Д. Г. Лоуренс - Дайте ей образ

Виктор Постников
Английский поэт, новеллист и эссеист Д.Г. Лоуренс писал много—и вызывающе—о сексе и супружеских отношениях. (В 1915 г, после публикации рассказа "Радуга", он находился под судебным преследованием британских властей.) В эссе "Дайте ей образ," впервые опубликованном в 1929 г, он доказывает, что современный мужчина "глуп", потому что не способен принять женщину как  "реальное человеческое существо."  Заметьте, Лоуренс сначала дает классификацию  женщин, а затем ее развенчивает. – Ред.

1 Самая большая проблема с женщинами в том, что они всегда должны приспосабливаться к мужским представлениям о женщинах. Если женщина остается  внешне спокойной,  это происходит, потому что она действует так, как хочет ее мужчина. Если женщина истерична, это потому что она не знает, как себя вести, какому образцу следовать, и как она должна соответствовать образу, нарисованному для нее мужчиной.

2 Но, конечно, сколько мужчин в мире, столько же и мужских теорий о том, какой должна быть женщина.
В основе своей теории мужчины гоняются за типом, а не за реальным человеком, или за «идеальной» женщиной.  Хитрые римляне произвели на свет теорию идеальной матери семейства, которая хорошо подходила под римскую страсть собственности. “Жена Цезаря должна быть выше подозрений.”  Поэтому жена Цезаря покорно выполняла свою роль, независимо от того, насколько низко падал сам Цезарь.  Позже, такой джентльмен, как Нерон, произвел “быструю” теорию женщин, и женщины стали для всех достаточно «быстрыми». Данте привнес непорочную и неприкосновенную Беатриче, и непорочная и неприкосновенная Беатриче важно маршировала на протяжении веков.  С Возрождением пришла образованная женщина, и образованная женщина начала тихо шуметь в стихах и прозе. Дикенс изобрел женщину-ребенка, и с тех пор мы видим массу женщин-детей. Он также выдумал свою версию непорочной Беатриче,  непорочную, но вполне пригодную для брака Агнес. {Мать Оливера Твиста - ВП]

Джордж Элиот повторил этот образ, и он утвердился. Благородная женщина, чистая супруга, преданная мать заняли все видимое пространство и описаны до дыр.  Наши бедные матери были из этого разряда.  Поэтому мы, пацаны, немного побаивались своих благородных матерей, которым хотелось возвратиться к другому разряду женщин. Поэтому молодые люди на самом деле боятся настоящей женщины.  Она очень непредсказуема. Она неопрятна, как Дора Дэвида [Копперфильда].  Нет, пусть она будет маленьким послушным мальчиком,  так безопасней.  Такой она и остается по сей день.

3 Есть, конечно, и другие типы. Удачливые мужчины производят идеал удачливой женщины. Бизнесмены производят идеал способной секретарши. Теперь у нас есть все типы. Вы даже можете придумать мужской тип достоинства  (чтобы это загадочное свойство ни означало) у женщин.  Если хотите.

4 Существует также вечный тайный идеал для  мужчины - проститутка.  Много женщин подстраиваются под этот идеал:  просто потому, что так хотят мужчины.

5 И потому судьба не улыбается бедной женщине.  И дело не в том, что у нее нет мозгов — они у нее есть.  У нее есть все, что есть у мужчины. Единственное отличие в том, что ей нужен образ. Дайте мне образ! – просит женщина.  Если конечно, она уже не выбрала свой образ в юности. Тогда она будет утверждать, что она абсолютно сама собой, и что мужские представления о женщинах ее не волнуют.

6  Но главная трагедия не в том, что женщины ищут или должны искать для себя некоего образа.  Трагедия даже не в том, что мужчины дают им  чуждые образы -  женщины-ребенка, девочек с лицами маленьких мальчиков, совершенных секретарш, благородных дам, жертвующих собой матерей, непорочных женщин, воспитывающих детей в строгих правилах, проституток, которые желают опуститься еще ниже, чтобы нравиться мужчинам. Эти образы извращают природную полноту человеческого существа. Мужчина хочет принимать женщину как равную себе, как мужчину в юбке, как ангела, как дьявола, как милую мордашку, как машину, как инструмент, как грудь, как материнское лоно, как пару ног, как служанку, как энциклопедию, как идеал или бесстыдство; единственно, что он не принимает, это человеческое существо, реальное человеческое существо женского пола.

7 И конечно женщины любят подстраиваться под эти странные образы, роковые образы,  и чем таинственнее, тем лучше.  Что может быть таинственнее современного образа девушки, похожей на Итоновского мальчика с комплекцией  цветочка?  Это действительно странно.  И женщины подстраиваются под эту странность.  Что может быть отвратительнее в девушке образа маленького мальчика? Но девушки  жадно примеряют его на себя.

8 Но даже не в этом корень трагедии.  Абсурдность, и часто, как в деле Данте-Беатриче, бесчеловечный ужас образа — бедной Беатриче пришлось всю жизнь быть непорочной и неприкосновенной согласно придуманному ей образу, хотя в это же время  у Данте была удобная жена и дети;  даже не это самое страшное.  Самое страшное -  как только женщина действительно начнет жить по навязанному ей образцу, мужчина разлюбит ее.  Среди мальчиков существует недолюбливание  девочек, напускающих на себя образ Итоновских мальчиков.  Конечно, она выглядит чудесно на публике, она классная.  Но те же самые мальчики, которые произвели для нее это образ,  втайне ненавидят ее и в сердцах презирают.

9 Когда дело доходит до брака,  образ разрушается в пух и прах. Мальчик женится на девочке Иноновского типа, и сразу же начинает ее ненавидеть. Мгновенно его ум начинает истерически играть с другими типами, благородной Агнес, непорочной Беатриче, цепляющейся Дорой и огненными filles de joie. Он попадает в дикий водоворот. Какой бы образ ни примеряла бедная женщина, он хочет другой. И такой сегодня брак.

10 Современная женщина, однако, не глупа.  Глуп современный мужчина.  Мне кажется это главный вывод.  Современный мужчина глуп, а современный молодой человек глуп вдвойне. Он запутался в женщинах, которые создали для него мужчины. Потому что он не знает, какой он хочет, чтобы она была.  Мы увидим, как быстро и яростно происходит смена образа женщины, потому что молодые мужчины истерически не знают, чего хотят.  Два года женщины могут ходить к кринолиновых платьях —такой был ваш образ!— или украшать себя бисером как голые негритянки в Африке — или одеваться в доспехи, или форму королевских наездниц. Они могут быть всякими.  Поэтому молодые люди потеряли голову; они не знают, чего хотят.

11 Женщины не глупы,  т.к.  подстраиваются под тот или иной образ. Они знают, что мужчины глупы. На самом деле, они не очень уважают свой образ. И все же, они должны быть в нем или не смогут просто существовать.

12 Женщины не глупы.  У них есть своя логика,  даже если она не похожа на мужскую.  У женщин логика эмоций, у мужчин логика разума.  Две логики комплементарны и чаще всего находятся в оппозиции. Но женская логика эмоций не менее реальна и неумолима, чем мужская логика разума. Просто она работает по-другому.

13 И женщина никогда ее не оставляет. Она может многие годы подстраиваться под мужской образ. Но в конце, странная и ужасная логика эмоций начнет разбивать этот образ, если он эмоционально ее не удовлетворяет.  В этом частичное объяснение поразительных перемен, происходящих в женщинах.  Годами они могут выполнять роль непорочных Беатриче или женщин-детей.  Затем – бац!  Непорочная Беатриче становится своей противоположностью, а женщина–ребенок – рычащей львицей!  Образ не удовлетворил женщину эмоционально.

14 В то же время, мужчины глупы. Они руководствуются логикой разума  или, по крайней мере, так принято считать.  Затем они поступают совершенно безмозгло.  Они годами воспитывают тип женщины-подростка. Затем, женившись на ней, они захотят чего-то еще.

 Берегитесь, женщины, обожающих вас молодых людей!  В момент, когда они добьются вас, они захотят совершенно другого. Как только они женятся на женщине-подростке, они захотят благородную Агнес, чистую и величественную, или вечную мать с необъятной грудью для утешения, или совершенную бизнес-женщину, или яркую проститутку на черной шелковой простыне: или, идиотичнее всего, комбинацию всех перечисленных сразу. И это логика разума!  Когда речь идет о женщинах, современные мужчины просто идиоты.  Они не знают, чего хотят,  и не хотят того, что есть. Они хотят кремовый торт вместе с ветчиной с яйцами, и кашу тоже.  Они идиоты.  Если бы только женщины не подыгрывали им!

15 Реальность жизни такова, что женщина должна подыгрывать своему образу. И она отдаст лучшее тому, который даст ей удовлетворительный образ. Но сегодня с готовым набором изношенных идиотских образов,  женщина может дать мужчине только изношенные чувства.  Что может дать женщина мужчине, который захотел милую мальчишескую мордашку? Что она может дать ему кроме идиотских слюней?  И потому что женщины неглупы, их не просто обмануть:  однажды она сильно укусит его, после чего он закричит  и позовет мамочку! — и сменит образ.

16 Мужчины идиоты.  Если они хотят получить что-либо от женщин,  пусть сменят свое представление о женщинах,  и прекратят навязывать им свои идиотские образы.
 
1929

http://grammar.about.com/od/classicessays/a/patterndhl.htm


[Комментарий ВП. Гений Лоуренса инстинктивно угадал архетипы женщин, впоследствии изученные более глубоко Юнгом. (Лоуренс интересовался и знал работы Юнга).  По Юнгу, существуют четыре основных психотипа (архетипа) человека.  Для женщин это: 1) Царица ("правительница"), 2) Великая мать ("наседка"), 3) Женщина-воин ("амазонка"), 4) Ведьма ("шлюха"). В реальности в одном человеке могут уживаться несколько психотипов.  Лоуренс говорит об "образах", которые навязываются женщинам мужчинами.  Если этот навязанный образ не совпадает с ее главным психотипом, возникает невроз: рано или поздно женщина возвращается к своему естественному типу.  Идеальная женщина должна совмещать в себе все четыре психотипа. Но... есть ли идеальные женщины? ]