Если гора не идет к Магомеду, то...

Станислав Климов
Пассажирский поезд с купейными и плацкартными вагонами вез нас по железнодорожным путям обратно, в малоснежный и промозглый от своей сырости и ветрености город на Волге. Сессия закончилась, в моей зачетной книжке успешно закрылся и пятый курс, предвещая в следующем, девяносто девятом году, сразу две осенние поездки: на последнюю сессию и для получения задания на дипломный проект. Дети, нагостившись у бабушек, везли свои детские рюкзачки, набитые сладкими подарками и всевозможными игрушками. Довольные и счастливые, они спокойно играли на нижней полке купе, меняясь своими подарками. Мы всегда старались сами и предупреждали родственников, чтобы они дарили мальчишкам только одинаковые игрушки, во избежание слез и ссор между ними. Поэтому, в нашем доме стояло множество одинаковых машинок и лежала куча совершенно идентичных автоматов и пистолетов, зато мы всегда избегали разборок среди сыновей…

Ранним утром прохладного марта мы приехали на центральный вокзал Волгограда и на рейсовом автобусе добрались до дома. Мешок приятных воспоминаний, детских игрушек и сладостей, спортивная сумка с зачетной книжкой хороших оценок и зачетов наконец опустились на пол в прихожей нашей маленькой квартиры. Мы дома!..

- Год будет снова тяжелым, денег нет ни на зарплату, ни на топливо, ни на запасные части. Прижимать будут флот, выпускать только по необходимости, - сообщил мне заместитель по пути, когда я зашел к нему узнать день своего выхода на ремонт.
- С нами что будет? Мы кому-нибудь нужны в предстоящую навигацию? – спросил я.
- По вам пока вопрос вообще не ставился, поэтому посиди дома. У тебя еще отгулы остались, - в завершение ко всему ответил он…

Апрель вступил в свои весенние солнечные права, дорожки и тротуары подсохли от снега и дождей и по ним было приятно передвигаться. Люди начали выходить на свои зеленеющие лужайки и в набирающие красоту палисадники перед домами. Многие совершали выезды на дачи, перекапывали землю и открывали виноградники и деревья, спрятанные от морозов и грызунов. Жизнь стала приобретать цветность красок природы и улыбчивость прохожих, заменивших теплые зимние одежды на более легкие куртки и плащи, кофты и жакеты. Мы тоже решили начать активный образ жизни, и пересели на велосипеды, посещая свои зеленеющие насаждения и поднявшиеся от земли кустики клубники. Илюша самостоятельно катался на своем «школьнике», а Никитенок благополучно чувствовал себя на раме моего большого «коня», мама же оседлала дамский вариант двухколесного транспорта. Всем снова захотелось подышать пока еще свежим теплым весенним воздухом, полным кислорода и приятных ароматов южного края. Сухая  солнечная погода предполагала полезное времяпрепровождение с элементами необходимых весенних подготовительных дачных работ…

- Стас, пойдем по поселку погуляем вдвоем, - как-то теплым вечерком предложила мне жена, загадочным взглядом посмотрев на меня.
- Пойдем, а что случилось? – спросил я, теряясь в догадках.
- Дело есть, пойдем, расскажу, - взяв под руку, она повела меня на улицу.
Мы прошлись по центральной аллее и свернули в частные дома, ближе к улице Песчаной, а Оля все вела меня куда-то, отнекиваясь междометиями и намеками, переводя все время разговор в другое русло. Но потом мы остановились около одного небольшого дома, и она кивнула на него:
- Мои родители хотят в Пятиморск перебраться, дом себе купить, вот и просили присмотреть что-нибудь, я и хотела с тобой посоветоваться. Но этот, я вижу, маловат, пойдем дальше, есть еще варианты, - и тут она мне поведала, что зимой ее родители попросили найти вариант для жилья, приемлемый и с удобствами, вот она весной и занималась поисками дома по газете и объявлениям на столбах поселка.
- А на какую сумму они рассчитывают? Ты же знаешь, как здесь все дорого, все-таки курортная зона, - продолжал я любопытствовать, шагая рядом с ней и утопая в сыпучем песке улиц.
- Да они продают сейчас там все и, думаю, что на большой дом хватит сполна, надо только его найти, - ответила Оля и мы подошли к такому дому, стоящему в начале поселка, рядом с автобусной остановкой.
- Вот этот, наверное, их устроит, все рядышком и большой, да и удобства есть все, я узнавала. Тебе нравится? – повернулась она ко мне.
- А что, добротный. Сад, наверное, плодоносит хорошо, будет, чем заниматься на пенсии, - согласился я, - смотри, и летняя кухня есть, и банька маленькая.
- На этом варианте и остановимся, завтра я им позвоню и скажу, пусть едут, - закончив осмотр дома с дороги, мы пошли к своему…

Потом мы еще много об этом говорили, думали, как лучше будет и что вообще затеяли мои тесть с тещей, и оказалось, как в поговорке, «когда гора не идет к Магомеду, Магомед сам к ней идет». Олины родители поняли, наконец, всю бесплодность своих уговоров для нашего возвращения, а теперь еще и сын переехал сюда и здесь нашел свое счастье в виде местной супруги. Теперь им ничего не оставалось, как самим к нам перебираться, что они и решили зимой, когда мы у них гостили…

Однажды мы с Олей на велосипедах ехали на дачу, как меня вдруг окликнули:
- На работу пора, господин командир, - из остановившейся на обочине машины выглядывал заместитель начальника по пути, Сергей Григорьевич, - надо команду собирать и ремонт заканчивать.
- Хорошо, когда? – спросил я, спрыгивая с велосипеда.
- После первомайских праздников приходи ко мне в кабинет, - хлопнув дверью машины, он поехал дальше…

Только после девятого мая мне удалось собрать свой экипаж, причем на смену старых и проверенных временем кадров появились новые, молодые ребята, желающие в дальнейшем расти по должностям и совершенствоваться в постижении навыков речного братства. Костяк, правда, остался, и мне было на кого положиться в своей работе, да и те молодые ребята, которые захотели в нашем экипаже работать, не испортили картины. Всех их я знал со школьного возраста и они, можно сказать, с пеленок росли на теплоходах со своими родителями, поэтому не могли подвести нас в навигации и мы дружно начали к ней готовить суда каравана и понтоны…

Накануне моего очередного дня рождения, ближе к середине мая мы вечером отдыхали дома, недавно вернувшись с дачи и вдруг в дверь постучали. Оля встала и пошла открывать, а через несколько секунд я услышал знакомые голоса:
- Здравствуйте, а вот и мы приехали! – это теща обнималась со своей дочерью, а тесть зашел уже в нашу маленькую прихожую.
Я тоже встал и удивленно посмотрел на них:
- Ничего себе, сюрприз, - только и смог произнести, зная, конечно, что они приедут, но чтобы так быстро.
- А что, мы сели на свой старенький «Москвич» и прикатили, - отшутился тесть, проходя в комнату…

Так они и появились в нашем поселке, словно снег на голову среди мая, неожиданно и ожидаемо. На второй день все вместе мы отправились смотреть дом, который дочь им выбрала и уже к вечеру родители внесли задаток хозяйке, исключив случай перепродажи. Одинокая пожилая женщина оказалась нашей знакомой, она дала слово, что все будет хорошо и ей дали две недели на выезд из дома с вещами, а тесть с тещей через два дня уехали домой собирать свои пожитки, коих у них было многое множество. Мы же остались в ожидании их окончательного переезда в приобретенный частный дом и, вообще, в совсем другое жилье, нежели у них было последние двадцать с небольшим лет. Южная часть большой страны со своим влажным жарким климатом и иными природными условиями, образом жизни и житейским укладом, должна была стать их новым пристанищем, пригодным для существования и здоровья.
Как скажется на нашей жизни их переезд, как все сложится в дальнейшем, в те далекие майские дни еще никто из нас не знал и не предполагал, но после их появления события начали развиваться с большой скоростью и разной полярностью во всех отношениях, только обо всем по порядку…