Тэлиотитологии история. 5 Музыкальная гармония

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ КАК НАЧАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Начальная история музыкальной гармонии прослеживает временнОе развертывание свойств гладкозвучия-конфликтозвучия (консонанса-диссонанса) и ладовых форм Древних культур (Индия, Китай, Греция, Рим, Ближний Восток). Разветвленность напевов и одновременное пение в несколько голосов закрепила в слуховом восприятии еще древнего человека понимание вертикального созвучия.

В ранних формах академического многоголосия IX-XI вв. выкристаллизовывается «автономное созвучие». Роль образующих гармонию «опор» в Средние века и во времена раннего Возрождения исполняли квинта и квинтоктава. С XIII в. музыкальные композиции обогатились использованием терций, трактуемых до этого как правило «несовершенные» (требующие разрешения) диссонансы. В эпоху Возрождения XV-XVI вв. терции уже употреблялись свободно и стали господствующими в музыке.

До начала XVII в. использовалась техника старинных ладов. Музыка основывалась на восьми (с середины XVI в. на двенадцати) церковных тонах и внутриладовой полутоновой (хроматической) системе.

В Новое время (XVII—XIX вв.) музыкальную гармонию основывали на тональности как системе музыкального мышления, сформировавшейся в эпоху Просвещения и характеризующейся «функциональной централизованностью», строгостью, рациональностью, выверенностью, иерархией, разветвленностью, динамизмом тональных функций, оптимальным подобием гармонических структур - от строения и расположения аккордов до тональных планов в крупных формах. У И.С. Баха заметны следы старинной модальности, но в эпоху Барокко мажор и минор уже начали доминировать, что сохранилось и по наши дни, особенно в массовой культуре, несмотря на усложнение гармонии в XX в., появление джаза и атональной музыки.

Философско-эстетический аспект гармонии разрабатывался с древности. У греков это отразилось в несовершенном учении о взаимном дополнении (вместо взаимного исключения – прим. сост.) противоположностей. В этом контексте слово «гармония» применительно к музыке со ссылкой на Гераклита употреблял Псевдо-Аристотель (трактат «О мире», I в. до н.э.)

Греки понимали гармонию как универсальную категорию бытия, усматривая ее проявления не только в природе, но и в занятиях человека, и связывающих человека с космосом. Отсюда возникло философско-музыкальное учение о гармонии сфер. В V-IV вв. до н.э. Филолай и Платон «гармонией» назвали октавный звукоряд-цикл (разновидности интервальных структур среди консонансов получили название «видов»), который мыслился как сцепление кварты и квинты.

Античные учебники «Гармоники» (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (Аристоксен, Птолемей, Аристид, Квинтилиан) в обязательном порядке рассматривали учение о гармонии как учение об определенном по высоте (музыкальном) звуке, об интервалах с математическими выкладками, об интервально-звуковой двухоктавной системе с присущими ей звукорядными функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о перемене характера музыки и т.д.

Понятие о гармонии сохраняло смысловую основу как понятие о логосе, однако конкретные представления о гармонии как о звуковысотной слаженности диктовались актуальными для каждой эпохи критериями. По мере развития многоголосия в музыке гармония разделилась на «простую» и «составную» (В. Одингтон, XIII в.). Д. Царлино в XVI в. математически обосновал отличие большого и малого трезвучий, разделил одноголосые лады на больше-терцовые (мажорные, радостные) и мало-терцовые (минорные, грустные). М. Мерсенн в XVI в. определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. И. Липпий (XVI в.) трактовал мажорное и минорное трезвучия как аккорды, называя их «гармонической триадой», «истинным и триединым звучащим корнем самой совершенной и полнейшей гармонии». Он также впервые показал аккордовые обращения.

В XVIII в. Ж.Ф. Рамо разработал науку о музыкальной гармонии как о системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса, обращений, тональной связи и каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» субдоминанта-тоника-доминанта), определив тенденции тональной гармонии, основанной на терциях.

Ф. Ж. Фетис в XIX в. ввел современное определение тональности как свойства лада тяготеть к своей тонике. Это определение охватило как старинные модальные лады, так и мажоро-минорные тональности, изученные на промежутке истории от григорианского хорала до романтиков (Г. Берлиоза, Р. Вагнера). В отличие от пифагорейцев и рационалистов эпохи Просвещения «тональность» (в более широком значении - лад) в это время понималась как «метафизический принцип», находя в ладу «тяготения», «разрешения», «устои», «притягательный консонанс» и т.д.

Г. Риман в XIX в., опираясь на идеи Ж.Ф. Рамо и на теорию «гармонического дуализма» А. фон Эттингена (мажор и минор как противоположности), создал теорию классической гармонии, проанализировал гармонические переходы и другие специфические особенности тональной системы.

В. XX в. учение о музыкальной гармонии было сильно расширено и детализировано. Например, Б. Яворский и С. Протопопов описывали новые лады, помимо мажора и минора; Г. Шенкер выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке, разработал анализ, в основе которого лежало последовательное «снятие слоев» музыки, вплоть до элементарного мелодико-гармонического остова, что вело к простейшему мажорному или минорному трезвучию; Ю. Холопов разработал общую теорию гармонии.


О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011