На прощание с керченским небом...

Иван Лавриненко
или последние бои истребительной группы I./JG52 в небе Керчи

   К началу третьей декады января 1944 года обстановка на фронте Отдельной Приморской Армии (ОПА) оставалась относительно спокойной, но в ночь на 23 число в порту Керчи катерами Азовской военной флотилии был высажен очередной и, как оказалось, последний советский десант, который наступлением на левом крыле плацдарма севернее Керчи поддержали войска армии. Целью наступления было освобождение города и занятие удобных позиций для дальнейшего продвижения вглубь Крыма. С этого дня активизировала свои действия и авиация сторон. Штурмовики 230-й и 214-й ШАД, входившие в состав 4-й ВА, и 11-й ШАД ВВС ЧФ стали наносить удары по целям в районе Керчи. Активно включились в работу, в том числе днем, и бомбардировщики «Бостон» 132-й БАД. Действия ударной авиации прикрывали крупные группы «Аэрокобр», «ЛаГГов» и «Яков» из состава 329-й и 229-й ИАД, а также истребительных полков, входивших в состав штурмовых соединений.

   Осознав опасность захвата Керчи, прорыва советских войск и их выход на оперативный простор вглубь полуострова, немецкое командование для поддержки ослабленной 98-й пехотной дивизии бросило в бой против десантников авиацию –  «Хейнкели» из состава I./KG4 «General Wever» и переброшенные на данный участок фронта штурмовики «Фокке-Вульф 190» группы II./SG2. Для борьбы с советской авиацией на помощь ослабленной в боях 10-12 января группе II./JG52 23 числа на аэродром Багерово прибыла первая группа той же эскадры. Задача подопечных майора Йоханнеса Визе (Maj. Johannes Wiese) в основном заключалась в ведении «свободной охоты», совершении вылетов на перехват, сопровождении пикировщиков Ю87 и штурмовке позиций советских войск.

   Для группы район боевых действий был уже хорошо знаком – всего за пару месяцев до этого, в ноябре 1943г., группа уже сражалась на этом участке фронта с летчиками 4-й ВА и ВВС ЧФ, поддерживающими высадку десантов на Керченский полуостров. За первую половину ноября летчики группы одержали здесь 13 побед, потеряв при этом по разным причинам не менее четырех машин, еще несколько получили повреждения.

   Первые результативные для группы бои состоялись 26 января. Волею судьбы, летчикам I./JG52 довелось иметь дело главным образом с советскими штурмовиками и «Аэрокобрами» 329-й иад. Уже в первых боевых вылетах в этот день пилоты группы за 8 минут с  7.52 до 7.59 (Для удобства здесь и далее по берлинскому времени) заявили сбитыми три Ил-2 и один Р-39. В боях со штурмовиками отличились сам командир I./JG52, унтер-офицер Антон Реш (Uffz. Anton Resch) и лейтенант Карл-Хайнц Плюкер (Lt. Karl-Heinz Pluecker).

   По советским данным, летчики I./JG52 имели дело со штурмовиками 230-й ШАД, наносившими бомбоштурмовой удар по целям северо-западнее и северо-восточнее Скасиев фонтан в период 7:43-8:32. Было задействовано 18 Ил-2 из состава 7-го ГШАП и 210-го ШАП под прикрытием 15 ЛаГГ-3 863-го и 979-го ИАП. Несмотря на довольно мощное истребительное прикрытие, некоторым немецким летчикам удалось прорваться к штурмовикам. В результате от огня «Мессершмиттов» досталось двум штурмовикам из состава 7-го ГШАП. Экипаж в составе летчика гв.ст.лейтенанта Демидова и воздушного стрелка старшины Федорова произвел вынужденную посадку на фюзеляж севернее Колонка. Пилот не пострадал, а стрелок был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Ил-2 был разбит и восстановлению не подлежал. Второй штурмовик с летчиком гв.мл.лейтенантом Ждановым и воздушным стрелком сержантом Баевым, будучи подбитым, долетел до аэродрома Татарский, где и произвел вынужденную посадку. Экипаж получил ранения, а машине требовался ремонт ПАРМ. Еще два Ил-2 из состава того же полка были сбиты немецкими зенитчиками. Один из них приводнился в проливе в 150 метрах от керченского берега, самолет утонул, но вылетевшему на задание без воздушного стрелка пилоту гв.сержанту Кабанову удалось выжить и вернуться в часть. Другой совершил вынужденную посадку в районе севернее Колонка и сгорел на земле – его пилот гв.лейтенант Сергей Пауков погиб, а исполняющий роль воздушного стрелка гв.лейтенант Рогоза получил ожоги. Согласно немецким данным, 9-й зенитная дивизия в тот день претендовала на уничтожение под Керчью всего одно советского самолета. Еще на один сбитый штурмовик претендовал командир 6./SG2 гауптманн Гюнтер Блекманн (Hpt. Guenther Bleckmann). Он идентифицировал своего противника как Ил-5 – так немцы иногда называли Ил-2 с воздушным стрелком. Возможно, немецкие зенитчики видели падение только одного Ил-2, поэтому на большее претендовать не стали. Но также возможно, что атака кого-то из немецких летчиков была настолько внезапной, что ее летчики не увидели, посчитав, что были подбиты немецкой зениткой. Как бы там ни было, летчикам I./JG52 и немецким зенитчикам удалось добиться главного – даже по докладам экипажей Ил-2 в результате удара удалось уничтожить всего один танк и убить и ранить до 5 солдат и офицеров противника, что для удара 18 штурмовиков было явно мизерным результатом. При этом все потери, нанесенные врагу, были записаны на счет семерки Ил-2 из состава 210-го ШАП. А пилоты 11 Ил-2 из состава 7-го ГШАП результатов своей работы вообще не наблюдали – вероятно, это произошло по причине сильного противодействия «Мессершмиттов» и зенитных батарей, не давшим штурмовикам возможности «проутюжить» заданный район основательно.

   Относительно заявленной лейтенантом Францем Шаллем (Lt. Franz Schall) «Аэрокобры» стоит сказать, что хотя время в немецких и советских документах отличается, возможно, это был истребитель гв.мл.лейтенанта Николая Ивановича Гундобина из состава 101-го ГИАП. Вылетевший ведомым гв.капитана Николая Хоцкого на выполнение задания по разведке, он в облачности оторвался от ведущего и на свой аэродром не вернулся. Что с ним случилось, так и осталось неизвестным. Возвращаясь в одиночку, он мог подвергнуться неожиданной атаке «Мессершмитта», пилотируемого Шаллем. Других потерь наши истребители в это утреннее время не понесли. Лишь один из сопровождающих штурмовиков истребителей 979-го ИАП, пилотируемый мл.лейтенантом Алексеем Алихашкиным, совершил посадку вынужденную посадку в районе Колонка. Судя по списку потерь 230-й ШАД, самолет не пострадал.

   Перед полуднем того же дня немецкие истребители I./JG52 вместе со своими коллегами из II./JG52  встретились с гвардейцами 57-го ГИАП. Около 11.34 в районе Булганак на высоте 2500 м четверка «Аэрокобр», ведомая гв.ст.лейтенантом Евгением Ординарцевым встретила восьмерку Ме109. Четыре Ме109 пытались атаковать пару гв.ст.лейтенанта Александра Серебрякова снизу сзади. Ведущая пара гв.ст.лейтенанта Ординарцева пошла на отражение атаки, и в это время была атакована сверху сзади двумя Ме109. Истребитель Ординарцева был подбит – был поврежден лонжерон правой плоскости, пробиты бензобаки правой плоскости и крышка левого блока. Летчику удалось выйти из боя и благополучно произвести посадку на своем аэродроме.  Во время отражения атаки «Мессершмиттов» на пару Ординарцева ведомый Серебрякова летчик-стажер мл.лейтенант Федор Козунов вырвался вперед ведущего пары и сам был атакован сверху сзади парой Ме109, В результате метко выпущенной очереди «Аэрокобра» была сбита, а самому Козунову пришлось выброситься из неуправляемой машины на парашюте. Пилот благополучно приземлился в районе завода им.Войкова.

    В 11.45 к месту боя подошла четверка «Аэрокобр» того же полка, ведомая гв.ст.лейтенантом Анатолием Ивановым. На высоте 4500м в районе Аджим-Ушкай группа встретила 4-6 Ме109, которые вели бой с «Аэрокобрами». Последние были из группы Ординарцева или одной из группы 66-го ИАП, которые приблизительно в это же время вели бои в районе Керчи. Иванов со своей группой вступил в воздушный бой с вражескими истребителями. Атакуя «Мессершмитты», Иванов сам подвергся атаке одного Ме109 со стороны солнца. Немецкому летчику удалось подбить «Аэрокобру», однако советский летчик сумел произвести нормальную посадку на площадке Опасная, которая находилась на Керченском полуострове (По другим данным, Иванов приземлился на летной площадке Жуковка, находящейся немного к северу от Опасной).

   Анатолий Леонидович Иванов об этом эпизоде вспоминал так:

   "Однажды по тревоге вылетаем на прикрытие наземных войск. Набираем высоту, слышим голос генерала Слюсарева:
  — Иванов, наши «Яки» ведут бой с «Мессершмиттами». Обеспечьте им выход из боя.
  — Вас понял.
  Стремительно лезу вверх, чтобы вступить в бой. Подхожу к Керченскому проливу и вижу, как самолет ведомого Дубинина ни с того, ни с сего делает полубочку, напоминающую штопор, и при этом резко снижается.
  — Дубынин, что делаешь? — спрашиваю по радио. Летчик молчит.
  — Почему штопоришь?!
  Дубынин не отвечает.
  «Наверное, сбили», — подумал я.
  Но в это время вижу, как самолет прекратил вращение, перешел в горизонтальный полет, а затем начал набирать высоту.
  Пока самолет Дубынина снижался, а я внимательно смотрел за ним, сверху меня атаковал «Мессершмитт». Слышу неприятный металлический удар. Теперь уже мой самолет вращается и за ним потянулся черный дымный след — горит крыло.
  Придется прыгать. Но куда дует ветер? Он снесет парашют прямо к немцам.
  Удивительно быстро в таких положениях работает мысль! Прыгать нельзя. Энергично отдаю ручку управления самолетом «от себя» и круто пикирую. Пламя сорвано, дым прекратился, но бензин по-прежнему хлещет из бака.
  До «большой земли» через пролив не дотянуть, не хватит высоты. Мотор не работает. На воду садиться — опасно.
  И тут же вижу на плацдарме, в расположении наших войск, выложены белые полотнища в виде буквы «Т» — посадочный знак для санитарных самолетов.
  Есть площадка! Перекрываю пожарный кран, выпускаю щитки-закрылки и приземляюсь.
  Вылез из самолета, осмотрелся вокруг. Тишина. Только в небе трещат пушки и пулеметы. Там продолжают вести бой наши «яки». Дубынин и еще пара наших самолетов тоже вступили в бой.
  Минут через десять на автомашине подъезжает генерал Слюсарев.
  — Ну что, вояка, налетался, — улыбается генерал.
  — Да вот, налетался...
  — Теперь будешь знать, как варежку разевать.
  — Вроде варежки и не разевал, а так случилось...
  — Пока ты, братец, наблюдал за своим ведомым, на тебя «мессеры» свалились. Атака их длилась несколько секунд. Видно, там не дураки сидели.
  От генерала Слюсарева я узнал, что у фашистов на волне радиостанции нашей службы наведения тоже работает радиостанция. Сидит себе немец, знающий русский язык, на своем пункте управления, слушает разговоры русских летчиков и тут же все передает в эфир своим летчикам.
  — Ахтунг! Ахтунг! — кричит немец, — рассказывает генерал, — прибыло подкрепление русских истребителей.
  — Где они? — спросил фашистский ас. И вскоре передал по радио:
  — Сбил!
  Это он о твоем самолете.
  — Не сбил, а подбил, — поправили фашиста с немецкого пункта управления. Они видели, как ты сорвал пламя с самолета и пошел на посадку. Вот так, братец".
 
    Согласно советским данным, после прикрытия посадки Иванова его группа встретила и атаковала пару Ме109, один из которых был подбит еще одним стажером ст.лейтенантом Анатолием Козыревским. Это был единственный успех советских летчиков в том бою.

   Одна из выше названных «Аэрокобр» подверглась атаке унтер-офицера Карла Хиллера (Uffz. Karl Hiller) из состава 1./JG52, который в указанное время заявил сбитый Р-39. (Остальные успехи в этой схватке на счету унтер-офицера Хайнца Эвальда (Uffz. Heinz Ewald) и его ведущего гауптманна Баркхорна (Hpt. Barkhorn) из II./JG52, также претендовавших на две уничтоженные «Аэрокобры»)
 
   Из состава I./JG52 еще одну победу над «Аэрокоброй» заявил в тот день в 14.40 обер-фельдфебель Вальтер Янке (Fw. Walter Jahnke). По всей видимости, летчик участвовал в бою с пилотами 101-го ГИАП. В 14.37 на высоте 5000 метров четверка истребителей полка, ведомая гв.ст.лейтенантом Иваном Похлебаевым, в районе косы Тузла встретила такое же количество Ме109, с которыми «Аэрокобры» вступили в бой. В ходе воздушной схватки один «Мессершмитт» под ракурсом 4/4 атаковал гв.мл.лейтенанта Сергея Иванова. Последний развернулся на атакующего противника и в лоб атаковал его. По советским данным, в результате атаки Иванова Ме109 загорелся и скрылся в облачности. Успешную атаку Иванова подтверждали гв.мл.лейтенанты Березовик и Прядко. По сохранившимся немецким данным, истребители I./JG52 и II./JG52 в этот день потерь не понесли. Вернулась на свой аэродром без потерь и повреждений машин и четверка Похлебаева.

   Следующий день, 27 января, принес группе I./JG52 как победы, так и чувствительную потерю. И снова летчики части встретились в воздухе с гвардейцами 57-го ГИАП. Четверка «Аэрокобр», ведомая командиром эскадрильи гв.капитаном Виктором Чернецовым, на высоте 3000-3500 метров корректировала артогонь по аэродрому Багерово. В 11.40 во время третьего захода, в 6-7 километрах восточнее аэродрома, группа была атакована четверкой Ме109 сверху сзади со стороны солнца. Атаку немецкие летчики производили парами. Унтер-офицер Алоис Зайбель (Uffz. Alois Seibel) из 3./JG52 атаковал «кобру» командира гв.капитана Чернецова. Атаку «Мессершмитта» пытались отразить гв.ст.лейтенант Ординарцев и его ведомый гв.мл.лейтенант Дубынин, но помешать немецкому пилоту им не удалось. Выпущенная Зайбелем точная очередь достигла цели, и советский истребитель загорелся в 2-3 км западнее Катерлез. Летчику удалось дотянуть до территории, занятой советскими войсками, и на высоте всего 200-250 метров покинуть обреченную машину с парашютом. Самолет «Аэрокобра» упал в 2-4 километрах севернее Аджим-Ушкая. Чернецов благополучно приземлился в этом же районе.

   Второй победы в этот день пилоты Люфтваффе добились, по немецким данным, через 10 минут после первой победы. Отличился один из успешных летчиков предыдущего дня – лейтенант Плюкер из 2./JG52. Можно с уверенностью утверждать, что летчик участвовал в бою с гвардейцами 101-го ГИАП. В 11.50 четверка «Аэрокобр» полка, ведомая гв.лейтенантом Иваном Морозовым, на высоте 1500 м в районе Булганак встретили такое же количество Ме109. Пара Ме109 пыталась атаковать в хвост гв.мл.лейтенанта Александра Парфенова. Советский летчик в момент нахождения ведомого Ме109 в вираже с дистанции 50 метров расстрелял «Мессершмитт». Вражеский истребитель упал в море восточнее Тархан. Сам Парфенов был атакован вторым Ме109, в результате чего  у «Аэрокобры» была пробита лопасть воздушного винта. Советский истребитель, уходя от атаки, срывом в штопор вышел на малую высоту. Второго Ме109 севернее Булганак на бреющем полете нагнал гв.лейтенант Морозов и атаковал под ракурсом ;, затем зашел ему в хвост и с дистанции 50-20 метров открыл огонь и преследовал «Мессершмитт» на бреющем полете, ведя огонь до тех пор, пока Ме109 не врезался в море западнее Тархан. В результате боя «Аэрокобра» Морозова также была подбита – снарядом был пробит руль поворота и осколками пробита плоскость и гаргрот. Судя по времени заявки победы, Плюкер атаковал истребитель Морозова или Парфенова, несколько преувеличив свой результат. Однако утверждать наверняка, что Плюкер атаковал именно одного из вышеупомянутых пилотов нельзя. Несколько ранее в этот день в более тяжелое положение попал другой летчик полка. В 9.10 на высоте 2500 метров четверка истребителей, ведомая гв.мл.лейтенантом Николаем Лукашевым, встретила три Ме109, шедших с южного направления. Советская группа развернулась на 180° для лобовой атаки. В момент разворота пара «Мессершмиттов» из-за облака атаковала гв.мл.лейтенанта Лукашева в хвост. В результате атаки «Аэрокобра» загорелась и горящей пошла в нижний ярус с облачностью. Отбивая атаку, гв.мл.лейтенант Николай Буянов под ракурсом 2/4 атаковал одного Ме109, в результате чего последний задымился, повалился на крыло и беспорядочно пошел в нижний ярус облачности. Падения вражеского истребителя советский летчик не наблюдал. Гв.мл.лейтенанта Лукашев совершил вынужденную посадку в районе Тамань и вскоре вернулся в часть. «Аэрокобра» получила тяжелые повреждения и была списана. Кто из немецких летчиков-истребителей произвел успешную атаку по «кобре» Лукашева, сказать сложно, поскольку кроме Зайбеля и Плюкера летчики I./JG52 и II./JG52 в тот день в районе Керчи сбитые самолеты больше не заявляли. Возможно, в документы одной из сторон закралась ошибка с указанием времени вылета, и самолет Лукашев был подбит именно Плюкером.

   В боях с «Аэрокобрами» летчикам группы I./JG52 не удалось избежать и потерь. Вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенант Шалль – унтер-офицер Реш из состава 3./JG52 в районе Керчи вступила в бой с шестеркой истребителей Р-39. Бой сложился для немецкой пары неудачно. Bf 109 G-6 WNr.20581 «Желтая 3», пилотируемый Решем, получил 26 попаданий пулевых и пушечных пробоин, а сам начинающий ас и будущий кавалер Рыцарского Креста получил тяжелое ранение и надолго выбыл из строя. К сожалению, время вылета немецкой пары неизвестно, поэтому сказать точно, кто из летчиков 329-й ИАД, заявивших в этот день сбитыми шесть Ме109 и один ФВ190 (еще три Ме109 были подбиты), одержал победу над Решем, пока не представляется возможным. Можно лишь предположить, что успеха добился гв.лейтенант Иван Морозов из состава 101-го ГИАП, одержавший в тот день две победы. Своей второй победы летчик добился в ходе крупного, длившегося в общей сложности около получаса воздушного боя между «кобрами» 329-й ИАД с одной стороны и «Юнкерсами» и «Мессершмиттами» с другой.

   Так, в 14.30 семерка «Аэрокобр» 57-го ГИАП, ведомая ст.лейтенантом Ординарцевым в районе Керчи на высоте 1000 метров встретила до 20-24 бомбардировщиков Ю-87. Вражеские пикировщики были атакованы другими советскими истребителями, а группа Ординарцева связала боем восьмерку Ме109, которые прикрывали «Юнкерсы». Бой для летчиков 57-го ГИАП закончился безрезультатно. В 14.50 четверка «кобр» из состава 101-го ГИАП, ведомая гв.майором Гавриилом Беркутовым, на высоте 3000 м в районе станции Керчь-2 встретила 12 Ю-87 под прикрытием до 14 (!) Ме109. Пытавшиеся бомбить советские войска «Юнкерсы» были под ракурсом 2/4 атакованы группой гв.майора Беркутова. В результате атаки немецкие бомбардировщики развернулись влево и начали уходить в западном направлении. Гв.мл.лейтенант Одинцов и гв.лейтенант Овечкин, сблизившись на дистанцию 50 метров, атаковали двух Ю-87, которые загорелись и упали юго-западнее Булганак. Атакуя немецкий бомбардировщик, гв.мл.лейтенант Одинцов подвергся атаке Ме109. Советский летчик ушел от атаки срывом в штопор и после выхода из него отстал от своей группы и направился на свой аэродром самостоятельно. В 14.58 другая четверка того же полка, ведомая гв.лейтенантом Морозовым, на высоте 2000м, северо-западнее Керчи, встретили пару Ме109, которые вели бой с тройкой «Аэрокобр». Возможно, это и была пара Шалль – Реш, которая вступила в бой группой Беркутова. Гв.лейтенант Морозов сверху сзади атаковал одного Ме109 и сбил его. «Мессершмитт» упал западнее Керчи.

   28 января из пилотов I./JG52 успеха добился лишь лейтенант Шалль, сбивший в 15.00 один штурмовик Ил-2, упавший в район Аджим-Ушкай - Баксы. В период 14:42-17:28 штурмовики 210-го ШАП 230-й ШАД уничтожали огневые средства и пехоту противника в центральной и южной части г. Керчь. Несмотря на прикрытие «ЛаГГами» 863-го ИАП, а в конце боя четверкой 979-го ИАП, одному «Мессершмитту» удалось прорваться к «Илам» и сбить штурмовик с экипажем в составе летчика мл.лейтенанта Ренева и воздушного стрелка красноармейца Желудкова. Советский экипаж при этом погиб.  Более вероятной представляется версия, что штурмовик стал жертвой лейтенанта Отто Фённекольда из состава 5./JG52, поскольку район его заявки полностью совпадает с местом падения штурмовика согласно советским данным – юго-западнее Булганак. Относительно заявки Шалля можно сделать – хотя и с большой натяжкой – предположение, что немецкий ас спутал Ил-2 с «Аэрокоброй», поскольку в указанное время тяжелый бой провела группа истребителей 101-го ГИАП.

    В 14.45 в районе Керчи на высоте 5000 метров четверка истребителей, ведомая гв.капитаном Николаем Хоцким, встретила пару Ме109. Гв.капитан Хоцкий с ведомым атаковал противника, но безрезультатно. Ведомая пара в составе гв.мл.лейтенанта Николая Буянова и гв.мл.лейтенанта Александра Парфенова находилась на высоте 6500 метров и при снижении к ведущей паре была атакована парой «Мессершмиттов». Ведомый пары по радио предупредил Буянова об опасности и пошел на отражение атаки Ме109, которые зашли в хвост к ведущему. В этот момент Парфенов заметил, что ему в хвост зашел еще один Ме109, после чего вынужден был переворотом уйти из под удара и при этом потерял из вида самолет Буянова. Атакуя «Аэрокобру» ведущего советской пары, немецкие летчики добились своего – истребитель Буянова загорелся. Летчику удалось довести подбитый самолет до аэродрома Тамань, где он и совершил посадку. «Аэрокобра» сгорела, а сам пилот получил ушибы и был отправлен в госпиталь г.Тамань. (Несколько ранее, в период между 13.40 и 13.50 три сбитые Р-39 заявили летчики 6./SG2. Две «Аэрокобры», якобы, стали жертвами гауптманна Гюнтера Блекманна, еще одну уничтожил оберфельдфебель Ханс Виллльмердингер. Судя по времени заявки, немецкие летчики вели бой с четверкой «кобр» из состава того же 101-го гиап, ведомой гв.лейтенантом Похлебаевым. Не понеся потерь, наша группа сбила 4 и подбила один ФВ-190. Отличились ведущий четверки и гв.мл.лейтенант Борис Дементеев, сбившие по два «Фокке-Вульфа» каждый.)

    Как бы там ни было, 36-й личный успех Шалля стал последней победой группы I./JG52 в небе Керченского полуострова.

   Когда немецкому командованию стало ясно, что советское наступление выдохлось, и за десантом в керченский порт не последовали новые, первая группа 52-й истребительной эскадры перелетела на аэродром Грамматиково в центральной части Крымского полуострова, чтобы иметь возможность действовать оттуда в северной части Крыма и в районе Никопольского плацдарма. Буквально через неделю группа получила приказ перебазироваться на летное поле Николаев-Восточный и больше в Крым никогда не вернулась.

   Судьбы немецких летчиков, добившихся последних для группы I./JG52 побед в керченском небе, сложились по-разному. Кавалер Дубовых листьев к Рыцарскому Кресту Йоханнес Визе к концу войны одержал 133 победы и после капитуляции вместе со всем личным составом группы сдался в плен американским войскам, которые затем передали пленных своим советским коллегам. Из плена Визе вернулся в Германию в 1949г. Похожая судьба ждала Антона Реша. Вернувшийся в I./JG52 в конце мая 1944г. Антон Реш к началу сентября 1944 года одержал 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжелое ранение. Возвратившись в свою часть лишь в 1945 году он довел свою победную серию до 91 сбитого самолета и после пребывания в советском плену благополучно вернулся на родину. Вальтер Янке и Карл Хиллер были переведены в III./JG11 и сражались на Западном фронте. Одержавший к концу войны 59 побед Янке благополучно пережил войну. Оберфельдфебель Хиллер, одержавший во время войны не менее 10 побед, был сбит в воздушном бою во время операции «Bodenplatte» 1 января 1945г., но сумел произвести вынужденную посадку на вражеском аэродроме и попал в плен к союзникам, откуда вернулся после окончания боевых действий. Унтер-офицер Алоис Зайбель погиб вскоре после описанных боев в районе Керчи. 20 февраля 1944г. в воздушном бою в пяти километрах западнее с.Дарьевка (северо-восточнее г.Херсона) он одержал свою шестую победу, сбив «Бостон», однако его истребитель также получил попадания и спустя 10 минут после боя, уже на пути к своему аэродрому, «Мессершмитт» внезапно взорвался в воздухе. Лейтенант Карл-Хайнц Плюкер, будучи командиром 1./JG52, был сбит советской зениткой 10 мая 1944г. в районе Григориополя на высоте всего 50 метров и погиб. На его счету к тому моменту значилось 42 победы. Кавалер Рыцарского Креста Франц Шалль, одержавший 133 победы, погиб 10 апреля 1945 года, будучи командиром 10./JG7 и летая на реактивных Ме262. Сбив в своем последнем вылете один Р-51, он при заходе на посадку сам был атакован «Мустангом» и подбит. Летчик сумел дотянуть до аэродрома, но при посадке одна из стоек шасси «Мессершмитта» попала в плохо выровненную воронку от бомбы. Перевернувшись, истребитель аса взорвался.