Противостоять

Екатерина Сабурская
Вот так каждый год. Каждую неделю. Каждый день. Я смотрю на людей, смотрю из окна- центр моего мира. Кажется, что когда я выхожу на улицу, я их не вижу, не чувствую.  Люди странные по своей природе существа, имеют более- менее похожую оболочку, выполняют похожие физические действия, но, что же им мешает выполнять одинаково только нравственные поступки? Все люди испытывают чувство голода и все без исключения утоляют его привычным способом, но от чего же все свои материальные и духовные потребности люди не утоляют  привычно - в согласии с моралью?  Мораль, конечно, сама по себе еще неопределенна…  Для определенного времени, для определенного общества, для определенного политического строя- мораль своя. Но ведь никто не отменял законов природы, человек может обмануть другого человека, может обмануть себя, но не природу.
Злость, зависть, месть, предательство - эти понятия настолько въелись в концепцию нашего современного общества, что уже не считаются чем-то ужасным. «А тебя снова предали? Обманули? Ну, что же ты… сама виновата, пора привыкнуть…», - восклицают нам всезнатели жизни. Простите, привыкнуть к чему? К тому, чего, по сути, быть не должно? Привыкнуть - означает подстроиться под большинство, под рамки, которые нам диктуют на протяжении многих лет. О какой же морали может идти речь, когда мы не хотим  отвечать сами за себя. Действительно, так и получается, что мы привыкаем, подстраиваемся. «Это не ты, Петя, виноват- это сейчас время такое…» , и на этом мы останавливаемся (успокаиваемся). И вот мы уже сами стали завистливые, злые, гордые, а что поделать, если сейчас все так живут? Мы становимся толпой,  массой. Как писал Дарио Салас Соммэр- «Масса- это средний человек… Масса- это те, кто по каким-то причинам не оценивает себя ни как хорошего, ни как плохого, а ощущает себя таким же, как все». 
Мы уже не видим рамок добра и зла, они как бы стираются перед нашим взором. Мы, действительно, не плохие и не хорошие, мы как наш сосед Петрович, как коллега Марья Ивановна, как семья Ивановых. У нас маленькие зарплаты, поэтому мы не ходим в театры и вообще не обогащаем себя духовно, нам некогда. Мы из кожи вон лезем на работе, а получаем гроши, начальник у нас урод тоже, так достанет, что какое там книгу вечером почитать, быстрее бы напиться, да, хоть с тем же соседом Петровичем и ночи, как не бывало.  А утром по обыкновению опоздать на работу, а начальник ведь урод, еще и премии за это лишил. 
В своих бедах и проблемах мы виним время, правительство и все того же начальника урода. Мы только себя не виним, не привыкли как-то.  Когда нам говорят, что если хотим, что- то изменить, нужно начать с себя- мы отмахиваемся, называем это вздором. Если бы мы научились исполнять такие простые истины, как много бы изменилось. Добро и справедливость воцарится тогда, когда каждый реализует это в себе, мы станем экономически независимыми только тогда, когда станем независимыми от предрассудков, которые нас окружают. Но сколько же еще нужно человеку времени, чтобы это понять…
 И вот так каждый год. Каждую неделю. Каждый день. Я смотрю на людей, смотрю из окна- центр моего мира. Кажется, что когда я выхожу на улицу, я их не вижу, не чувствую. Я боюсь, что стану массой, что стану толпой- это стало сложнее- противостоять.