Слово о Гёте

Валерий Камаев
Перечитав в очередной раз роман «Страдания юного Вертера», я задался вопросом: «А поэтом ли был Гёте?» Не в том смысле, думается мне, что он сочинял стихи и представлял мир как поэзию, а в том, что был поэтическим философом. Начал с «Вертера», продолжил «Эгмонтом», а закончил «Фаустом». Давайте разберёмся, где здесь философия.
В романе Вертер бежит. Бежит не столько от обстоятельств, сколько от самого себя. Этим заканчивается первая книга. А теперь давайте вспомним, что говорил о бегстве Кант. Он утверждал, что бегство — это средний путь познания себя. Этот путь проходит через страдания и способствует самопознанию. Именно это, по-моему, и пытался донести до нас Гёте. Страдания Вертера не есть что-то печальное, пессимистическое. Это познание страдающего мира внутри него.
Второй этап в жизни Гёте — трагедия «Эгмонт». Граф Эгмонт борется за свободу. Свобода для него есть что-то наивысшее, неодолимое и непознаваемое. Его взгляд соприкасается с точкой зрения Иоганна Фихте, который считал, что свобода — это есть пространства. Конечно, она не вседозволенность, которую мы сегодня порой наблюдаем. Это устремление к цели, а цель (по Фихте) — этап познавания. Познавание же есть этап совершенствования. Вот что хотел сказать нам Гёте.
Третий этап в творчестве Гёте — «Фауст». В самом начале романа его герой говорит: «Я философию постиг, но счастья не познал». Высказывание перекликается с миропониманием А. Шопенгауэра, который выдвинул идею о том, что мир есть воля, причём воля подчиняющаяся только человеку. Поэтому она есть зло. Постижение чего-либо есть познавание. Так говорит Гёте словами Фауста. Истинное познавание мира возможно в его созерцании, и через это происходит понимание континуума и его эсхатологичности, то есть конечности формирования континуума.
Таким образом, первопроходцем в толковании философии, которое мы с вами рассмотрели, может считаться Иоганн Вольфганг Гёте. Его можно назвать не только гениальным художником и поэтом, но и первым в мире поэтическим философом, который предвидел течение философской мысли и во многом предсказал её развитие.