Между нами границы

Галина Гусева
Хочу сказать, что эта статья была написана в начале 2000х годов. Мой взгляд на взаимоотношения между странами Шенген и нашими, бывшими ССР на тот момент.На культуру советского обывателя и почему нас не любят другие народы.

Только что вернулась из Европы. Прокатилась по шести странам: Финляндии, Швеции, Германии, Нидерландам, Бельгии, Франции, а потом назад в обратном порядке.
Границы между ними пересекали, как КПП ГАИ, скинув скорость до 40 км/час.
Это разные страны с разной культурой, разными обычаями и языками. Они объединились Шенгенским договором. Все нормальные западные страны стремятся к объединению. Это диктуют экономические выгоды и здравый смысл.
Ну почему же наши страны, так сказать «ближнего зарубежья», - стремятся разобщиться,
настроили границ и бросаются на бывших своих «братьев». Кому выгодно, что бы наши народы враждовали?
Как здорово было участвовать в потрясающих парусных гонках на приз «Кубок Балтики»!
В таких соревнованиях завязывалась крепкая дружба. На эти гонки приходили яхты с Дальнего Востока, с Черного моря, из Ленинграда, Москвы, Эстонии, Латвии, Литвы, даже из тех городов, у которых моря и близко-то не было (Магнитогорск)!
Помню, оказалась я случайно в Таллинне во время «Игр Доброй Воли», но не на яхте, а просто, с дочкой путешествовала. Пирита окружена милицейским кордоном. Пропускают только олимпийцев. Подхожу я к воротам, чтобы дочери показать спортивный комплекс через забор, а меня встречают ребята: «Привет, Галина! Ты на чем сюда пришла?» (лица знакомые, а кто – никак не вспомню) Милиционер спрашивает их: «Так, вы ее знаете?»
- «А кто ж не знает Галину? У нас не так много женщин – капитанов!» - «А вы сами откуда?» - «Я – с Владивостока, а он – из Одессы».  «Вы можете поручиться за вашу Галину?» «Конечно!». И  я с дочерью на территории комплекса.
«Кубки Балтики» воспитывали из юнг маститых моряков. Дружба наших народов процветала и помогала воспитывать правильно нашу молодежь.
Кончились «Кубки Балтики».
Теперь – границы, не понимание, межнациональные выпады.
Я работаю в детском саду, учу детей музыке, пению, танцам. Всю жизнь разучивала с детьми прекрасные песни и танцы народов мира. Теперь, если в программу праздника я включаю песни или танцы народов ближнего зарубежья, мне воспитатели и родители возражают: «попахивает временами застоя». А ни дай Бог, зазвучит музыка Дунаевского, и наше поколение вспомнит слова, в которых прославляется дружба между нашими народами и гордость за нашу страну, - вообще с потрохами съедят!
2001 год был для Рижан юбилейный. Риге тогда исполнилось 800 лет. Несколько наших яхт прибыло в Ригу с поздравлениями. Среди приглашенных оказалась и я. Праздник был грандиозным. По улицам – шествия с латышскими песнями и танцами. Великолепное зрелище! Я примыкала то к одной, то к другой группе демонстрантов, как губка, впитывая бесценный материал для моей работы.
И каково было мое разочарование, когда мои сотрудники скривили лица, когда я детям стала давать латышский материал! «Это сейчас не актуально!» - было их мнение.
Почему, когда мальчик целует девочку – это безобразие? А если он бьет ее, таскает за косу – это в порядке вещей.
Кто учит молодежь ненавидеть людей с другим цветом кожи, говорящих на чужих языках?
Да мы же сами и учим. По телевизору,  даже детские передачи изобилуют насилием и неуважением к себе подобным. Главные герои – хулиганы и преступники. Передачи для взрослых утопают в крови, жестокости и разврате.
Часто вы смотрите старые добрые фильмы? Да нет же, ведь это «попахивает временами застоя», «не актуально».
На мой взгляд, наш Великий Русский народ отчасти сам виноват в том, что «нас не хотят».
В первый раз, когда я попала в Ригу, Вильнюс и Таллинн, мне казалось, что я - за границей. Такие чистенькие были эти города! Я стала часто ездить туда любоваться архитектурой, чудными маленькими сувенирными магазинчиками, оформленными с большим вкусом, аппетитной национальной кухней и т.д.
В 1990 году, впервые оказавшись за границей (в Дании), я на каждом шагу восклицала: «И у нас в Таллинне так же красиво! И у нас в Риге так же вкусно!» Но судьба распорядилась так, что после Дании мы вынуждены были зайти в Таллинн и застрять там на неделю. И тут мне было что сравнивать. На каждом углу стояли грязные ящики с подгнившими фруктами и овощами, из под которых вытекали зловонные струйки. На домах висели заляпанные плакаты, прикрывая драные стены, которым требовался капитальный ремонт.
И всюду только русская речь. Русские продают, русские покупают, русские толкаются в очередях. Что же мы удивляемся, что нас не любят и не хотят?
Почему, часто можно видеть, как из проезжающей мимо машины вылетает пустая бутылка из-под пепси-колы или пива? На автобусных остановках – куча окурков. А непристойная брань? Не стесняются ни детей, ни женщин! Дети матерятся, не боясь наказания. А кто к ним сунется с замечаниями? На счету у многих из этих детей уже есть уголовные преступления.
Наказание за провинность, на мой взгляд, малоэффективная мера. Чтобы не наказывать – надо не допускать саму провинность, надо воспитывать на хороших примерах.
В педагогике есть правило: нельзя показывать детям, как поступать нельзя. Надо показывать только как можно. Так, почему же на экранах кино и телевидения мы только и делаем, что показываем, изнанку жизни?
А не пора ли нам вспомнить, что кроме мата наш язык – это язык Толстого, Достоевского, Пушкина, Блока. Что у нас есть огромное достояние нашей национальной культуры. И нам есть, чем поделиться с другими народами: и в культуре и науке и во многом другом.