Н. А. Макаровец глава 1 детство часть 1-8 дубовицк

Дудко 3
ДУБОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ



НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 1  ДЕТСТВО

ЧАСТЬ 1-8  ДУБОВИЦКИЙ  КОЛОДЕЦ



Интересно, что описываемые нами кролевецкие  места известны не только архитектурными памятниками. Не знаем – чем это объяснить, но есть в этих местах очень интересные природные явления.

Мы расскажем и о них…

                ДУБОВЕЦКИЙ  КОЛОДЕЦ

Сотни лет украинский народ поклонялся силам природы и солнцу, огню, воде, ходил к рекам и источникам. Церковь долгое время боролась с этим, но так и не смогла запретить старые украинские верования, принялась освящать места, куда ходил люд. Потому в настоящий момент бытует среди людей легенда о Дубовицком колодце, расположенном вблизи автомагистрали Киев – Москва, неподалеку с. Дубовичи Кролевецкого района.

За народными переводами история этого уникального места достигает глубины ХVІ ст. и связанная с образом Богоматери, икону которой, вроде бы, именно в этом месте нашел пастух и которого ослепило сеяние ее. Люди часто ходят к целебному источнику, а особенно в десятую пятницу после Пасхи, когда осуществляется праздничная литургия.

Разные вехи истории пережил колодец. Во времена атеистической борьбы его равняли с землей, закидывали мусором, и люди опять раскапывали, очищали целебный источник, и доныне дарует оно людям здоровья и силу.

Партизаны, бойцы, которые освобождали землю в годы Второй мировой войны, утоляли здесь жажду, залечивали свои раны, омывая целебной водой.

В последнее время особенное внимание на Дубовицкий колодец обращают органы местной власти. В 2000 году по инициативе районной государственной администрации и районного совета с помощью предприятий и организаций города, общественности района была упорядочена территория вокруг целебного источника, сведен сруб, накрытие. Войдет в историю и год 2002. В этом году на возвышении вблизи колодца возведена часовня.

Я всегда была убеждена в том, что история прошлых лет и родословная есть не только у людей, но и у каждой вещи или – предмета.

Интересной оказалась и «родословная"  этого источника.

Ну что казалось бы может быть общего у источника и Кочубея?

Оказывается, село Дубовичи, в котором находится знаменитый источник, уже больше трёхсот лет связан с родом Кочубеев.

Кто об этом не знает лучше, чем краевед Виктор Гурба, возглавляющий совет созданного недавно историко-культурного комплекса «Кочубеевский».  Спросим у него.

Вот, как об этом он  рассказывает…

— Более трехсот лет история нашего старинного села Дубовичи (Кролевецкий район Сумской области) была связана со знаменитым родом Кочубеев, основатель которого — знатный татарин Кучук-бей, около 500 лет назад поселившийся в Украине среди казаков и крестившийся здесь под именем Андрей.

 Внук Кучук-бея Василий Леонтьевич был долгое время одним из ближайших соратников гетмана Ивана Мазепы, дослужился до поста генерального судьи. Гетман даровал ему право владеть Дубовичами. Как известно, затем они рассорились из-за романа между юной дочерью Василия Леонтьевича Матреной и ее крестным отцом 60-летним Мазепой.

 Чем глубже я изучаю историю рода Кочубеев, тем больше начинаю верить в то, что именно жена склонила генерального судью написать донос царю Петру I на гетмана, ведь Любовь Федоровна обладала крутым, властным характером.

Кочубей и вошедший с ним в сговор полковник Искра заплатили за предательство жизнью, а их семьи содержались под домашним арестом в гетманской столице в Батурине. Когда Мазепа открыто перешел на сторону шведского короля, жителей Батурина поголовно перебили российские войска.

 Но семейства Кочубея и Искры спаслись — накануне резни одна из монахинь сумела вывести их из города. В это время царские власти передали Дубовичи другому знатному казаку, оставшемуся верным Петру I. В этой ситуации Любовь Федоровна в полной мере проявила свой нрав — добилась, чтобы ей вернули поместье.

Сохранилась только часть дома Кочубеев — та, что сделана из дерева. Прежде это здание было двухэтажным, построенным частично из кирпича в англосаксонском стиле. В советские времена кирпичные стены разобрали (властям понадобился материал для одной из новостроек), оставив лишь деревянные.

 Дом стал одноэтажным, в нем устроили больницу. Но в последнее время он пустовал, бесхозное здание быстро приходило в негодность, особенно большой ущерб приносили осадки, попадавшие внутрь сквозь прохудившуюся крышу.

Ситуация стала меняться после того, как несколько лет назад на пост председателя сельсовета избрали Светлану Луцишин, которая до этого жила и работала в Киеве. Она нашла средства на первоочередные ремонтные работы, добилась, чтобы был организован историко-культурный комплекс «Кочубеевский» — в него вошли этот дом и несколько других старинных объектов.

Светдана Луцишина тоже может кое-что нам рассказать.

— Белоцерковский владыка Августин познакомил меня с журналисткой Нелей Пасечник, которая занимается исследованием истории старинных дворянских родов, и благодаря ей я узнала о швейцарском банкире Александре Кочубее.

 Я связалась с ним, и минувшим летом Александр Андреевич приехал к нам в село на праздник чудотворной иконы Дубовицкой Божьей Матери, который отмечается в десятую пятницу после Пасхи. Погостив на родине предков, он сказал:

 «У меня такое чувство, что здесь все родное, даже лица знакомы». Александр хорошо владеет русским, пообещал вместе со своей родственницей, живущей за океаном, подобрать фамильные вещи для музея рода Кочубеев, который мы создаем.

 В бытность Советского Союза здешний храм уничтожили, после этого образ чудотворной иконы исчез, но сохранились несколько списков (копий).

В нашем селе из поколения в поколение пересказывают легенду о том, как в XVI веке нашлась эта икона. У берега реки Ретик шел военный обоз с награбленной утварью, и икона упала в траву. После этого пастух гнал стадо коров и, взмахнув кнутом, случайно задел святой образ, от которого начал исходить необычный свет. Потрясенный крестьянин потерял сознание. Люди нашли его, привели в чувство, доставили к священнику. На месте, где лежала икона, построили часовню, куда поместили этот образ.

 Через некоторое время его перенесли в местную церковь, и вскоре начали происходить чудеса исцеления. Празднование в честь иконы Дубовицкой Божьей Матери отмечают в десятую пятницу после Пасхи — как раз в этот день святой образ нашел пастушок.

Один из списков (копий) находился в домовой церкви Кочубеев, большевики разрушили храм, и какая-то местная женщина забрала икону, — продолжает Виктор Гурба. — Спустя годы список был передан в Киево-Печерскую лавру, оттуда попал в Свято-Вознесенский мужской монастырь на Луганщине. Его настоятель игумен Иоанн и другие священнослужители привозили ее к нам.

 Еще один список находится в Киеве в Софийском соборе. Копия сейчас написана и для церкви нашего села.

Праздник в честь иконы Дубовицкой Божьей Матери отмечаем возле колодца, вода в котором считается целебной.

С этой криницей связано предание: в старину юный пастушок гнал по лесу стадо коров, день был очень жарким, а вода у паренька закончилась. Вдруг впереди что-то блеснуло — и все вокруг залил совершенно необычный золотой свет, на юношу смотрела Богородица. Пастушок на какое-то время потерял сознание, сквозь забытье услышал слова:

«Поднимайся, ступи семь шагов вправо — и увидишь источник».

С тех пор там существует колодец.

При советской власти его неоднократно засыпали как «идеологически вредный», но люди тайком расчищали. Кстати, во время Великой Отечественной войны партизаны пользовались его водой для скорейшего исцеления от ран. В наше время к колодцу приезжают тысячи людей.

— Надеюсь, гости будут наведываться в Дубовичи не только за целебной водой, но и посмотреть усадьбу Кочубеев, — говорит Светлана Луцишина.

 — Побывав здесь, туристы также могут посетить расположенный неподалеку город Кролевец, где находится яблоня-колония (яблоня-куст), занесенная в список «Семь природных чудес Украины». Уже давно нет посаженного более 200 лет назад первого ствола этого дерева, но ветки самостоятельно укореняются, и таким образом вырастают все новые стволы. Сейчас это небольшой сад, занимающий десять соток.