Тэлиотитологии история. 3 Астрология

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. АСТРОЛОГИЯ КАК НАЧАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Ранняя мифология и наблюдательная астрономия в истории человечества возникли вместе с фиксацией простейших наблюдений за движением Солнца, когда начали развиваться счет, геометрия, отсчет времени в различных районах древнего Земного шара.

Благодаря наблюдению за звездным небом древние люди отсчитывали время. Вместе с этим движению небесных тел приписывалось и мистическое влияние на земную жизнь. В циклических свойствах времени заложена параллельная повторяемость событий, но древние люди ошибочно полагали, что эта повторяемость связана с небесными телами и светилами, а земная жизнь зависит от положения небесных тел на небосводе. Так появилась предсказательная астрология.

Не позднее последних веков III тысячелетия до н.э. в Древней Месопотамии была известна астрология предзнаменований, велись астрономические наблюдения, а появлению комет, солнечным и лунным затмениям приписывалось особеннное значение. До начала нашей эры вавилоно-ассирийская астрология предсказывала только явления государственного масштаба (войны, погода, урожай и т.д.), а идеи индивидуального гороскопа не рассматривались.

Появление первых индивидуальных гороскопов датируют V-IV вв. до н.э. вместе с употреблением двенадцатизнакового Зодиака и развивающейся традиции календарей-месяцесловов со списками «благоприятных» и «неблагоприятных» дней. Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около I в. н.э. В работе Птолемея «Тетрабиблос» излагаются основы астрологии, сохранившиеся до наших дней.

Элементы догреческой астрологии были известны в Индии, в которую они попали не позднее середины I тысячелетия до н.э. после захвата Ахеменидами (Древняя Персия) северной Индии в виде вавилонской астрономии и астрологии, описанной в текстах «Мул Апин». В III-V вв. н.э. при укреплении связей между греко-римским миром и Индией греческие астрологические тексты также были переведены на санскрит, начав современную индийскую (ведическую) астрологию.

Со временем математический аппарат астрологии совершенствовался: вычисления стали строже, вершины домов гороскопа привязывались к параметрам небесной сферы, определение аспектов между планетами обрело четкость. Позже из-за внешнего сходства к астрологии отнесли календарные системы и традиции, не являющиеся астрологией, поскольку в них отсутствовал расчет положения небесных тел в определенный момент времени. Астрология (как и древняя химия, алхимия) оставила след не только в истории астрономии, естественных наук, выкладок по космической и музыкальной гармонии, религии и «волшебных» заклинаний, но также и в культуре. Так развивалось наблюдение древних людей за циклическими свойствами явлений, а поэтому и времени.

Помимо прикладного характера изучения циклов звездного неба, «развертыванию» циклических процессов придавалось и внутреннее наполнение, связываемое с гармонией Вселенной. Индийская (ведическая) и европейская астрология произошли от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты Солнечной системы) и созвездия персонифицировались как «боги» и мифологические персонажи: «влияние богов» на земную жизнь в этой мифологии воспринималось как влияние на нее небесных тел, выступающих символами «богов».

Наиболее развитые комплексы астральных преданий сложились в мифологии сельскохозяйственных цивилизаций Древнего Египта, Вавилона, Мексики, в которых астрономические наблюдения связывались с календарем и, соответственно, с сельскохозяйственными циклами. Астральные мифы этих стран «наиболее внимательны» к «подвижным» небесным телам - Солнцу, Луне и планетам («блуждающим звездам»). Например, в вавилонской мифологии «боги» ассоциировались с семью видимыми невооруженным глазом «подвижными» светилами, их числу соответствовало число дней в неделе, которая со времен императора Августа распространилась в Римской империи.

Древние люди развили теорию о циклической структуре времени. По аналогии со строением музыкальных и поэтических ритмов они заключили, что как музыка и поэзия делится на такты, а такты состоят из долей такта, так и все процессы, происходящие в мире, «состоят» из определенных циклов, которые в свою очередь состоят из еще более коротких циклов.

Древние астрологи искали ключ к разгадке тайн будущего и к его предсказанию, своего рода «философский камень», позволяющий, говоря образно, «преобразовать темное прошлое в светлое будущее и настоящее». Эта идея на протяжении тысячелетий увлекала господствующие общественные классы, не потеряв привлекательности и в наши дни. Древних астрологов, многие из которых были одновременно и алхимиками, интересовало превращение обыденной жизни на земле в роскошную, счастливую и райскую жизнь. Из-за особенностей «астрологических и алхимических технологий», ограниченных герметическими взглядами, различными знаковыми системами, «терминологиями», корпоративным распространением «учений», научное знание развивалось медленно.

Древний мир обладал развитыми технологиями, что доказывается историческими сооружениями, создание которых было возможно только на основе серьезных теоретических и практических знаний. Тем не менее, древнее происхождение астрологии, хотя и как зачатка науки о различных циклах, указывает в большей степени на ее «эзотерическую концептуальность», лишь подобную научной теории – как причудливого и цветистого соединения искусства и одного из основных разделов естествознания – современной тэлиотитологии, только формально берущей начало в «астролого-алхимическом комплексе» знаний и опыта.

Среди таких источников в первую очередь следует назвать следующие труды древних исследователей: «Апотелесматика» Гефестиона Фиванского (Византия, IV в. н.э.), «Астрономика» Марка Манилия (Рим, I в. н.э.), «Введение в астрологию» Порфирия (Греция, III в. н.э.), «Восточный гороскоп» Гуань Ло (Китай, I в. н.э.), «Джъетишаведанга» Лагадхи (Индия, конец V в. до н.э.), «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста (Европа, 1541 г.), «Мул Апин» (Ассирия, IX - VII вв. до н.э.), «Пятикнижие» Доротея Сидонского (Греция, I в. н.э.), «Тетрабиблос» К. Птолемея (Греция, II в. н.э.), «Тянь гуань шу» Сыма Цяня (Китай, ок. II - I вв. до н.э.), «Энума Ану-Энлиль» (Древнее Междуречье, XII в. до н.э.), «Явления» Арата (Греция, ок. 270 г. до н.э.) и т.д.

Наиболее известными древними астрологами считаются: Аммоний Саккас (Египет, III в. н.э.), Антигон Никейский (Рим, II в. н.э.), Афенион (Рим, ок. 100 г. до н.э.), Веттий Валент Антиохийский (Греция, II в. н.э.), Гефестион Фиванский (Византия, V в. н.э.), Гиппарх из Никеи (Греция, ок. 190-125 гг. до н.э.), Гуань Ло (Китай, III в. н.э.), Дорофей Сидонский (Египет, I в. до н.э.), Кидинну (Вавилон, ок. 315 г. до н.э.), Климент Александрийский (Греция, II в. н.э.), Манилий Марк (Рим, I в. до н.э.), Нехепсон-Петосирид (Египет, II в. до н.э.), Павел Александрийский (Египет, IV в. н.э.), Паммен (Рим, I в. до н.э.), Плотин (Рим, III в. н.э.), Порфирий (Рим, III в. н.э.), Посидоний из Апамеи (Греция, ок. 135-50 гг. до н.э.), Птолемей Клавдий (Египет, II в. н.э.), Птолемей Селевк (Рим, I в. до н.э.), Север Александр (Рим, III в. н.э.), Серапион Александрийский (Египет, рубеж н.э.), Спхуджидхваджа (Индия, III в. н.э), Судин (Нововавилонкое Царство, III в. до н.э.), Тразилл (Рим, I в. до н.э.), Фигул Нигидий (Рим, I в. до н.э.), Филон Александрийский (Египет, I в. до н.э.), Чжан Хэн (Китай, 78 - 139 н.э.), Эратосфен (Греция, III в. до н.э.).

Эпоха астрологов и алхимиков принесла первые знания о циклах как о периодических процессах и формах (движение небесных тел, смена сезонов, вращение, кругооборот веществ в природе), позволив изучить их повторяемость в природе, музыке, поэзии, архитектуре. Это также органично «переплелось» с понятиями об устройстве Вселенной, об ее внутренней гармонии. Так появились исследователи, пытавшиеся «собрать» в единую научную картину различные аспекты действительности, создавая при этом концепции гармонии мира (гармония сфер, мировая музыка).

О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011