Саврасов. Грачи прилетели

Алина Алексеева-Маркезин
Алексей Саврасов «Грачи прилетели».1871год.Третьяковская галерея.

           Картина Саврасова известна каждому с детства — по ее репродукции в учебниках русского языка написаны миллионы школьных сочинений. Так сложилось, что в сознании большинства Алексей Саврасов остался автором одной этой работы.
Алексей Саврасов «Грачи прилетели».1871год.Третьяковская галерея.

      Картина Саврасова известна каждому с детства — по ее репродукции в учебниках русского языка написаны миллионы школьных сочинений. Так сложилось, что в сознании большинства Алексей Саврасов остался автором одной этой работы.
Саврасов написал более двадцати вариантов «Грачей» — поздние повторения знаменитой работы из Третьяковки можно увидеть в Нижегородском музее, в Астраханской картинной галерее, во многих частных коллекциях.

         Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.

     Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.

      Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

        "Какая простота! - писал И. И. Левитан. - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа.

     Однако не многие знают, что ни «Грачи», ни все остальные картины художника могли вовсе не появиться. Дело в том, что Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика, у которого желание сына заниматься живописью не вызывало восторга. Тем не менее, в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил.

          Но, не проучившись и года, Алексей, видимо, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. И лишь четыре года спустя благодаря помощи студентов училища и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И. Д. Лужина, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе.

         Интересно, что Иван Дмитриевич Лужин был блестящим офицером и бонвиваном, водил знакомство со многими литераторами и, говорят, даже стал посредником при сватовстве Александра Пушкина к Наталье Гончаровой. Кто знает, не прими Лужин участия в судьбе талантливого юноши, появилась бы спустя 23 года одна из самых известных картин в истории отечественной живописи?