В гостях у сказки

Алексей Афонюшкир
Я сидел в конференц-зале в окружении с полсотни таких же, как я,бездельников и слушал симпатичную барышню-лектора. Не скрою, в этом офисе симпатичными и молодыми были все, некоторые  очень даже. За одной, красивой брюнеточкой в обтягивающих стройное тело чёрных лосинах, я бы и сам с удовольствием приударил. Если бы мог сбросить лет тридцать примерно с теперешнего возраста. Единственное, что смущало, заноза в извилинах. Она терзала, изводила сомнениями: да на хрена  тебе всё это нужно, балбес? Куда ты пришёл?!
Я вроде бы офисный администратор. Пришел, по идее, за этим. Знаю, что и другие представители обоих полов и всех возрастов, откликнулись по рекламе на должности экономистов, завхозов, охранников, снабженцев. Ну, в общем, на блатные где-то специальности. Тем паче и обещанная зарплата вполне достойна.
А девочка рисовала меж тем  на доске какие-то мудреные экономические раскладки, вдохновенно толковала о том, как хорошо и возможно быть успешным. Показывала фотографии счастливчиков, развешанные по стенам. 
—Не только деньги, но и загран-туры, машины, яхты, самолёты, — здесь всё возможно! Только трудись.
В глазах её пылало пламя корыстной романтики, восторг.
Я никогда не любил высоких слов. В итоге, как правило, оставались лишь ложь, предательство. На душе нарастали скука и пакостность.
Лекции — непременное условие для приёма на работу. Их  четыре. В день по лекции, по полтора часа каждая. Гарантом того, что претенденты будут на них ходить,  залог с каждого —360 рублей. Без него вообще к конкурсу допуска нет. После прослушивания  всего курса залог обещали вернуть. Но даже одна пропущенная лекция лишала вас этого шанса. У всех в аудитории тетради и ручки. Пишут. Правда, не все. Пара молодых детин, скрестив на груди руки,  валяют дурака и разве что только не поплевывают в потолок. Не пропускают ни слова только женщины. Строчат, как на швейной машинке. Особенно пожилые. Одна на меня даже шикнула. Забыл перевести телефон на вибрацию, как попросили в начале лекции, и тут звонок. Приятель:
-У меня коньяк, армянский. Класс! Заходи...
Шепчу:
-Чуть попозже.
Я создаю видимость движения. На коленке — записная книжка, в руке авторучка. Пишу. Один рассказ, который начал вчера утром.
То, что администратором мне не стать — это ясно. Здесь что-то другое. Какой-то подвох. Но какой?
На следующий день толпа энтузиастов слегка проредела. Исчезли те скучавшие хлопчики, ещё несколько человек. Пропавшие деньги, похоже, смущали их  меньше, чем время, которое приходилось тратить не известно на что.
В последующие дни опустели стулья и под другими энтузиастами. В конце осталась ровно половина от первоначальной аудитории. Вера и оптимизм в отношении к происходящему захромали, как  Деточкин, герой картины «Берегись автомобиля». Он шёл, как обычно, на верный успех, а угодил в капкан.
Вторую лекцию вёл уже более солидный господин. Хороший костюм, опрятная внешность, уверенный голос. С логикой у него было тоже всё в порядке, и тем не менее мне, человеку не вполне техническому, это всё казалось такой ахинеей, что впору было смазать волосы бриолином, ибо они постоянно норовили встать дыбом. Какие-то карьерные шесть ступеней, звездочки, количество которых, по мере возвышения, растет, увеличивая их обладателю процент от продаж. Какие экономисты? Какие охранники, завхозы? Не смешите мои пятки. Об этом — ни слова! Коммерция, только коммерция. Левая причём на обе ноги. Всё остальное — только наживка, крючок  для простофиль.
И вот финал. Все лекции пройдены. На заднице — большая мозоль от здешних стульев. Сижу перед своим куратором, симпатичной, улыбчивой дамочкой лет сорока. Именно она проводила собеседование, оповестила с радостью по телефону потом, что я подхожу компании, контролировала мои приходы на лекции.  Я позже уже  сообразил, что этой шарашке подходили все без исключения. Чем больше рыбы, тем наваристее уха! Собеседование - простая формальность. Игра!
—Вы будете заключать контракт? — осведомляется она вежливо, возвращая мои деньги.
А контракт — это не только подпись. Сначала надо что-то купить у фирмы. В свою собственность, но обязательно купить. Сумма варьирует в зависимости от претензий. Начинаешь карьеру в компании с первой ступени (а это по местной иерархии «две звездочки»), будешь получать на первом этапе 5% с покупки. Можешь — с третьей, - получишь 27%. Можешь - с любой. Твои проценты с последующих продаж при этом растут. Ты вправе вложить миллион и получать баснословную прибыль. Но! При этом ты всё равно будешь делиться  с теми, кто тебя сюда привёл. Я в данном случае — с моей визави, а та, в свою очередь, — с другой дамой, которая с ней заключила контракт и привела в контору.
—Я подумаю, — сказал я уклончиво.
—Думайте. Ведь всё очень просто. Вы даёте рекламу. Приходят люди. Проводите собеседование. Принимаете их в число кандидатов. Усаживаете на лекции. Чтобы не сбежали сразу, берете залог. Потом склоняете к заключению контракта, а значит, и покупке наших товаров на какую-то цену. От этого вам идёт прибыль.
—А сколько нужно контрактов, чтобы поднять статус?
—Вы о проценте от прибыли??
—Да.
—Три.
—Да, подумал я, примеривая процесс на себя, нелегко это будет. Обычно люди идут зарабатывать, а не вкладывать свои собственные. Но вслух для приличия, чтобы не обрывать все концы, спросил:
—Сколько у меня времени?
—Чем быстрее, тем лучше.
Выйдя на улицу,  осматрелся. Мелкий дождичек, лужи, сухая листва под ногами. Осень.  Смуро. И точно так же в моей голове. Информации — жуть,так просто не перелопатить. Пытаюсь разложить  по полочкам «за» и «против». Не всё получается, но направление всё же просматривается. А почему бы действительно не рискнуть?
Маршрутка. Дом. Комп, интернет. Друзья. Вернее, подруги, но это дела не меняет. Это очень хорошие и давние подруги. Хочется поделиться сомнениями. Я понимаю, что тема скользкая, попахивает тухлецой.
Скайп. Элька. Она далеко, в Москве. Но чувствует меня, как Франц Месмер, на любом расстоянии.
—Ты в своём уме? Тебя разводят, делают лохом. Решил перенять практику? Сделать такими других? Будешь их так же заманивать несуществующими специальностями, сватать, облапошивать… Окстись!
Наташка. Живём на одной улице. Прогуливаемся иногда, ну, и прочее.
—Твоя голова, тебе решать. Но я бы так не поступила. Может, это и выгодно, но… Есть какие-то и моральные принципы!
Всё понимаю. Золотые слова. И самому не хочется врать, быть мошенником. Вот только другой работы нет. Нет и всё. Хоть убей!
Листаю в инете рекламные объявления. Да хоть на стройку! Опыт есть. Но осень уже. Не сезон. Ничего поблизости, только у чёрта на куличках. Деньги ещё остались. Может, действительно пустить их на этот контракт?
Снится сон. Преисподня. У Небесных врат  святой Пётр. Он решает, куда тебе: направо или налево, в рай или в ад. Я очень надеюсь на лучшее. В руках у апостола — какая-то ветхая книга, толстая, как свод законов всех времен и народов. Он листает страницы, которые ближе к концу и постоянно поглядывает на меня. В его глазах, смотрю, растёт неприязнь.
—Значит, заработать захотел? — произнёс наконец он.
Молчу. Понимаю, о чём речь.
Из-за ограды послышались дикие вопли.
—Не надо… Не надо! Я исправлюсь!
—Поздно! — гласил суровый ответ.
Не знаю, что уж там делали с бедолагой, но стало страшно. Страшновато. И вдруг что-то тяжёлое свалилось на грудь. Ну вот, мелькнуло в башке, и мой черёд уже... Пот даже холодный взмочил всё тело. Глаза открылись невольно. Хотел убедиться  да правда ли это? А на груди восседал мой рыжий кот Петька. Он выступил в роли Сатаны. Всегда прибегал ко мне с утра, напоминая, что пора и позавтракать.
Комп, инет. Днём пишу Наташке:
—Я раздумал!
—Не трудно было предугадать.
Не так уж и долго знакомы, но впечатление такое, что видит меня насквозь.
Чуть позже — Эльке.
Я знаю её давно.
—Уф-ф-ф! — облегченно вздохнула она.
Деньги  важная штука, подумалось в результате. Важная, но все же не самая главная