимо не из того теста сделан   и пол менять точно  не собираюсь.

Понимаешь,  единственные отрасли, где всегда были рады – это сетевой маркетинг и виртуальные заработки.  Разговорчивые молодые люди быстро рисовали картины денежного рая, но при условии – вначале заплати сам, потом пусть это сделает твой клиент и т.д. В прочем это, как говорится, уже совсем другая история.

PS У приятеля все сложилось хорошо… но, как мне кажется,  вопрос остался…