Творящее слово. Из книги Код Апокалипсиса

Виктор Печорин
Следует признать, что природа, по побуждению некоторой силы, приводится в движение; мышление же воспринимает это от нее… и приводит затем к истине
Гиппократ.


Индийские Веды описывают начало сотворения мира следующим образом: 
Поистине вначале это как бы не было ни не-сущим, ни сущим. Вначале это поистине как бы было и как бы не было. Это было лишь мыслью. (Шатапатха – брахмана, Х, 5,3,1)
 «И началось с желания – оно
Было первым семенем мысли».
(Ригведа, X, 129).
 «Эта Глубина некогда вздумала произвести из себя начало всех вещей, - поясняет гностик Валентин, -  и это произведение, которое она вздумала породить, как семя в утробу матери положило в сосуществовашем ей Молчании» (Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I.).
А книга индейцев киче «Пополь Вух» описывает последнюю стадию процесса:
Тогда пришло его слово «…» Стало ясно, что при наступлении зари должен появиться человек…Так было установлено это во мраке и в ночи силой того, кто есть Сердце небес, кто именуется Хуракан».
(Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280).
Технология сотворения согласно Библии:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3).
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт.1:6,7).
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» (Быт.1:9).
Та же технология согласно Корану: «Его приказ, когда Он желает чего-нибудь, - только сказать ему: «Будь!» - и оно бывает» (К. 36:82).
Гораздо более развернуто эту процедуру описывает гностический «Поймандр»:
«Божественный Разум (Логос) устремился вскоре от низших стихий в чистую область сотворенной природы и соединился с Созидающим Умом, ибо они одной природы. И низшие, неразумные стихии оставлены были в состоянии чистой материи. Созидающий Ум, соединенный с Разумом, охватив сферы и быстро вращая их, заключил свои создания в круговращение, предоставив им вращаться от безграничного начала к не имеющему конца пределу. Ибо начинается оно там же, где и завершается. И повелел Разум (Логос): да произведет круговращение низших стихий Природы бессловесных животных, лишенных рассудка <…> И Земля произвела из недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних» (Поймандр, 10-11).

Итак, Бог произносит слово (или выражает желание) – и слово воплощается в соответствующий материальный объект (объекты).
Бог командует «Будь!» - и оно появляется. Является ли это «Будь!» ничем? Очевидно, что нет. Не было бы «Будь!» - ничто бы и не возникло. Это «Будь!», сказанное Богом, и есть необходимое творящее начало всех вещей.
На первый взгляд это кажется каким-то чудом: стоит только произнести слово – и тут же появляется реальный предмет. В нашей жизни, вроде бы, такого не происходит. Даже наоборот, пословица говорит: «Сколько не говори «халва, халва» - во рту слаще не станет».
Однако если вдуматься, не все так однозначно. Да и пословица не совсем права. Психологи знают: если как следует представить себе ту же халву, то слаще все-таки станет. Существуют ведь такие явления, как внушение и самовнушение. Под действием гипноза люди могут зимой пережить знойное лето или в одно мгновение перенестись в другую страну. То есть даже человеку по силам создавать другую реальность. По крайней мере, в своем воображении. Что уж говорить про Бога?
Впрочем, и физическую реальность человек способен изменять. И происходит это примерно по тому же алгоритму, как это делает Бог.
Начинается все с желания, например, с желания построить дом. Неясное поначалу желание становится мыслью, которая более конкретно описывает дом, который решил построить человек. Мысль может быть оформлена в чертеж, представляющий собой подробную модель будущего материального объекта. А потом мысль воплощается в дело - и наполняется реальным материальным содержанием. И вот перед нами уже настоящий дом.
Разница между человеком и Богом тут только в том, что человек вынужден самостоятельно наполнять свою идею материальным содержанием, а за Бога это делают провозглашенные им законы, заставляющие материю принимать форму необходимого объекта.
Впрочем, чрезмерно увлекаться аналогиями не стоит. Аналогии тут нужны скорее с целью описания действий Бога в форме, понятной для человека. А суть этих действий – в другом.
Пожалуй, лучше всего эту суть выражает следующий пассаж из Евангелия от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть».
(Иоан.1:1-3)
Долгое время люди не могли правильно расшифровать эти слова, не могли понять, что означает это загадочное «слово» или, в греческом оригинале, «логос».

Кто-то решил, что под «логосом» тут следует подразумевать Иисуса Галилеянина, которого сначала приняли за иудейского Мессию (по-гречески Христа), а потом и вовсе обожествили. Хотя правильней, наверно, было бы ассоциировать «логос» с «Духом Божьим».
И только сравнительно недавно, с развитием информационных технологий и теории информации, стало понятно истинное значение этого загадочного феномена.
На самом деле «слово», которое было вначале у Бога и посредством которого «все начало быть», - это не что иное, как информация.
Все, что возникло, возникло не из ничего, а из «слова» Бога, то есть из информации.
Еще Эпикуром была высказана догадка о том, что «возникновение [мира] совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия».
Косвенное предположение о связи материи с информацией (в форме «отражения») было высказано В. Лениным: «...Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...» Если это предположение верно, то материя, составляющая мир, Вселенную и нас, несет в себе некую информацию.
Термин «информация» имеет много разных смыслов, из которых в целях этой книги нас будет интересовать только один смысл – физический.
Что такое информация с точки зрения физики?
Начнем со знаменитой формулы Эйнштейна, определяющей связь между веществом и энергией: е = mc2
Зная, что скорость света в вакууме (с) – величина постоянная и составляет 2,99 ; 108 м/с, несложно подсчитать, что для создания 1 килограмма вещества требуется энергия, равная 8,94 ; 1016 Дж.
Американский физик Леон Бриллюэн в своей работе «Научная неопределенность и информация» установил так называемый негэнтропийный принцип информации, согласно которому введение в систему информации уменьшает энтропию системы. Учитывая корреляцию между энтропией, энергией и информацией, можно вычислить, что энергетическая «стоимость» 1 бита информации составляет примерно 10-23 Дж/К. Или, наоборот, для получения энергии, равной 1 Дж/К необходимо ввести в систему 1023 бит информации. Следовательно, введя в систему 8,94 ; 1039 бит информации, можно получить 1 кг вещества. А для образования, скажем, планеты Земля понадобится 5,3 ; 1064 бит информации. Не так уж и много, если вдуматься.
Эти расчеты еще раз подтверждают правильность сведений содержащихся в коде Откровения о том, что материя не появляется ниоткуда, не возникает на пустом месте, из ничего, а образуется за счет преобразования информации сначала в энергию, а потом и в вещество.
Описание этого процесса мы находим в книге законов Ману (в терминологии своего времени, конечно):
«Из самого себя он извлек разум (manas), создающий реальное и нереальное, из разума же - сознание (ahankarа), имеющее способность самосознания и господствующее; кроме того, Великую душу, все творения, одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающие предметы мира. Соединяя малые частицы этих шести, обладающие чрезвычайной энергией, с частицами самого себя, он создал все существа» (Манавадхармашастра, 1:5-9-10).
Очевидно, под «частицами творца», имеющими отношение к разуму и сознанию, здесь следует понимать информацию, произведшую чрезвычайное количество энергии, из которой и возникла материя, создавшая все материальные существа.
Похожую цепочку превращений бестелесного в телесное описывает Чжуан-цзы (369 - 286 до н. э.), в словах которого под «дыханием» следует понимать «движение» или «действие», то есть – энергию: «я стал думать о том, чем она была вначале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием [энергией]. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного Хаоса. Хаос превратился [очевидно, в результате соответствующего решения или Слова] — и она стала Дыханием [энергией]. Дыхание [энергия] превратилось — и стало Телом. Тело превратилось — и она родилась» (Книга Чжуан-цзы).
О духовных энергиях, возникающих из «тончайших [т.е. бесплотных] образов» говорится в Вишнупуране:
«О, Властелин, Вселенная пребывает в твоем образе великого принципа творения, а затем от него происходит мир тончайший; тончайшие образы, (присутствующие) в раздельном (виде) (во всех) существах – (все это ты), тончайший (принцип), называемый внутренним Атманом! Поэтому тот образ, который является высшим назначением всех объектов чувств, определяемых как тончайшие и иные – ведь этот твой образ вне пределов мысли! Слава тебе, высшему Пуруше! О, Атман всего, я славлю ту твою беспредельную вечную энергию – шакти, - она прибежище качеств, она пребывает во всех существах, о Правитель богов!» (Вишнупурана, 19:74-76).
Бог предстает в этих древнейших текстах в виде неисчерпаемого, поистине бездонного источника информации, «сл;ва, которое у Бога и которое есть Бог», способной «превратиться» в столь же неисчерпаемую энергию. Не случайно Бога называют Всеведущим и Всемогущим.
Теперь, зная это, несложно представить себе всю технологию «сотворения мира», например, таким образом, как она описана в гностическом трактате «Поймандр»:
«Святое Слово (Логос) снизошло из Света <…> в Природу, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был легкий, проникновенный и в то же время деятельный [энергия, проявившаяся в появлении вспышки первичного света] <…> Говоря так, он долго глядел мне в глаза, и я трепетал от взора его; и по знаку его увидал я в уме моем Свет и его неисчислимые Силы, порождение бесконечного Космоса и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. Это постиг я из слов Поймандра. И так как я был в изумлении, он прибавил: «Ты созерцаешь в уме своем изначальную форму, предтечу безграничного начала». Так сказал мне Поймандр. «Откуда, - возразил я, - явились стихии Природы?» Он сказал мне: «Из Божественной Воли. Природа же, взяв Слово (Логос) и видя в нем строй и красоту [т.е. упорядоченность системы вследствие введения в нее дополнительной информации – авт.], построила мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками душ <…> Божественный Разум (Логос) устремился вскоре от низших стихий в чистую область сотвореннй природы и соединился с Созидающим Умом, ибо они одной природы. И низшие, неразумные стихии оставлены были в состоянии чистой материи. Созидающий Ум, соединенный с Разумом, охватив сферы и быстро вращая их, заключил свои создания в круговращение, предоставив им вращаться от безграничного начала к не имеющему конца пределу. Ибо начинается оно там же, где и завершается. И повелел Разум (Логос): да произведет круговращение низших стихий Природы бессловесных животных, лишенных рассудка <…> И Земля произвела из недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних» (Поймандр, 5,7-8,10-11).
Бог формирует упорядоченный контент информации большой емкости, которая, согласно диалектическому закону перехода количества в качество, а также благодаря физическим законам, определяющим связь между информацией и энергией, генерирует достаточно большое количество энергии, а та, в свою очередь, формирует частицы, движущиеся со скоростью света. Такими частицами вполне могли быть известные нам фотоны - частицы света. И вот в первоначальной кромешной тьме возникает свет, который, собственно, есть не что иное, как поток фотонов. Как видим, тут все происходит в полном согласии со стихами начальной главы Книги Бытие: «И сказал («Слово» или информация) Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт., 1:3).
Вероятно, внезапное возникновение в пустоте энергии и массы и произвело эффект взрыва - того самого, который известен в науке как «Большой взрыв». Дальнейший сценарий формирования Вселенной физикам и астрономам известен. Возникшая материя стала разлетаться во все стороны, вздуваясь как шар и захватывая все новые области пространства. При этом само пространство, возникшее одновременно с материей, расширялось вместе с ней.
Наука только сравнительно недавно, не ранее второй половины XIX века, пришла к выводу о том, что вещество состоит из молекул, атомов и элементарных частиц. Например, планетарная модель атома была предложена Эрнестом Резерфордом только в 1911 году, да и то потребовала уточнений, внесенных в эту модель Нильсом Бором.
 Между тем, об атомарном строении вещества знали еще Левкипп и Демокрит, жившие в V веке до н.э.
Представитель афинской школы Эпикур (341-270 до н. э.) предпринял попытку вывести из существования атомов все естественные и социальные явления.
Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99-55 до н. э.) в своей знаменитой поэме «О природе вещей» описал модель движения атомов, уподобляя его движению пылинок в солнечном луче в темной комнате. Это по существу одно из первых в истории естественных наук описание молекулярного движения.
В Древней Индии об атомах как мельчайших частицах вещества говорил еще Пакудха Катьяяна, старший современник Будды, живший, следовательно, ранее Демокрита.
Большинство религиозно-философских школ Древней Индии были уверены, что все элементы, кроме эфира, состоят из атомов. Особенно культивировала атомарную теорию школа вайшешика, а джайны, приверженцы учения Вардхаманы Джины, полагали, что все атомы (ану) одинаковы, а различие в свойствах элементов объясняется их различными комбинациями.
Одним из основных понятий древнекитайской натурфилософии было понятие о частицах ци (букв. – воздух, пар, дыхание), понимаемых как материальный субстрат в виде мельчайших, находящихся в постоянном движении частиц, которые то концентрируются, то рассеиваются, определяя тем самым появление и исчезновение всех явлений и вещей многообразной действительности. Сюнь-цзы говорил, что ци свойственно не только всему живому, но и огню и воде. В «Гуань-цзы» ци выступает как причина жизни; близок к этому и взгляд Чжуан-цзы, утверждавшего, что человеческая жизнь происходит от сгущения ци.
Очевидно, знание о природе и строении вещества было известно людям за несколько тысяч лет до того, как экспериментальная наука научилась его исследовать.
Откуда древние могли получить это знание? От инопланетян или от погибшей высокоразвитой земной цивилизации? Возможно, но маловероятно. Судя по всему, источник этих знаний был тот же, из которого мы получили информацию о происхождении Вселенной, из которого ученые черпают свою открытия, а художники и музыканты – вдохновение.
Этот источник знаний – Откровение.