Дипломированные специалисты или корочконосцы?

Анастасия Павленко
Из года в год растет у нас количество желающих стать обладателями дипломов о высшем образовании. Намеренно не говорю «желающих учиться в вузе», потому что сегодня главная цель половины абитуриентов – получение заветной «корочки».

По мнению многих родителей выпускников колледжей и лицеев, «корочка» - это яркий показатель статуса семьи, ее достатка. Ведь только с дипломом о высшем образовании – и с этим практически не поспоришь - можно занять кресло помягче и место посытнее, с него начинается карьера и уважение в обществе. Но, удивительно, диплом перестал подразумевать по-настоящему образованного, грамотного в своей специальности человека. Сейчас вообще мало кто говорит об учебе в отечественных вузах как о возможности получения новых знаний и профессиональных навыков, считая, что они чудесным образом автоматически прилагаются к диплому. Однако, увы, судя по тому, что молодые экономисты не могут расшифровать аббревиатуру ООО, а новоиспеченный фармацевт порой не знает, что такое стрептоцид, чуда не происходит. При этом преподаватели самаркандских вузов, глядя на уровень подготовки первокурсников, с горечью отмечают, что с каждым годом при рекордно высоких проходных баллах он все ниже и ниже.

К примеру, студенты, поступившие на отделение с русским языком обучения, не могут и двух слов связать на языке Пушкина и Достоевского. А как же они, проходившие вступительное тестирование, отвечали на вопросы о сложноподчиненном предложении с придаточным образа действия или находили символы в поэзии Блока? Преподаватели по математике хватаются за голову – некоторые первокурсники не знают… таблицу умножения! Спрашивается, а как такие «умники» смогли решить тригонометрическое или интегральное уравнение на экзаменах?

Ежегодно 1 августа во дворах учебных заведений, где проводятся вступительные экзамены, вырастают горы из шпаргалок, представители правопорядка с металлоискателями проверяют у абитуриентов наличие телефонов, при обнаружении которых те тут же изымаются. Но пути выхода за рамки системы всё равно находятся, и на каждый заслон всегда отыскивается хитроумная лазейка для «избранных», для тех, кто за немалую сумму стремится попасть в число будущих «корочконосцев». И здесь уже давно не актуален вопрос «как им это удается», потому что «левая схема» поступления каждый раз все изощреннее и изощреннее. В помощь идут чьи-то умные головы, новинки техники, беспринципные преподаватели, корыстолюбивые наблюдатели.

Сегодня нужно ответить на другой вопрос – кого и зачем обманывают родители, готовые платить за «пропихивание» своих детей в вуз? Ведь завтра их безграмотное дитя, занявшее, благодаря махинациям, место действительно одаренного студента, будет лечить людей. Завтра липовые бакалавры и магистры, пишущие слово «зеленый» с двумя «нн», будут учить детей в школах и колледжах. Завтра такие вот горе-специалисты станут архитекторами, юристами, агрономами, разного рода начальниками. Не страшно ли вам, друзья, за наше будущее?
Находятся те, кто машет на доводы и прогнозы рукой и заявляет: хороший учитель из обезьяны человека сделает. А сами тут же продолжают давать детям-студентам деньги на успешную сдачу сессии, говоря, мол, все берут, а если не возьмут, знаем, через кого «надавить», чтобы поставили «хор» или «отл»... И, самое ужасное, подобный взгляд на получение высшего образования постепенно становится нормой.

По мнению профессора Университета мировой экономики и дипломатии А. Файзуллаева, качество университетского образования зависит от многих факторов - материальной базы вуза, его финансовых возможностей, библиотеки, менеджмента, методики преподавания, самих преподавателей и т.п. Но главное - это качество студентов.

«Это даже важнее, чем качество преподавателей, - пишет он. - Почему? Потому что хороший студент всегда будет стремиться учиться и познавать, он или она так или иначе будет стараться, находить материалы, источники и работать. Ибо у хорошего студента есть высокая мотивация и работающая голова. Хорошо, если есть хороший преподаватель – это тоже весьма важно, конечно. Но хороший студент будет двигаться дальше и с не очень хорошим преподавателем. А когда есть хороший преподаватель, но нет хорошего студента – это уже хуже, ибо плохому студенту не особенно поможешь, ибо у него нет соответствующей мотивации и мыслительных способностей.
Все лучшие университеты в мире, например, Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, Кембридж и другие, являются таковыми, прежде всего, благодаря тому, что к ним попадают лучшие студенты.

Откуда же берутся хорошие студенты? Некоторые из них – это редкие природные явления, и они будут великолепны везде и во всем. Но основные факторы, от которых зависит качество студента – это качество школьного образования, состояние общественного сознания и влияние семьи».

И с этими доводами одного из лучших преподавателей в республике Узбекистан невозможно не согласиться. Но согласятся ли с этим родители, уже приготовившие определенную сумму за поступление в вуз своего ребенка, у которого отсутствуют необходимые знания, а мотивацией служит исключительно получение «корочки» и отнюдь не высшего образования?..