Странные люди

Томас Твин
               

                «Познание всегда является процессом и не может быть заморожено ни на одном из своих
                всегда преходящих этапов»
                Э. Пиаже. Генетическая эпистемология.
 
               

                ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ
         
Странные люди блуждают по страницам истории. Лики их переменчивы, мысли неуловимы. Их неясные силуэты лишь на мгновенье выступают из тумана прошлого и вновь погружаются в таинственную мглу. Время несет этих призраков сквозь века, но пыль столетий не оседает на их плечах. Люди границы и светотени, люди-мосты, соединяющие два мира – сакральный и профанный... Они похожи на двери, раскрытые в неведомое. Словно пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз сквозь призрачные фигуры заложников времени...

Граф Сен-Жермен, граф де Калиостро, Нострадамус, Парацельс, Симон-волхв, пророки, Мессии – нескончаемой вереницей шествуют загадочные герои по странам и континентам. Каждый из них поражал воображение современников и потомков воистину нечеловеческими способностями.
Считалось, что французский граф Сен-Жермен вступил в союз с самим дьяволом и тот раскрыл ему секрет бессмертия*. Сицилиец Джузеппе Бальзамо (Калиостро) призывал и изгонял бесов, умножал золото и бриллианты, владел Элексиром Жизни**. Прорицания еврея Нострадамуса прорывали завесу времени и ставили его в один ряд с великими ветхозаветными пророками. Швейцарец Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс, обладал секретом вечной молодости, нашел философский камень, превращавший обычные металлы в золото, исцелял бесноватых и безнадежно больных, обладал ясновидением и даже предсказал свою смерть***. Из глубины веков тянутся легенды-свидетельства о самарянине Симоне, прорицавшем, воскрешавшем, летавшем по воздуху. В его руках хромые и слепые казались здоровыми, а сам волхв воскрес через три дня после казни****.

Еще загадочнее герои библейских сказаний: Авраам, Моисей, Илия, Елисей, Иисус Христос…
Их боялись и превозносили, демонизировали и обожествляли. На них взирали с восхищением, но не замечали сокрытого. Слушали, затаив дыхание, но не улавливали сокровенного. Их не понимали…

Теперь, спустя тысячелетия, когда умолкли очевидцы библейских событий, далёкое эхо доносит лишь гул их голосов. Нам остается внимать уверениям самоуверившихся и свидетельствам несведущих - последователей, толкователей, правдивых и не очень… Само Писание остерегает от чересчур усердных посредников: «Приближаются ко мне люди сии устами своими…сердце же их далеко отстоит от меня” (Мф 15:8)

Они «ловят доверчивых, словно рыб в водах галилейских, но ускользают слова Великой Книги из сетей догматизма и нигилизма. Имеющий разум да разумеет…» - наверное, так, в присущей ему притчевой манере, Основатель христианства охарактеризовал бы многих интерпретаторов Библии.

Точно сказочный камень на распутье, Библия предлагает три пути, три подхода к своим тайнам:

           1. «Поверить сердцем», то есть довериться авторитетам, одушевить, прочувствовать и принять их
           представления.
           2. Отвратить сердце от чуда, развенчав авторитеты и опровергнув их свидетельства.
           3. Согласовать сердце с разумом, употребив мнения авторитетов для выявления истины.

По сию пору не счесть сторонников первого пути, не переводятся и вторые. Куда реже встречаются «соглашатели». Их неангажированность и стремление к объективности обычно осуждают и ортодоксы, и ниспровергатели. Кипит их разум, возмущенный любыми попытками «свое суждение иметь». Однако, чрезмерная пристрастность непродуктивна, поскольку тяготеет к заранее известным ответам.

«Исследуйте Писания» - наказывал сам Иисус. Пусть говорит живой, многомерный текст взамен переложений, трактовок, интерпретаций. Пусть факт предшествует комментарию, а комментарий – оценке. Каждый отдельный случай, фрагмент, эпизод принадлежит целостному миру и должен рассматриваться в предельно широком контексте Писаний. Тогда и только тогда пристало судить, действительно ли «они свидетельствуют о Мне».

Сложность этой задачи превращает любой ответ в гипотезу, а любую гипотезу – в попрание традиции: слишком глубоки корни Завета, слишком пышно разрослась его крона, слишком разнообразны плоды его.
И все же, и все же… Заслуживают уважения традиции и символы, но и живая душа достойна внимания, тем паче – основоположника христианства.

Конечно, Основателю учения нельзя пожаловаться на отсутствие интереса к своей личности, но интерес этот преимущественно «восходящий», апологетический. Окончательные ответы заранее известны и увековечены в догматах, поэтому исследовать Писания полагается с широко закрытыми глазами. В результате живая душа превращается в абстрактного Господа Бога нашего Иисуса Христа, в Совершенного человека, в Сына Человеческого, в Сына Божия.…
Не слишком продуктивен и «нисходящий», критический подход, обращающий памятники в руины, а личности – в фантомов. Реальный Иисус запечатлен (точнее – запечатан) в Писании и Предании, как в гробнице, и все еще ожидает освобождения от бремени домыслов.

Вряд ли кому-то по плечу восстановить его исторический облик без новых материалов: слишком велики разночтения, умолчания и догматизм известных текстов. Весь канон, например, охватывает лишь несколько лет из жизни Христа. Однако, и там можно обнаружить характерные черты личности, если рассматривать текст без предвзятости.

Интересную попытку такого беспристрастного анализа предпринял в свое время Л.Н.Толстой в работе под мастеровитым названием «Соединение и перевод четырех Евангелий». Великий писатель добросовестно исследовал речения и поучения Христа, исключив из анализа всяческие чудеса*****. Он утверждал, что эти знамения ничего не доказывают, кроме возможности невозможного, и не нужны истинным почитателям проповеди Христа. Разве не увлекают миллионы людей учения выдающихся сынов человеческих – Моисея, Будды, Конфуция, Лао-Цзы, Заратустры и Магомета? Разве христианские заповеди утратят силу и смысл, если их автором окажется «всего лишь» великий пророк?

Следуя этой логике, Л. Н. Толстой целиком сосредоточился на евангельском  «Поучении», а «Житие» Христа практически игнорировал. В результате остались не исследованы планы и замыслы, симпатии и антипатии, поступки и привычки, реплики и оценки, риторика и знакомства – все те моменты, что порой рисуют более выпуклый портрет личности, нежели вдохновенная проповедь. Поэтому было бы небезынтересно, следуя примеру Л. Н. Толстого и в меру сил дополняя его, исследовать евангелия с упором не на «Поучение», а на «Житие» Христа.

Предлагаемая работа задумана как первый шаг в этом направлении. Ее цель состоит не в реставрации полномасштабного образа Христа, а в создании эскиза к будущему полотну. Поэтому автор, в отличие от «матерого Человечища», рассматривает лишь зачатие, рождение, некоторые эпизоды служения, распятие, воскресение и вознесение Иисуса, а также ряд наиболее известных пророчеств о нем. В заключение предпринята попытка интерполяции, то есть заполнения некоторых «белых пятен» в истории и образе Иисуса Христа путем соединения хорошо известных фактов с выводами данного анализа.

--------------------------------------------------------
  *Кто-то спросил графского кучера, правда ли, что Сен-Жермену четыре сотни лет. Тот ответил, что не знает, но за
   те 330 лет, что он у него служит, хозяин совсем не изменился. "Учитель мудрости", Магистр Великой
   Белой Ложи граф Сен-Жермен окружил ранние годы своей жизни непроницаемой тайной. Его возраст и
   происхождение не были известны никому.
   Граф играл на всех музыкальных инструментах. Мог проводить в глубоком трансе от 37 до 49 часов, и после этого
   отвечал на любой вопрос, касающийся прошлого, настоящего и будущего, и ни разу не ошибся! Обладал
   феноменальной памятью и с одного прочтения запоминал целые страницы текста. Мог писать обеими руками
   одновременно: одной - стихотворение, а другой - важный дипломатический документ. Мог читать запечатанные в
   конверте письма, превращать металлы в золото, выращивать редкой красоты алмазы.
   Современники отмечали: "Его огромная эрудиция и лингвистические способности не подлежат сомнению: он
   говорил на английском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком, русском, шведском,
   датском и многих славянских и восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих стран».

  **Е.П.Блаватская писала: «Само имя Джузеппе Бальзамо, если его преобразовать при помощи каббалистических
    методов, означает -- "Тот, кто был послан", или "Данный", а также "Господин Солнца"»
    Бабка напророчила ему графский титул. То же предсказала цыганка. А матери Калиостро приснился сон, что ее
    сын стал графом.
    Калиостро утверждал, что разговаривал с Александром Македонским, Юлием Цезарем, собственными глазами
    видел пожар Рима при Нероне и распятие Христа.
    В архивах инквизиции сохранилась запись о "регенерации по Калиостро". В ней описан процесс регенерации
    (судороги, сон, выпадение волос и зубов, рост новых и т. д.), длящийся сорок дней.
    По преданию ему удалось исцелить восемнадцать князей, от лечения которых отступились все врачи. Тогда его
    обвинили в союзе с дьяволом.
 ***«Настолько крепким было распространенное верование в сверхъестественные силы Парацельса, что до нашего
    времени в умах простых эльзасцев живет легенда, что он не умер, а спит в своей могиле в Страсбурге. И они часто
    шепчут между собой, что зеленый дерн поднимается и опускается при каждом дыхании этой усталой груди, и что
    слышны глубокие стоны, когда великий философ огня воскрешает в памяти те жестокие обиды, которые он
    потерпел от своих жестоких клеветников во имя великой истины! “ (Е. П. Блаватская "Разоблаченная Изида", т.2)

****Иустин, живший вскоре после апостолов, писал: " Он жил при Клавдии Цезаре, который, говорят, почтил даже
    его за искусство волхвования статуей. Он также был почитаем многими за Бога и учил, что он есть тот самый,
    который между иудеями явился как Сын, в Самарии нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Дух Святый.
    Он есть высшая из всех сил, т. е. возвышенный над всем Отец.... Он пришел для исправления вещей и сошел,
    преобразившись и уподобившись силам, властям и ангелам, чтобы явится среди человеков человеком. Он
    обещал, что этот мир разрушится, и что Его последователи освободятся от власти сотворивших мир... Поэтому,
    мистические жрецы этой секты живут сладострастно и занимаются делами волхвования. Наконец, и имя они
    получили от основателя в высшей степени нечестивого учения, Симона, называясь симонианами.
    Преемником его был Менандр, родом самарянин, который также достиг совершенства в искусстве магии. Он
    говорит, что первая сила неведома всем; но он послан от невидимых сил, как Спаситель для спасения людей....
    Его ученики чрез крещение в него получают воскресение, и не могут умереть, но остаются нестареющими и
    бессмертными».
    (Ириней Лионский. ПЯТЬ КНИГ ОБЛИЧЕНИЯ И ОПРОВЕРЖЕНИЯ ЛЖЕИМЕННОГО ЗНАНИЯ.Кн.1. Гл. ХХIII.)

*****Еще раньше такой же подход применил Г. Гегель в работе «Жизнь Иисуса»
--------------------------------------------------------


Продолжение см. в папках "Трудно быть богом" и "Дела давно минувших дней"