Ohne Zeugen, или о неподтвержденных победах асов

Иван Лавриненко
    Как известно, во время Первой и Второй Мировых войн, в ВВС некоторых воюющих государств наряду с подтвержденными воздушными победами была категория побед, которые были заявлены летчиками, но не подтверждались свидетелями – как другими пилотами, так и наземными частями.

   В период Второй Мировой войны у немцев, в отличие, например, от тех же британцев, считавших также вероятные победы, такая категория успехов отсутствовала – при выполнении основных требования для подтверждения сбитого самолета победа засчитывалась (В некоторых источниках утверждается, что согласно одному из распоряжений, летчики с более чем 30 победами на счету могли подавать доклады о сбитых вражеских самолетах без свидетелей. Но, как видно по счетам некоторых немецких асов, это правило распространялось не на всех и не всегда). В противном случае она не вносилась на официальный счет пилота. Тем не менее, многие летчики-истребители люфтваффе имели в своем активе и неподтвержденные победы. Об этом можно судить по их летным книжкам, где они зачастую указывали и неподтвержденные победы, сопровождавшиеся приметкой «o.Z.» – ohne Zeugen, что в переводе значит «без свидетелей». Такие неподтвержденные успехи обычно имели место в тех случаях, когда летчик отрывался от товарищей или от ведомого, после чего заявлял о сбитом самолете противника. Если в последствие ни от других пилотов, ни от наземных частей подтверждение на сбитый самолет не поступало, то такая победа оставалась зафиксированной только в летной книжке.

   Пилоты самой результативной в истории немецкой эскадры JG52 не были в этом отношении исключением и также имели на своих счетах неподтвержденные воздушные победы. На примере боевых действий в небе восточного Крыма – прежде всего Керчи и Феодосии – с ноября 1943г. по апрель 1944г. мы попытаемся рассмотреть, насколько реальные основания имели под собой немецкие «победы без свидетелей» на данном участке фронта.

   Воюющая на самом южном участке советско-германского фронта 2-я группа истребительной эскадры JG52 (II./JG52) под командование гауптманна (позднее майора) Герхарда Баркхона была в этот период основным противником советской 4-й Воздушной армии и большей части сил ВВС Черноморского Флота. Помимо командира, в ее рядах сражались такие знаменитые асы, как Вильгельм Батц, Хельмут Липферт, Хайнц Заксенберг, Отто Фённекольд и другие. Несмотря на свою немногочисленность, немецким летчикам, благодаря правильной тактике использования сил, хорошей подготовке  и отличным летным характеристикам своих «Мессершмиттов», удавалось держать напряжении мощную группировку авиации Отдельной Приморской армии в восточной части Крыма, а с конца февраля 1944г. еще и 8-й ВА в северной части полуострова. И хотя не все победы немецких «экспертов» подтверждаются советским документами, им порой удавалось наносить нашим летчикам чувствительные и болезненные потери.

   На более чем пятьсот официально засчитанных пилотам II./JG52 воздушных побед в небе восточного Крыма за период с ноября 1943г. по апрель 1944г. приходится всего около 26 заявок на сбитые самолеты, падение которых не наблюдали другие летчики и они не были подверждены позднее наземными войсками. За исключением одной победы, успехи с пометкой «Ohne Zeugen» были одержаны всего тремя летчиками группы. Бесспорным лидером по количеству неподтвержденных побед в своей части был Петер Дюттманн, по прозвищу «Бонифациус», который только за период с ноября 1943г. по апрель 1944г. в небе Керчи и Феодосии заявил о 16 таких успехах! (Всего летчик одержал за время войны 152 подтвержденных и 42 неподтвержденных побед. По последним он, по всей видимости, занимает в Люфтваффе первое место) Если сослуживцы не подтверждали такие заявленные успехи, то что же о них можно найти в оперативных документах частей 4-й ВА и ВВС ЧФ, которые противостояли подопечным Баркхорна? Попробуем разобраться.

   Первую неподтвержденную воздушную победу в небе Керчи одержал командир отряда 5./JG52 оберлейтенант Батц. По его заявлению, 13 ноября 1943г. около 10 утра (По берлинскому времени, которое осенью-зимой 1943-1944г.г. отличалось от московского на 2 часа.) он в ходе облета самолета в районе Багерово отправил на землю один Як-1. В документах частей 4-й ВА упоминаний о воздушном бою в этом время не найдено. Ближайший по времени воздушный бой провела в период 10:36-11:45 (м.в.) восьмерка Як-1 из состава 42-го ГИАП, ведомая майором Наумчиком. В бою с девяткой Хе-111 наши летчики заявили о двух сбитых бомбардировщиках. Немецкие истребители не упоминаются.  Вероятно, Батц атаковал одну из пар истребителей-разведчиков. Например, в период в 11:08-11:44 на такое задание летала тройка ЛаГГ-3 790-го ИАП, ведомая лейтенантом Павлом Бабайловым. Вполне возможно, именно они и подверглись атаке немецкого аса, не понеся при этом никаких потерь.

   Следующего неподтвержденного успеха 30 ноября 1943г. добился фельдфебель Дюттманн. В 9:55 (б.в.) в ходе вылета по сопровождению бомбардировщиков Хе-111 в бою с советскими истребителями и штурмовиками он претендовал на уничтожение одного Як-1, который упал юго-восточнее Колонка. Это была первая, но пока неподтвержденная победа начинающего аса в небе Крыма. С разницей с Дюттманном в 5 минут своей 200-й подтвержденной победы добился командир II./JG52 гауптманн Баркхорн, также записавший на свой счет сбитый западнее Колонка «Як». С уверенностью можно сказать, что немецкие «эксперты» вели бой с десятью ЛаГГ-3 из состава 249-го ИАП, которые в период  11:35-12:15 вылетали на прикрытие своих войск в район Керчи, где вели воздушный бой с восьмеркой Ме109. В напряженной схватке с нашей стороны было подбито 3 ЛаГГ-3: у одного были пробиты плоскости, у другого перебит двухскоростной переключатель, у еще одного выпала нога. Их пилоты не пострадали и благополучно произвели посадку на своем аэродроме. Вероятно, атаке Дюттманна подвергся один из вышеназванных истребителей, и не засчитана эта победа была справедливо - безвозвратных потерь «ЛаГГи» в том бою не понесли. Соответственно, не подтверждается и, да простит читатель  за тавтологию, «подтвержденная» юбилейная победа Баркхорна. В свою очередь летчики 249-го ИАП заявили два подбитых в том бою «Мессершмитта».

   В дальнейшем долгое время неподтвержденные победы одерживал только Петер Дюттманн. Следующую подобную заявку он сделал 28 декабря 1943г., когда он снова вылетел на сопровождение Хе-111. В 9:25 (б.в.) западнее мыса Тархан его жертвой якобы стала одна «Аэрокобра». Судя по времени заявки, скорее всего Дюттманн имел дело с гвардейцами 57-го ГИАП. 11 экипажей полка в период 10:27-11:17 (м.в.) расчищали воздух в районе М.Бабчик и провели несколько боев с отдельными парами Ме109, сбив три вражеские машины. Так, около 10:53 (м.в.) три «Аэрокобры», ведомые ст.лейтенантом Владимиром Шикаловым, вступили в бой с парой Ме109, в ходе которого стажер полка ст.лейтенант Анатолий Козыревский заявил сбитым один «Мессершмитт». В свою очередь в лобовой атаке очередью вражеского истребителя была повреждена «кобра» Шикалова – пострадала правая плоскость, а также снарядом была пробита лопасть винта. Возможно, в лобовую атаку на Шикалова пошел именно Дюттманн, который, хотя и добился попадания, все же сильно завысил свой успех.

   Следующего неподтвержденного успеха Дюттманн добился уже через день, 30 декабря 1943г, в ходе вылета по сопровождению Хе-111. И снова, по его заявлению, не повезло одной из «Аэрокобр», которая в 13:45 (б.в.) упала в пролив юго-восточнее Опасная. На этот раз немецкие летчики столкнулись с пилотами 66-го ИАП. Шестерка истребителей, ведомая капитаном Николаем Сидоровым, вылетела в район Керчи по вызову радиостанции наведения. В 15:50 (м.в.) они встретили четверку Ме109, которые сверху с переворота атаковали нашу группу. Летчики «кобр» атаку отбили, поэтому «Мессермиттам» пришлось снова уйти вверх, выжидая удобного случая для очередной попытки, которой, они, впрочем, так и не дождались. Все, чего добились пилоты II./JG52 в этом бою, были пять пробоин, которые «привез» мл.лейтенант Иван Засыпкин – одна пуля попала в плоскость и четыре в фюзеляж, при этом было пробито два бензобака. Поскольку из немецких летчиков победу, хотя и неподтвержденную, заявил только Дюттманн, то можно предположить, что «кобру» Засыпкина атаковал именно он.

   Свою серию неподтвержденных побед Дюттманн продолжил  4 января 1944г. И вновь судьба свела его в воздухе с летчиками «Аэрокобр», одну из которых он ходе вылета по тревоге якобы сбил в 13:05 (б.в.) западнее мыса Тузла. Судя по времени боя, Дюттман вел бой с одной из групп 57-го ГИАП, который в течение дня имел задачу прикрытия плавсредств в Керченском проливе. Больше всего в данный эпизод вписывается бой пары гв.ст.лейтенанта Анатолия Иванова, который в 14:48 получил от радиостанции наведения приказ атаковать ФВ189. Атаковав противника с большой дистанции и не добившись никаких результатов, пара «Аэрокобр» была контратакована снизу парой прикрывающих разведчика Ме109, которые, однако, также попаданий не добились. В эту пару мог входить и Дюттманн, но в его летной книжке указано, что это был вылет по тревоге, а не сопровождение. Поэтому, по всей вероятности, в документы одной из сторон закралась небольшая неточность с указанием времени вылета, и Дюттманн вел бой с парой гв.ст.лейтенанта Анатолия Макарова из того же полка. По советским данным, в 14:07 (м.в.) Макаров получил от радиостанции наведения приказ набрать высоту по причине появления в этом районе неизвестных самолетов. Пробив облачность, пара «Аэрокобр» стала набирать высоту в сторону солнца. В это время Макаров заметил, что их догоняют два Ме109. Развернувшись, пара «кобр» атаковала противника в лоб. Тем не менее, ведущему «Мессершмитту» на развороте под ракурсом 4/4 удалось открыть прицельный огонь по ведомому, стажеру полка мл.лейтенанту Фадееву, после чего немецкие летчики ушли с набором высоты в сторону солнца. В результате атаки «Аэрокобра» получила повреждения – были пробиты правая и левая плоскость, трубки маслосистемы и охлаждения. Самолет требовал ремонта силами ПАРМ в течение одного дня. По всей вероятности, Фадеев подвергся атаке именно Дюттманна, который, наблюдая точные попадания, посчитал «Аэрокобру» сбитой, но ведомый падение советской машины справедливо не подтвердил.

   9 января, вылетев с целью опробовать «Мессершмитт» в воздухе, Дюттманн, вероятно, решил отправиться на «свободную охоту», где вступил в бой с «многочисленными Як-1 и Аэробрами». В результате схватки летчик в 9:00 (б.в.) заявил сбитым один Як-1, упавший юго-западнее Эльтиген. И снова результативную атаку подтверждают советские документы. Четверка Як-1 из состава 42-го ГИАП, ведомая Героем Советского Союза гв.ст.лейтенатом Федором Калугиным, в период 10:37-11:42 (м.в.) вылетала на прикрытие пласвредств в Керченском проливе. В районе Керчи внезапной атакой «Мессершмитта» сзади со стороны солнца с дистанции 700(!Вероятно, дистанция атаки в документах все же завышена)  м был поврежден истребитель гв.мл.лейтенанта Юрия Рубцова. У самолета были пробиты бронестекло, мотор, правая плоскость и стабилизатор, летчик был легко ранен осколками в левую ногу.

   На следующий день, 10 января, когда советские войск высадили десант у м.Тархан и начали наступление на правом фланге керченского плацдарма, в воздухе разгорелись ожесточенные бои. Понеся серьезные потери – погибло 3 летчика, а еще один был ранен – пилоты II./JG52  заявили сбитыми всего 6 побед, при этом только три из них были официально подтверждены. Остальные три были на счету все того же Петера Дюттманна. Хотя в летной книжке пилота за 10-11 января была некоторая путаница, все же попытаемся разобраться, каких же реальных успехов он мог добиться в тот тяжелый для немецких истребителей под Керчью день.

   Первую победу «эксперт» заявил в ходе вылета по тревоге на перехват советских самолетов. Проведя воздушный бой с бомбардировщиками «Бостон» и истребителями Як-1, Дюттманн претендовал на уничтожение одного «Яка», который был сбит в 6:55 (б.в.) западнее Керчи (В самой летной книжке Дюттманна не указано, что это была неподтвержденная победа, хотя в других документах и источниках этой победы либо нет, либо у нее есть приписка “ohne Zeugen”. Возможно, указав эту победу в своей летной книжке, летчик надеялся на подтверждение, которого в итоге так и не получил. Кстати, данный успех по какой-то причине указан в книжке задним числом – среди вылетов за 11.01.1944). Ближе всего к этой заявке бой шестерки Як-9 из 6 ГИАП ВВС ЧФ, ведомой ст.лейтенантом Тарасовым, которая в период 8:20-9:29 (м.в.) сопровождала шесть Ил-2 47-го ШАП в райн Балка Глубокая – Катерлез. В районе Мама Русская – Катерлез советские летчики провели воздушный бой с четверкой Ме109, заявив два сбитых «Мессершмитта». В свою очередь немецким истребителям удалось повредить истребитель мл.лейтенанта Николая Маркина, у которого была пробита водосистема. Летчик произвел вынужденную посадку на аэродром Бугас. Возможно, именно Дюттманн добился попаданий в самолет Маркина, но в очередной раз победа справедливо не была подтверждена и записана на боевой счет аса. Других потерь и повреждений советские истребители в это время не понесли.

   Следующей его неподтвержденной жертвой стал около 9:40 (б.в.) штурмовик Ил-2, который якобы упал северо-восточнее Колонка. По советским данным, в указанное время штурмовики 4-й ВА и ВВС ЧФ флота потерь не понесли. Из состава 214-й шад несколько «Илов» в этот день действительно были повреждены огнем вражеских истребителей, а в кабине одного был убит воздушный стрелок. Такая же участь постигла одного из стрелков 47 ШАП ВВС ЧФ, еще один Ил-2 этого же полка был сбит «Мессершмиттом». Но все потери штурмовых соединений в тот день пришлись на другое время суток, поэтому можно с уверенностью эту заявку Дюттманна на сбитый советский штурмовик считать надуманной.

   Наконец, сопровождая Ю-87, в бою с советскими истребителями разных типов Дюттманн в 14:05 (б.в.) заявил сбитым очередной Р-39, который якобы упал северо-восточнее мыса Хрони. В это время активно «работали» истребители 329-й иад. Так, в 15:58 (м.в) три «Аэрокобры» 66-го ИАП, ведомые лейтенантом Иваном Засыпкиным, атаковали две группы Ю-87, бомбивших наши войска, и заявили сбитыми три «Юнкерса», а также подбили один Ме109, пытавшийся атаковать «Бостон». В 16:05 четверка «кобр» братского 57-го ГИАП, ведомая гв.капитаном Виктором Савченко, встретила 18 Ю-87 под прикрытием четверки Ме109. Пока пара гв.ст.лейтенанта Сергея Мартынова вела бой с «Мессершмиттами», Савченко со своим ведомым атаковал и сбил один «Юнкерс». По всей видимости, Дюттманн входил в состав той четверки, которую связала боем пара Мартынова. И хотя бой истребителей на самом деле завершился безрезультатно, Дюттманн не постеснялся завить победу, которая в данном случае точно была плодом его фантазии.

   После этого началась серия неподтвержденных побед у другого начинающего аса – унтер-офицера Хайнца Эвальда, входившего в штабное звено II./JG52 и летавшего ведомым самого Герхарда Баркхорна. 17 января 1944г. в ходе вылета по тревоге он одержал свою первую неподтвержденную победу. В этот день около 15:00 (б.в.) он претендовал на уничтожение одного Р-39, однако победу никто не подтвердил. Судя по времени вылета, Эвальд мог иметь дело с летчиками 57-го ГИАП. Четверка «Аэрокобр», ведомая гв.ст.лейтенантом Макаровым, в 16:38 (м.в.) в районе Тархан встретила пару Ме109, вступив с ними в короткий бой, который немцы вели осторожно, периодически уходя в облака и выжидая удобного момента для атаки. Почувствовав опытного противника и численное превосходство советских летчиков, пилоты «Мессершмиттов» после безуспешных атак ушли в облачность, и бой закончился безрезультатно. Однако весьма вероятно, что Эвальд неверно идентифицировал атакуемый самолет. Примерно в то же время, что и «кобры» свои войска в районе Тархан – Булганак на небольшой высоте прикрывала шестерка Як-1 из состава 42-го ГИАП, ведомая Героем Советского Союза гв.ст.лейтенантом Калугиным. Радиостанция наведения предупредили летчиков, что в этом районе замечено до 8 Ме109. Несмотря на предупреждение, немецким асам, умело использовавшим облачность и рельеф местности, удалось произвести по нашей группе две внезапных атаки. В результате были подбиты два «Яка». Летчик Александр Быстрицкий, атакованный «Мессершмиттом» с бреющего полета, произвел вынужденную посадку на фюзеляж в 1-2 километрах южнее Баксы, у самолета был пробит водорадиатор. Атакой второго Ме109 был подбит ст.лейтенант Юрий Сорокин, который также сел «на брюхо» в 2-3 километрах севернее указанного поселка. Если одна из этих побед точно была на счету фаненюнкер-фельдфебеля Хайнца Заксенберга, то на второй успех официального подтверждения никем получено не было, и эта победа отсутствует в списке официальных побед II./JG52. Вполне возможно, данная успешная атака была произведена именно Эвальдом, который в условиях сильной облачности мог принять Як-1 за «Аэрокобру».

   Свою вторую неподтвержденную победу Эвальд одержал спустя почти неделю – 23 января около 14:30 (б.в.) в ходе вылета по сопровождению пикировщиков Ю-87 он снова заявил сбитым один Р-39. В этом бою немецкие летчики встретились с четверкой «Аэрокобр» 66-го ИАП, ведущим которой был Герой Советского Союза ст.лейтенант Камозин. По советским данным, в 16:35 (м.в.) в районе г.Митридат наши летчики вели бой с 5 Ме109. Пара ст.лейтенанта Камозина и проходившего в полку стажировку лейтенанта Соболева атаковала противника, в результате чего ведущий сверху сзади с дистанции 25 метров сбил один «Мессершмитт», который взорвался в воздухе и горящим упал в районе г.Митридат. Под атаку Камозина попал упомянутый выше лейтенант Дюттманн, которому, тем не менее, сильно повезло. Если верить немецким документам, после попадания 37-миллиметрового снаряда, его Bf 109G-6 «Черная 1» загорелся, но Дюттманну удалось долететь до своего аэродрома и совершить мягкую посадку (В документах указано, что на горящем ярким пламенем самолете Дюттманн летел еще 15 минут, что вызывает большие сомнения. Во-первых, если бы мотор и радиатор сильно горели, то пламя охватило бы всю машину, и пилоту пришлось бы срочно прыгать с парашютом. Во-вторых, лететь от г.Митридат до аэродрома Багерово на истребителе занимало куда меньше времени. Если же Дюттманн летел действительно 15 минут, значит, ему удалось сбить пламя, после чего он «тихим ходом» отправился домой.). Ведя огонь по Ме109, Камозин сам подвергся атаке двух вражеских истребителей. И хотя ведомый лейтенант Соболев пошел на выручку и даже заявил сбитым один из «Мессершмиттов», немецким летчикам удалось повредить «Аэрокобру» Камозина – было перебито управление, повреждены приборы, а также пробоину получила левая плоскость. Поскольку с немецкой стороны официальных побед заявлено не было, можно с большой вероятностью предположить, что истребитель советского аса был поврежден именно Хайнцом Эвальдом.

   Уже на следующий день, 24 января 1944г., у Эвальда снова не нашлось свидетелей на одну из заявленных побед. После 10-й подтвержденной победы, когда его жертвой стал Ил-2, он в ходе того же вылета по тревоге около 15:00 (б.в.) заявил также об уничтожении одного Як-1. Судя по всему атаке начинающего «эксперта» подвергся ЛаГГ-3 №6414, пилотируемый мл.лейтенантом Ланцовым из состава 805-го ИАП. Сопровождая штурмовики, в 17:05 (м.в.) в районе Катерлез летчик подвергся атаке «Мессершмитта». У советского истребителя была повреждена водо-бензосистема. Летчик совершил посадку на летной площадке Опасная, а после непродолжительного ремонта перегнал самолет на свой аэродром Бугаз. (Справедливости ради, стоит отметить, что примерно в это же время (16:33-17:10 по м.в.) в бою шестерки ЛаГГ-3 из 863-го ИАП с десятью Ме109 был сбит истребитель лейтенанта Елисеева. Раненый в правую ногу советский летчик совершил вынужденную посадку на своей территории, разбив при этом свой самолет и выбыв из строя на месяц. Скорее всего это была 239-ю победа майора Баркхорна, одержанная им в 14:56 (б.в.) в районе м.Тархан.)

   Точно такого же успеха и в то же самое время Эвальд добился 25 января. При этом в ходе вылета на сопровождение пикировщиков Ю-87 он снова заявил уничтоженным один Як-1. На этот раз немецкий летчик, по всей вероятности, сильно завысил свой успех, т.к. в доступных советских документах упоминаний о потерях или повреждениях истребителей встретить не удалось.

   Вскоре очередную серию неподтвержденных успехов открыл лейтенант Петер Дюттманн. Так, 5 февраля в 11:40 (б.в.) в ходе вылета по сопровождению штурмовиков ФВ190 в бою с четверкой Р-39 он претендовал на уничтожение одного советского истребителя, который упал южнее Колонка. В это время в воздухе находилось по одной четверке «Аэрокобр» 66-го ГИАП и 101-го ГИАП. Четверка капитана Сидорова из 66-го ИАП провела трудный бой с 4 ФВ-190 и сопровождавшими их 8 Ме109. Хотя наши летчики в напряженном бою с численно превосходящим противником попали в нелегкую ситуацию, они с  честью провели эту схватку, не дав ФВ190 сбросить свои бомбы на наши войска. Потерь стороны не понесли. Примерно в это же время четверка «Аэрокобр» из состава 101-го ГИАП, ведомая гв.лейтенантом Похлебаевым, встретила и атаковала восьмерку Ме109 (возможно, ту же, что и четверка Сидорова). В лобовой атаке гв.мл.лейтенант Иванов подбил 1 Ме109, который с дымом пошел в западном направлении. Самому Иванову также немного досталось – крупнокалиберными пулями была пробита левая плоскость истребителя. С уверенностью можно сказать, что Дюттманн заявил свою неподтвержденную победу именно в одном из этих боев, сильно преувеличив свой успех.

   На следующий день, 6 февраля,  при сопровождении Ю-87 в воздушном бою с восьмью Р-39 Дюттманн в 7:40 (б.в.) сбил один истребитель, упавший юго-восточнее Колонка. Если время указано верно, то Дюттманн вел бой с четверкой «Аэрокобр» из состава 66-го ИАП, ведомой ст.лейтенантом Добрыниным. По советским данным, группа вступила в бой с парой ФВ-190, в результате которого оба самолета противника были сбиты, после чего наша четверка провела безрезультатный бой с Ме109. Потерь и повреждений наши истребители в бою не получили.

   Свою серию неподтвержденных побед первой декады февраля 1944г. Дюттманн закончил 7 числа. В ходе вылета на «свободную охоту» во второй половине дня в районе Керчи он в 14:20 (б.в.) в бою с Р-39 и «Яками» заявил сбитым один Як-1, который упал севернее м.Хрони.  В тот день летчики II./JG52, не считая незасчитанную победу Дюттманна, претендовали на уничтожение шести Як-1 и Як-9. В реальности был потерян один Як-9 6-го ГИАП ВВС ЧФ и подбито 2 ЛаГГ-3 (88-й ИАП) и 1 Як-1 (42-й ГИАП). При этом автором успешных атак по «Якам» стал фельдфебель Заксенберг. Неизвестно лишь  время вылета групп 88-го ИАП, в ходе которых были подбиты и нуждались в ремонте два ЛаГГ-3. Но все же вероятнее всего, «ЛаГГи» стали официальными победам и других асов II./JG52, таких как Фённекольд, Вольфрум, Штурм и Штерль, которые в этот день также пополнили свои боевые счета.

   Спустя неделю открыл свой счет неподтвержденных побед в Керченском небе еще один начинающий ас II./JG52 – лейтенант Вальтер Вольфрум. В утреннем вылете на «свободную охоту», одержав две подтвержденные победы (Р-39 и Р-40), около 8:10-8:15 (б.в.) «эксперт» претендовал на уничтожение еще одного Р-40. Примерно в это же время две победы заявил фельдфебель Штерль (также Р-39 и Р-40), на уничтожение еще одного Р-40 претендовал обер-лейтенант Батц. На все эти заявки приходится только одна потеря – в воздушном бою в районе Булганак был сбит и погиб мл.лейтенант Николай Радченко из состава 66-го ИАП. Судя по времени и месту событий, он стал жертвой именно Вольфрума – его подтвержденная победа, одержанная в 8:08 (б.в.). Остальные победы, включая неподтвержденный успех Вольфрума, советскими документами не подтверждаются (Летчиками 83-го ГИАП, летавшими на Р-40, был проведен в этот день только один воздушный бой, в результате которого без своих потерь был заявлен сбитым один Ме109. Время вылета группы неизвестно, но, возможно, летчики-гвардейцы участвовали именно в утреннем бою с летчиками II./JG52).

   В этот же день Вольфрум заявил еще одну неподтвержденную победу. Сопровождая в период 14:15-15:10 (б.в.) пикировщики Ю-87, в воздушном бою с советскими истребителями в районе Керчи он заявил сбитым один Як-1. С советской стороны в бою участвовало по одной шестерке истребителей 42-го ГИАП и 88-го ИАП. По советским данным, сбив один «Юнкерс», лейтенант Шаронов из 88-го ИАП был подбит ответным огнем стрелков бомбардировщиков. Выйдя из боя, летчик пошел на вынужденную посадку на площадке Опасная. Из-за дымовой завесы посадку ему не разрешили, а после третьего разворота у ЛаГГ-3 заклинило мотор, и он рухнул на землю. В результате падения самолет был разбит, а летчик получил тяжелые ушибы и надолго выбыл из строя. Возможно, Шаронов, атакуя Ю-87, не заметил атаку «Мессершмитта», пилотируемого Вольфрумом, а после попаданий в свой самолет посчитал, что был подбит стрелком Ю-87. Установить истинную картину произошедшего в том вылете, к сожалению, уже не представляется возможным.

   Уже на следующий день, 15 февраля, новым неподтвержденным успехом «отметился» открыл лейтенант Дюттманн. Вылетев в 8:55 (б.в.) на «свободную охоту» он в бою с многочисленными «Аэрокобрами» в 9:27 и 9:29 заявил сбитыми два советских истребителя, которые упали юго-западнее и юго-восточнее косы Тузла. Судя по времени месту боя, Дюттманн встретился с одной из групп 57-го ГИАП. Тройка истребителей, ведомая гв.ст.лейтенантом Макаровым в районе Керчи вступила в бой с четверкой Ме109. В проходившей на вертикалях и виражах схватке нашим летчикам без потерь со своей стороны удалось подбить один «Мессершмитт», который с черным дымом и со снижением ушел в сторону Багерово. Как бы там ни было, обе неподтвержденные победы Дюттманна на этот раз оказались плодом его бурной фантазии.

   Следующим, кто одержал неподтвержденную победу, был снова лейтенант Вольфрум. 26 февраля, сопровождая в период 12:20-12:40 (б.в.) разведчик ФВ 189, он в районе Керчи вступил в бой с многочисленными Як-1 и «Аэрокобрами», в ходе которого ему якобы удалось сбить один Як-1. Судя по советским документам, «Яки» и «ЛаГГи» в это время боев не вели. Зато боестолкновения в воздухе с немецкими истребителями имели летчики истребителей американского производства. Так, группа «Киттихауков» 83-го ГИАП из состава недавно перебазировавшейся на данный учаток фронта 2-й гиад ПВО севернее Керчи провела воздушный с «Мессершмиттами», результатом которого стали два сбитых Ме109 и три подбитых Р-40, два из которых разбились на вынужденных посадках (пилоты были ранены), а третий сумел дотянуть до своего аэродрома. Совершавшие вылет на «свободную охоту» немецкие летчики в этом бою заявили сбитыми три Р-40, почти не завысив свой результат. Еще один короткий бой с одиночным Ме109 провела вылетевшая на перехват бомбардировщиков четверка «Аэрокобр» 57-го ГИАП, ведомая гв.ст.лейтенантом Шикаловым. В 15:35 (м.в.) гв.капитан Проворихин атаковал противника, но из-за забрызганной грязью кабины прицельного огня вести не смог, и «Мессершмитту» удалось уйти на свою территорию. Как видно, из приведенных выше данных, заявка на победу лейтенанта Вольфрума, по всей вероятности, не подтверждается, хотя, может быть, именно его атаке и подвергся один из "Киттихауков" 83-го ГИАП.

   В последний день зимы свою очередную неподтвержденную победу одержал лейтенант Дюттманн. Вылетев на разведку погоды, он в 9:25 якобы сбил один Р-40, который упал южнее «полуострова Ильич» (Вероятно, имеется в виду поселок Ильич Темрюкского районе Краснодарского края.). По имеющимся данным, части 4-й ВА и ВВС ЧФ в этот день почти не летали. В свою очередь, полки 2-й ГИАД ПВО имели две встречи с самолетами противника. Так, летчики вылетевшей на патрулирование четверки «Киттихауков» 83-го ГИАП заметили атаку одиночного «Мессершмитта» из-за облаков. После того, как наши пилоты развернулись для вступления в бой с противником, вражеский летчик боевым разворотом ушел в облачность и больше не появлялся. К сожалению, время вылета летчиков 83-го ГИАП пока неизвестно, но с большой долей вероятности можно предположить, что именно их пытался атаковать Дюттманн, после чего не постеснялся заявить победу.

   В первый день весны 1944г. свою пятую неподтвержденную победу заявил унтер-офицер Хайнц Эвальд. Вылетев на сопровождение Ю-87 в период  11:35-12:30 (б.в.), он в бою с советскими истребителями претендовал на уничтожение одного Як-1. В этот день результативные для обеих противоборствующих сторон бои в районе Керчи произошли утром, гораздо раньше. Так, после 10 часов (м.в.) в бою четверки Як-7б из 84-го ГИАП с немецкими истребителями наши летчики заявили сбитыми по одному Ме109 и ФВ190. Свои потери составил один подбитый истребитель, совершивший вынужденную посадку на своем аэродроме, при этом немецкие летчики заявили сбитыми три краснозвездных машины. Еще в одном бою четверки Як-1 из состава 42-го ГИАП с двумя парами Ме109 наши летчики заявили подбитым один «Мессершмитты», не понеся при этом своих потерь. Неизвестным с советской стороны остается только время вылета шестерки ЛаГГ-3 из состава 790-го ИАП, которая провела безрезультатный воздушный бой с  четверкой Ме109. Возможно, Эвальд участвовал именно в этом бою. (Однако более вероятным представляется, что эта заявка на победу была сделана Эвальдом в бою с истребителями 3-го ИАК в районе Сиваша. Известно, что около 14:00 (м.в.) летчики 291-го и 812-го ИАП отражали налет немецких пикировщиков, заявив сбитыми три Ю-87. Потери 3-го ИАК автору, к сожалению, неизвестны. Следующую свою неподтвержденную победу Эвальд одержал 11 марта в период 11:08-12:10, когда, вылетев на сопровождение Ю-87 в северной части Крыма, вступил в бой с советскими истребителями, в результате которого заявил сбитым один Як-1. В том бою немецкие летчики имели дело с пилотами 812-го ИАП, которые заявили сбитыми пять немецких самолетов. Немецкие летчики, помимо неподтвержденного успех Эвальда, в этом же вылете претендовали на уничтожение трех «Яков», а всего в тот день в северной части Крыма заявили 8 побед. Потери 812-го ИАП в этом бою автору  неизвестны, но за день в боях полк лишился трех летчиков.)

   Следующим, кто добился очередной неподтвержденной победы в небе Керчи, был снова лейтенант Вольфрум. 13 марта в период 13:05-13:50 (б.в.) группа истребителей II./JG52, в которую входил и Вольфрум, сопровождала пикировщики Ю-87. На перехват вражеских бомбардировщиков по вызову радиостанции наведения вылетела восьмерка ЛаГГ-3 из состава 88-го ИАП и шестерка «Аэрокобр» 66-го ИАП. В районе севернее Булганак – Тархан наши летчики атаковали до 18 «Юнкерсов» и связали боем восьмерку сопровождавших их «Мессершмитты». В завязавшемся бою пилоты 88-го ИАП подбили один Ю-87, а «Аэкрокобры» заявили предположительно сбитыми два Ме109. Летчикам II./JG52 было засчитано уничтожение одного ЛаГГ-3 и одного Як-1, хотя в реальности группа 88-го ИАП потерь не понесла. Вольфрум в этом бою также заявил победу – один Р-39. Однако официального подтверждения немцами она не получила. В документах 66-го ИАП удалось найти упоминание данного эпизода. Пара лейтенанта Засыпкина сначала провела безрезультатный бой с двумя Ме109, после чего ведущий советской пары, отбивая атаку «Мессершмитта» от ЛаГГ-3, оторвался от своего ведомого и сверху сзади был атакован одиночным Ме109. В результате атаки «Аэрокобра» получила повреждение – была пробита левая плоскость, которая нуждалась в замене. Как мы видим, хотя Вольфрум и завысил свой успех, и на самом деле «Аэрокобра» была лишь повреждена, тем не менее, его заявка, вероятно, имела под собой больше реальных оснований, чем два сбитых истребителя, которые были официально подтверждены двум другим немецким летчикам.

   Очередным «отлившимся» неподтвержденной победой в небе Керчи стал произведенный уже в фенрихи (прапорщики) Хайнц Эвальд (Еще одного неподтвержденного успеха унтер-офицер Эвальд добился 21 марта в период 14:50-15:40 при сопровождении Ю-87, заявив об уничтожении одного Як-7. В этот день летчики-истребители 4-й ВА ни одного боя с истребителями противника не провели. Более того, судя по имеющимся документам, дневных налетов бомбардировщиков противника на наши позиции и объекты в районе Керчи и Таманского полуострова отмечено не было. Вероятно, вылет имел место в северной части Крыма – районе переправ через Сиваш и Перекопа. В документах 3-го ИАК хотя и указывается о налетах отдельных групп вражеских самолетов, но части корпусы встреч с противником не имели, поэтому пока трудно сказать, в бою с летчиками какой части Эвальд мог заявить свою неподтвержденную победу). 2 апреля 1944г. в период 12:20-13:15 в ходе вылета на «свободную охоту» немецкий летчик заявил сбитым один «Кертисс» Р-40. Это была его последняя победа в небе Крыма, которая, тем не менее, официального подтверждения не получила, поскольку отсутствовали свидетели победы. Судя по нашим документам, немецкий летчик встретился в воздухе пилотами 38-го ГИАП. В 14:40 четверка патрулирующих Ла-5, ведомая гв.лейтенантом Александром Райченковым, из-за облаков была внезапно атакована парой Ме109. Наши летчики вовремя заметили опасность, развернулись на противника и открыли огонь. Осознав, что внезапная атака не удалась, немецкие «охотники» резко ушли в облака (Тем не менее, фаненюнкер-фельдфебель Г.Хоффманн получил подтверждение на заявленный им сбитым ЛаГГ-5 (так немцы иногда называли Ла-5). Еще несколько боев с «Мессершмиттами» приблизительно в это же время провели несколько групп «Аэрокобр» из состава 57-го ГИАП и 66-го ИАП. Без потерь наши летчики заявили сбитыми три Ме109. В любом случае советские истребители в этот день потерь не понесли, поэтому заявка Эвальда оказалась ошибочной.

   Последние неподтвержденные победы в небе восточного Крыма были одержаны на следующий день – 3 апреля. При этом снова дублем отметился лейтенант Дюттманн, который за две минуты – 10:02-10:03 (б.в.) – заявил сбитыми два Як-7, который упали соответственно южнее и юго-восточнее мыса Такиль. Утром того дня 18 Ил-2 из состава 47-го ШАП и 8-го ГШАП ЧФ под прикрытием 18 ЛаГГ-3 25-го ИАП и 14 Як-9 6-го ГИАП наносили бомбоштурмовой удар по торпедным катерам в порту Киик-Атлама. Над целью группа встретила сильное противодействие зенитной артиллерии противника, а также подверглась атакам до 24 Ме109 и ФВ190. Заявив в воздушном бою семь сбитых Ме109, наши летчики-истребители также понесли потери. Из состава 6-го ГИАП не вернулся  боевого задания Як-9 гв.мл.лейтенанта Николаенко. Кроме того, из пары Як-9 того же 6-го ГИАП, вылетевшей на аэрофотосъемку удара штурмовиков, в воздушном бою над целью был подбит Як-9 гв.мл.лейтенанта Иванова. Дотянув до аэродрома Тамань, летчик на горящем самолете произвел посадку. После посадки истребитель сгорел, летчик получил легкие ожоги. Было бы наивно думать, что оба Як-9 сбил именно Дюттманн. Тем более, что его заявки относятся к совсем другому месту – м.Такиль находится на юго-восточной части Керченского полуострова, что порядком в стороне от Феодосии. Гв.мл.лейтенант Николаенко, вероятно, мог быть сбит немецкой зениткой, а гв.мл.лейтенант Иванов был подбит в бою над целью – т.е. южнее Феодосии. Можно предположить, что Дюттманн преследовал советскую группу на отходе от цели и в районе м.Такиль после своих атак увидел подбитый самолет Иванова, предположив, что именно он его и подбил. Разумеется, поскольку район гибели гв.мл.лейтенанта Николаенко неизвестен, то он мог быть сбит в районе м.Такиль, возвращаясь с группой на свой аэродром и ведя воздушный бой с преследующими истребителями противника. По всей видимости, восстановить точные детали произошедшего уже не представляется возможным.

   Подводя короткие итоги подтверждаемости немецких заявок на воздушные победы в районе Керчи, у которых не оказалось свидетелей, можно сказать следующее: из 26 заявленных успехов лишь в около половины случаев немецкие летчики добивались реальных попаданий в советские самолеты, которые получали повреждения разной степени тяжести. На данные 26 заявок приходятся максимум 3-4 краснозвездные машины, которые погибли или сели на вынужденную посадку. Таким образом, если брать именно сбитые, то подтверждаемость подобных заявок составляет не более 10-15%. Кроме того, при анализе советских документов видно, что около 6-7 из данных немецких заявок были откровенной ложью или выдумкой, когда в бою наши самолеты даже не подвергались таким атакам, после которых можно было бы предположить, что машина сбита. Хотя учитывая специфику воздушного боя, в некоторых случаях немецкие летчики могли делать это не специально. Но если учесть, что зачастую и подтвержденные сослуживцами заявки на победы не находили отражения в наших документах, то в целом завышение своих успехов в 6-7 раз в отношении сбитых и в 2 раза в отношении подбитых является вполне неплохим результатом.