Комсомольские площади страны

Николай Челомбитько
               
                «…И сияет звезда Комсомола –
                Наша молодость, наша судьба»
                /М. Матусовский/


      Недавно на глаза мне попалась книга стихов моего земляка Михаила Матусовского – того самого, который сочинил слова всемирноизвестной песни «Подмосковные вечера». Книжка называлась «Улица Мира» и была издана в 1951 году. Мне тогда было 13 лет,  и этой книжки я, конечно, не читал. Но я отлично помню ту атмосферу, в которой жила страна через 6 лет после разгрома фашизма, после нашей Победы.
      
      Патриотические стихи М.Матусовского были в каждой школьной библиотеке, их  переписывали в классных стенгазетах читали со сцены на утренниках и вечерах. И уже через много-много лет, будучи на пенсии и перечитывая  «Три поколения» Матусовского  я обнаружил, что ещё в те годы он предначертал всю мою биографию:
                Мой багаж небогатый и тощий,
                Скорый поезд отходит в ночи, -
                Не случайно вокзальную площадь
                Комсомольской зовут москвичи.

        В годы комсомольской юности, и не только моей, все вокзальные площади Советского Союза были Комсомольскими. Все великие стройки Великой Страны связаны с комсомолом.               

         Не трудно понять, с каким нетерпением в свои 13 лет я ждал, когда мне исполнится 14. С этого возраста принимали в комсомол. В Нижнедуванской школе Сватовского района, на Луганщине, была довольно боевая комсомольская организация, и она заботливо относилась к пополнению своих рядов. Уже с 13 лет нас готовили к поступлению в комсомол. Изучали устав, биографии героев-комсомольцев…

         14 лет исполнилось 6 ноября 1952 года. Все четырнадцатилетние семиклассники были готовы и с волнением ожидали праздника 7 ноября, надеясь, что нас примут                в  комсомол в день  35 годовщины Великого Октября. Но мы ошиблись. Райком комсомола решил иначе.

         Заседание райкома по приёму в комсомол назначили на 21 декабря – в день рождения И.В.Сталина. Вот так я и стал комсомольцем сталинского призыва. Я этим очень гордился.

         Давно произошла переоценка ценностей. Но гордость осталась. Гордость тем, что я  причастен к жизни своей страны,  к её истории,   с её взлётами и падениями. Я на всю жизнь запомнил двойное значение 21 декабря. Я каждый год отмечаю в памяти эту дату. Анализирую, что происходит в стране, что происходит со мной, как моя жизнь соответствует или не соответствует той эпохе, в которой проистекает моя деятельность.

         Почему 9 из 10 человек моего возраста с гордостью и душевной теплотой вспоминают свои комсомольские годы? И не только потому, что это были годы нашей юности. Этот возраст всегда самый счастливый. Но годы проходят, память остаётся. Мы все мечтали о великих свершениях. Хотели быть в первых рядах…
 
         Кстати, на днях один известный социолог, выступая на телевидении, сказал, что только 1% современной молодёжи хотел бы заниматься общественной деятельностью. 39% хотят иметь много денег. 28% хотели бы «тусоваться» в ночных клубах. Не могу судить о достоверности этих цифр. Что касается себя, то я  отлично помню, что уже через 2-3 дня после приёма в комсомол меня избрали комсоргом 7 класса.

         С тех пор уже много лет минуло, а меня всё куда-то избирают. И я никогда не отказывался от поручений, а наоборот – гордился тем, что мне доверяют, в меня верят. Старался и стараюсь оправдать оказанное доверие.
 
         Моя биография – не исключение. Если,  молодые люди, будете читать эти строки, - спросите у своих бабушек-дедушек – избирали ли  их  когда-нибудь куда  ни - будь. И они ответят – конечно избирали.

         Я не знаю – комсомолом или Богом предначертано то, что я всю жизнь что-то создаю или являюсь первым в каких-то новообразованиях.
         Как уже сказал, я был первым комсоргом в только-что образованной комсомольской группе класса.
         Я был в составе первого секретариата Луганского обкома комсомола  после слияния промышленного и сельского обкомов;
         Я был первым аспирантом после открытия аспирантуры при Луганском пединституте;
         Я был первым председателем Комитета Молодёжных Организаций Украины (КМО)при выделении этой организации в самостоятельную структуру; 
         Я создавал посольство Украины в Финляндии после распада Советского Союза и был первым украинским дипломатом и Временным Поверенным в делах Украины в этой стране;
         Я создавал луганское землячество и Представительство Луганской области в Москве и являюсь первым руководителем Представительства;
         Совместно с другими главами украинских землячеств я создавал Совет землячеств Украины в Российской Федерации и был его первым Председателем.
 
         Я не знаю, какие ещё роли первопроходца уготовила мне судьба, что я ещё успею сделать, но я всегда чувствую в своей душе свежим и зовущим вперёд тот благородный порыв, который испытывал в 14 лет в райкоме комсомола, получая комсомольский билет.