Зачем нужна большая зарплата?

Антон Джум 2
«Зачем человеку большая зарплата? – под нос себе, но так, чтобы слышал весь вагон, говорит мужчина средних лет. – Все равно ведь пропьет, зараза». «Позвольте с вами не согласится. – отвечает интеллигентный старичок в сером пиджаке. – Можно же и не пропивать. Вот у нас в СССР я получал достаточно много, так как работа вредная была. Кабельщик, знаете ли. Свинец, все такое. И вроде не пропивал ничего». Мужчина средних лет, услышав слово «СССР» огрызнулся: «Да у вас в совке никакой возможности самореализации не было. Просто одна большая тюрьма. Сейчас хочешь заработать, ты заработаешь. А не зарабатывают только полнейшие лентяи. Это понимать надо. Вот он пришел работать за 15 тысяч охранником, и с места не сдвинется больше. А я вот 23 получаю, потому что крутиться умею». «И кем же вы работаете?» – интересуется старик. «Монтажником – гордо отвечает мужчина. – Работа тяжелая, конечно. По десять часов в день, частенько и в выходные. Но ведь можно же чего-то добиться. А то сидят, ноют, что никто не платит нормально. Так ты и нормально работай, чтоб чего-то достичь, как я, например. У меня, дед, шестеро детей, я для них стараюсь».

Старичок хмыкнул и криво улыбнулся: «Эх, а в советское время такого безобразия не было, чтобы по десять часов в день работать, да еще без выходных. И, по сути, ты гроши получаешь. Раньше монтажник такой на заводе около 500 рублей получал, очень хорошие деньги. И жилье спустя год давали. Сейчас эти 500 рублей как ваши сто тысяч, наверно. Ты понимаешь, что тебя обманывают?». Мужчина набычился и выдал: «Это вас обманывали, дед. Что ты мог на эти свои 500 рублей купить? Ни колбасы хорошей, ни в Турцию слетать. Если больше плана сделал, то только похвалят, а сейчас 150 рублей к дневному заработку подкидывают. Ты понимаешь, теперь все в твоих руках, стоит только жопу от дивана поднять. Можно бизнес свой делать, в конце концов. Я — то, конечно, его не сделаю, но детки мои могут. Да и вообще, свобод стало больше. Можно что угодно говорить, не то, что в совке, когда за анекдот про Сталина садили лет на двадцать».

В глазах у дедушки загорелись огоньки: «Будто сейчас вы что-то нормальное купите. Продукты гляди как подорожали. Прям в два раза. Колбаса хуже советской теперь, а на сыр без слез не взглянешь. В Турцию вы теперь не полетаете – рассорились мы с ней. Превышение плана? Слышал о такой штуке, как квартальная премия? В СССР на стимулирование хороших работников денег не жалели. Египет тоже закрыт для русских, я слышал. Бизнес? Он в руках горстки воров, которые развалили союз, и никогда твоим детям ничего не достанется, разве что хрен моржовый, как ни рвись. Свободы? Слышал, теперь за интернет этот ваш сажают, за статьи всякие. Прям как при Сталине, которого в позднем Союзе очень не любили, если вы не знаете».

Мужик обиделся: «А нечего Госдеповские провокации разносить по людям. Они сами виноваты, кого за интернет садят. Говорить можно не все. И вообще, сейчас знаешь как русских людей защищают. Вот, на Донбассе например. Крым теперь вместо всяких Турций есть, он намного лучше, а твой совок дерьмо полное. Бизнесу раздолье, и вовсе там не воры, вот я знаю одного бизнесмена, сначала гуманитаркой американской торговал, потом поднялся, продуктовый магазин открыл, все можно сделать, если с умом. А в вас, совках, предпринимательскую жилку убивали, вот и ничего вы не умеете».

Далее эта парочка сорвалась на крик и взаимные оскорбления, а моя станция неумолимо приближалась. Я вышел, раздумывая, кто же из них прав: мужчина или дедушка. А вы как думаете?