Уроки английского

Станислав Климов
Середина семидесятых. В моде зарубежные эстрадные ансамбли и начинающие отечественные. В народе настоящий бум изучения английского языка. Не исключение и моя старшая сестра, которая хорошо успевает по всем предметам, правда, закончив уже восьмой класс. Она студентка строительного техникума. Приезжает на выходные, включает каких-нибудь «Эрапшн» или «Смоки» и спокойно, под их музыку и мурлыкание на английском, напевает мелодичные песни на русском. Я не отстаю и машинально запоминаю её переводы. Как тут их не запомнить, если она по сто раз ставит одну и ту же песню на грампластинке из рентгеновского снимка, записывает слова в тетрадочку, а потом…

…Короче говоря, доставала она меня, доставала и в результате все песни, переводы которых знает она, знал и я. Ведал бы я тогда, от злости закрывающий подушкой уши, как мне пригодится это в жизни. Да где там! Шестой класс, на фига мне это нужно!..

- Дети! В вашем классе за четверть всего одна пятёрка по английскому языку! – Алевтина Павловна Дмитрикова, учитель языка и интересный постановщик уроков зачитывает оценки в нашей группе за первую четверть восьмого класса. – И эта пятёрка у Климова…

Дело в том, что с пятого класса изучая языки, нас, по желанию родителей и учеников, разделили на группы – английскую и немецкую. Вот я и изучаю язык уже четвёртый год, причём, похоже, не безуспешно. Спасибо Свете! Правда, эта искренняя благодарность моей любимой сестрёнке будет гораздо позже, когда мои мозги встанут на место после второго курса речного училища, и я получу в диплом «отлично» по английскому языку, а Света....

Четверть закончилась благополучно. На дворе жёлто-красная осень, со своими прохладными северными ветрами и шуршанием листвы по аллеям и паркам посёлка. Получили оценки в дневники, можно и погулять с Олей. Мы дружим и ходим за ручку уже несколько месяцев, определившись в своём юном выборе еще в конце седьмого класса. Мало пока, кто об этом знает. Только близкие подружки – Наташка из нашего класса и Танюха, её соседка по подъезду. Сегодня я хочу погулять с Олей около школы, пошуршать пожухлой опавшей красотой, гонимой ветром. Пособирать с ней букетики из кленовых и тополиных листочков, из рябиновых и берёзовых веточек. Мы любим так тихонько ходить в тени аллей вокруг пришкольного участка и разговаривать, строя юношеские планы на будущее...

- Привет, заходи, - Оля открывает мне дверь и зовёт в прихожую.
- Привет, - переступаю порог.
- Давай чуть позже пойдём погуляем?
- Хорошо. А что случилось?
- Ты можешь помочь Серёжке английский сделать. Я же в немецкой группе и ничего не знаю, а ты на пятёрку закончил четверть.
- Наташка уже проболталась? – поинтересовался я, снимая куртку и кроссовки.
Мне так не хочется с её младшим братом, балбесом, кстати, заниматься, но, куда же теперь деваться. Раз уж пришёл, помогу. Он не сильно-то проявляет желание учиться, этот пятиклассник, особенно по иностранному языку. Пришлось помочь ему сделать задание на каникулы, что бы ему, хотя, бы тройку за первую четверть вывели. А учительница в его классе та же самая, что и у нас…

Благополучно и стремительно пролетели короткие осенние каникулы, в которых кроме подтягивания Олиного брата произошло ещё одно интересное и, можно сказать, знаковое событие для меня. Но о нём в следующем рассказе. А сегодня…

- Началась вторая четверть, на раскачку времени меньше, чем первого сентября. Всем, кто хочет в конце восьмого класса иметь хороший аттестат на поступление в техникумы и училища, прошу не лениться, а начинать заниматься, - Наталья Георгиевна, наш классный руководитель буднично начала первый урок истории.
Полилась рутинная учёба, занимающая много жизненного пространства. Оставляя совсем мало времени для вечернего отдыха и прогулок. Ночи удлиняются и темнее чёрного становятся. Дни коротенькие и неуютные, с дождями и холодными ветрами. По вечерам все аллеи и дорожки освещаются светом из прилегающих многоэтажек и фонарных столбов, нависающих над тротуарами. Только это и придаёт желание зайти за любимой девчонкой домой и пригласить немного развеяться и отдохнуть от домашних забот и школьного задания. Быстро пролетит восьмой класс, и кто знает, где мы будем следующей осенью…

- Стас, - ко мне на уроке английского языка наклонилась Алевтина Павловна и заговорщицки шепчет на ухо, - ты же дружишь с Олей Малышевой?
- Откуда вы знаете? – хотел, вскочив со стула, вспылить я.
Алевтина Павловна спокойно кладёт мне свою тёплую морщинистую ладонь на плечо и усадив на место:
- Я знаю, не кричи. Знаю, что дружишь и вы гуляете по вечерам. Так у меня к тебе просьба. Позанимайся до конца своего восьмого класса с её братом. Он вообще ничего не понимает и у него может до выпуска из школы быть по языку только двойка, - она так тепло, по-матерински, заглянула ко мне в глаза, что я не смог отказать.
- Хорошо, - только и ответил, присев на свой стул.
- Вот и замечательно. А у тебя будет твердая пятёрка. Хотя, ты её и без моей помощи заработаешь. Ты у сестры своей учишься языку, я знаю, а Света ваша молодец, - вконец огорошила меня учительница, всё знает.

Вот, что значит, школа большая, а всего один специалист, у которого мы все учимся или учились. Дела! Всё тайное рано или поздно становится явным. Алевтина Павловна ещё и классный руководитель у Серёжки…

- Привет, - Оля с улыбкой на лице и уже одетая в куртку и кроссовки стоит на пороге, ожидая меня, - пошли.
- Нет, - без улыбки я отвечаю своей любимой, - с сегодняшнего вечера мы гулять будем ходить только после урока английского с Серёгой, - я шагнул через порог и стал раздеваться.
Оля только хлопает в недоумении своими большими карими глазами. Через несколько минут, видимо, поняв происходящее, раздевается и идёт за мной в комнату брата. А тот, за закрытой дверью, делая вид, что учит уроки, рисует танчики и войнушки в ученических тетрадях. И никому в большой семье нет дела до того, чем занимается их сын, брат и внук. Вот, теперь дело есть мне и что бы спокойно вечером гулять с его старшей сестрой, становлюсь учителем английского языка у пятиклассника…

Не поздоровилось от меня бедному школьнику. Я не в классе, где их много, а индивидуально работается лучше и продуктивнее, тем более он сам заинтересован, что бы я быстрее ушёл гулять с Олей, и отстал, хотя бы, на вечер. Ну и пусть, зато мы через полчаса уходим с чистой совестью гулять. Мы учим домашние задания, которые учительница задаёт ему в дневнике и дублирует после каждого урока мне на листочке. Мало сказать, что я почти каждый вечер скорее хочу отделаться от Серёжки, но с пользой для всех, так я его вытащил на твёрдую тройку к концу третьей четверти. Чего ему вполне хватило и после восьмого класса…

Так я, будучи сам школьником, побывал в шкуре учителя, извлекая и для себя приятные моменты. Всё это время учёбы с младшим братом, Оля находилась рядом со мной. А чего мне ещё надо?!.

Алевтина Павловна была мне благодарна по окончании учебного года. На одного двоечника в отчётах меньше. А я и из училища приезжая в увольнение и, приходя к моей любимой девушке, занимался с Серёжкой. У нас в речном хорошая практика английского языка. Специальная для моряков. По окончании четырёх семестров английского языка я получил твёрдое «отлично» в диплом.

Я с улыбкой на лице вспоминаю те уроки английского с братом моей будущей супруги. С теплом и благодарностью вспоминаю свою старшую сестру и понимаю, что это не так уж и плохо, быть младшим у умной сестры. Вот в пример и моя Оля. Моя Оля…

А кто проболтался о нашей дружбе с Олей, я так и не узнал. Никто не сказал мне о том секрете. Ну и ладно…

Что-то нас ждёт впереди…

05 июля 2016 года