Василий

Елена Исаева 2
Василий.
Василий  Н. приходился дальним родственником  Елизару И. и также раньше  считался зажиточным казаком. Он и раньше сватался к Варваре. Ему давно приглянулась работящая, миловидная девушка. Да и характер был у неё мягкий, покладистый. Да только отказал тогда Василию Елизар из-за десяти лет разницы. А теперь то, что старше Василий на десять лет Варвары казались очень полезным в судьбе дочери. Василий был среднего роста, худощав и жилист, с чёрными, как смоль волосами. Выделялись глаза на смуглом лице. Они менялись в зависимости от его настроения-от светло-серых до тёмно-синих. Люди уважали его, считая честным и порядочным человеком, что он и оправдывал. По характеру был немного замкнут, говорил мало и по существу, всегда помогал другим, но делал это просто и обыденно, от души. Отношения между молодыми были натянутые. Василий жену не торопил, приручал к себе постепенно. Семья Василия была маленькой. Жили с отцом. Мать его умерла от непонятной болезни. Вечером легла спать, а утром просто не проснулась. Женщина была тихая и никогда не жаловалась на плохое здоровье. Жила тихо и умерла тихо. Но дом как-то сразу осиротел и отсутствие женских рук было заметно везде. У Василия были сёстры и братья, но умерли в младенчестве. Так и жили мужчины сами и вели нехитрое хозяйство. От некогда большого и крепкого двора осталась одна лошадь. Свёкру пришлась по душе невестка. Да и Варваре было проще общаться с ним, чем с мужем. Молчаливого супруга она побаивалась. А в станице всё чаще и чаще стали забирать мужчин. Их увозили в ночь и домой уже редко кто возвращался. Василий на лошади нанимался в работники  и порой уходил в дальние станицы на 2-3 дня. Однажды вернувшись,  Василий застал забившуюся в угол жену, разграбленную хату с разбитой печью и выбитыми окнами. Пришли ночью, подняли сонных людей и железными прутьями с крюками крушили всё. Отца Василия забрали. Василию повезло, что был далеко от дома. Потом  станичники рассказали, что это были красные. И когда отряд ехал через лес, на него напали белые. Командира и кого помладше званием,  зарубили шашками сразу, остальным предложили перейти в свой отряд. Отец Василия отказался служить кому бы ни было. Что он родился казаком и казаком  и помрёт. Его предки свою землю защищали, от неё кормились. Рука безусого парня не дрогнула и казак упал на землю. Отряд поскакал дальше.
Василий быстро побросал вещи на подводу, прижал жену к себе, помог сесть на подводу и тронул лошадь. Нужно было уходить с родных мест. В дальнюю дорогу, в неизвестность Варвару муж брать не хотел и отвёз  к её родным. Но и у родных тоже было не спокойно. И уже было подворье пустое, а каждый день наведывались непрошенные гости и просто уносили всё, что могло пригодиться в хозяйстве. Чаще всего это были лодыри станичные в прошлом, но на волне новой жизни выплеснутые на её поверхность. Смешалось всё. И кто принял новую власть добровольно и те, кто под давлением обстоятельств и в надежде на лучшую долю, но хуже всех были те, кто сам всю свою жизнь проводил в безделии и пьянстве, но пылал завистью к своим более зажиточным соседям. Те были беспощадны и в своём рвении не гнушались даже мародёрством.  И уже пришло время доносов, соседи некогда дружные боялись друг друга. Станицы замерли. Неслышно было былых песен, перестали играть свадьбы, венчались тайно, боялись делиться радостями. Голод шёл по пятам. Рассказывали, что где-то уже от голода были случаи людоедства. Решили Елизар и Василий уходить вместе. Не могли они смириться с новой жизнью, а жить по-старому не получалось. Мария Ивановна – мать Вари, сама Варя и её младшая сестрёнка ранним утром собрали мужчин в дорогу. Коротко попрощались. И только зайдя в хату, дали волю слезам и отчаянию.
Женщины
От мужчин не было вестей. Потянулись тяжёлые и горькие дни. Спустя четыре месяца ночью вернулся Василий. Принёс немного муки, пожелтевшего сала, картошки, три отреза ткани, мыла и немножко сахара. Сахар был глудками, пах табаком, в пыли, но это казалось самым прекрасным лакомством и напоминанием из той, другой жизни. Общее горе сблизило молодых супругов. Ночью любили друг друга. И было в этом и надежда и отчаяние и огромная нежность и забота. Наутро расставались тяжело. Мария Ивановна с дочерьми пошли работать в колхоз за трудодни. Питались зернами, если вязали снопы, да сырой картошкой, если убирали картофель. Женщины в колхозе работали в звеньях. После работы их выстраивали вдоль дороги и заставляли выворачивать узлы, одежду. Звеньевые проверяли всё тщательно. И если кто-то спрятал горсть зерна, то всё звено лишали двух трудодней. На трудодни давали полову  пшеницы, редко чёрный хлеб и картофель.  Дома уже варили похлёбку из половы и лебеды. От этой еды люди опухали, многие умирали на ходу. Их собирали на подводу и закапывали в общие могилы. Крестов уже никто не ставил. В лучшем случае ложили большие камни. Когда убирали горох , Мария Ивановна с риском для всех пронесла горох домой. Носила по горсточке во рту, ссылаясь на больные зубы. Горох ссыпали в чугунок и ночью закопали в огороде. На чёрный день. Куда уж чернее? Этой же ночью в дом пришли с обыском. Мужчины с красными повязками на рукавах железными крюками пробивали всё в хате и во дворе. Ничего не нашли. Вернулись в хату и разбили русскую печь. Ушли хмурые и злые. Через неделю в хату ввалился Елизар. Женщины едва успели подхватить на руки. От высокого, статного и крепкого мужчины не осталось и следа. Это был старик. Три дня он горел в лихорадке, потом опух до неузнаваемости. Впал в беспамятство. Оставались женщины ухаживать за ним по очереди. В день дежурства Вари,  Елизар пришёл в себя и попросил молока. Варя собрала в хате всё, что только попадало на глаза и побежала с надеждой обменять хоть на маленькую кружку всё. И уже под вечер обессиленная и голодная, но с молоком пришла домой. Искала его с отчаянием и надеждой, что отец встанет, что это его спасёт. Но…. Хоронили тихо, сил плакать не было. Копали могилу по очереди, выбирая  мёрзлую землю руками. Ближе к весне вернулся брат Вари- Николай. Тоже пошёл работать в колхоз. С его приездом жизнь женщин стала чуть полегче. Мужчина в семье-защитник.