Жемчужины Печерска. Ч. 2

Алла Валько
               
                О турпоездке по Украине

Наша экскурсия по киевским Липкам продолжалась. Мы с гидом Юрием подошли к Шоколадному домику на улице Шелковичная, этому чуду архитектуры, имеющему и другое название - особняк Могилевцева. Особняк был построен в 1899—1901 годах в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Могилевцева из семьи брянских лесопромышленников. Ещё при жизни купца по Киеву ходила легенда о его любви к княгине или графине, замужней женщине, для тайных свиданий с которой купец-миллионер и построил роскошный особняк.

Автором проекта дома считают академика архитектуры Николаева, который спроектировал также несколько других особняков в Липках, оформленных в стиле историзм. Однако прямые документальные свидетельства того, что именно он является строителем Шоколадного домика, до настоящего времени не обнаружены.
Особняк представляет собой двухэтажный кирпичный дом с подвалом и мезонином, Г-образной формы в плане. На маленьком подворье у его владельца находились хозяйственные службы, в том числе кухня и прачечная. Со двора на второй этаж вела деревянная лестница. Система планирования дома была смешанной: часть помещений имела анфиладное планирование, часть — коридорное. Оформление интерьеров выполнено в разных архитектурных стилях: столовая – готическом, гостиная - модерн, кабинет – барокко, использованы также мавританский и русский стили.
 
Внутреннее оформление залов - образец декоративно-монументальной росписи стен и потолков, украшенных богатой лепниной и позолотой. Превосходно выполненные резные деревянные дверные и оконные рамы, резные дубовые панели, карнизы для штор, кафельные печи, светильники, витражи, литая оконная фурнитура, художественный паркет, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц представляют собой большую художественную ценность и позволяют считать дом достопримечательностью эпохи историзма.

Самый большой зал в особняке — белый, выполненный в стиле французского барокко. В этом зале проводились приёмы, музыкальные вечера и балы. В Русском зале сохранились фрагменты росписи стен, на которых изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение. Византийский зал, обрамлённый большими гирляндами с изображением различных фруктов, служил большой парадной столовой. К столовой примыкает небольшой по размерам Мавританский зал, главным украшением которого служат сделанные из гипса резные панели стен. Лестница в стиле ампир вызывает восхищение своими белыми мраморными ступенями и литыми бронзовыми перилами. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра. Со стороны улицы усадьба огорожена высоким забором  художественной ковки.
 
Фасад дома украшен горельефами и полукруглыми колоннами при входе. Окна второго этажа имеют красивую, радующую глаз форму. Здание окрашено в необычный, однотонно-шоколадный цвет. Однако изначально в его окраске присутствовало несколько разных по интенсивности кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделять элементы фасада. Преобладание коричневого цвета и дало особняку его название.
 
В послереволюционный период особняк неоднократно менял своих хозяев и функциональное назначение. До 1934 года он был жилым домом. Затем часть его помещений подверглась реконструкции, после чего дом был передан сначала НКВД, а в 1948 году — Управлению делами Совмина УССР. Перед войной здесь находилось Всесоюзное общество культурных связей с заграницей. Затем, вплоть до 1982 года, особняк использовался в качестве городского Дворца бракосочетания. После строительства нового здания Дворца особняк в почти аварийном состоянии был передан на баланс Управления культуры и искусств киевского исполкома. Сейчас в нём действует Творческий центр и Детская художественная галерея. В дальнейшем планируется завершить реставрацию здания и открыть в нём детскую художественную школу, музей частной коллекции и музей одной картины.

В разное время в доме жили известные деятели науки, общественно-политической и государственной жизни. Многие из этих людей в советские годы были репрессированы, расстреляны, а позже реабилитированы. Среди других его обитателей был Макаренко, археолог и музеевед, включённый в 1934 году в состав комиссии по демонтажу фресок и мозаик Михайловского Златоверхого монастыря. Он был единственным членом комиссии, не подписавшим акт об уничтожении древнерусской достопримечательности и выступившим против строительства Правительственной площади в Киеве, угрожающего гибелью другому древнерусскому памятнику — собору Святой Софии.

На улице Шелковичной я увидела совершенно невероятное по своей архитектуре здание. Мне казалось, что я вижу перед собой сказочную декорацию. Но это был реальный дом - дом Икскюль-Гильденбанда, или Розовый замок — памятник истории и архитектуры. Трёхэтажное здание было построено в неоготическом стиле в 1902 году и принадлежало семье баронов Икскюль-Гильденбандов. Барон Владимир Икскюль фон Гильденбанд был коренным киевлянином, офицером Печерской крепости из обрусевшего немецкого рода. На месте этого дома раньше находилась усадьба его родителей. Однако отец семейства рано умер, и обширная территория усадьбы стала распродаваться ещё при матушке Владимира, которому как  наследнику тоже достался участок. Барон, решив рискнуть, соорудил на месте остатков дворянского гнезда доходный дом.

Небольшому по размерам зданию необходимо было придать коммерческую привлекательность, а также показать, что род Икскюль фон Гильденбандов жив и ещё в состоянии кое-что представить. На воротах этого пусть и бутафорского замка был повешен не бутафорский, а настоящий старинный дворянский герб.
Барон нашёл зодчего, сумевшего воплотить его замысел. Им оказался архитектор Вишневский, обладавший, несомненно, большим талантом, но не имевший чувства меры. Так, для украшения парадного фасада архитектор использовал почти все характерные для готического стиля элементы: стрельчатые арки, остроконечные башенки, шпили, балконы, потрясающие средневековые двери, украшенные витражами, подвесные колонны с цветочными капителями, венчающими колонны, стрельчатые и полукруглые окна и портал парадного подъезда в стиле английской готики. В замке даже двери были с секретом. К примеру, двери слева служили воротами арочного проезда для экипажей. Весь этот готический маскарад предназначался для украшения парадного фасада. Но даже для домов стиля историзм дом барона был чрезмерно перегружен декоративными элементами.
 
Внутреннее оформление здания не уступало внешнему. Дом состоял из шести пяти-семикомнатных квартир, часть из которых сдавалась в аренду. На подворье находились конюшни и каретные сараи, в подвале — прачечная и индивидуальные погреба с дровяными складами для каждой квартиры, которые отапливались терракотовыми каминами.

После революции барон эмигрировал, а дом был национализирован и превратился в коммуналку, что привело к разрушению внутренней отделки. Во время войны дом сильно пострадал. В 1943 году он горел, но к концу войны был восстановлен силами военнопленных. В 80-е годы замок барона был признан памятником архитектуры. К концу XX века здание дошло в повреждённом состоянии — из семи готических шпилей, украшавших его, уцелел лишь один. В 2000-х годах на частные деньги был проведён капитальный ремонт, и зданию возвращён первоначальный вид. Сейчас в нём расположена частная фирма. На лестнице вестибюля «розового замка» снимался эпизод фильма «Адъютант его превосходительства».

На Лютеранской улице расположена также “чёрная жемчужина Липок”, названная так из-за чёрного гранита и лабрадора, использованных при отделке здания. Это “Дом плачущей вдовы”, который входит в первую десятку самых знаменитых киевских домов.
 
В конце XIX – начале ХХ века в Липках появились многочисленные особняки, принадлежавшие местным сахарозаводчикам и другим удачливым предпринимателям. Живописная Лютеранская улица привлекла к себе внимание и полтавского купца 2-ой гильдии Аршавского, который заказал проект нового дома талантливому городскому архитектору Брадтману. Дом был сооружён в 1908 году в стиле модерн, сочетающем в себе новаторские идеи с элементами старинных зданий прошедших эпох. Четыре фасада особняка отделаны разными материалами: гранитом, бетоном, кованым металлом, кирпичом и керамической плиткой. Особняк двухэтажный, кирпичный, прямоугольный в плане, с анфиладным планированием. В восточной части расположена парадная и чёрная лестницы.
 
Планируя использовать дом как фамильное гнездо, купец поместил на фасаде монограмму, составленную из начальных букв своего имени и фамилии. Когда дом был закончен, то из-за проблем с долгами Аршавскому пришлось сдать в аренду весь второй этаж. Сам он, его жена и четверо детей прожили в особняке до 1913 года.
 
Главной загадкой дома является большой каменный барельеф, установленный на фронтоне парадного фасада. Барельеф изображает печальное женское лицо, обрамлённое  венком из кленовых листьев, с которых в дождливую погоду по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет. Владелица загадочного лица на барельефе и причина её слёз остаются загадкой, а история здания обросла легендами. Некоторые считают, что это изображение Медузы Горгоны из знаменитого мифа о Персее, другие – что это поющая птица Сирин Васнецова. Однако на барельефе изображено крылатое существо с распростёртыми крыльями, которое больше соответствует весьма популярному в эпоху символизма и модерна образу вещей птицы Гамаюн, умеющей предвидеть будущее.
 
Документы и воспоминания современников содержат достоверные сведения как о заказчике, так и о строителе особняка. Первый владелец дома Аршавский задумал построить его как совершенное произведение искусства. Поэтому в его внутреннем убранстве присутствовал «средневековый» стиль – дубовые панели, изящная лепнина и чёрная гранитная лестница. В доме было проведено водяное отопление, водопровод и телефон. Имелись дровяной и угольный склады, а также двухэтажный дом для прислуги. На территории были также построены два автомобильных гаража и комната для шофёра. Каждый этаж представлял собой самостоятельную квартиру с десятью комнатами, кухней, буфетной, ледником (холодильным помещением), прачечной и винным погребом.
 
Во дворе "Дома плачущей вдовы", по слухам, стоял вагон, в котором Аршавский оставлял ночевать допоздна загулявших гостей. В нём выдавали постельное белье, предлагали чай и даже иногда раскачивали его, имитируя движение поезда. Столь элитная недвижимость обошлась купцу очень дорого. Сначала он брал немалые кредиты, а впоследствии ему всё же пришлось заложить свою недвижимость. Оказавшись на грани разорения, Аршавский был вынужден продать дом богатому промышленнику Апштейну. Нового хозяина здания, видимо, не смущали чужие инициалы на стене, поскольку старших сыновей Апштейна звали Соломон и Самуил, то есть у каждого из них были те же инициалы, что и у прежнего хозяина. «Дом плачущей вдовы» принадлежал семье Апштейнов вплоть до революции.
 
В 1918 году дом был национализирован. Он последовательно становился резиденцией федерации коминтерновских групп, особого отдела, военного штаба, профсоюза железнодорожников и спецфонда ЦК КПУ. Однако с 50-х годов в нём постоянно уже никто не жил, и дом использовался как резиденция для именитых гостей и зона отдыха партийной номенклатуры. До сих пор ходят легенды о загадочной сауне с массажным салоном в подвале. В настоящее время особняк с небольшим уютным двориком, утопающим в зелени деревьев и елей, с очаровательным прудиком и небольшим фонтаном, отреставрирован, и в нём находится официальная резиденция Президента Украины, в которой останавливаются наиболее высокопоставленные зарубежные гости.
Улицы Липок утопают в зелени. Некоторые растения настолько красивы, что кажется, будто находишься в ботаническом саду.
 
На Банковой улице гид Юрий подвёл меня к ограде здания администрации президента Украины, являющегося памятником архитектуры 1936-1940 годов. Оно было построено по проекту харьковского архитектора Григорьева для штаба Киевского особого военного округа. Здание считается вершиной творчества мастера, одним из лучших его творений, в котором ему удалось органично соединить элементы классического стиля и украинского барокко.

Величественное здание имеет удлинённые крылья, а в центре композиции находится массивный ризалит, украшенный колоннадой, то есть часть здания выступает за основную линию фасада во всю высоту здания, что вносит разнообразие в композицию фасада. Привлекательность зданию придают также четыре полированных каменных шара перед парадным входом. Зодчий настолько точно рассчитал все детали, что огромный дом, несмотря на расположение на узкой улице, не подавил окружающие здания.

Юрий посетовал, что сейчас он не может подвести меня непосредственно к зданию администрации Президента и “Дому с химерами”, так как в целях обеспечения безопасности после своего избрания Пётр Порошенко приказал перекрыть улицу, на которой расположены оба памятника архитектуры. Действительно, на обоих концах небольшой улицы были установлены заграждения и стояли посты сотрудников спецслужб. Я понимала, что обеспечивать безопасность необходимо, но сожалела, что из-за этого для меня оказался недоступным расположенный напротив здания администрации “Дом с химерами”.
 
Администрация президента Украины - главное правительственное учреждение страны. После войны здесь размещался ЦК Компартии Украины. С 1991 года здание выполняет функцию резиденции Президента Украины. Во время правления Ющенко Администрация была переименована в Секретариат, но сейчас вернула прежнее имя. Название Банковой улицы, на которой расположена Администрация, является синонимом центра верховной власти.
 
Я не смогла сделать фотографии “Дома с химерами”, но их оказалось очень много в интернете, поэтому я с удовольствием разглядывала их в альбомах других людей, которые видели это здание раньше. Это удивительное строение создано по проекту архитектора Городецкого в 1902-1903 годах в стиле модерн и считается самой оригинальной достопримечательностью города, а также одним из главных архитектурных памятников Киева. Недавно этому необычному дому исполнилось 110 лет. Ни одного образа химеры в лепной отделке здания нет. Химера в греческой мифологии - это чудовище с туловищем козы, шеей и головой льва и хвостом змеи. Такое название дано дому, скорее всего, из-за большого количества лепных образов сказочных животных и птиц на его крыше и стенах.
 
Особую привлекательность дому придаёт история, связанная с новым по тем временам строительным материалом - цементом. Владелец нового цементного завода немец Фор терпел большие убытки, так как цементу не доверяли, не веря в его прочность. Городецкий же поверил. Дом, построенный из серого порошка на крутом склоне стоит уже более ста лет. 50 вбитых на глубину 5 метров свай продолжают прочно удерживать здание. Со стороны улицы Банковой оно имеет три, а со стороны театра имени Ивана Франко – шесть этажей.

Интересна история создания дома. В начале XX века в этой необжитой и неухоженной части Киева на месте осушенного Козьего болота было построено здание театра Соловцова (ныне это  театр имени Франко), а участок земли на обрыве, возвышавшемся над театром, продавался на городском аукционе по символической цене, так как, по мнению специалистов, он был совершенно не пригоден для строительства. Поэтому решение архитектора Городецкого строить дом для своей семьи именно в этом месте вызвало всеобщее удивление.
 
По одной из версий, идея строительства дома обрела серьёзное подкрепление благодаря спору. В 1902 году в киевском ресторане встретились три архитектора: Кобелев, Леонтович и Городецкий. В ходе беседы выяснилось, что Городецкий купил дешёвый участок земли на Банковой и собирается там строить дом. Зная о непригодности этого участка для любой постройки, коллеги скептически отнеслись к этой затее. Архитекторы заключили пари, по условиям которого Городецкий должен был в течение двух лет построить дом на склоне холма, что он и выполнил с грандиозным успехом в канун своего сорокалетия. Пройти равнодушно мимо этого дома было просто невозможно. Дворец президента, расположенный по соседству, пользуется значительно меньшим вниманием туристов, чем этот сказочный замок.

Во внешнем оформлении дома и внутренних интерьеров отразились не только фантазия и мастерство архитектора, но и его страсть к охоте. Фасад богато украшен фигурами реальных существ гипертрофированных размеров: девушек верхом на рыбах, раскинувших свои сети; дельфинов, морских гадов, крокодилов, огромных жаб, кувшинок небывалых размеров, голов носорогов и антилоп; стремительно бегущих по колоннам ящериц; орлов, хищно распростёрших крылья; слонов, хоботы которых служат водостоками. Все элементы декора по своим рисункам выполнил известный в те годы скульптор Элио Саля.

Дом изначально строился как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жильё такого уровня было не по карману, а один этаж занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат была рассчитана таким образом, что первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных, чтобы обслуживающий персонал просыпался первым. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно в это время работал, а к вечеру заглядывало в гостиную.

Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Дом был оснащён всеми необходимыми удобствами.  Рядом с домом располагался небольшой сад, в котором стоял хлев. Здесь жила корова, и Городецкий гордился тем, что к завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком.

Внутренний декор был ещё более прихотливым, чем украшения снаружи. Стены прихожей покрывали росписи с изображением подводного мира с затонувшими кораблями. Центр потолка украшала оригинальная лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога были выполнены в виде морских раковин, ежей, растений, раскрашенных в разные цвета и покрытых перламутром. Первоначально дом даже назывался “Морское дно”.
 
В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал, в котором самой яркой деталью является лепнина, изображающая сплетения белых, розовых и светло-зелёных ирисов. Эта комната, как и все остальные, украшена охотничьей атрибутикой – на стенах висят оленьи рога. Во всех комнатах, включая гостиную, есть печи, выложенные красивыми керамическими изразцами. Все они исправны, и их в любой момент можно растопить, но поскольку в здании давно функционирует центральное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью.

При изготовлении люстры в гостиной были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой изображает различные овощи: чеснок, артишоки, свёклу и многое другое. Из зала-прихожей на верхние этажи ведёт лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: подбитый олень, заяц и гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также еловых ветвей и шишек. И если снаружи здание украшают “живые” животные, то внутри все они представлены в виде охотничьей добычи.

В 1912 году Городецкий заложил особняк Киевскому обществу взаимных кредитов и вернуть его себе уже не смог. В 1913 году Дом с химерами приобрел агент французского консульства в Киеве Балаховский. В период после Октябрьской революции и до ВОВ дом был коммуналкой, причём в эти годы он пострадал меньше, так как в нём жили преподаватели и работники искусства, которые уважительно относились к мастерству архитектора.

После ВОВ дом стал больницей ЦК КПУ. Для здания это был самый несчастливый период: стены были выкрашены масляной краской; медицинская аппаратура, прикреплённая к стенам, создавала вибрацию, так что в них появились глубокие трещины; начали рушиться бетонные фигуры, украшающие фасад здания. Дом с химерами погибал.

В это время закрывалась на ремонт резиденция президента Украины, и её было решено перенести в старинное здание на Банковой. В 2003-2004 годы была проведена реконструкция здания. Скульптуры с фасада сняли, заполнили изнутри специальным составом и покрыли краской, чтобы гарантированно предохранить их от воздействия атмосферных явлений. Стены здания также укрепили с применением современных технологий. Реставрационные работы коснулись и внутренних интерьеров дома, росписей, а также паркета. По окончании реставрации дом приобрел статус Малой резиденции президента Украины, предназначенной для приёма зарубежных делегаций.

На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", являющийся филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея являются "Острожская Библия" печати Ивана Федорова, бронзовая посуда XVI столетия до н.э. и другие раритеты.

Следующим памятным зданием на нашем пути была Лютеранская церковь святой Екатерины на Лютеранской улице. Проповедник Мартин Лютер, отец лютеранства, возникшего в XVIII веке, учил, что Бога нужно искать не в затворническом образе жизни и отречении от всего мирского, а в семье, работе, ежедневном труде. Свои проповеди Мартин Лютер читал не на латыни, а на родном, понятном для народа языке, и его учение в короткое время распространилось по немецким землям.

Немцы-колонисты, прибывшие по приглашению Екатерины ІІ в Российскую империю в конце XVIII века, привезли в Киев и новое учение. Первоначальным местом их поселения стал Подол. Там же немец Георг Бунге устроил первую аптеку в городе, известную в настоящее время как Аптека-музей. В связи с малочисленностью немецкой общины первое время службы проводились в доме аптекаря, а позже на улице Спасская была построена деревянная кирха, которую назвали в честь Святой Екатерины.

Страшный киевский пожар, случившийся в Киеве в 1811 году, погубил более тысячи зданий. Половина города была уничтожена, страшная участь постигла и кирху Святой Екатерины. Городские власти предоставили немецкой общине участок земли в Печерских Липках. В 1812 году здесь была заложена новая лютеранская кирха. Средств на постройку катастрофически не хватало, и церковные старосты были вынуждены пойти на крайние меры. Они заложили свои дома и на вырученные средства достроили церковь. Спустя несколько лет для церкви был куплен орган. Интерьер церкви всегда был необыкновенно светлым и простым. Кирху украшали только лик апостола Павла и портрет Лютера.

Немецкая община давно вынашивала идею построить основательное здание. Случай воплотить в жизнь желаемое представился, когда в Киев приехал архитектор-лютеранин Штром. Он в короткие сроки представил единоверцам проект здания в неороманском стиле, отказавшись от оплаты. Непосредственно строительством и внутренним декором церкви занимался немец Шлейфер. Современное церковное здание было заложено в 1855 году, а спустя два года его освятили. Эта церковь также была светлой и изящной, что существенно отличало её от зданий в готическом стиле. Ещё одной особенностью кирхи стала её удивительная акустика. Благодаря купцу первой гильдии Кёльну, в заново созданной церкви появился новый орган. Рядом с церковью было создано лютеранское училище.
 
С появлением большевиков лютеранские пасторы кирхи Святой Екатерины подверглись гонениям, и в 1937 году все они были арестованы. Через год церковь закрыли, а общину разогнали. В молебном доме разместился клуб, позже склад, а спустя 35 лет здание передали дирекции Государственного музея народной архитектуры и быта. В начале 90-х годов началось возрождение лютеранской общины. В конце столетия лютеранам вернули помещение церкви, и ещё два года проводилась её полная реконструкция. Лишь после 2000 года церковь вернулась к полноценной жизни, став активно действующим храмом.

Продолжая прогулку по Липкам, мы прошли мимо расположенного на первом этаже салона-магазина “В мире искусства”, перед входом в который красовалось искусно оформленное объявление: “Всё для художников и творчества. Мастер-классы живописи и дизайна”. А на втором этаже, прямо над ним, на подоконнике в керамическом горшке стоял цветущий декабрист, а рядом с ним сидел и наблюдал за происходившим на улице совершенно белый пушистый кот. Уж он-то о красивых зданиях в Липках знает всё, а я так и не смогла вспомнить, чем знаменито красивое бело-розовое здание, которое запечатлел мой фотоаппарат в завершение экскурсии. 


Продолжение следует.