Москвичи коренные и пришлые

Николай Челомбитько
               
                О ЧЁМ ТОЛКУЮТ СЛОВАРИ.
          Никогда не думал, что  великий и могучий русский язык окажется таким бедным на антонимы к  выражению «коренной житель». Ни один толковый словарь, начиная со словаря моего земляка Владимира Ивановича Даля, не придумал ничего лучшего как: «пришлый», «приезжий», «пришелец», «поселенец», «иногородний» и т. п. Так что выбирайте, уважаемые некоренные москвичи, наиболее подходящее для вас название. Поскольку я тоже, проживая в Москве 40 лет,  являюсь «некоренным»,  выбрал для себя первое – «пришлый». Не очень звучит по-современному, зато, как мне кажется, наиболее правильно отражает статус тех людей, которые не родились и не проживали ранее на определённой территории (по  Толковому словарю Дмитриевой).
         
          Коренные   москвичи обладают целым рядом более-менее благозвучных и престижных названий: «исконный», «основной», «уроженец», «абориген» и т.п.    Однако, им сильно не повезло в другом – их в столице России не более 5-10%.
               
                МОСКВА – ГОРОД ПРИЕЗЖИХ.
          Вообще-то нет такой статистики, и самого статуса «коренной» официально не существует. Профессор МГУ Владимир Иванович Моряков полагает, что коренным жителем города считают человека, чьи родители, дедушки и бабушки, а также он сам родились в Москве. Таких насчитывается 5 – 10%.

          Но поскольку Москва – город приезжих, здесь коренным можно считать любого человека, родившегося в Москве. Тогда это число вырастет до 30 – 40%.
               
          Пришлые москвичи во многом почти не отличаются от коренных. Да и в нашей повседневной жизни на происхождение москвичей практически никто не обращает внимания. Пришлые наряду с коренными управляют городом, являются депутатами и учёными, деятелями культуры, космонавтами и военнослужащими, состоят в политических партиях и общественных организациях. Одни из них – патриоты столицы и делают всё для укрепления её благополучия, красоты и славы; другие – нейтральные и вне политики; третьи, по выражению нашего Президента, составляют «пятую колонну» и преднамеренно или невольно наносят ущерб единству московского, да и российского, общества.

                ОРГАНИЗАЦИИ ПРИШЛЫХ МОСКВИЧЕЙ.
          Каждая организованная группа населения столицы объединяется по разным принципам – политическим убеждениям, служебным интересам, даже по национальностям...      Но есть только одна группа организаций гражданского общества, которая   объединяет москвичей исключительно по их региональному происхождению – независимо от национальности, профессии или политических убеждений. Эта группа – землячества регионов России и зарубежных стран в Москве. Потенциально в сфере влияния землячеств как раз и являются  от 60 до 70% пришлых москвичей.
         
           Именно ради землячеств и задуманы эти заметки. Сегодня в столице действует около 100 землячеств, которые объединяют выходцев фактически со всех регионов России, а также около 20 регионов Украины. Действуют землячества Беларуси, Сербии, Литвы, Польши, Словакии, Таджикистана…

           Правительство Москвы уделяет большое внимание землячествам. При Правительстве создан Московский Координационный совет региональных землячеств, который объединяет более 80 организаций. Влиятельными земляческими объединениями являются Союз общественных объединений «Ассоциация землячеств» и Совет землячеств Украины.
               
                ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ.
          Сегодня спектр деятельности землячеств широк и разнообразен – начиная от распространения рецептов приготовления блинов и окрошки и заканчивая конкурсами красоты «Мисс землячка», многотысячными фестивалями под названием «Русское поле». Однако хотелось бы выделить два направления, которые, как представляется, должны быть главными, приоритетными.
         
          Первое – нас, не родившихся в Москве, по самым скромным подсчётам, - 60%  населения столицы. Мы прибыли и прибываем с городов и весей всего бывшего Советского Союза. Каждый несёт в себе региональные и национальные традиции и обычаи, свой менталитет и культуру. Уверен, что каждый является патриотом своей малой родины. Это всё равно, что насыпать в прозрачный сосуд  зерна, скажем, фасоли разных цветов, и посмотреть - какие мы разные.  Но теперь мы все в одном сосуде, мы все - москвичи.
         
           Как добиться того, чтобы мы, не меняя своего цвета, стали патриотами Москвы, жили её интересами и заботами, всей своей повседневной жизнью и действиями заботились об укреплении единства многомиллионной московской семьи. Поэтому, как мне кажется, вопросом номер один как для землячеств, так и для Правительства  является воспитание пришлых москвичей патриотами Москвы, чувства семьи единой её населения.
             
           Однако, этот приоритет теряется среди других, очень важных. Но далеко не главных. Поэтому не случайно среди победивших проектов, представленных на соискание грантов Президента по государственной поддержке  некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, нет ни одной программы, посвящённой патриотическому воспитанию. Среди победителей нет ни одного землячества. И вообще тема патриотического воспитания не была предусмотрена ни одним из семи операторов грантов, несмотря на то, что не так давно вышли  Указы Президента РФ  "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и о подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы,  создано  Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.
               
                ЗЕМЛЯЧЕСТВА «ВНЕ ЗАКОНА»?
          И, как мне кажется, ни один из операторов-грантодателей не замечает землячеств, что не только не способствует выдвижению их на лидирующее положение в сплочении пришлых москвичей, в формировании из разноликой приезжей человеческой массы людей с московским менталитетом  и   характером, но и обрекает земляческие объединения на нищенское существование.

           Можно считать, что землячества в нашей стране оказываются «вне закона». Я имею в виду, что о деятельности землячеств не упоминается ни в одном известном мне законном акте, ни в одной правительственной инструкции или положении. Представители от землячеств не входят ни в один Президентский Совет или в Общественную Палату. При таких условиях трудно рассчитывать на землячества в их эффективной работе с пришлыми москвичами, в воспитании из них подлинных патриотов Москвы.
         
           Зачастую деятельность землячеств превращается в борьбу за преодоление трудностей - поиск средств на своё существование, аренду  помещений, оплату средств связи, транспортных расходов... Несмотря на то, что землячества занимаются важным для нашего государства делом, иногда их приравнивают к любительским объединениям типа «общество любителей пива» или коллекционеров старых монет.
         
           Причём, трудности возникают уже при регистрации землячества в Минюсте. Обратите внимание на официальное название землячеств – только 4 или 5 из них зарегистрированы как  «Землячество в Москве». Около сотни остальных – как «Региональная общественная организация». А я хотел бы гордиться тем, что возглавляю «Луганское землячество в Москве». Именно в Москве, а не в какой-то другой местности. Почему-то «Эхо Москвы» может иметь право считаться московской организацией, хотя, как известно, не всегда является эхом столицы России.
               
                КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ  «ГРАНТОДАТЕЛЕМ»?
           Считая, что землячества  - это такая форма организации гражданского общества, которая уже по своему определению предполагает объединение людей с патриотическими убеждениями, полагал бы целесообразным выделить из числа наиболее успешно работающих землячеств или земляческих объединений (Ассоциация землячеств Москвы, Совет землячеств Украины)  организацию-оператора по проведению конкурса грантов Президента  (или учредить специальные гранты Мэра Москвы).

           Тем самым система выделения грантов ушла бы от преимущественно «бумажной» направленности и нацелила бы деятельность общественных объединений в сугубо практическое русло, ориентированное на работу с людьми. Да и сами организации-операторы не должны быть из года в год одними и теми же, «профессиональными» или «штатными» «грантодателями».  Это почётное и ответственное поручение необходимо заслужить как подлинным высоким профессионализмом, авторитетом среди коллег и бескорыстным служением делу.
               
                НАРОДНАЯ  ДИПЛОМАТИЯ – ДВИЖЕНИЕ К ЦЕНТРУ.
         Второе, не менее важное направление деятельности землячеств – развитие методами народной дипломатии связей и сотрудничества с регионами своего происхождения. Как справедливо отмечает президент Ассоциации землячеств Москвы, руководитель Ростовского землячества Владимир Борисович Зотов, «реальными делами и практическими инициативами мы поддерживаем курс Правительства Москвы на укрепление связей с регионами нашей страны и братскими народами».
         
         Повседневная связь землячеств с регионами своего происхождения усиливает общие связи с Москвой. Ведь в этот процесс включаются не только административные структуры, но и контакты между родственниками, близкими друзьями и коллегами.
         
         Важность таких контактов особенно заметно проявилась в период кризиса и гражданской войны на Украине, когда зазомбированные американской и националистической пропагандой и отключенные от правдивых источников информации граждане Украины могли узнавать правду о событиях и украинской политике России только от контактов с родственниками и друзьями, проживающими в России.   
         
         По своему опыту знаю, что когда в период властвования на Украине русофобского президента В.Ющенко были запрещены любые контакты с Москвой, Луганское землячество активно поддерживало прямые  общественные связи  с организациями на Луганщине, не смотря на то, что областью в те годы руководили «оранжевые» губернаторы.
               
                УНИКАЛЬНОСТЬ  РУССКОЙ  ТРОЙКИ.
          Во времена Владимира Даля  выражение «коренной житель» употреблялось значительно реже, чем в нынешние. Это и понятно. В средине 19-го века переселения людей были незначительными. Поэтому не случайно в его словаре определение «коренной» идёт в такой последовательности: «Коренная лошадь, запрягаемая в корень, в оглобли. Коренной житель, исконный, не переселенец» (В.И.Даль, Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М., Эксмо,  2007 г., стр.457). И далее:«Русская езда тройкою, коренная в оглоблях да две пристяжных» (там же, стр.794).
               
           Тройка — старинная, единственная в мире, русская запряжка лошадей. Коренник — центральная лошадь —  идёт  быстрой чёткой рысью, а пристяжные —  должны скакать галопом, разделяя поровну свои усилия с коренной. Эта «разноаллюрность»  является  образцом гармонии и слаженности,  залогом быстрой и неутомимой езды. В  уникальности Птицы-Тройки Николай Васильевич Гоголь видел  особость пути России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади» (поэма «Мёртвые души» — том 1, глава 11, Эксмо, 2007 г.)
               
             Нельзя не согласиться  с  рассуждениями великих наших земляков о том, что только  гармоничное единство и слаженность действий «исконных» и «пришлых», «коренных» и «пристяжных»  является тем «божьим чудом»,  в котором  таится «неведомая сила» Руси, в её неудержимом стремлении к тому, чтобы быть сильной, богатой и счастливой.