Н. А. Макаровец глава 1 детство часть 1-6 церковь

Дудко 3
Г. Белополье.  Село Литвиновичи. Церковь Петра и Павла
Петропавловская церковь.
Дата постройки: 1889. Архитектор: В. Н. Немкин. Адрес: Украина, Сумская
область, г. Белополье.



НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 1  ДЕТСТВО

ЧАСТЬ 1-6  ЦЕРКОВЬ  ПЕТРА  И  ПАВЛА   

 
В селе  Литвиновичи находится  церковь святых Петра и Павла
Деревянная церковь стоит в центральной части села на краю застройки.

Размещенная на городище времен Киевской Руси, которая является мысовой частью высокого коренного правого берега р. Клевень при впадении в нее р. Воргол.

Благодаря низинной левобережной заводи и размещению в зоне наивысшей композиционной активности церковь первобытно была очень импозантной градостроительной доминантой, хорошо проглядываясь как среди одноэтажной усадебной застройки села, так и из луговой заводи – из расстояния до 3 км.

В самом давнем описании села Литвиновичи в 1654 г. упомянули деревянную Петропавливску церковь. В 1770-х гг., когда село принадлежало правителю тогдашней Малороссии генерал-фельдмаршалу графу П.Румянцеву-Задунайському, на месте старухи построили новую деревянную церковь. После того, как она обветшала, на ее месте в 1902 г. свели новую деревянную крещатую в плане одноверхую церковь с колокольней в традиционных формах «епархиального стиля».

В 1930-х гг. церковь закрыли и переделали под сельский клуб. При этом разрушили церковную баню и верхний ярус колокольни, в результате чего здание потеряло композиционную роль градостроительной доминанты. Из 1941 г. здание начало использоваться за начальным назначением. в 1959 г. церковь опять закрыли.
В 1990 г. здание вернули церковному обществу, которое сделало в ней ремонт.

Петропавловская церковь в Литвиновичах, невзирая на потерю венчания, является ценной достопримечательностью церковной деревянной архитектуры начала XX ст., украшением очень характерного ландшафта. Она сохранила свой композиционный потенциал и после возобновления завершений может опять вернуть себе роль важнейшей градостроительной доминанты. Включена к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область») и поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроения местного значения с охранительным № 276-См.

Нашли ещё один источник информации, рассказывающий об этом храме…
Источник: http://bilopillya-pravoslav.io.ua/s78754/petropavl...
Автор: Зарко Юрий. Историк-краевед. г. Белополье

 Наиболее богатую среди белопольских храмов историю имеет церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла, которая, к счастью, сохранилась до нашего времени.

Так как этот храм находится в на территории древнего поселения «Крыга», которое намного старше Белополья, то с уверенностью можно сказать, что храм был построен задолго до основания города. (1672г.)

Известно о вышеуказанной церкви следующее: В 1670-72 г. в селе Крыга был построенный казацкий храм. В ревизской переписи 1732р. на месте Петропавловского храма показан храм Святой Троицы.

 Первый же храм в честь Апостолов Петра и Павла был построен атаманом - Иваном Зарецким. Место, где находился этот храм, неизвестно. Метрические книги храма начинались с 1751 г., а исповедные с 1754 г..

В 1800 году отправляли службу в церкви священники Иоанн Клепальский и Симеон Клепальский, диаконом был Иван Клепальский, а пономарем Алексей Сопухин.

 Нынешняя Петропавловская церковь была построена  в 1798 г. (почти на том месте, где она находится и поныне).

Церковь была деревянной, в 1839 г. ее перестроили. В подтверждение вышесказанного привожу исключение из Указа :

“15 ноября 1839года. Указ Его Императоскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Харьковской Духовной Консистории в Сумское Духовное правление.

Консистория, слушав прошение Сумского уезда заштатного города Белополья Петропавловской церкви прихожан о дозволении им имеющуюся при оной церкви ветхую деревянную Колокольню, устроенную вне церковной ограды с южной стороны разобрать и построить с западной стороны отдельно от церкви по представленному плану, а церковную ограду вновь перестроить. На этот предмет вновь отстрочить им просительную книгу, выданную в 1834 г. еще на три года на имя церковного старосты мещанина Иосифа Зарецкого». На том месте где когда-то находилась деревянная церковь сейчас стоит небольшая часовня.

 Нам известно, что на возобновление церкви Иосиф Зарецкий пожертвовал 300 рублей серебром и собрал 2438 рублей пожертвований прихожан. Священником в это время был Филипп Сапухин.

В 1886р. по проекту Харьковского архитектора В. Н. Немкина была построена Петропавловская церковь из кирпича.

 В середине 30-х годов церковь была закрыта, а колокола были сброшены на землю. По свидетельству очевидцев самый большой колокол, вес которого (согласно надписи на нем) составлял 227 пудов 28 фунтов, при ударе не разбился, и его уже разбивали на части с помощью копра, который был сооружен для этой цели.

Помещение церкви было предано под колхозный склад, а впоследствии там располагались склады “Маслотреста”.

 Благодаря именно этому обстоятельству, по моему мнению, церкви удалось избежать трагической судьбы других Белопольских церквей.

Началась война. В начале осени 1941 г. советские войска оставили город, а немцы еще его не заняли. В городе некоторое время царило полное безвластие. Именно в этот период прихожане Петропавловской церкви начинают возрождать храм. Женщины побелили стены и сделали необходимый ремонт. Вместо колоколов были повешены старые кислородные баллоны (один из которых висит там еще и до сих пор).

 К возрождению храма подключились монахи, которые во времена Советской власти спасаясь от преследований, перебивались случайными заработками у белопольчан.

Священнослужитель из Харькова организовал церковный хор. Люди из окрестностей среды приносили с домов иконы. В одном из заброшенных подвалов складов в центре города сохранялась еще с дореволюционных времен церковная утварь, которая и была принесена в церковь.

 Таким образом церковь в честь святых апостолов Петра и Павла возродила свою деятельность, которую ведет и поныне.