Голландская цветочница Рахель Рюйш

Алина Алексеева-Маркезин
   Рахель Рюйш( Рёйс)  голландская художница ( 1664 -  1750  )  специализировалась на цветочных натюрмортах.Рахель родилась в Гааге в семье известного анатома и ботаника Фредерика Рюйша. Под руководством отца она получает первые уроки рисования и ботаники. Ф. Рюйш, профессор анатомии, располагал в Амстердаме собранием редких экземпляров и аномалий из медицинской практики, которое почти полностью было куплено у него Петром Первым для кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

           Петр I познакомился с Рюйшем в 1697 году во время поездки в Голландию. Царь-плотник стал частым посетителем анатомического театра Рюйша, а в госпитале Св. Петра, где работал доктор, была даже проделана специальная потайная дверь, чтобы избавить Петра от излишнего внимания любопытных. Голландский медик прославился уникальным искусством сохранения анатомических препаратов, а также секретом бальзамирования.

    Семья Рюйш жила в Амстердаме на Цветочном канале , на этой же улице жил известный художник из Делфта, обучавшийся в Италии и специализирующийся на натюрмортах, Виллем ван Алст. Он-то и приметил живописный талант девушки.

       В 1679 году 15-летняя Рашель стала ученицей Алста, а позже к ней присоединилась и младшая сестра Анна Элизабет.
    Алст научил девушек искусству составления букетов в вазе, открыл некоторые секреты, чтобы букет приобретал округлую форму и приобретал реальный, осязаемый эффект.

    В 1693 году Рюйш вышла замуж за художника-портретиста Юриана Пола (1666-1745), приближённого ко двору короля. Кроме того, у Пола был свой кружевной бизнес.
    Рахель родила десять детей, правда, шестеро из них умерли в юном возрасте.

     Художница была хорошей матерью и женой, занималась домом и воспитанием детей, была очень набожной, но при этом никогда не переставала заниматься живописью, в отличие от некоторых своих коллег. Впоследствии, когда муж стал неугоден королевскому двору, Рахель полностью взяла на себя материальное обеспечение семьи.

       Современники называли художницу «работающей матерью» и считали ее жизнь «сенсацией в искусстве». Сама художница утверждала, что она воспитывала детей «одной рукой, поскольку вторая была занята кистью», и считала, что конец XVII – начало XVIII веков было периодом ее самого активного художественного творчества.

         Историки утверждают, что картины Рюйш продавались в несколько раз дороже, чем полотна Рембрандта и очень высоко ценились критиками.
В 1701 году Рашель Рюйш стала членом Братства живописцев Амстердама (Confrerie di Pictura.

       Известно, что наряду с зимними и морскими пейзажами, цветочные натюрморты являлись одним из самых любимых и востребованных жанров семнадцатого века.

          Это было время «устремления к природе», когда в городах в процессе урбанизации разбивали сады, цветники и парки, выращивали цветы дома, поэтому «цветочная тема» была так популярна. Роскошные букеты живых цветов для украшения интерьеров часто оформляли «в стиле Рюйш».

      Историки утверждают, что художница обладала виртуозной техникой в сочетании с очень точным чувством композиции, ее палитра была мягкой и гармоничной, а текстура «живой».

        Рахель Рюйш писала натюрморты почти до самой смерти. Ее последняя известная работа датирована 1747 годом, когда художнице уже исполнилось 83 года. Рюйш прожила 85 лет, из них занималась творчеством более полувека. Установлено, что художница написала более 250 картин.

       До сегодняшнего дня сохранилось более ста картин Рюйш, причем многие из них находятся в частных коллекциях и музеях за пределами Нидерландов.Свою последнюю картину Рахель Рюйш написала в возрасте 83 лет, за два года до смерти. В мировую историю живописи она вошла как автор непревзойденных натюрмортов и одна из самых известных художниц «Золотого века голландской живописи».


 Посмотреть работы художницы можно здесь
http maxpark.com/community/6782/content/1872391