Проблемы стиля, продолжение

Сергий Чернец
Проблемы стиля, продолжение.
Будущее принадлежит только тем, кто владеет стилем», - писал Гюго. Но иную точку зрения высказывал Горький: «Гениальные писатели почти все плохие стилисты, неважные архитекторы», - замечал он.
Некоторая часть наших писателей рассуждает о стиле, как о чем-то подсобном, как об инструменте, которым в одних случаях пользоваться полезно, а в других не очень обязательно.
Откуда проистекают такого рода расхождения в оценке роли стиля? Думается, что в самом существовании стилей выявляются их неоднозначные особенности.
Стиль с одной стороны выражает новаторское освоение мира, он служит катализатором мысли, эмоций и размышлений. И с другой стороны, стиль нередко превращается в «изящную словесность», которая перестает нести трудовую нагрузку, выполняя декоративную роль. Словесные кружева порою скрывают незначительность содержания, отход от художественного освещения больших тем.
Стиль – это реальная сила, но может выступать и как её искусная имитация. Понять эти полярные явления в стилевых процессах очень важно, как для критиков в их рассмотрении, так и для художественной практики, для писателей.
Очевидно, что нельзя выработать индивидуальный стиль однажды и навсегда. Стиль складывается в живом взаимодействии писателя с теми проблемами, которые он решает. Все писатели пробовали себя в разных стилистических амплуа. Лев Толстой писал сказки для детей, писал пьесы для театра, кроме своих романов. Так же работали и другие писатели, сказки писал и тот же Горький, он же пробовал себя в стихосложении.
Согласно суждениям о «подсобности» стиля, решающая роль в успехе литературного произведения принадлежит, прежде всего, событиям, реальным фактам жизни, которые в нем изображены. Если эти события и факты по-настоящему интересны, то творческие концепции (стиль), словесные ухищрения, собственно, и не нужны. И, якобы, они даже могут помешать непосредственному воздействию на читателя самих явлений и фактов действительности.
Но еще Вольтер справедливо сказал: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если она плохо выражена».
Это относится и к творческому освещению событий жизни, человеческих характеров. Часто писатель, надеется на «самосильные» характеры, которые он изображает, и не тратит большой энергии для подлинного художественного их воплощения, для их выразительной, впечатляющей обрисовки. И результат часто оказывается малоутешительным. Для этого обстоятельства применима поговорка: «Припасы (продукты) – первый сорт, а блюдо (приготовленное из них) – хоть в рот не бери».
Отсюда, недостаточное уважение к стилю зачастую порождает аморфность построения литературных произведений, дряблость в развитии действия, бледность в обрисовке героев, многие огрехи в языке. И всё это при самых благих намерениях автора и даже при несомненной талантливости его.
Формирование стиля органически связано с самим творческим процессом. Сам же процесс создания художественного произведения проистекает достаточно стихийно. Автор выплескивает свой опыт, органически выражая духовный мир своей личности. Но следует отрезвление и правка рукописей, и работа над словом. Вот этим то последующим трудом совсем не хотят заниматься многие современные писатели. И мы имеем сегодня грязную и убогую литературу на прилавках магазинов, - где в книжках современных авторов и мат и нетипичные сценки из жизни и явная ложь против действительности.