Ох уж, эти капитаны!

Галина Гусева
Июль 2007г.
На моей основной работе, в детском саду, я в отпуске, который длится три месяца и подходит к концу. Но я еще работаю на свою дочь, Милу, в качестве шофера. Здесь мне тоже полагается отпуск. Дочь четыре месяца, как родила и использует меня в свободное от моих работ время, как няньку.
Слава Цвелик весь год трудившийся на нашей яхте наравне с Димой (мой зять, увлеченный яхтингом, как способом добывания рыбы), предложил нам семьями сходить на Сайму.
Так, как этот поход видится нам спокойным (по внутренним водам Финляндии) и не долгим (всего неделю), то Мила с Димой соглашаются.
Меня они не спрашивают. Просто говорят: «Мама, у тебя давно небыло отпуска, т.ч. ты пойдешь отдыхать с нами». Ну, ясно. То, что мать – яхтенный капитан, во внимание не берется. Они и «сами с усами». Нужна в походе нянька. Я изображаю на лице «счастье». Впрочем, я и вправду довольна: на Сайме я была только на машине и всегда мечтала пройти по этим красивым местам под парусами.
И вот, мы в Выборге, на яхте.  Склонились над картами и изучаем яхтенные стоянки, которые показывает нам Миша с соседней яхты «Серафим», ходивший туда не раз. Заодно, решаем вопросы прохождения шлюзами и их оплатой.
Наш экипаж – это я, Галина Гусева, моя дочь, Хрящева Мила, ее муж Алексеев Дима, моя внучка (дочь сына) Наташа (13 лет), маленькая Иришка, дочь Милы (4 месяца),  Слава Цвелик (тоже с дипломом яхтенного капитана) и его жена, Татьяна,  собрались все вместе на яхте перед походом.
У Милы диплом шкипера. Ей нужен ценз в качестве капитана. У Димы профессиональный диплом электромеханика, но яхтенного – никакого. Ему тоже скоро предстоит сдача экзаменов. Поэтому, мы со Славой уступаем им место у руля. Мила – капитан, Дима – помощник. А мы уж на вторых ролях. И так,  мы - шестеро в лодке не считая собаки, входим в Сайменский канал.
Кстати, о собаке. Она тоже член экипажа, с которым надо считаться. Ведь разрешение на ее вывоз из страны, стоит так же, как человеку стоит паспорт и виза: 550 руб – прививки, + 550 руб. чип, введенный в загривок (раз на всю жизнь), + 300 руб. – выписка документов, И того: 1400 рублей (если не считать, что у нее уже есть свой паспорт со всеми предыдущими прививками, за которые заплачено ранее).
Проходим один мост, затем, другой. Вокруг – красота! Жаркая погода оголила нас всех до купальников. Маленькая Иришка лежит  в кокпите в люльке. Всех нас видит и всем улыбается. Собака Пима, периодически, подходит к ней и проверяет носом, все ли в порядке у той в памперсах?
Подходим к первому шлюзу. Встаем справа у начала причала. Мимо идет пароход. Лоцман кричит нам: «Швартоваться яхтам здесь нельзя!» и показывает нам на запруду слева, где причала нет, но выступают от его основания бетонные плиты с кольцами для швартовки.
Здесь ожидаем прихода таможни.
Пропустив несколько судов идущих вверх и вниз, к нам подходит таможенник и, не заходя на яхту (ему боязно прыгать с сомнительного причала на наш релинг), вызывает капитана с документами наверх.
Ветер сдувает таможенные декларации в воду. Я спешу на помощь. Мои капитанские знания здесь как нельзя кстати: я держу часть документов, чтобы не улетели и эти. Таможня дает «добро», и мы проходим первый шлюз. В шлюзе в стене справа – подъемный крюк, на который мы накидываем оба (носовой и кормовой) конца. Смотрю в воду. Там извивается метровая гадюка. Похоже, бедняга, попала сюда случайно и не может выбраться: только влезет на стену, а вода ее подхватывает. Так и болтается вверх-вниз с прибытием и убыванием воды в шлюзе.  Но помощь ей оказывать некогда. Я с носа отпорником одерживаю лодку, Слава  –  с кормы. Дима следит, чтобы швартовые не соскочили. Мила на руле. Татьяна держит ребенка. Наташа – Пиму.
Собаку приходится держать, потому, что с ней – истерика: как же, заходим в замкнутое пространство, сзади закрываются ворота и мы – в ловушке! Надо бежать и всех спасать!
Но вот, постепенно вода поднимает яхту и появляется пейзаж: деревья, мост, машины, люди. Пима успокаивается.
На третьем шлюзе она уже не лает. Находит себе место на рубке: здесь все видно, если что - сбежать удобно.
На пятом шлюзе мы догоняем финскую яхту и заходим в док вместе с ней. Здесь нас проверяют пограничники. Поставив все штампы в паспортах, говорят, что собаку проверять не будут, т.к. штамп ей не положен, а то, что документы у нее в порядке, не сомневаются, глядя в наши честные глаза. К тому же, как выяснилось, главный проверяющий тоже яхтсмен и только что отгонялся с Борисом (моим мужем) на Выборгской регате
Еще 10-15 минут, и мы на Финской территории. Выскочившая на пирс в поисках туалета, Пима и тут же, водворенная нами на место, вызвала у Финской таможни подозрение. Подойдя к нам, они сразу затребовали документы на собаку. Документы оказались в порядке и финны подобрели. Быстро проштамповав паспорта, предложили нам переночевать у них в гавани. Им понравилось, что Мила говорит с ними по фински. Оказывается, они не говорят ни на русском, ни на английском. А может, притворяются. Кто их знает?!
Все бы хорошо, но на таможенной территории для нас нет ни одного туалета!
Пришлось пользоваться нашим био.
17.08.07. Пятница.
В 8.00 –подъем, завтрак. Финская лодка отчаливает.  Шлюзоваться нам удобнее вместе, и мы срываемся за ней. Слава встает на руль, врубает движок на всю катушку, и мы в два прыжка догоняем и перегоняем финнов. Перед шлюзом встаем так, чтобы они могли встать за нами. Но финики лезут вперед и швартуются перед нами.
Начался сброс воды, и обе яхты запрыгали на бурлящей воде, как, шальные.
На финнов, как на ближайших к шлюзу, пришлась основная порция болтанки. Мы были готовы к этому и вовремя отреагировали. Финны, похоже, сели завтракать и не сразу смогли вылезти наружу. Их кранец подскочил, оголив борт, и лодка заскрежетала о причал.
Мила в непроме перелетела через все швартовые и оказалась в мгновение у борта финской яхты. Не успел их капитан выскочить наверх, а Мила уже одерживала их лодку.
Тут я вспомнила один момент, говорящий об ее ответственности.
На «Catty Sark -96», в Питере, на Неве, на параде парусов, (Миле было неполных 18 лет) все яхты стали ставить паруса. «Форвард» ставил спинакер.
Мы шли первыми. Толпы людей на набережной и мостах приковали к нам свои взгляды.
Внезапный сильный порыв ветра вырвал шкот из рук ребят. Чтоб не уронить честь любимой лодки, Мила в последний момент ухватилась за убегающий шкот. Ее несколько раз тряхнуло о рубку яхты, пока ребята не пришли в себя и не перехватили шкот из ее рук. Когда Мила разжала руки, они были все в крови. Весь дальнейший рейс она ходила с перевязанными руками и могла работать только на прокладке и вести радиосвязь.
Перед следующим шлюзом мы оплошали. Когда стали открываться ворота и из них вышел пароход, Дима со Славой поспешили отдать концы – думали удержать яхту на руках. Увидав это, я сказала Диме, что это не дело, и он набросил носовой на причальный битенг. Поравнявшись с нами пароход, ламинарным потоком стал затягивать нашу яхту под себя. Слава не смог удержать швартовый и корма яхты стала удаляться от причала, разворачивая лодку поперек канала. Дима бросился на помощь Славе но и вдвоем они не могли ничего сделать. Лодка не слушалась руля, продолжала разворачиваться. Затем, волной от судна «Форвард» прибило к бонам. Он врезался штевнем в деревянный буртик причала. Хорошо не в бетон! Когда пароход прошел мимо, наша яхта уже развернулась на 180 градусов.
Нас спасло лишь то, что у канала оказалось достаточно ширины, чтобы вместить оба судна и то, что носовой конец не дал яхте попасть в водоворот большого судна.
Оставшиеся два шлюза  таких ошибок мы больше не допускали.
Вскоре мы вышли из канала. Открытое место встретило нас сильным ветром в лицо. Не смотря на периодически появляющееся солнце, погоду теплой назвать было трудно. Идем в Лаапеенранту. До нее рукой подать – чуть вперед и налево, за островом. Но там линии электропередач  на высоте 18 метров. У нас яхта 17 метров. Насколько я помню, вместе с антенной. Мила говорит – без. Рисковать не будем, пойдем в обход. Это не далеко: при 7 узловом ходе это не более часа. Фарватер хорошо обставлен, на каждом углу – створы. Но идти надо строго по карте, сверяясь с GPS: заблудиться можно легко.
Маленькая Иришка в самый ответственный момент просит есть. Наш капитан, поддерживая коленом малютку у груди, сидит на руле и свободной рукой водит пальцем по карте. Мы со Славой приходим на помощь: Слава на руль, я помогаю Миле отыскивать нужные створы. Мы огибаем последний остров, и нам открывается панорама  Лаапеенранты. Проходим одну стоянку, другую и входим в гостевую гавань. Ошвартовались.
Дима, с хорошим английским идет на поиски информации: где душ, туалет, где платить за стоянку и пр. После нескольких попыток найти что-нибудь, приходит ни с чем: все надписи на финском.
Иришка насытилась и улыбается всему миру. Мила может переложить ее в люльку и пойти сделать то, чего не удалось Диме. Через 10 минут мы уже знаем коды душа, туалета. Стоянка оплачена. Ее стоимость – 10 евро в сутки без электричества. Теперь надо найти банк, в котором надо оплатить проход Сайменским каналом. Мила с Димой и Иришкой идут в город. Слава с Татьяной – туда же, гулять. Мы с Натальей на вахте. Пима остается нам помогать.
Справа от нас за невысокой перегородкой – какие-то песочные строения. Придут наши – обязательно псходим посмотреть, что это такое.
Солнце высушивает песок на территории яхт-клуба и наши непромы.
Гавань чистая. Аккуратная. Даже с собакой боязно ходить на выгул. Приходится брать с собой мешочек, чтобы не ударить в грязь лицом перед финиками.
Наталья сгоняла в местную лавку, принесла нам мороженое. Очень вкусно!
Через час вернулись Таня со Славой и тоже принесли мороженое.
А вот возвращаются Мила с Димой и тоже несут… слава Богу, пиво с чипсами. После нескольких порций мороженого пиво входит с трудом…, но входит.
Проход каналом не оплачен: банки уже закрыты.
Перед сном идем посмотреть на песчаный городок. Это чудо! Тема – дружба всех, населяющих космос. Здесь и  собаки -Лайка, Белка и Стрелка (первые космонавты), и Юрий Гагарин, и инопланетяне, и космонавты всех рас, и герои мультиков: профессор Верховцев со своими друзьями и инопланетными существами, бюсты Королева и Циолковского и других ученых, связанных с космосом. Одновременно со всем этим, это детская площадка, где сквозь лунную поверхность из кратеров выезжает поезд в виде: не то свинюшки, не то гусеницы с вагончиками, театральная сцена с амфитеатром (все из песка),  пещера, внутри которой небесная сфера со звездами, и как мне помнится, со знаками зодиака.
Сейчас аттракционы не работают – уже поздно. Но городок полон людей: смотреть и фотографировать не возбраняется.
18.08.07.
Я проснулась раньше всех. Поставила чайник. Пима попросилась на выгул. До чего умная собака! Я спустила ее на бон и велела: «Сделай на травке дело и тут же обратно!» Пима летит по бонам на землю до ближайшего куста, справляет нужду и стрелой обратно.
Пока чайник кипит, мы валяемся с журналом в постели. Именно «мы», потому, что Пима с интересом разглядывает фотографии в журнале.
В 11 уходим из Лаппеенранты под моросящим дождем.
Иришка попискивает: пора кушать! Мила отдает Славе руль, уходит внутрь яхты. Я сажусь на прокладку. Идем три часа. Солнце то появляется, то скрывается в тучи  и капает дождь. Люльку с ребетёнком то выносим наверх, то вносим обратно. Иришка заливается смехом: вот развлекалово!
Ровно в 16.00 швартуемся в гавани замечательного острова, который имеет форму тренда с лапами адмиралтейского якоря. Он называется Сатамосаари. Чудная бухта, закрытая со всех сторон от ветров. Здесь рай: три причала  с разных сторон. Возле каждого – столик со скамейками, туалеты, сауна.
Слава с Татьяной идут изучать местность и через десять минут возвращаются с полными руками грибов. Эти грибы настолько красивые, что их только фотографировать! Подхожу ближе – что-то подозрительно: ни одного червивого. Пробую языком – горечь! Ложные белые.
Аккуратно запаковываем в мешок с мусором, что бы финны не видели, что мы их красоту нарушили. Ведь лесные грибы у них – это красота леса. Съедобные только в магазинах.
К слову сказать, этой зимой Мила с финскими курсами ездила в Саванлину на стажировку, на неделю. Там учитель финского языка развернул таблицу  с названиями грибов. В одной колонке были выписаны съедобные грибы, в другой – ядовитые. Половина ядовитых, по их мнению, нами употребляется с большим удовольствием!
Опять шпарит солнце. Все идут купаться.
К нам швартуется микрик. Из него выходят двое. Обращаюсь к ним на русском. Ну почему наших можно определить до того, как они открыли рот? По манере одеваться? Или потому, что у них ни на корме и под краспицами нет никакого флага? Или по бардаку на лодке?
Они живут и работают в Иматре . Называют себя местными, уже финнами, а сами и не подозревают, что Русью от них несет за версту!
От Иматры они долетели сюда со свежим ветром за час. Приходили погреться в сауне. Через пару часов на их месте уже стояла моторная яхта. Соседями оказалась семья из трех человек, самому младшему из которых 9 месяцев. Увидав на нашей яхте маленькую девочку, их малыш заулыбался и загулил. Так наша Ириша получила первое внимание от кавалера.
Яхта за яхтой, катера за катерами входят в нашу гавань. Сегодня суббота, а это один из ближайших удобных островов. Не смотря на многолюдие – вокруг тишина и чистота. Впечатление, что мы на острове одни. Вода прозрачная: даже на глубине 6 метров просматривается дно.
С первого заброса удочки, Мила вытаскивает окуня. Но чистить его никому не хочется, и рыба вновь обретает свободу. Следующая – опять окунь. Похоже, на такой глубине больше ничего не поймаешь. Дима с Милой на лодке уплывают в камыши. Только родители скрываются из виду – Ира в рев! Я с Татьяной и уговорами, и песнями и танцами – ничего не помогает! На Иркин крик отозвался и ее кавалер. Его папаша с зажатыми ушами выскочил из яхты и понесся в лес, бормоча что-то по фински. Слава, благо глуховат, ходит вокруг и спрашивает: «А что случилось? В чем дело? Вы чем-то обидели соседей?»
Наталья бросилась на поиски Милы с Димой и тут же их нашла. Не успела нога матери ступить на яхту – крик прекратился и улыбка озарила Иришкино личико.
Гуляя по остову, я забрела на внешнюю его сторону и была поражена разницей двух погод: внутри гавань, залитая солнцем, тишина покой и уют. За спиной у острова волны разбиваются о прибрежные скалы, ветер ломает ветви деревьев, ползут по небу рваные тучи.
В гавани тихий вечер. Компания финнов сидит у костра. Их почти не слышно: только слабые звуки аккордеона да разговор полушепотом. Интересно. Почему же у нас финны отрываются на всю катушку?
19.08.07 г. Воскресенье.
Ночь бессонная. Сквозь иллюминатор просматривается звездное небо.
Стихи складываются сами собой. Но записать их невозможно, т.к. электричество мы не проводили (я не уверена, что оно здесь существует), а сажать аккумулятор не хочется. Жаль, наутро все забудется.
Заснула я около 6 утра, а проснулась, когда Мила уже приготовила завтрак.
Солнце заливает противоположный берег. Наш - в тени, и потому у нас прохладно. Завтракаем и покидаем гавань. Идем на север. Перед нами лежит большой остров Миетинсаари. Надо обогнуть его с восточной стороны и зайти на него с севера. Там нас ждут несколько интересных гаваней, которых надлежит обследовать. До первой, выбранной нами бухты, 6 миль. Через час мы заходим в нее и убеждаемся, что все ее побережье – частный сектор. Вдоль всего побережья понатыканы буйки – то ли сети, то ли раколовки.
Решили не причаливать, а встать на якорь.
Стоим. Лодку крутит более, чем на 180°. Похоже, здесь какие-то мощные течения. Дима с Натальей на резиновой лодке отправляются на рыбалку, но, вскоре возвращаются ни с чем: единственный приличный улов – щука, выпрыгнула из сачка, воспользовавшись неловкостью ловцов. Далее моросящий дождь испортил им все удовольствие, т.к. оделись они не по погоде.
Снимаемся с якоря и… наезжаем на свой буйреп. Двигатель глохнет. Диму ждет внеурочное купание. Но для него это не составляет труда. За два погружения винт освобождается и мы, согрев Диму чашкой горячего чая (у нас подобралась команда непьющих), двигаем дальше.
Снова Слава на руле, я на прокладке. Объясняю Славе: идем курсом 300;, доходим до створа и ложимся на него. Слава отвечает: Здесь достаточно глубин, срежем. Далее мы увлекаемся разговором и доезжаем до маяка, справа от которого должны быть камни. Камни почему-то слева. «Стоп машина!» Одновременно с нами что-то недоброе почувствовала и Мила. Она вылетает из салона и требует нашей точки. «Погоди, Мила, дай разобраться. Ага, мы здесь, не переживай, вокруг камешки, но под нами глубина хорошая». Мы не вышли на створы, и нас снесло вправо. Впрочем, пройти дальше мы все равно не смогли бы, потому, что впереди хорошо просматриваются камни. Все равно их надо обходить слева.
Обходим маяк, ложимся на нужные створы, сбавляем ход. Мила забрасывает спининг… Есть! Мила орет: «Стоп машина! Задний ход!» Что-то огромное и сильное выгнуло удочку дугой и разматывает леску с катушки. Все выскакивают наверх: кто с сачком, кто с ребенком, кто с кинокамерой. Собака носится по яхте,отчаянно заливаясь лаем в предчувствии богатого улова.
Вот это «что-то» показалось над водой. В первый момент мне почудилось, что я увидела спину Несси из Лох-Несского озера. Когда вытянули щуку и взвесили ее, она оказалась весом 2кг 600 гр.
Пима, привыкшая проверять каждый улов, на зуб, не знает, с какого бока к ней пристроиться.
Рыба снята с крючка, Мила делает следующий заброс. Пима, так вылезла за леера, чтобы отследить направление лески, что на волне не может удержаться и оказывается за бортом.
Опять «Стоп машина! Задний ход!» Пиму за лапы: Дима за левую, я за правую, втаскиваем на лодку. Та отряхивается,  и снова лезет за леера.
Чтобы не смайнать ее снова, привязываем ее в кокпите.
Проходим паромную переправу.
Пока занимались спасением утопающей, не заметили, что к нам приближается паром. Слава пытается прибавить ход, но Мила отдает, уже ставшей за сегодняшний день привычной, команду: «Стоп машина!»
Паром достаточно близко, и трос, по которому он двигается с берега на берег, уже подтянут к борту Перебегая парому дорогу, мы рискуем наскочить на него.Мы сбрасываем газ и на инерционном ходу делаем циркуляцию, пропуская паром перед собой.
Пока я жарю рыбу, входим в гостевую гавань Иматры. Прямо над клубом, на возвышении – огромное здание гостиницы и аквапарка, в котором мы уже были в прошлом году, приезжая на машине. Это чудесная система бассейнов с разными глубинами. Сделано в виде парка, в котором разлилась бурливая река с порогами. По берегам ее – деревья, мостки, скалы с водопадами и водоворотами. В одних водоворотах вода теплая, в других более прохладная. Со скал льют каскады ледяной воды. Один из рукавов этой реки выходит на улицу (мы здесь были зимой, когда вокруг лежал снег, а в бассейне вода теплая, и сидеть в ней среди снегов очень приятно). Вдруг небо начинает темнеть (внутри аквапарка), сверкает молния, раздается гром, ветер гнет к земле ветви деревьев и сверху льет дождь. Через 2-3 минуты дождь прекращается, небо проясняется, появляется радуга, птицы заводят свои песни.
Слава с Татьяной небыли в этом аквапарке, и мы им ничего не рассказываем. Пусть для них это будет сюрпризом.  Мы с Натальей с удовольствием поплещемся снова. Миле с Димой не до развлечений: должны добить банк. Так, но это завтра. Сейчас ужин подан. Рыбы много, но она не вкусная – слишком старая.
Пока я пишу, за столом идет отчаянная битва за звание «дурака». Это интеллигентная пара Татьяна со Славой, с азартом расправляются в карты с                Натальей. Но она не сдается и отвечает им тем же. Мила с Димой уже видят третий сон. Пима составляет им компанию. Она во сне быстро перебирает лапами и стонет. Интересно, что ей снится? Что она плывет за яхтой или мотает катушку спиннинга?
20.08.07. Понедельник.
Проснулась в половине восьмого. Пока народ спит, взялась читать журнал. Раннее утро -  единственное время, когда это возможно: время уходит то на камбуз, то на прокладку, то на ребенка, то на собаку.
После завтрака все, исключая меня, Наташу и Пиму, двигают в сторону города. Я напоминаю Татьяне со Славой, что аквапарк начинает работу в 12.00 по финскому времени (по Москве в 13.00), и если они хотят билет со скидкой, семейный (21€), то пусть поторопятся. Иначе, каждый взрослый билет будет стоить 12,5€, детский, до 13 лет - 6€.
Оставшись одни мы  с Натальей садимся в кокпите с журналами обсуждать артистов кино и современных певцов. Спор у нас оживленный и долгий: Наталья знает все группы, всех солистов, и каждого дает прослушать в записи на своем телефоне. За беседой не замечаем, как проходит два часа. Начинаем готовить обед по полной схеме, что бы не возиться, когда народ вернется из города.
Но вот уже 12, 13, 14 часов… Мы с Натальей пообедали… 15 часов…сделали полную уборку яхты, намыли палубу… В пятом часу идем в бассейн одни. Пима на вахте, остается за старшую.
В аквапарке добавились еще пять закутков, в которых сильная струя воды массирует живот, бедра и ступни ног. Особенно всем нравится последний массаж: ты стоишь на струе воды, не касаясь ногами пола.
Наплескавшись вволю, возвращаемся на лодку. Чета Цвеликов только что вернулась из города. Дима с Милой – час назад. Оказывается до города отсюда 7,5 часов. Автобусов ходит только три в сутки, (туда 3 и обратно 3)с интервалом 4 часа. Мила с Димой и с ребенком на руках протопали туда пешком, обошли пол города, пока нашли банк, и вернулись на автобусе. Таня со Славой расписания не знали, автобуса не нашли и протопали пешком это расстояние в оба конца. Какой там им аквапарк после этого!
Пообедав, и чуть придя в себя - отчаливаем. Отправляемся в поисках новых якорных стоянок. По карте присмотрели узкую бухту с двумя якорными стоянками между о.Мууконсаан и п-вом Карстуранта.
Мы со Славой снова в паре ведем лодку. Проходим мимо первую якорную стоянку. Нам подозрительно: во первых - здесь ни души. Может, недостаточные глубины? Во вторых - она почти на входе в бухту, и не известно, как в ней стоится при северо-восточных ветрах. Идем дальше. Когда до цели остается 4 кабельтовых, появляется Мила: «Где мы?» - я : «Здесь». Мила: «Где здесь? Что это за знаки слева от острова?» -Я: «Кто их знает, на карте их нет. Да что ты переживаешь? Вон клуб, туда только что прошел катер». – Мила: «А что это за два острова, которые мы проходим справа?» - Я: «Действительно… почему они у нас слева? Они должны быть справа!». Пока я беседую с Милой, мы подходим к яхт-клубу, битком набитому яхтами. Эта стоянка нам не нравится, и мы коллегиально принимаем решение идти обратно, к первой стоянке. На этот раз мы огибаем острова там, где положено.
Пока дошли – стемнело. Швартуемся в сумерках, почти на ощупь. Несмотря на то, что на стоянке два причала и у каждого два буя, бросили свой якорь:
«А вдруг, буи чьи-то? Вернутся – а он занят?
Мила старается продумывать все заранее. Вообще, практика показала, что она делает все верно и рационально. Причем, успевает все: и рулить, и курс прокладывать, и точки заложить в GPS, и обед приготовить, и подгузники поменять,  и ЦУ давать по телефону своим сотрудникам, и  все это не отрывая дитя от груди. Да еще на ходу забросить удочку и поймать огромную щуку.
И так, мы на месте. Легкая пробежка по берегу показала, что здесь какие-то строения, и все закрыты. Выяснять, что за построения, отложили на завтра.
21.августа. Утро. Место нашей стоянки залито солнцем. После завтрака, Дима с Натальей отправляются на рыбалку в надувной лодке. Татьяна со Славой – углубляются в лес. Я иду знакомиться с местностью. Мила с Иришкой располагаются на палубе.
Похоже, бухта представляет собой лагерь или базу отдыха. От бонов отходит тропинка через маленький перелесок к домику с пристройкой и сараем, у которого сбоку, на крючках вбитых в стену, лежат удочки и снасти. За этим домиком – огромное поле с футбольными сетками. Слева – теннисный стол с натянутой сеткой. По бокам поля три номерных домика, за которыми два туалета. Справа от поля  - домик побольше. Возможно, здесь располагаются администрация и столовая. Вокруг  - клумбы с цветами.
Справа от нашего пирса – второй пирс. Он немного короче. С него можно нырять,  здесь привязан в воде на поплавке градусник, который показывает t=20°. Чуть правее, за вторым пирсом стоит козел, для распилки дров. Дальше я не иду. Остаюсь купаться и загорать на малом пирсе. Но вскоре, меня одолевает совесть, и я иду на яхту отпустить Милу.
Погода разленила тех, кто был на яхте и тех, кто вернулся с прогулки. Решили обед не готовить, а поесть готовыми обедами. Все без исключения остались сытыми и довольными. Даже Пима, с которой я поделилась своей порцией.
После обеда снялись с якоря, и пошли в сторону канала, к дому. На ходу Наташа забросила удочку и вытащила щуку на 1,5 кг. Она оказалась гораздо вкуснее предыдущей.
В 18.40 входим в Сайменский канал. Швартуемся в ближайшей марине.
Здесь музей канала.  Музей - это громко сказано. Стенд с информацией о канале и рядом ответвление - остатки старого канала. Но место довольно людное и для стоянки на ночь не удобное. Идем дальше, пока не начали сгущаться сумерки. За это время мы прошли три финских шлюза, прошли их границу и подошли к нашему шлюзу.
У Милы разболелась голова. Она смерила температуру - 38°! С трудом, убедив ее прилечь, я пошла договариваться с таможней о ночлеге у их причала. Добро было получено на ночлег, но границу проходить надо было в этом случае завтра. Нас это вполне устроило.
Необычно спать под грохот проезжающих машин. Через наш шлюз пролетали легковушки, а фуры стояли в огромной очереди и заводили моторы каждые 10 минут, передвигая свои машины на 1-2 коркуса вперед к границе.
22 августа. На завтрак вытащили все оставшиеся продукты: яйца, остатки сыров, две банки скумбрии, хлеб.  Было приятно сознавать, что продукты рассчитаны правильно. Осталось только в НЗ несколько банок бизнес-ланча, который у нас на яхте присутствует постоянно.
Прошли погранконтроль в 9.30, таможенный в 12.00.
У Милы температура  стала еще выше. Собака подозрительно часто чешется. Проверили – полным полно клещей!
Не яхта, а лазарет: Милу натираем водкой, собаке вытаскиваем клещей. Психология срабатывает – все начинают нервно почесываться.
С приходом яхты в Выборг заходит за тучу солнце. Пока мы собираем вещи и укладываем яхтенные принадлежности по местам, начинает капать дождь, и поднимается ветер. Отъезжаем из Выборга в машине, а погода, видно опомнилась, устраивает нам бурю с ливнем, градом, ветром, что ломает деревья! Боже, как хорошо, что все это не в море!

РS  Мила проболела еще день. На третий болезни, как не бывало. Думаю, сказалось переутомление. Уж слишком ответственно она подошла к капитанским обязанностям: имея двух капитанов на борту, проверяла каждое наше действие. Трудно быть матерью грудного ребенка и одновременно управлять кораблем, пусть даже небольшим. Но она с этим справилась, доведя поход до конца.