Истории старого Ворона

Галина Юрьевна
.... И Ворон и исторические события реальны, ибо повествование ведётся о знаменитой  усадьбе "Отрадное", некогда принадлежавшее одному из пяти братьев графов Орловых, Владимиру, и расположенному в моём, тем и знаменитом, Подмосковном селе...

...Однажды, погожим весенним утром, когда солнышко наконец-то вернулось на своё излюбленное место в синем небосклоне, всласть нанежившись в своей постельке из пушистых белоснежных облаков, а пернатые щебетуньи удобно разместившись на ветках деревьев, наперебой оглашали лес звонкими трелями, Старый Ворон с больными из-за артрита крыльями, тяжело опустился на сучок старой липы, растущей на даче у самого забора.

    -Крр-раа! Крр-раа!- громко поздоровался он с Хозяйкой дачи.
-И тебе на хворать, Каррушка! –добродушно ответила ему Хозяйка, отставляя в сторону лопату и разгибая натруженную спину. – Что новенького расскажешь? Как перезимовал?

-Да неплохо! Крр-раа! В лесу –то потише будет, чем у вас тут! – начал свой неторопливый рассказ Старый Ворон, усаживаясь поудобней. – Мороз хоть и лютует, да всё ж не так ветрено. Лес плотно стоит, стеной. Мороз подберется поближе да как затрещит по деревьям да поддаст, с верхушек до самых корней так и стукнет-ударит, а в дупле-то у дуба тепло! Шишек да листьев с ветками накидаешь и вот греешься. Крраа-краа! Тихо! Тепло!


-Крраа-кррраа! Да и зимы нынче не так суровы, как прежде! Вот, помнится, при графьях-то зимы уффф-ффф, как бывали страшны! - поёжился Старый Ворон от одних лишь воспоминаний о суровости русских зим.

-Каррушка, а вот скажи-ка, при графьях-то огороды так же саживали, как теперь? Уж и мука с этими грядками…право слово…
-Поля да огороды были всегда…Крр-рраа! Темно-о-ота… Ну, слушай…
-Крраа-крраа…так на них и трудился весь честной народ, на графских-то огородах…

    Помнится, Их Сиятельство, граф Владимир, Светлая Им память, любил апосля утреннего чаю да аккурат до полудня, прогуляться по дороженьке проселочной…в цилиндрике да с тросточкой, в лайковых перчатках. Спешится с коня, да и идет себе, гуляючи. Народ на поле косит да жнет, бабы, укутавшись по самые глаза от жары да от мошек в белые платки, песню крестьянскую горемычную подвывают. А Их Светлость гулять изволют…

    Раз было дело… кучер Их Светлости свово сына Карлушку… учить отправил в Италью художественскому ремеслу…Эт уж он потом стал именитым да страсть каким известным художником Карлом Брюлловым… всё пейзажики  рисовал…А када Их Светлость рассерчал за уроненный предмет неловкими руками пацана Карлуши, тут же велел высечь его кнутом в кузнице… чтоб другим неповадно было…

-И откуда тебе всё известно, Каррушка? – неожиданно перебила Хозяйка Старого Ворона.-Неужто всё помнишь и за столько лет так ничего и не забыл? Почитай, годков около 150 как никаких графьёв и в помине уж нету? Да и сам –то ты, поди, уж не мальчик!

    -Крра-крр-раа!!! Я-последний из династии Орловых… Мне без малого …лет триста уж будет… У Ворона век долог…Я и прабабку твою старую, Авдотью, хорошо помню…тут же она, всё у старой ели и огород садила… Ель-то почти моя ровесница… Самая высокая в округе… Ямщики издали её видали, по ней и ориентировались…особливо в метель, када небо и земля едино заснежены… Крра-рра!!! Были времена! … Супруга покойная любила над елью кружить… Во Дворец графский вхожа была…Крра-крра-крраа!...

    А мои-то покойные родители дожили до 250-ти, да и их вот хворь скосила…будь она неладна! И зиму лютую пережили…это было ещё при Её Величестве Царице… Лисавете…и моя бабка тада еще жива была… Царствия ей Небесного! при Её Дворце служила…да… а той лютой зимой птицы  на лету льдышками о земь падали, да ямщики у коней из ноздрей сосульки вынимали…бабка-то, помнится, сказывала…а костры на улицах в самом центре Питерхсбурга разводили прохожим людям для сугреву… я тада ещё совсем желторотый птенец был, чуть оперившись…  так вот холод –то лютова-а-ал…


Потом при Их Величестве Царице Катерине мор наступил… а уж за ним и голод пришёл… страсть какой, вот мои папаня с маманей мертвечины-то с голодухи и наклевались…а она вся в оспе была… а то б еще родители-то пожили… а бабка целых 280 годков прожила! –гордо заявил Чёрный Ворон, задрав голову вверх и кося глазом на Хозяйку.

    -Ну-ка, расскажи про Екатерину…мор говоришь, был… Она что же, и в нашем графстве тоже бывала, Катерина-то? Чудно, право слово!

-Крраа-кррраа! Дай Бог памяти… значит так было дело…- на минуту задумался Старый Ворон, - почитай веком позже поэт Фет заезжал, молодой ещё…Тютчев да Чехов тоже были…но это уж у дочери… Анны…Любила балы устраивать… по молодости. Бывало, света от свечей в канделябрах больше чем солнца на небе… и музыка с хоров льётся… а дамы в платьях в пол по зеркальному паркету…шшш-шшш-только и слыхать что шуршат кринолином…

    Да, умели прежде господа приёмы устраивать… а потом всё… в благотворительность кинулась… нищих да бедных лечить… Вона и богадельню построила из красного кирпича… И храм Владимиро-Никольский какой возвела…Уж а кладка –то какова! И то дело – в раствор и творог клали и яиц не жалели…для прочности… А гости…что гости? Приедут, пошумят и по домам до следующего раза… А-а-а-а! Помнится, и Шамиль Басаев раз приехал… дикий… басурманин ведь…в своей папахе да шапке лохматой…саблю позолоченную подарил нашему графу, а в гостевой книге запись оставил, датированную 700-ми годами… они ж нехристи, у них там Аллах и, стало быть, летоисчесление тоже своё, не от Рождества Христова…а на 700 лет позже, вот и написал по- ихнему, басурманскому…
-Басаев говоришь? –Так его ж изловили вроде как…в 90-стых еще…при Ельцине вроде…
-Темно-о-та!!! Я ей тут про Русско-Кавказкую Войну 18-го века, а она всё своё…темнота! – с досадой каркнул Старый Ворон.

    -Ох, батюшки, Каррушка, совсем ты меня с толку сбил…Так Катерина-то -бывала в нашем дворце?
-Кар-р-р!!!  А Катерина …что ж…может и бывала…Потому, как дружбу водила с их Светлостью графьями Орловыми…А тут Владимир, один из пяти братьев  как раз и жил, самый умный да образованный, в Эвропах наукам учился! Она, царица-матушка, очень уважала просвещённых людей, Вольтера…к примеру…письма ему писывала…А здесь в графстве тоже может и была када…инкогнито…ведь и Её переписка с Ломоносовым апосля Советской власти заместо библиотеки, до сих пор на чердаках графских хранится, в мешках да под сургучными печатями. Эх, а уж какая знатная библиотека была….Мне супруга покойная рассказывала…Вхожа была в графский-то Дворец…Каррр…
-А они взаправдышние, графья-то Орловы? А то вона у нас Аллу-то Борисовну тоже титулом наградили…ну и какая из её графиня? Так, купчиха-купчихой… Нешто они такие, графини-то?

    -Крраа-кррраа!!! Стрелками их предки были…
-Стрелками? Ну-у-у…
-Да ты  картину-то «Утро Стрелецкой казни» видала? Так вот их отец и был одним из тех стрелков! И када Милостивый Осударь стал его казнить через головотяпство, то и спросил вошедшего с гордо поднятой головой на эшафот:
-Это кто ж такой будет?
-Орлов я…господин Милостивый Осударь…- твёрдо ответил тот.
-Орёл стало быть…- радостно молвил Осударь.

    С тех пор и стал известен славный род Орловых! А потом они, братья-то, Её Величеству Царице всея Руси Катерине помогали на трон взойти…Григорий, Алехан, Фёдор да Иван… переворот военный сделали. Владимир мал еще тада был…Вот матушка царица их титулом и наградила…графьями стали…
Старый Ворон смолк и замер, будто задремал малость…
-А вот от мору в ту пору Катерина пряталась…шибко боялася…видать…женщина всё ж –таки!
-Чудно мне всё эт слышать…царица –графья…Величества всякие… А сама …ишь ты, испугалась, говоришь…А народ как же… боялась она…-обиделась на Екатерину 2 –ую Хозяйка, даже сплюнула в сердцах себе под ноги.
-Крра-крааа! Да уж…Страх у всех есть… и у царей тожа имеется… Вот  Их Величество Царица Катерина из дворцовских-то покоев за город изволила уехать…от греха подальше…там и переждала мор…Темно-о-ота…

    -Ну?-недоверчиво спросила Хозяйка. –Как так переждала?
-А так! Скрылась за дверьми и все тут… Службы в церквях запретила…чтоб заразу не переносить…никаких гостей на порог не пускать, даже в «Мокко» -игра такая карточная была, и то не стала играть…
-Оспа?
-Она…-печально вздохнул Старый Ворон, вспоминая те далёкие трудные времена. -Эт уж потом вакцину лейб-медики придумали…они и  Моцарта, самого Амадея…скрипача… еще в детстве привили…он тада с отцом приехал в Россию концерт играть да заболел…чуть не помер от её…оспы-то… распроклятой…
-Как Моцарта? Самого Моцарта? – Поди ж ты…А ты случаем, не врёшь?
-Крра-крраа!!! Мне-то на кой?  Темно-о-та! Её Величество Царица Екатерина сама изволила себе прививку от оныя заразы сделать… ниточку вымазала в гное оспиной и протянула через кожу на руке… чуть не померла… уж траур чуть не объявили….выжила…да…много Ей испытаний выпало на долю…

    -Так и что Моцарт? У меня внучек в музыкальной школе на скрипача учится. Я ему расскажу, интересно-то как будет!
-В библиотеку сходи, да книгу возьми почитай! История родного края как –никак! Эх, ты, темно-о-ота… Кррраа-крраа! – взмахнул Старый Ворон тяжёлыми, артритом побитыми крыльями, да только с тех пор его и видели.