Хаос, маразм, абсурд

Борис Диченский
                К вопросу о воспитании и моральности   
   То ли во сне, то ли наяву я ощутил себя в этом конгломерате бытия, ничего не понимая, не осознавая и не разделяя. Ибо в хаосе, маразме, абсурде ничего нельзя было выделить, осознать, дифференцировать. Всё было единым, всё было сделано из одних и тех же кирпичиков и только ощущения каждой индивидуальной личности были особыми, так как принадлежали только ей и только словами могли в каком-то далёком приближении рассказать, описать ощущения этой чувствующей, мыслящей индивидуальности. В Мире хаоса, маразма, абсурда всё было единым. Дуализм в бытие, то есть разделение всего сущего на две противоположности (например, свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть) были условными и взаимосвязанными. И только страдание было всеобщим и неразделимым. Будда Шакьямуни был неправ, когда утверждал, что есть путь освобождения от страдания.  Была возможность только смириться со страданием, принять, как неизбежное, как смерть, являющуюся обязательной для каждого осознающего себя индивидуума. А хаос, маразм и абсурд продолжались в борьбе и единстве противоположностей. Паразиты убивали полезные микроорганизмы. Полезные героически сражались и побеждали паразитов. Антибиотики уничтожали и тех, и других. В этой войне чаще всего победу одерживали болезни, основным атрибутом которых (и корнем в слове "болезнь") была боль - неизменная составляющая страдания всех живых существ.
   Хаос, маразм, абсурд стали неотъемлемой частью бытия Человечества. Ибо только эти качества стали основополагающими для политиков, правительств, олигархов, разжигающих и толкающих массы одураченных беззащитных людей в пекло войн, в пламя бесправия, нищеты, беззакония, цинизма, тирании и страдания. И удивительно, что в этом засилье Шариковых, Смердяковых, Швондеров ещё не вымерли созидающие труженики, гении, таланты, философы, поэты, художники, стремящиеся к совершенству сверхчеловека.
   Хочется найти отдушину в этом мире хаоса, маразма, абсурда, чтобы не подвергнуться желанию самоубийства, о котором говорит Л.Н.Толстой в своей "Исповеди". Кто-то нашёл успокоение в религии, в вере во всемогущего Господа-Бога, в вере в бессмертную Душу, забывая о том, что все религии способствуют разобщению человечества, к делению его на верных и неверных, а, значит, разжигающих террор, насилие, войны, породивших инквизицию и фашизм. Религия нужна рабам и их господам: рабам - для терпеливого подчинения; господам - для одурачивания и властвования.
   Не могу не поставить знак различия между религиозными догматами, где нет места свободной воле личности,  и философскими учениями о свободе, нравственности, самосовершенствовании.
   И каждый мыслящий человек выбирает то, что ближе его человеческой сущности:
   - один выбирает всемогущего Господа-Бога, то есть Господина с его "кнутом"
   (наказанием за грех) и "пряником" (вечной жизнью души), становясь рабом Его
    любви и воли;
   - другой предпочитает ответственность за выбор перед самим собой.
   При выборе ищу ответы у философов.
   Жан-Поль Сартр:
   - кем станет человек после рождения - не определено, пока это не определит               
   его сознание;
   - у каждого человека должна быть его внутренняя позиция;
   - давать оценку человеку можно только когда он состоялся до самой смерти.
   Мартин Хайдегер:
   - присутствие - бытие познаётся через сознание человека;
   - временность - предаёт смысл существованию;
   - уникальность человека в осознании конечности жизни.
   Эммануил Кант:
   - этика долга - ты должен делать, если способен;
   - мораль - необходимое следствие из опыта жизни;
   - люди создают идею Бога, которая высвечивается из морали человека -
   внутреннего свойства человека;
   - в природе человека заложено желание быть счастливым;
   - нравственный человек не может быть счастливым;
   - мораль - не способ достижения какой-то цели, какого-то результата;
   - в человеке должен быть внутренний долг без ожидания вознаграждения или
   боязни наказания;
   - живи так и поступай так, чтобы максима твоей воли могла служить основой
   всеобщего законодательства;
   - поступай таким образом, чтобы другой человек для тебя и всего
   человечества всегда представали перед тобой только, как цель, но никогда
   как средство для достижения своих собственных целей.
   Чжуан-цзы (369-286 до Н.Э.:
   - состояние вселенной неуловимо, её изменения бесконечны. Умирает или живёт
   человек в этих бесконечных изменениях? Действительно ли слились воедино
   жизнь и смерть, небо и земля? Или же погибает только тело, а дух бродит в
   одиночестве? К сожалению, об этом нельзя сказать ничего определённого. Дух
   бродит в одиночестве, но где он бродит? Хотя перед нашими глазами мелькает
   всё сущее, однако можно с уверенностью сказать, что нет ничего, что
   действительно могло бы стать местонахождением  (души) человека после
   смерти;
   - вследствие изменений возник человек. Человек в в годы, отведённые ему
   природой, подвержен переменам, как и всё сущее, однако перемены эти
   происходят так быстро, что нет возможности противостоять им.   
   Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что человечество может быть избавлено от маразма, абсурда, хаоса, если каждый индивидуум воспримет как внутренний долг общечеловеческую моральность, не исключая христианские заповеди.