Мельхиор де Хондекутер. Птичий концерт

Алина Алексеева-Маркезин
Птичий концерт.Мельхиор де Хондекутер ,1670г

            Мельхиор де Хондекутер (1636 - 1695 ) - один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.

            На картине с большой степенью точности и выразительности изображено свыше 20 видов различных птиц – как обитателей европейского континента, так и экзотических стран. Собранные волей художника в одну композицию, птицы завораживают своим красочным оперением, его пестротой и блеском.
«Артисты» многоголосного «хора» усердно исполняют произведение сложной партитуры. Центральное место отведено сове: ноты и пенсне, присутствующие рядом, подчеркивают ее главенствующую роль «дирижера». Сама собой возникает параллель с человеческими отношениями и характерами.

            Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера - анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.

             Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.
Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, - с концертами обезьян и концертами кошек.

            Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, - это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.

       По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: "Каждая птица поет согласно своей породе." Вытекающая отсюда мораль - выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело".