Нечто и ничто. Из книги Код Апокалипсиса

Виктор Печорин
Кто же знает, из чего оно возникло?
Из чего возникло это мирозданье, создал ли
кто его или нет?
Кто видел это на высшем небе,
тот поистине знает. А если не знает?
Ригведа, Х,129, 6-7.

Господь создал всё из ничего, но материал всё время чувствуется.
Поль Валери


Из повседневного опыта нам известно, что для создания любого материального объекта требуется какой-то материал. Без муки не испечешь хлеб, без кожи не пошьешь башмаков, без заварки не приготовишь чай.
А вот материальная Вселенная, которая, на минуточку, тоже является материальным объектом, - возникла просто так, из ничего?
Во всяком случае, так утверждают материалисты.
«Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего, – заявил, например, «последний гуру материализма» Стивен Хокинг . - Самопроизвольное создание — причина того, почему существует Вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы «зажечь» огонь и заставить Вселенную работать».
Вообще-то, если вернуться лет этак на 60 назад, в научной среде считалось хорошим тоном вообще игнорировать вопрос о том, из чего возникла Вселенная. Как мы уже говорили выше, до середины ХХ века в науке бытовало представление о вечной, несотворенной и стационарной Вселенной. При этом ученые-материалисты потешались над библейским рассказом о сотворении мира, заявляя, что очень глупо верить в такое чудо, будто Бог сотворил мир из ничего. И вообще, глубокомысленно иронизировали они, если Вселенная существовала всегда, то есть не возникла, - есть ли смысл задаваться вопросом, из чего она возникла?
Однако времена менялись и человеческие познания возрастали.
Настало время, когда под натиском фактов представление о стационарной Вселенной рухнуло. Даже самым ортодоксальным материалистам пришлось признать, что материальная Вселенная все-таки имела начало, а до того ни Вселенной, ни, соответственно, составляющей ее материи, ни физических законов, управляющих этой материей, не было.
Можно представить себе, с каким раздражением Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» писал: «по мере того как множились экспериментальные и теоретические результаты, становилось все более ясно, что у Вселенной должно быть начало во времени». Хотя не преминул все-таки сделать «хорошее лицо при плохой игре», добавив: «Наконец в 1970 г. мы с Пенроузом доказали это, исходя из общей теории относительности Эйнштейна».
Заметьте: оказывается, это Хокинг с Пенроузом «доказали» начало Вселенной в 1970 году, а не Гамов еще в 1948 году, и не Библия – за три с половиной тысячи лет до этого!
Когда скрыть факт наличия у Вселенной начала стало уже невозможно, вопрос о том, из чего же появилась эта Вселенная, вновь стал актуален. И на него необходимо было дать ответ.
И тут материалисты попали в очень незавидное положение. Ведь материалистическая догма категорически отрицает существование чего бы то ни было, кроме одной только материи. А если до Большого взрыва, материи не было, значит, по их логике, не было ничего.
Поскольку материя все-таки появилась (что является очевидным фактом), - значит, она появилась из ничего?
Академик Яков Зельдович в статье «Возможно ли образование Вселенной «из ничего»?» (1987) попытался нащупать пути к теоретическому обоснованию этого неожиданного и странного (с научной точки зрения) тезиса.
Академик бывшей академии наук Эстонской ССР Г. И. Наан, уже вполне уверенно утверждал: «мыслима такая космологическая схема, в которой Вселенная не только логически, но и физически возникает из ничто, причем при строгом соблюдении всех законов сохранения. Ничто (вакуум) выступает в качестве основной субстанции, первоосновы бытия».
В «разоблачительной» книге «Высший замысел» (The Grand Design, 2010) Стивен Хокинг попытался подменить Бога-Творца неподтверждаемой материалистической гипотезой «многомерных суперструн» (или «М-теорией»), которая, по его словам, «предсказывает существование огромного множества вселенных, созданных буквально из ничего. Их сотворение не требовало вмешательства какого-либо сверхъестественного существа или Бога. Наоборот, это множество вселенных возникает естественно из физических законов».
Примерно то же заявил американский астрофизик Лоуренс Краусс в своей книге с характерным названием «Вселенная из ничего» (A Universe from Nothing, 2012): «Можно представить одну особенную вселенную, которая может спонтанно появиться и [при этом] не исчезнуть почти мгновенно. […] вселенная могла, и, возможно, появилась из более глубокого ничто – включая отсутствие самого пространства».
Получается, что теперь уже материалисты вынуждены были давать тот же самый ответ, признать то же самое чудо, над которым они совсем недавно потешались и насмехались! Как говорит грубоватая народная мудрость, «не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Понятное дело, ученым мужам материалистической ориентации очень не хотелось признавать, что они сами себя посадили в лужу.
С другой стороны, ничего другого предложить они не могут.
Единственный выход, который они нашли, чтобы «сохранить лицо» - это заявить, что не знают, что было до Большого взрыва. Что знать этого в принципе невозможно, потому что все суждения и выводы можно делать только на основании физических законов, а сами эти законы вступили в силу только после Большого взрыва.
И тут они наступили на другие грабли, которые сами же заботливо подставили, - не для себя, конечно, а для своих оппонентов. Вот, например, незабвенный Емельян Ярославский в 1922 году глумливо вопрошал:
«Откуда же стало известно, какой была земля до ее устройства? Кто видел, как дух божий носился над миром до сотворения самого мира? Кто слышал эти первые слова бога Элогима? Не ясно ли, что и первые слова Бога и вся эта история сочинены, придуманы?»
А теперь те же материалисты, задававшие в начале ХХ века эти «риторические» вопросы, в конце того же столетия оказались вынуждены сами на них отвечать.
И пришлось признать, что ответить на них им нечего.
Фактически материалистическая наука официально расписалась в своей несостоятельности во всех вопросах, касающихся того, что было ДО возникновения материальной Вселенной. Иными словами, она сама определила границу своей компетентности.
Ну а что еще ей оставалось?
Тот же неугомонный атеист С. Хокинг в четырех (!) местах своей «Краткой истории времени» позволил себе пнуть А. Эйнштейна, автора Общей теории относительности, за то, что его теория «не позволяет вычислить, как возникла Вселенная, потому что в сингулярной точке большого взрыва все известные нам законы природы должны нарушаться… Следовательно, пространство ; время должно иметь границу – начало в точке большого взрыва».
(Хокинг C. Краткая история времени. От Большого взрыва до черных дыр).

Итак, констатирует индийский ученый Джайант Вишну Нарликар, «в эпоху, которую мы можем обозначить как t=0, Вселенная врывается в существование… Эпоха t=0 принята за событие «сотворения». Прежде этого Вселенной не было, не было физических законов. Все внезапно появилось в момент t=0».
Кстати, сведения о точке сингулярности не являются открытием Эйнштейна и тем более Хокинга. Об этой точке было известно еще авторам индийских Вед. Например, согласно тантристской традиции, Вселенная в момент, предшествующий ее появлению, пребывала в точке, не имеющей величины - «бинду Шивы». А Шатапатха-брахмана уточняет, что в этой точке «еще не было времени». Что в точности подтверждается приведенными выше высказываниями ученых.
Если материалистическая наука расписалась в своей неспособности ответить на вопрос из чего же возникла Вселенная, может быть код Откровения может дать ответ?

Да, может.
И он дает этот ответ.
Прежде всего, согласно коду Откровения, ничто не возникает из ничего.
Это одна из истин, содержащихся в Откровении.
А поскольку код Откровения, как мы теперь понимаем, был открыт людям и постоянно воспроизводился в их сознании на протяжении всей истории человечества, эта истина должна была быть известна уже в древние времена, за тысячи лет до появления нынешней науки.
Собственно, так оно и было.
Уже в фундаментальном труде римского философа Тита Лукреция Кара «De rerum natura» , написанном более двух тысяч лет назад, мы встречаем высказывание , впоследствии выраженное в лаконичной формуле EX NIHILO NIHIL FIT – «из ничего не выходит ничего».
Аналогичная мысль содержится в словах Бхагавадгиты:
«То, что есть, никогда не исчезнет;
Из ничего – ничто не возникнет» (Б.2:26)
В мире, управляемом космическим законом, случайностей или чудес не бывает. Всякое чудо есть не что иное, как еще непознанная закономерность.
Стало быть, согласно коду Откровения, материя возникла не из ничего, а из чего-то. То есть было нечто, предшествующее появлению материи. Нечто, отличное от материи, то есть – нематериальное.
Если бы материалисты признали существование чего-то, что не является материей, им бы не пришлось выбирать из двух «зол»: либо заявить, что материя появилась из ничего, либо признать свою некомпетентность в этом вопросе. Правда, тогда они перестали бы быть материалистами… Впрочем, предоставим им самим выбираться из этого тупика.
И обратимся непосредственно к текстам откровений.
И тут нас сразу ждет открытие.
Оказывается, вопреки насмешкам материалистов позапрошлого века, тексты откровений никогда и не заявляли о происхождении мира из ничего!
Это выдумка самих материалистов, опирающаяся на примитивные представления некоторых верующих, падких до так называемых «чудес».
В скобках заметим, что в ходе нашего исследования нам не раз еще придется столкнуться с ситуацией, когда представления материалистов-атеистов смыкаются с самыми отсталыми представлениями религиозных обскурантов.

Прежде чем мы откроем тексты откровений, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство.
Согласитесь, уважаемый читатель, что нам с вами, существам материальным, трудно не то что судить, но даже представить себе события и явления, происходящие в ином, нематериальном мире. У нас пока еще не выработался для этого соответствующий понятийный аппарат, отсутствуют соответствующие языковые средства. Поэтому мы вынуждены «переводить» язык иного мира на наш, человеческий, материально-образный язык, используя более или менее подходящие аналогии из нашей материальной действительности.
Учитывая эти трудности, наши первобытные предки, получив информацию, содержащуюся в коде Откровения, вынуждены были объяснять эту информацию своим соплеменникам в доступной им терминологии.
Например, как можно было адекватно передать понятие «нематериального мира» в те времена, когда понятие материального-то мира еще не сформировалось, да и сам термин «мир» в нашем его понимании отсутствовал? Для первобытных людей «миром» было обжитое ими пространство, а понятие «нематериального» было слишком абстрактным для еще недостаточно развитого сознания. В силу этих причин понятие «нематериального мира» в древнейших текстах откровений передавалось понятием некой недифференцированной первичной среды, в которой действует «дух» или «божество». А в качестве причины возникновения мира выступало соответствующее волеизъявление этого «духа» или «бога».
В результате этого «перевода» нематериальных явлений на человеческий язык появились многочисленные сказания о происхождении мира, существовавшие у всех без исключения народов. Все эти сказания начинаются с описания некой «первичной среды», существенно отличающейся от привычного нам мира, и сообщают о решении божества сотворить мир. В такой форме сказания донесли до нас информацию о том, что Вселенная возникла не из ничего, что ее возникновению предшествовало существование некоего трудноописуемого в материальных терминах иного модуса бытия, в котором и была заключена причина возникновения мира.
Знакомясь с древнейшими текстами, насчитывающими две, три, а то и четыре тысячи лет, следует снисходительно относиться к попыткам наших далеких предшественников несовершенным человеческим языком передать описание совершенно иной, нефизической реальности. Не надо над ними насмехаться. Посмотрите, как путано и неуклюже даже сегодня ученые мужи объясняют «неудобные» вопросы насчет хорошо, вроде бы, знакомой физической реальности – и желание насмехаться над предками сразу пропадет.

А теперь откроем древние священные тексты – с благоговением к их древности и уважением к их авторам.
Что же говорят они о том, из чего возникла Вселенная, и что послужило началом ее сотворения?
Согласно древнеегипетской Гелиопольской космогонии возникновению мира предшествовала не пустота и не ничто, а некий иной мир, описываемый как предмирный океан Нун, из которого вышел бог Атум (предположительно его имя означает «Совершенный»), который и сотворил мир в его нынешнем виде.
Другая египетская космогония, Фиванская, также повествует о первичном «океане» - хаосе, в котором в цветке лотоса появился бог Амон-Ра (аналог гелиопольского Атума), принявший решение создать мир:
«Амон-Ра, сотворивший небо для духа своего,
Чтобы озарить обе земли, -
Диск его на небе вечно;
Амон-Ра, создавший преисподнюю,
Чтобы скрыть свое тело, -
В нее не проникнут ни боги, ни люди из страха перед ним;
Амон-Ра, творец Вселенной,
- не было никого рядом с ним,
Когда он появился в хаосе в цветке лотоса»
(Фиванский гимн Амону-Ра. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 83).
Похожую картину развертывает перед нами вавилонская поэма о сотворении мира XIV в. до н.э. «Энума элиш» (названная по первым ее строкам - «Когда вверху…»):
«Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Тростниковых зарослей видно не было.
Когда из богов никого еще не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено.
Тогда в недрах зародились боги…»
Энума элиш, табл. 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 90-91.
Здесь мы тоже видим некий первобытный мир, описываемый как текучая водная среда, в котором действуют богиня-праматерь Тиамат (богиня соленых вод) и бог Апсу (божество пресных вод). Первоначально пресные и соленые воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но вот божества решили перемешать соленые и пресные воды, и от их смешения на свет появились боги, благодаря которым и возник физический мир.
В книге о происхождении мира древнего финикийского автора Санхунйатона, дошедшей до нас в переводе Филона Библского  (I в. н.э.), фрагменты трудов которого приведены в сочинении Евсевия Кесарийского «Приуготовление к евангелию» (IV в.), говорится о неких несозданных первичных бесконечно существовавших началах Духа (очевидно, нематериальных, хотя и представленных в этом тексте в материальной терминологии) и о возникновении у Духа желания создать мир:

«Началом всего был Воздух (;;;), темный и подобный ветру, или дуновение мрачного воздуха, и мутный мрачный Хаос; они были безграничны, и в продолжение многих веков не имели конца. Когда же Дух полюбил свои собственные начала и произошло смешение, это соединение получило название Желания (;;;;;). Таково начало устроения всего» 

Весьма похожее, хотя и более подробное описание причины возникновения мира приводит гностик II века Валентин, учение которого ортодоксальной церковью было признано ересью, а отрывки из его книг дошли до нас исключительно благодаря обильному цитированию их в книге Иринея Лионского «Против ересей»:

«Они [валентиниане, последователи учения Валентина] говорят, что в невидимых и неименуемых высотах сперва существовал какой-то совершенный Эон, которого называют Первоначалом, Первоотцем и Глубиною. Он – необъятный и невидимый, вечный и безначальный, существовал бесчисленные века времен в величайшей тишине и спокойствии. Ему соприсуща была мысль, которую называют также Благодатью и молчанием. Эта Глубина некогда вздумала произвести из себя начало всех вещей, и это произведение, которое она вздумала породить, как семя в утробу матери положило в сосуществовашем ей Молчании» (Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 146-147).
Симптоматично, что в последних двух фрагментах описание «иной реальности», предшествовавшей возникновению физического мира, постепенно утрачивает материальные черты – в первом фрагменте это уже не водная среда, а воздух, а во втором еще более бесплотные «невидимые и неименуемые высоты», что более соответствует нынешним представлениям о нематериальном мире. Это свидетельствует о развитии человеческих представлений о нематериальной реальности и появлении новых языковых возможностей для более адекватного ее описания.

Если мы теперь обратимся к другой традиции, индийской, и к еще более древним временам, то увидим там то же самое Откровение, выраженное в тех же понятиях:

Вначале тьма была сокрыта тьмою,
Все это неразличимо, текуче.
От великого тапаса зародилось Единое,
Покрытое пустотою.
И началось с желания – оно
Было первым семенем мысли.
(Ригведа, X, 129. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 187).
 
Пожалуй, наиболее точное описание иного мира приводит Манавадхармашастра, где говорится о предшественнике еще не возникшего физического мира как о «мире неведомом, неопределенном, недоступном для разума, непознаваемом, как бы совершенно погруженном в сон».
А теперь переместимся на другой континент, о существовании которого европейцы узнали только в самом конце XV века благодаря открытию Христофора Колумба, и который стали называть Новым светом. Здесь в середине XIX века была обнаружена рукопись на языке индейцев киче, потомков майя, под названием «Пополь Вух». Текст книги вместе с переводом был опубликован в 1861 году Ш.Э. Брассером де Бурбур. Если мы откроем эту книгу, то увидим в первой же главе ту же самую причину возникновения мира, о которой говорилось в книгах откровения Старого света:
«Это рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство было пусто «…» В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание […] Вот в таком виде существовало небо, и там находилось Сердце небес – таково имя бога и так он назывался.
Тогда пришло его слово […]
Стало ясно, что при наступлении зари должен появиться человек…Так было установлено это во мраке и в ночи силой того, кто есть Сердце небес, кто именуется Хуракан».
(Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280).
И, в заключение, фрагмент из начальной главы Библии:
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1.2).
Как видим, все древние тексты, несмотря на то, что они были записаны в разные времена, на разных языках и в удаленных друг от друга углах земли, дают нам совершенно идентичную картину возникновения материальной вселенной Вселенной не из ничего, а из предшествующей ей нематериальной среды, в которой действует некий нематериальный же творческий агент – Бог или Дух, принимающий решение о сотворении мира.
Как видим, Код Откровения вполне однозначно утверждает: Ex nihilo nihil est - «Из ничего не возникает ничего». В этих словах заключен один из основополагающих принципов настоящей науки.