Я твой ключ, ты мой ключ-3

Владимир Никитюк
Олега Яновича трудно было назвать мягким человеком. Характеристика “жёсткий” всё-таки подходила ему гораздо больше. Но жёсткость эта имела три серьёзных ограничения.
Во-первых, она никогда не переходила в жестокость. Во-вторых, всегда была осмысленной. То есть любое решение предварительно очень хорошо обдумывалось. В-третьих, в любой ситуации Олег Янович старался быть справедливым – конечно, в той степени, в которой это вообще было возможно.
Эти принципы чётко и последовательно выполнялись по отношению к любому из сотрудников фирмы. А по отношению к дочери – вообще в наивысшей степени. Олег Янович очень боялся неосторожным поступком поломать ей жизнь.
Тут было ещё одно соображение. Дочка должна быть достойной своего отца. То есть вырасти успешной, волевой и самостоятельной. А это было невозможно, если бы он ей “бил по рукам” в любой пустячной ситуации.
Конечно, если бы дочь попыталась сделать серьёзную ошибку, он бы её сразу остановил. Но пока до этого не дошло – она была достаточно свободна в своих поступках.

Так что в теперешней ситуации задача Олега Яновича выглядела достаточно просто: понять, является ли новый знакомый дочери “серьёзной ошибкой”. Если является, то дать ему немедленно “от ворот поворот”. Если нет – то посмотреть, что из всего этого получится. Не теряя контроля за ситуацией, конечно.
А как это проверить быстрее всего? Пригласить парня к ужину.
Что Олег Янович немедленно и сделал.
Дочери такая идея явно не понравилась. Ей бы, конечно, хотелось стразу же увести гостя в свою комнату и продолжить общение там – без внимательного взгляда родителя. Но спорить она не стала, поскольку знала, что в таких ситуациях спорить с отцом совершенно бесполезно.

Услышав приглашение поужинать, гость очень смутился. Он начал объяснять, что сыт, что по пути из университета они зашли в кафе и там неплохо подкрепились. Но хозяин был неумолим, поэтому парень был усажен за стол, скромно стоящий в углу огромной кухни.
Пока девушка выгружала из холодильника всякие вкусные вещи, её отец быстро переговорил с гостем. И в результате получил массу полезной информации.
Тут были и плюсы, и минусы.
Парнишка учился в университете, причём неплохо (въедливый собеседник даже уговорил его зачётку показать). Несмотря на субтильную внешность, серьёзных проблем со здоровьем не имел. Был коренным петербуржцем. Оба родителя имели высшее образование. Это всё были явные плюсы.
С другой стороны, материальное положение гостя было, мягко говоря, скромным. Семья балансировала где-то между уровнем среднего класса и бедностью. Это был минус.
Но нищими их назвать никак было нельзя. Это уже опять плюс.
Тут разговор был прерван на самом интересном месте. Юная хозяйка закончила накрывать на стол и пригласила мужчин оценить её усилия.

С точки зрения Олега Яновича ужин был очень скромным. Никаких горячих блюд. Только то, что надо всего лишь распаковать и нарезать: колбаса, сыр, ветчина, красная рыба. Или просто помыть: овощи и фрукты. А кое-что и мыть не надо было, например, то, что подавалось к чаю: сухофрукты, орехи и шоколад.
Консервы Олег Янович не жаловал. Исключение было сделано только для огромных зелёных маслин и двух видов овощного салата.
А вот гость оценил поданный ужин совсем по-другому. Как он ни пытался сдерживаться, было заметно, что он смущен и растерян от вида раскинувшегося перед ним изобилия.
Сначала парнишка попробовал проявить скромность, съев по кусочку с трёх разных тарелок и заявив, что уже наелся. Но попытка саботажа была решительно пресечена – мягко со стороны юной хозяйки и довольно жёстко – со стороны Олега Яновича. Тот вообще заявил, что рассматривает излишнюю скромность за столом как признак неуважения к хозяину. А потом задал риторический вопрос: неужели юный гость хочет начать знакомство с девушкой с явного неуважения к её отцу?
Так что минут двадцать приглашённый к столу почувствовал ощущение приятной сытости.
Но обед на этом не кончился: ещё были чай, фрукты и кофе. И лишь после этого хозяин пригласил гостя завершить так некстати прерванный разговор. Мол, много времени это не займёт: минут десять-пятнадцать, не больше.

Разговор этот происходил на лоджии, где стояли два лёгких, но удобных кресла. Гость был несколько ошарашен оказанным гостеприимством, поэтому откровенно ответил на несколько вопросов, на которые в обычной ситуации отвечать бы не стал.
Впрочем, никакого компромата Олег Янович так и не узнал. Полученные ответы его скорее успокоили, чем расстроили.
Так что когда разговор, наконец, закончился, хозяин находился в довольно благодушном настроении. Чего нельзя сказать о госте: он после разговора чувствовал себя довольно неуютно.
К этому времени юная хозяйка уже успела убрать со стола. Не теряя времени, она сразу же увела парня в свою комнату, пока изобретательный Олег Янович не придумал что-нибудь ещё.
Наедине они пробыли часа два. А потом гость заторопился домой.
Хозяйка проводила его до лифта. Вернувшись в квартиру, она буквально ворвалась в отцовский кабинет, и, сверкая рассерженными глазами, спросила:
- Что ты сегодня творишь, папа? К чему весь этот цирк?

Олег Янович внимательно посмотрел на дочь и с нарочито удивлённым видом cпроcил:
- А что я сделал не так?
Его собеседница на мог растерялась. А потом неуверенно продолжала:
- Ну, с моими предыдущими знакомыми ты вёл себя гораздо более сдержанно… Давал им возможность просто спокойно со мной пообщаться. А тут просто задушил незнакомого для тебя человека своим нарочитым гостеприимством!
- Ну в данный момент не такой уж он для меня незнакомый! – улыбнулся отец.
- Но какой ценой! – не сдавалась дочь. – Устроил бедняге настоящий допрос! Как будто он в чём-то перед тобой виноват!
- А то ты не понимаешь? Раз решил с тобой познакомиться, значит виноват! – попробовал пошутить Олег Янович.
Но дочку этот несерьёзный тон разозлил ещё больше:
- Кончай свои шуточки! Я ведь с тобой серьёзно говорю!
- Ах, ты хочешь серьёзного разговора? Тогда послушай внимательно, что я тебе сейчас скажу!

- Надеюсь, ты понимаешь, что большинство отцов на моём месте поступили бы совсем по-другому? Просто не пустили бы твоих кавалеров на порог! А с особо настырными вообще провели бы воспитательную работу, чтобы они за километр тебя обходили. А я всего лишь излишне жёстко поговорил. Поэтому твоих претензий просто не понимаю!
- Папа, зачем сравнивать себя со всякими неадекватными самодурами? Ты же не такой! Помнишь, сам мне говорил, что гораздо проще помочь обычному человеку задавить в себе лоха и добиться успеха, чем вразумить самовлюблённого заносчивого мажора?
- Так я как раз и пытался понять, способен ли твой парень задавить в себе лоха!
- Но почему это делать при первой же встрече? Да ещё так психологически прижимать? Ты его просто унизил и оттолкнул!
- Ну знаешь! – удивился Олег Янович, - если он способен обидеться на такой пустяк, грош ему цена! Да и не по чину ему обижаться! Если уж ты знакомишься с девушкой, изволь относиться с уважением к её отцу!
- Понимаешь, папа, формально ты прав! Но, к сожалению, есть одно обстоятельство, которое осложняет ситуацию…
- Час от часу не легче! Ну-ка признавайся, дочка, что ты успела натворить?

Девушка смущённо улыбнулась:
- Успокойся! Не то, что ты наверняка сейчас подумал! Просто при знакомстве я не очень афишировала наше материальное положение. И хотела как можно дольше на этом факте не акцентировать внимание. А тут ты – со своим ужином… и со своими амбициями…
- Стоп! – удивился Олег Янович! – А что не так с нашим материальным положением? Оно слишком скромное… или наоборот?
- Не валяй дурака! Уж бедняками нас никак не назовёшь!
- Ты, дочка, явно преувеличиваешь! – улыбнулся Олег Янович. – Я ни с какого бока не новый русский. Просто квалифицированный наёмный работник.
- Да, конечно, - грустно улыбнулась девушка. – И квартира наша очень скромная. Всего четыре комнаты на двух человек! Причём в элитном доме!
- Послушай, дочка, а что здесь плохого? Я в упор не понимаю твоего сарказма!

- Понимаешь, в чём дело… Костя сразу же рассказал мне свою жизненную философию. Что не намерен плыть по течению и надеется в жизни достигнуть многого. Несмотря на свою довольно скромную стартовую позицию.
- Ну что же – слова хорошие, правильные! Только ведь сказать гораздо проще, чем сделать…
- А у него это не просто слова. Он прекрасно учится… Очень неравнодушен к спорту. И интересуется буквально всем. Что его не спросишь – всё знает!
- Ну ты прямо какой-то идеальный образ нарисовала! Только вот одного не понимаю: чем я-то ему мог не понравиться? Тому, кто ставит перед собой большие задачи, никогда не помешает серьёзная помощь!
- Об этом он тоже говорил… Что помощь обычно оказывают не даром. И что если кто-то обещает помочь, но при этом пробует тобой руководить, то от такой помощи надо сразу отказываться…
- Но я руководить им даже и не пытался… Откуда такие подозрения…
- Папа, не прикидывайся! Лучше попробуй взглянуть на ситуацию его глазами.

- Увидев наш дом, он сразу как-то погрустнел. Парадная с консьержем ему понравилась ещё меньше. Так что в квартиру он вошёл уже достаточно напряжённым. И тут ты со своим навязчивым вниманием!
- С вниманием, заметь! Только лишь с вниманием! А не с осуждением и не с нотациями!
- Я боюсь, что и то и другое не за горами! Правда, ты их назовёшь по своему: конструктивная критика и дружеские советы!
- Ладно, дочка! Хватит! Успокойся! Это всё твои фантазии!
- Да нет, папа, не фантазии! Когда мы прощались с Костей у лифта, взгляд у него был какой-то странный… холодно-отстранённый. Я не уверена, что что эта наша встреча не окажется последней!
- Ну знаешь, дорогая! Сама в чём-то не поладила со своим кавалером, а теперь хочешь на меня свалить! Так дело не пойдёт!
Девушка сверкнула на отца рассерженным взглядом и резко сказала:
- Как жаль папа, что ты так ничего и не понял!
И, резко хлопнув дверью, убежала в свою комнату.

Олег Янович покачал головой. Ничего не понял! Как же!
Дело в том, что он, наоборот, понял слишком много! Точнее говоря, заметил и увидел.
И то, что он увидел, наполнило его сердце тревогой. После чего он просто обязан был сделать то, что сделал…

Разные люди добиваются успеха разными способами. Кто-то – каторжной работой с раннего утра до позднего вечера, что-то – непрерывным повышением своей квалификации, кто-то – дружбой с нужными и полезными людьми. Словом, своими “козырями”, или, выражаясь более нейтральным языком, преимуществами.
Чем больше у человека этих козырей, тем ему легче двигаться вверх. Так что разумный человек не станет пренебрегать ни одним своим преимуществом. Даже самым маленьким.
Олег Янович не был исключением. Он в своё время приобрёл прекрасное образование. Всё время совершенствовал свою квалификацию. Работал как лошадь, включая вечера и очень часто – выходные. И полезными знакомствами тоже не пренебрегал…
Но было у него и ещё одно преимущество. Достаточно редкое. Но очень полезное. Для производственного руководителя – просто невероятно полезное.

Он был хорошим психологом. По-настоящему хорошим.
Тут следует немного пояснить.
Психологи бывают разные. По образованию. По характеру выполняемой работы. Наконец, по призванию.
Для Олега Яновича подходило именно последнее. Полного психологического образования у него не было, хотя пару прикладных психологических курсов он в своё время прослушал. Да и популярные книги на эту тему читал довольно регулярно.
Просто он был довольно наблюдательным человеком. И довольно хорошо понимал большинство окружающих людей. Где-то девяносто процентов.
Справедливости ради следовало сказать, что оставшиеся десять процентов были самыми опасными. И именно они в основном оказывались наверху. Так что общению с начальством и коллегами равного уровня описанное умение мало помогало. А вот пониманию рядовых работников и руководителей нижнего уровня очень способствовало.
Но ведь психология важна не только на производстве. Дома её тоже можно применить.
Вот Олег Янович и применил. Сегодня вечером. И результат его не то чтобы напугал - но очень сильно насторожил.

Несколько секунд понаблюдав, как дочка и её гость смотрят друг на друга, встревоженный отец понял: девушка очень неравнодушна к парню. Почти что влюблена. А вот он, похоже, для себя пока ничего не решил.
Да, ему интересно начинать новый роман. И очень приятно, что такая красивая девушка пригласила его в гости. И есть немалая надежда, что из всего этого вырастет что-нибудь серьёзное. Вот, пожалуй, пока и всё.
Что происходит, когда девушка любит, а парень так себе? Правильно, она легко может стать объектом манипуляции. И хорошо, если у парня есть совесть и принципы. А если нет? Тогда совсем плохо.
И какого, скажите, отца, не встревожит такая ситуация?
Так что оставалось одно: срочно оценить степень опасности. И при необходимости – немедленно пресечь нежелательное знакомство. Несмотря на неизбежные протесты дочери.
Но, к счастью, пока вроде обошлось. Парень выглядел вполне нормальным. Можно было чуть-чуть успокоиться. Но наблюдение, конечно, не ослаблять.
Дочка, правда, встревожилась. Испугалась, что объект её чувств может обидеться и исчезнуть из её жизни.
 Зря она, конечно, испугалась. От таких пустяков красивых девушек не бросают.
А если не зря? Если парнишка действительно такой нежный, что не в состоянии перенести одного-единственного серьёзного разговора? Тогда и жалеть о нём не стоит. Всё равно из такого хорошего мужа не получится!
А что же тогда дочка? А ничего! Поплачет немного и найдёт себе другого… Ведь молодая, симпатичная… Всё пока что у неё впереди…
Успокоив таким образом свою совесть, Олег Янович уже собрался “на боковую”. Но вдруг вспомнил, что у него на сегодня осталось ещё одно дело. Небольшое – но тем не менее очень важное.

Олег Янович, достав свой гаджет, стал просматривать историю. И – вот сюрприз! – оказалось, что так долго ожидаемое событие наконец свершилось. Человек-ключ сегодня к нему приблизился! И находился рядом довольно долго.
Первая мысль – недоумение. Кто же это такой был?
Но мысль эта продержалась буквально доли секунды. Потому что первый же взгляд на временной интервал показал: человек-ключ – это дочкин ухажёр Костя. Без вариантов.
Вот так номер! Олег Янович гонялся как ненормальный за этим загадочным субъектом, а тот сам пришёл к нему домой!
Так ведь всё получается даже лучше, чем планировалось! Ведь подружиться с потенциальным зятем проще и естественнее, чем с произвольно выбранным сотрудником!
Ну теперь всё обязательно наладится! Обязательно наладится!
С этой утешительной мыслью Олег Янович и заснул. И в первый раз за последние три недели спал крепко, спокойно и без кошмаров.