Фабрикант П. Г. Щепочкин - патриот, благотворитель

Маргарита Бирюкова
Фабрикант Павел Григорьевич Щепочкин – патриот, изобретатель, храмоздатель, благотворитель. Новые исследования.


Село Палатки, а по-старинному Опаково или Опоково, Калужской области – красивейшее место средней полосы России. Здесь есть всё, чем радует взор и душу русская природа: быстрая река и высокая «гора» над нею, просторы полей и необъятные леса – березники, сосённики, ельники, крутые овраги, а на дне их – хрустальные родники. Летом – море цветов, грибы, ягоды, пение птиц, да разве словами передашь всю эту красоту! Здесь, в Палатках, в доме моей бабушки часто проводила я летние каникулы. Здесь впервые и услышала предания о хане Ахмате, о разбойнике Юшке-Кудеяре, о старинной парусно-полотняной фабрике. Первая статья о ней была написана в 2011 году [1], но поиски продолжались, и за пять лет удалось найти ещё много интересной информации и о фабрике, и о её владельце – Павле Григорьевиче Щепочкине (1759 или 1767 - 1834) – Гражданине, Патриоте и Благотворителе, «с большой буквы». Хотелось бы поделиться своими находками с читателями.
В «Журнале Мануфактур и Торговли» за 1831 год, в № 9, был опубликован обширный материал «Состояние Фабрик и Заводов в Смоленской губернии в 1828 году», где во вступлении отмечается, что большая часть фабрик и заводов в этой губернии «устроены в последние 15 или 20 лет, а некоторые существуют только с 1827 или 1828 года»… Главными называются суконные и стеклянные заводы, которые «занимаются выработкою армейских сукон, а стеклянные – простой питейной посуды и оконного стекла». А дальше – такая фраза: «Фабрики парусных полотен заслуживают также внимание, как довольно значительным производством, так и отличным устройством, преимущественно же г. Щепочкина, существующая около 80 лет». Ниже в статье приводятся подробные описания губернских произвоств. В разделе «Полотняные парусные» сообщается: «Таковых фабрик находится в сей губернии две; обе довольно значительны, особенно же одна, помещика Щепочкина, давностью и отличным устройством замечательна. Прядение пеньковой пряжи производится на самопрядках, которых значительное количество роздано по вотчине крестьянам; а беление щелоками.
На обеих фабриках в 1828 году выделано парусных полотен 1416 кусков, в них 70800 аршин. Оные полотна продаются при С.Петербургском порте для заморского отпуска. Главный материал, пенька сырец, покупается в Калужской Губернии. Число рабочих на обеих фабриках 216 человек, в том числе крепостных 166, а прочие вольнонаёмные.
1-я. Поручика Павла Григорьевича Щепочкина; Юхновского уезда в селе Апокове, в собственной вотчине. Устроена отцом его в 1751 и 1753 годах в подкрепление Малоярославецкой, а ныне Медынской его же полотняной парусной фабрики. Строения каменного и деревянного: две ткацкие палаты, каменные, длиною одна на 33 саж., а другая на 6,5 саж.; связь каменная для разных помещений на 34 саж.; чесальня деревянная на 17 саж., в ней поставлено для чесания пеньки 25 железные щетей; мыларня деревянная на реке Коноплёвке на 14 саж.; в ней 5 железных котлов 8 буков, в коих для приведения полотен в совершенную белизну, бучатзольными щелоками; сушильня деревянная на 10 саж., в коей пряжа выжимается железными крюками, а потом разбивается на шесты и развешивается на воздухе; при оной мыларне, для облегчения работы в белении пряжи, устроены в 1810 году, на речке Коноплёвке, нового изобретения две машины. Самопрядок для прядения пеньковой пряжи роздано по вотчине своей крестьянским пряхам 260. Ткачество производится на 80 станах.
В 1828 году выделано: парусных полотен (длина в куске 50 аршин, ширина 17 вершков, вес куска от 56 до 57 фун.) – 816. Оные полотна остались к 1829 году не проданными.
Материалы: пряжа пеньковая основная из чистой толчёной пеньки прядётся на самопрядках своими крестьянскими и посторонними женщинами за положенную плату; а уточная веретённая покупается в г. Мещовске или Мосальске; пенька трёпаная сырец в тех же городах, а толчёная приготовляется из пеньки сырцу на толчеях при фабрике; зола гречишная покупается, а осиновая жжётся на месте; крахмал для шлихтования основ делается при фабрике из гречневой крупы; сало белое говяжье, топлёное, для смазывания основ и варения мыла, употребляемого для смягчения пряжи, а также и на свечи, покупается на месте и в г. Мещовске; конопляное масло, употребляемое для смазывания железных щетей при чесании пеньки, также для варения мыла и проч., приготовляется на месте.
При одной фабрике: мастер 1, распоряжающийся всеми рабочими людьми; ткачей 40, при ткацкой же работе учеников 20; цевошников мальчиков 16, сновальщик 1, шпульников из малолетных 20; переборщик пряж 1, чесальщиков пеньки 10, у беления пряжи мыларей 16, при белильных машинах 8, толчейщик пеньки и утку 1, кузнец 1, столяр 1, плотников для делания инструментов 6, шлихтовар 1, в простых разных работах 10, а всего 153 человека, собственных крепостных» [5].
В июле 1828 года в России был учреждён Мануфактурный Совет, и при нём губернские Мануфактурные Комитеты [Прим. 1] . В «Журнале Мануфактур и торговли», в № 2 за 1829 год, был опубликован «Список Членам Мануфактурных Комитетов и Мануфактур-Корреспондентов, учреждённых по разным Губерниям и уездам», где указано, что «по Смоленской Губернии Комитета быть не положено. Корреспондентами утверждены: в городе Дорогобуже Майор Барышников, в городе Юхнове поручик Павел Щепочкин, в городе Рославле Коллежский Ассесор Паншин (все они по преклонности лет от должности отказались), в городе Духовщине Поручик Иван Лесли». (В Калужской губернии Мануфактурный Комитет был, членами его были утверждены: отставной майор Князь Бибарс, полковник Нейдгардт, надворный советник Гончаров, купец Брюзгин; корреспондентами утверждены: в Жиздре помещик Мальцов, в Калуге коммерции советник Яков Билибин) [6].
В Российской Национальной Библиотеке (РНБ) в Санкт-Петербурге и в Государственной публичной исторической библиотеке (ГПИБ) в Москве хранятся два экземпляра книги: «Новый, простой и дешёвый способ беленья пеньки и пеньковой пряжи. Изобретение Порутчика Щепочкина» (Издано по распоряжению Министерства Внутренних Дел. СПб.: в тип. В. Плавильщикова. 1815 г.). В книге, изданной спустя всего три года после Наполеоновского нашествия, рассказывается о новом способе беления пеньки и пеньковой пряжи, используемых в том числе для изготовления парусных полотен, а также объясняется устройство изобретённой Павлом Григорьевичем Щепочкиным специальной машины, с помощью которой производится беление пеньки этим новым способом. Павел Григорьевич изыскивает способ значительно ускорить и удешевить в 15-17 раз (!) отбеливание полотна. Он не только сам применяет новый метод, но предпринимает активные действия, чтобы довести своё изобретение до как можно большего числа соотечественников. Это и удаётся ему сделать с помощью указанной книги. Во вступлении к описанию изобретения П.Г. Щепочкина сказано: «Между прочим, доведено было до сведения Г. Министра Внутренних дел, что Смоленской помещик отставной Порутчик Павел Щепочкин, имея обширную полотняную и парусную фабрику и изыскивая способы к усовершенствованию своих заведений, изобрёл машину, посредством коей пеньку и пряжу пеньковую можно белить чистою холодною водою без употребления золы, дров или других каких-либо материалов, в самое притом короткое время, так, что в двое суток можно доводить их до такой степени белизны, до какой золою едва ли достигнуть можно в две или три недели. Наиболее же важность сего изобретения состоит в сокращении издержек: ибо выбеливание сею машиною одного пуда пряжи обходится в 15 или 20 копеек, между тем как золою стоит от 2 рублей 50 копеек до 3 рублей. Столь полезное изобретение Г. Щепочкина обратило на себя внимание, как местного начальства, так и Министерства Внутренних Дел; и поелику он, Щепочкин, из усердия к общей пользе вознамерился изобретение своё сделать повсюду известным, то для вящего в пользе оного удостоверения по Высочайшей Его Императорского Величества воле сделаны были над выбеленными им образцами пеньки и пряжи пеньковой опыты в Адмиралтейском Департаменте, который по простоте и выгодности сего способа весьма оный одобрил. О всём сем представлено было Государю Императору, и Его Величество во уважение неоднократных его, Щепочкина, доказательств соревнования к пользе общественной, и между прочим за сие изобретение в 1811 году Всемилостивейше пожаловать его изволил Кавалером Ордена Св. Владимира 4-й степени». К описанию «приложены 4 чертежа Белильной машины Юхновского помещика Щепочкина: 2 плана и 2 профиля» с объяснениями. Полный текст книги П.Г. Щепочкина в современной орфографии опубликован в статье «Машина для беления пеньки помещика П. Г. Щепочкина» в интернете [7].
В статье «С.Я. Храповицкий и Юхновское ополчение в 1812 году» [8] уже отмечалась выдающаяся роль П.Г. Щепочкина в обеспечении Юхновского народного ополчения материальными средствами в тяжёлую годину Наполеоновского нашествия на Россию. Павел Григорьевич, как истинный патриот, передал предводителю Юхновского дворянства С.Я. Храповицкому огромную сумму денег - 20 тысяч рублей - для организации обороны Юхновского уезда. Это пожертвование историки называют «единственною крупною суммою» из пожертвованных дворянами Смоленской губернии, составляющею 44 % от всех собранных в губернии денежных средств. Благодаря общим усилиям юхновчан, а позже и помощи армейского партизанского отряда Дениса Давыдова, враг за реку Угру не прошёл, и большая часть уезда не пострадала от вражеского нашествия. Не был враг и Опокове (Палатках), где находилась фабрика Щепочкина.
Но не только на защиту от врагов жертвовал П.Г. Щепочкин свои деньги, он помогал деньгами юхновчанам в трудные голодные годы (см. ниже стихотворение С.Н. Глинки), строил храмы Божии: церковь во имя Преображения Господня в Палатках (Опоково) Смоленской губернии в 1791 г. и церковь Спаса Нерукотворного в Кондрово Калужской губернии в 1820 г. Прославился он и как меценат-благотворитель, поддерживающий русских литераторов.
В электронном каталоге Российской Государственной Библиотеки (РГБ, бывшей «Ленинской») обнаружились две книги русских писателей с посвящением Павлу Григорьевичу Щепочкину.
Первая книга:
«Расточительный или своевольный сын», Поэма в двенадцати песнях с 12 гравированными картинами. Перевёл с французского Сергей  Бакаревич, под руководством Сергея Глинки. Москва: в тип. Августа Семена. 1822. 96 с., ил. (19 см). Напечатано иждивением В.В. Логинова. Цензор: И.М. Снегирев, 10 ноября 1821 г.
Вот дословно «Посвящение П.Г. Щепочкину»:
«Его Высокоблагородию и Кавалеру
милостивому Государю
ПАВЛУ ГРИГОРЬЕВИЧУ ЩЕПОЧКИНУ.
Усерднейшее приношение.
Милостивый Государь!
Дорожа вашими благодеяниями, которыми вы привыкли ознаменовывать жизнь свою, посвящаю имени вашему первый опыт трудов моих. Удостойте принять оный с благосклонностью, свойственною душе вашей. Сергей Бакаревич. 1821 года, 6 Ноября. Москва».
Книга «Расточительный или своевольный сын» - это перевод вышедшей в 1816 г. в Париже прозаической поэмы французского автора - Пьера Огюста Мари Миже (1771 - 1837) - «Histoire de l'enfant prodigue, en douze tableaux, tir;e du Nouveau Testament»; Dessin;e et grav;e par Jean Duplessi-Bertaux en 1815 (Paris: P. Didot, 1816), своего рода художественное переложение Евангельской притчи «О блудном сыне». В книге использованы иллюстрации Жана Дюплесси-Берто из французского оригинала, а стихотворные подписи под ними принадлежат самому переводчику - С. Бакаревичу (в оригинале - краткое изложение глав). Эта старинная книга в виде отсканированной электронной копии находится в открытом доступе на сайте Российской Государственной Библиотеки (РГБ), бывшей «Ленинской».
В качестве эпиграфа к поэме Сергей Бакаревич написал под картиной следующее двустишие:
«Отрада страждущих, небесно вдохновенье,
Приносит вера нам и жизнь и награжденье».
Есть в русском переводе и другие отличия от оригинальной версии поэмы Миже: «Песня первая» заменена вводным эссе переводчика – Сергея Бакаревича - и его же стихотворным переложением 48-го псалма. В сноске к ней указано: «Сия статья прибавлена переводчиком. В подлиннике объяснена только в нескольких строках картинка». Начинается эта «статья» такими словами: «Сколь счастливы те, которые умеют уживаться в участи, назначенной им Провидением! Дни их протекают в мирных упражнениях; сердца их безмятежны, и мысли не волнуются бурею страстей, возмущающих их души», а завершается такими: «Сохраняя чистую совесть, осушая слезы злополучных, будем довольствовать мирным жребием своим. Счастье наше в вере и терпении, а вечно и истинно Отечество наше в небесах».
В конце книги имеется стихотворное «Прибавление»: «Бессмертие. Доказательства естественные» в стихах, на 10 страницах, которое в оригинале также отсутствует. Завершается это «Прибавление», а с ним и вся книга таким четверостишием:
«О, смертный! Сколь велик ты в мире чудесами!
Ты возвеличился бессмертными делами.
Но все, что на земле создать ты к славе мог,
Верь, всё то превзойдёт твой о несчастном вздох».
Эти строки ещё раз подчеркивают, что автор признаёт высшей человеческой добродетелью милосердие и благотворительность, свойственные и П.Г. Щепочкину, что отмечено в Посвящении в начале книги. 
Вторая книга:
Сергей Николаевич Глинка (1776 – 1847) – дворянин, родом из Смоленской губернии, известный писатель-патриот, издатель журнала «Русский Вестник», первый ратник Московского ополчения 1812 года - посвятил Павлу Григорьевичу Щепочкину не просто книгу, а издание в восьми частях: «Театр света, или Изображение достопамятнейших происшествий древних и новых времен, нравов и словесности». Москва: в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-хирургической академии. 1823-1824. (23 см). Цензор И.М. Снегирев. Книга украшена многочисленными гравюрами, выполненными А.А. Осиповым, В. Храмцовым, Т. Леоновым и другими. Найти её можно в РГБ в Москве и РНБ в Санкт-Петербурге.
Первая часть издания открывается гравюрой: «Един сопровождаемый нежною дочерью», и таким посвящением:
«Почтенному моему другу Павлу Григорьевичу Щепочкину усердное приношение.
 «Благотворителю прямому
В хвале нет нужды никакой»
                Державин.
*
Кто любит украшать жизнь добрыми делами,
Того превозносить не нужно похвалами.
Хвала его – в делах. Но можно ль то скрывать,
Что сердцу, что душе столь сладостно питать?
В душе моей к тебе храня благодаренье,
Здесь новое тому являю подтвержденье.
Я в горестнейши дни семейства моего
Узнал чувствительность всю сердца твоего.
Твоё душевное, усердное вниманье
Надежды гаснувшей не отдало сиянье.
Средь мрака скорбного я унывал душой;
Оцепенением смущался разум мой.
Коль снова ожил я, коль труд мой продолжаю,
Коль обществу мои занятья посвящаю,
И есть ли не погиб я в горестной судьбе:
Тем Провидению обязан и – тебе.
                С. Глинка.

В начале четвертой части – второе стихотворное посвящение, на пяти страницах:
«Послание о благотворении, к Павлу Григорьевичу Щепочкину, при поднесении ему третьей и четвертой части «Театра света», посвященного его имени.
Благо имя паче елея блага. – Благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира.
                Соломон.
Кто именем своим сердца к себе влечет;
Благотворительной стезею кто идет:
Тот ознакомится и с славой и с душами;
Тот пролагает путь к бессмертию делами.
В прелестны Майски дни льет роза аромат;
Надолго ль? – только дни весенни пролетят,
И розы аромат с весною исчезает.
Но добродетель нас всегда собой пленяет:
При мраке грозных бурь, она блестит ясней;
И взоры страждущих всегда стремятся к ней.

  Блажен! Кто жалостью душевною влекомый,
Идет в печальные и сетующи домы!
Счастливя  он других, бывает счастлив сам:
По добрым наша жизнь отлична лишь делам (1).
Как солнечных лучей отрадно появленье
В лугах, в полях, везде лиет животворенье;
Благотворение так нову жизнь дает. –
Блажен! Кто счастие другим с собой несет;
Блажен тот, чья душа скорбь облегчать готова,
Отрада для него всегда сияет нова;
Отрада – другом быть признательных сердец,
Деяний наших всех лестнейший есть венец. –

  Как миг, как быстрый миг, все в мире пролетает;
Гремящей славы звук в столетьях исчезает.
Кто тысячи разил, кто царства покорял,
В потомстве тот бичом именоваться стал (2).
Что в том, что Кесаря отважны легионы
Повергли в тяжкие оковы миллионы?
Что в том, что городов он сотни покорил? –
Новейших гром побед ту славу истребил.
Но сладко вспоминать, что он в сиянье славы,
Полсвету став давать всевластные уставы,
О бедных вспоминал и горестных отцах;
И в их навеки жить остался он сердцах (3).
  Нет! Нет! Не вспомнит свет безжалостных героев,
Коль только славились они средь грозных боев;
Коль только дланью их лилась народов кровь;
Коль их чуждалася сердечная любовь (4)!..
Как в дальних тучах гром разящий звук теряет;
И грозных слава битв подобно исчезает.
Но ежели Герой, на гордых брося гром,
Любовью к страждущим был завсегда влеком:
Победой он тогда венчается нетленной,
И славою блестит в столетьях неизменной.
Суворов славой сей победы украшал;
Чтоб другом быть добра, себя он забывал. (5)

  Почтенный Щепочкин! Ты добрыми делами
Власть неизменную приемлешь над сердцами.
Не может позабыть то Юхновска страна,
Чем благости твоей она одолжена.
Когда сей край сражен был глада истомленьем,
Отраду  ты принес ему благотвореньем. –
Так! Ближним помогать ты завсегда готов;
И ты нелестную стяжал сердец любовь. (6)
Семейство все твое добром одушевленно,
И  к помощи другим усердьем устремленно.
Я сам по опыту узнал твои дела;
Тебе, твоей семье, честь, слава и хвала.

  В день именин твоих (7) я снова повторяю,
Что вечную к тебе признательность питаю.
Благотвореньем ты жизнь любишь украшать;
А мне всегда о том приятно вспоминать,
Что сердцу моему дана тобой отрада. –
Мой друг! Меня одна та только льстит награда,
Коль труд усердный мой в потомство перейдет,
И голос чувств моих туда перенесет.
                Сергей Глинка.
Июня 1823 года.
Москва.
Примечания С. Глинки:
(1) «Жить, значит делать добро» - сказал Пелиссон в письме своём к Королю Людовику XIV.
(2) Атилы, Тамерланы, Батыи и прочие завоеватели названы бичами народов.
(3) Плутарх и другие историки говорят, что Кесарь издал закон для вспомоществования бедным отцам семейств.
(4) Исчисляя добродетели Принца де Конде, знаменитый Боссюет говорит: «Да удалятся от нас Герои бесчеловечные! Они могут удивлять, но никогда не привлекут к себе сердец. Бог, сотворя сердце человеческое, напечатлел в нём первоначально благость в ознаменование благодетельной десницы, создавшей нас. – Вельможи, чуждающиеся благости, за высокомерное бесчувствие свое будут лишены лучшей отрады сей жизни: сношения с любовью и сердцами». Подобно Боссюету и Державин говорит, что благость душевная есть отличительное свойство вельмож; и что без сей душевной благости все внешние украшения мечта и призрак.
(5) По взятии Варшавы, Суворов умолял Екатерину простить флота Капитана Варланда, навсегда разжалованного в матросы; а при отправлении в Италию, ходатайствовал у Государя Павла за одну злополучную вдову  и мать.
(6) На нынешний 1823 год Павел Григорьевич Щепочкин избран был Юхновским Предводителем; он по причине нездоровья уклонился от сего звания.
(7) 29 июня».

И, наконец, третье стихотворное посвящение находим в начале седьмой части книги. Вот оно:
«Павлу Григорьевичу Щепочкину, при посвящении седьмой и осьмой части «Театра света»:
Ты дружество свое, ты ласку продолжаешь;
Ты рвением меня к трудам одушевляешь.
Волнуясь горестью, болезни под ярмом,
Невольно стал бы я бездействен и умом.
Но дружеское все животворит вниманье;
Оно нам новое дает существованье.
Мысль проясняется; от сердца скорбь бежит,
И утешенья луч в очах у нас блестит.

  Блажен! Еще скажу: кто ближних подкрепляет,
Кто благотворную к ним руку простирает!
Мы все здесь странники, вся жизнь есть быстрый миг.
Но кто добро являть привык в делах своих;
Усугубляет тот и жизнь и наслажденья:
Друг ближних, друг добра! – Любимец Провиденья.

  Все, все превратно здесь; и все дано на час,
Поутру солнца блеск увеселяет нас:
Но утро протекло! – и солнца блеск затмился;
Вид рощей и полей во влажной мгле сокрылся. –
Все ненадежно здесь: в сей день гремим, блестим,
А завтра оборот судьбы блестящей зрим.

 Но благотворный муж, добра друг неизменной,
Не знает участи превратной и смущенной.
Спокоен в счастье он; в печали не грустит;
И память добрых дел всегда его живит.
Добро и жизнь должны идти одной стезею;
Тогда любовь сердец мы съединим с собою.
Блеск солнца, первый блеск; но гаснет иногда;
Сияние добра не меркнет никогда.

  Почтенный друг! В добре ты зришь свою отраду;
И Провидение дает тебе награду –
Награду – за добро всегда любимым быть. –
Когда длань времени мой труд не истребит;
Пускай грядущее потомство прочитает,
Что благодарность в сих словах изображает.
                Сергей Глинка.
Июня 1824 года.
Москва.

Во всех восьми частях своего «Театра света» Сергей Николаевич Глинка поместил повести из Русской истории, воспевающие верность долгу и любовь к Отечеству, а также статьи о воспитании, исторические и нравоучительные повести древних современных автору сборника философов и писателей. Все они призваны воспитывать в читателях патриотические и высоконравственные чувства. Такая книга была и сейчас является, несомненно, полезной, особенно для подрастающего поколения. Из русской истории, например, здесь есть такие повести и рассказы: «Отрок Петр, защитник матери своей царицы Наталии Кириловны», «Примерная верность и добродетель княгини Вяземской и сила раскаяния князя Юрия Смоленского», «Анна Всеволодовна, первая основательница в России училища для воспитания девиц», «Торжество веры и добродетели, происшедшее из русской истории тринадцатого столетия», «Картина семейственного счастья в России, в семнадцатом столетии  или Воспоминания о Феодоре Михайловиче Ртищеве, бескорыстном сыне Отечества, любителе просвещения и друге человечества», во второй части – «Образец любви и верности супружеской, или бедствия и добродетели Наталии Борисовны Долгорукой…», «Усердие Петра Первого к родству», «Суворов на горах Альпийских»,  «О пребывании Русских в Париже в 1814 году» и т.д. и т.п.
Характеризуя состав своей книги, С.Н. Глинка отмечал: «С примерами, почерпнутыми из иностранных историй, старался я соединять примеры, взятые из наших летописей. Для разнообразия же чтения, помещаю статьи о словесности, а картину нравов предлагаю в виде повестей».
Хотелось бы сказать несколько слов о Сергее Николаевиче Глинке, труды которого ныне так незаслуженно забыты соотечественниками. В журнале «Маяк», в томе 16 за 1844 год, была опубликована статья Б.М. Фёдорова «Пятидесятилетие литературной жизни С.Н. Глинки», изданная также отдельной брошюрой. Там были такие слова: «Ему <С.Н.Глинке> обязаны мы сохранением множества известий, важных для отечественной истории. Он дорожил каждым подвигом Русской славы, доходившим до его сведения, и это без сомнения – есть уже заслуга перед Отечеством. Сколько прекрасных подвигов сохранено им от забвения, сколько юных умов утверждено в чувствах любви к Отечеству. В нём почтут усердного гражданина и доброго человека. Издатель «Русского Вестника», первый ратник Московского ополчения в 1812 году, воспитатель чувств любви к Отечеству – вот почётные титла его!..
Он добрый вестник Русской славы,
Он охранял сердца и нравы!
Не свянет и его венок —
В лучах двенадцатого года,
При жизни Русского народа» [10].

Замечательную статью памяти С.Н. Глинки оставил князь Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878) - знаменитый русский поэт, историк, государственный деятель, близкий друг и постоянный корреспондент А.С. Пушкина. П.А. Вяземский пишет: «Он известен с 1784 года и кончил свое земное и литературное поприще в 1847 году. Во всё течение этих долгих годов он был преимущественно, беспрерывно и почти исключительно писатель… В оставшихся по нём творениях он ни единою строкою не изменил священнейшей обязанности писателя искренно и честно обращаться со словом, по прекрасному выражению Гоголя… В 1820 году выпущено было в свет собрание сочинений его в 12 частях. Ныне полное собрание составило бы сто частей и более…
Жизнь и труды Глинки имеют своё неотъемлемое место в истории русской литературы… Чувства и цель его были общие с народным чувством и с народною потребностью: чувство любви к Отечеству и стремление более и более знакомить Русских с Россиею… Полезнейшею эпохою литературной деятельности нашего автора было восемнадцатилетие, в которое издавал он «Русский Вестник» <с 1808 по 1824 гг.>. По всей России, особенно в провинциях, читали его с жадностью и верою… Преимущественно в первые года существования своего журнал имел историческое и политическое значение. Одно заглавие его было уже знамя»… В 1812 году, когда Наполеон со своими полчищами свирепствовал в недрах России, «литература Глинки, - по словам П.А. Вяземского, - обратилась в общее действие. «Русский Вестник» облекся в плоть и кровь». Вследствие представления Графа Растопчина, главнокомандующего в Москве, С.Н. Глинка «был пожалован кавалером ордена святого Владимира четвёртой степени. «Любовь ваша к отечеству, доказанная сочинениями и действиями вашими, обратила на вас Наше внимание», - писал ему император Александр в высочайшем рескрипте своём… Глинка был рождён народным трибуном, но трибуном законным, трибуном правительства. Он умел по-православному говорить с народом православным. Речами своими он успокаивал и ободрял народ. И то и другое, по обстоятельствам, было нужно» [11]. Среди трудов С.Н. Глинки следует особо отметить его книгу «Русская история: В пользу воспитания», в 14-ти частях, которая в период 1817 – 1825 гг. выдержала три издания. Николай Михайлович Карамзин, автор знаменитой «Истории государства Российского», созданной примерно в эти же годы, ходатайствовал о награде С.Н. Глинке у тогдашнего министра просвещения А.С. Шишкова за его книгу, свидетельствуя о ней, что «она достойна быть введённою во всех учебных заведениях». А ещё П.А. Вяземский пишет так: «Во всю жизнь был он <С.Н.Глинка> в полном значении слова: человеком, гражданином, христианином.  В духовном отношении этого довольно… Глинке на долю выпали светлые дни, но и пасмурные. Последних более. Первые встречал он без самозабвения, но с умилением и благодарностью к Промыслу; другие - с покорностью и молитвою… Осталось по нём многочисленное семейство, которому он был вождём, другом и опорою. Имущества за ним не было никакого. Ещё в молодости своей отказался он в пользу сестры своей от маленького наследства, полученного им по кончине отца. С той поры до конца дней своих жил он и содержал себя и семейство трудами своими и монаршими щедротами, которые также были наградою за полезную его деятельность» [11].
Начиная с 1819 года у С.Н. Глинки началась в жизни «чёрная» полоса: значение «Русского Вестника» утратило свою силу, самого Сергея Николаевича, отца многочисленного семейства, по его собственному выражению, «мучили долги», и не было «никаких надежд на будущее» [9]. Так продолжалось в течение нескольких лет, и материальная поддержка Павла Григорьевича Щепочкина была несомненным благом для С.Н. Глинки и его семьи.

От литературных памятников Павлу Григорьевичу Щепочкину перейдём к памятникам материальным. На сегодняшний день известно, по меньшей мере, о сохранившихся двух каменных храмах, построенных П.Г. Щепочкиным, четырёх каменных жилых домах, принадлежавших его семье, и о нескольких каменных корпусах Кондровской бумажной фабрики. (От каменных зданий парусно-полотняной фабрики в Опоково (Палатках) остался белокаменный подземный этаж, который сейчас хорошо просматривается внутри полуразрушенного кирпичного здания школы – бывшей усадьбы Карповых, построенной, видимо, на основании старинного здания, принадлежавшего Щепочкину).    Расскажем о каждом из сохранившихся зданий по порядку.

Первый храм - во имя Преображения Господня - был построен на средства П.Г. Щепочкина ещё в XVIII в., в 1791 г., в селе Опоково (Палатки) Юхновского уезда Смоленской губернии, рядом с полотняной фабрикой, на высоком берегу реки Угры, на месте старой деревянной церкви. Ему посвящена отдельная статья [12]. Храм сохранился, но разрушается, находится в плохом состоянии, зато в нём Юхновский батюшка освятил православный уголок, где есть более 10-ти икон, крест-распятие и два столика, где можно поставить свечи. Рядом расположены сельское кладбище и братская могила времён Великой Отечественной войны, и местные жители и приезжие приходят сюда помолиться за усопших родственников и погибших воинов.
Второй храм – во имя Спаса Нерукотворного Образа в селе Кондрово (Кондырёво) Медынского уезда Калужской губернии, неподалёку от основанной им бумажной фабрики на берегу реки Шаня, П.Г. Щепочкин построил в 1820 г. в память погибших воинов Медынского уезда в Отечественной войне 1812 года, также на месте старой церкви. Позже на средства прихожан были пристроены и освящены приделы: в честь мученицы Параскевы Пятницы (в 1841 г.) и в честь великомученика Феодора Стратилата (в 1860 г.). При храме действовала церковно-приходская школа. В 1936 г. храм закрыли, с 1961 г. здесь размещался продовольственный магазин и база ОРСа. В 1993 г. здание храма в аварийном и разграбленном состоянии было передано на баланс Калужской Епархии, благодаря просьбам верующих и трудам Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского. Храм Спаса Нерукотворного определили Архиерейским подворьем, восстановление было поручено священнику Игорю Князеву. 5 июня 1993 г. состоялось первое Богослужение. В 1995 году были установлены Кресты и Колокола, и 29 августа  того же года, в Престольный праздник, в главном Алтаре храма архиепископ Климент совершил первую Божественную литургию. В 2008 г. трудами главы района В.М. Колесникова от храма отнесена автодорога, которая пролегала у стен храма, проведён ремонт фасада храма, установлены новые главки и кресты; 29 августа 2009 г., в Престольный праздник, храму пожертвована малая звонница. Архиерейское подворье Храм Спаса Нерукотворного ныне является действующим приходским храмом [13].
Жилые дома, принадлежавшие семье Павла Григорьевича Щепочкина, сохранились: 1) в посёлке Полотняный Завод Калужской области; 2) в городе Кондрово Калужской области; 3) в Москве на Тверской улице, одной из центральных улиц столицы,  и 4) в Москве в Спасопесковском переулке в районе Арбата.

Дом П.Г.Щепочкина в Полотняном Заводе Калужской области:
Один из самых известных домов, где проживал П.Г. Щепочкин с семьёй -  находится в посёлке Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области. Он входит в состав уникального усадебно-фабричного архитектурного комплекса XVIII века и музея-заповедника «Полотняный Завод». Уникальность комплекса состояла в том, что производство нахооодддилось в непосредственной близости от господских домов.  Усадебные здания Гончаровых и Щепочкиных признаннны   памятником культуры и истории федерального значения [19]. Подробно об усадьбе Щепочкина рассказано на официальном сайте музея-заповедника [16], где отмечается что она «представляет уникальный образец русской дворянской усадьбы конца XVIII в. - начала XIX в.».  Трёхэтажный каменный дом Щепочкина построен по всем правилам ландшафтного искусства в стиле русского классицизма. Внутри его сохранились редчайшие росписи плафонов и интерьеры конца XVIII в., с фигурными печами начала XIX в. Это один из самых замечательных памятников русской архитектуры конца XVIII века. Он стоит над рекой Суходрев, на самом краю обрыва, отсюда открывается великолепный вид вдоль реки, лучший в Полотняном Заводе. Строили дом московские мастера, те же, что вели в 1806–1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге, некоторые росписи совпали почти буквально. Рядом с домом находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов.
Восточный фасад здания обращен к реке Суходрев, оформлен портиком в стиле русского классицизма. Четыре круглые в колонны с капителями опираются на мощный фундамент, украшенный тремя арочными пролетами. Изящно встроенные медальоны с изображением фигур античных героев украшают восточный фасад. Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры поддерживают небольшие балконы в классическом стиле. Через парадный вход дома с западной стороны по деревянной лестнице можно пройти на 2-ой этаж. Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки. На втором этаже располагалась парадная анфилада комнат, сохранены уникальные росписи потолков; третий был жилым: комнаты хозяев, гостей, детские комнаты, на третий этаж вела небольшая лестница.
В 1834 г. усадьба перешла к дочери П.Г. Щепочкина, генерал-лейтенантше Марии Павловне Бистром. В 1850 году в усадебном доме её дочь - Александра Антоновна выходила замуж за знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. После венчания семья Пироговых в Полотняном Заводе провела три недели своего медового месяца. Н.И. Пирогов оперировал на походном столе, жена ему ассистировала.
В конце XIX в. дом был продан купцу-старообрядцу Ершову. В 1909 г. на третьем этаже была открыта школа. После смерти Ершова дом по наследству перешёл к супругам Прохоровым, которые школу оставили и устроили в большом зале молельню, установили иконостас. В годы Великой Отечественной войны, в отличие от дома Гончаровых, дом Щепочкина не пострадал. После освобождения поселка здание было приведено в порядок, и до 2007 г. в нём располагалась школа. В январе 2008 г. дом Щепочкина был передан Калужскому областному краеведческому музею, тогда же была начата реставрация [16], [19]. Тогда здесь перекрыли кровлю, начали работы по восстановлению цоколя, но в 2009 г. ремонт заморозили.
18 октября 2013 г. в Калуге губернатор области А.Д. Артамонов провёл совет по культуре, где рассматривался вопрос о состоянии и перспективах комплексного развития «одного из важных объектов культурного наследия Калужской земли - дома Щепочкина в поселке Полотняный завод, уникального памятника русского зодчества». Отмечалось, что здание законсервировано, в нём были проведены кровельные работы, поддерживалась в рабочем состоянии отопительная система, велись локальные работы на цоколе; в настоящее время дом Щепочкина нуждается в серьезной реставрации, однако вопрос о её финансировании «остаётся открытым». Решено было «как можно быстрее провести работы по усилению фундамента и гидроизоляции здания» дома Щепочкина, чтобы предотвратить дальнейшее его разрушение, а для работ привлечь как профессионалов из московского Института искусства реставрации, так и волонтёров. Обследовавший дом Щепочкина московский реставратор Михаил Михайлов назвал его  «жемчужиной русской архитектуры» и подчеркнул уникальность сохранившихся в доме печей и росписей. Региональное министерство культуры планирует использовать дом Щепочкина в качестве музейно-представительского комплекса, в котором наряду с экскурсиями могли бы проводиться различные мероприятия [17], [18], [19], [20].
О выполнении реставрационных работ к нынешнему 2016 году – сообщений не обнаружено.
На территории усадьбы Гончаровых находился большой храмовый комплекс в честь Преображения Господня 1741 г. Именно в этом храме венчались 7/19 июня 1850 г. Н.И. Пирогов и А.А. Бистром (внучка П.Г. Щепочкина). После национализации усадьбы в 1921 г. церковь с колокольней и усыпальницей Гончаровых была разрушена. С марта 2011 г., по инициативе жителей поселка и по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, начались мероприятия по возрождению храмового комплекса. К настоящему времени в Спасских воротах отремонтирована и оборудована временная часовня, 7 апреля 2011 г. здесь прошла первая служба, с этого дня богослужения совершаются регулярно. В 2015 г. начались работы по воссозданию самого храма: завершён фундамент и воздвигаются стены. [31]. В интернете можно найти много фотографий сохранившегося внутреннего убранства дома Щепочкиных, например здесь: [32].

Дома Щепочкиных в Москве.
В адресных указателях города Москвы за разные годы найдена такая информация (нумерация домов с течением времени изменялась):
1818 год:
Дом Щепочкиной Александры Гавриловны, Порутчицы – Арбатской части, во 2 квартале, у Спаса Песков на монастыре, № 121 [15, Арбатская часть, С. 37].
Дом Щепочкина Павла, Порутчика и Кавалера – Сретенской части, в 1 квартале, на Тверской улице, № 12 [15, Сретенская часть, С. 18].
Дом Щепочкина Николая Григорьева, Майора – Мещанской части, в 1 квартале, на 3 Мещанской улице, № 87 [15, Мещанская часть, С. 25].
1826 год:
Дом Щепочкиной Александры Поруч[ицы] – Арбатской части, на Спасск. Площадке, № 120 и № 121.[14, С. 112].
Дом Щепочкина Павла Поручика – Сретенской части, по 1 кварталу, на Тверской улице, № 12. (Соседями его были Замятин Яков, мещанин (ул. Тверская, № 11)  и Неронова Наталья, Майор[ша] ( ул. Тверская, № 13) [14, С. 127].
Дом Щепочкина Никол[ая] Майора нас[ледников] – Мещанской части, на Мещанской улице, № 87 [14, С. 322].
1842 год:
Дом Бистрем Антона Ген.-Лейт. – в Мещанской части, 3 кв. № 427; 228 руб. сер. [23, С. 21].
Дом Щепочкиной Варвары дворян. – Арбатской части, 4 кв., № 439; 1714 руб. сер. [23, С. 213].
Дом Щепочкиной Елизаветы дворян – Мещанской части, 2 кв., № 244; 3142 руб. сер. [23, С. 213].
Дом Львовой Натальи К[оллежской] Сов[етницы] – В Арбатской части, 2 кв. № 173; 14285 руб. сер. [23, С. 127], тот самый дом, что раньше принадлежал А.Г. Щепочкиной.
Дом Московского Гражданского Губернатора, Сенявина Ивана Григорьевича, в 1842 году находился ещё в Тверской части, 5 кв. на ул. Петровке, в Казённом Губернаторском доме [25].
1852-1853 год:
 Дом Щепочкина, Николая Петровича, Поручика – в Тверской части, в Среднем Кисловском переулке, № 147 [24, С. 13].
Дом Львовых, Николая и Натальи Александровны, детей Стат. Совет., - в Арбатской части, на Спасо-песковской площадке, № 173, [24, С. 58], тот самый дом, что раньше принадлежал А.Г. Щепочкиной.
Дом Градского Общества Москвы, занимаемый Гражданским Губернатором, на Тверской ул., № 22  - в Сретенской части [24, С. 65], бывший дом П.Г. Щепочкина.
В 1852-53-х годах ни в Арбатской,  ни в Сретенской, ни в Мещанской частях Москвы нет домов, принадлежащих Щепочкиным или Бистром. Следовательно, к этому времени все они были проданы.

Дом П.Г. Щепочкина на Тверской улице в Москве.
О доме П.Г. Щепочкина на Тверской улице (том, что в Сретенской части, в 1-ом квартале), ставшем впоследствии Домом Московского Гражданского Губернатора,  пишет московский краевед-экскурсовод Ирина Левина в своих интернет-заметках «Прогулки по Старой Москве и не только»: «Дом с маркизами на втором этаже и пилястрами по середине… Это дом гражданских губернаторов. Тут же находилось и Управление, и Канцелярия, и казённая квартира. В этом доме жили и работали такие известные люди как князь В.М. Голицын, А.Г. Булыгин, Д.С. Сипягин, Г.И. Кристи, В.Ф. Джунковский. Сам дом построен М.Ф. Казаковым для любимца императрицы Екатерины II Александра Петровича Ермолова в 1770-х годах. В 1817 году он принадлежал Павлу Григорьевичу Щепочкину… В 1840-х особняк, который в 1770-х годах построил Казаков, и который находится прямо напротив Английского клуба приобретен для Канцелярии гражданского генерал-губернатора. В 1848–1852 гг. архитектор И.А. Сикорский пристроил к дому два боковых крыла. В 1931–1935 гг. здание расширено и надстроено двумя этажами по проекту архитектора Н.Я. Тихонова. Его теперь вообще не узнать» [26], [27]. Теперь это дом № 20, строение 1 по Тверской улице.
В списке объектов культурного наследия г. Москвы числится «Дом Московского гражданского губернатора, 1770-е гг., 1930-е гг.» - ЦАО, Тверская ул., дом 20, строение 1 – объект культурного наследия регионального значения [28]. Известно, что в 1883 году здесь, в доме Гражданского Губернатора была устроена домовая церковь Воскресения Словущего [30].
В конце 1834 года в «Московских Ведомостях» было размещено такое объявление:
«С душевным прискорбием извещаю о кончине родителя моего Г-на Поручика и Кавалера Павла Григорьевича Щепочкина, последовавшей 16-го Октября сего года; после же его остались единственными наследницами я, дочь его, с сёстрами: Полковницею Александрою Павловною Шамшевою, покойной Генерал-Майорши Ольги Павловны Карпенковой малолетными её детьми, Генерал-Майоршею Еленою Павловною Мещериновою, покойной Полковницы Елисаветы Павловны Краснопольской малолетными её детьми, Подполковницею Катериною Павловною Трегубовою, Генерал-Майоршею Анною Павловною Киселевскою и Генерал-Лейтенантшею Марьею Павловною Бистром; до вступления нашего в наследство, оставшегося после покойного имения, желаем иметь достоверное сведение о долгах его, а равно кто и ему состоит должен, и покорнейше прошу Г-д кредиторов и должников его, дабы благоволили уведомить меня о сем, по жительству моему в Москве, Сретенской Ч[асти], 1-го кварт[ала], в доме покойного родителя моего.
Вдова, Полковница Наталья Павловна дочь Чебышева, урождённая Щепочкина» [2]. Это объявление было напечатано трижды (в трёх разных номерах газеты), как это было принято в те годы.
Интересно, что за месяц до смерти П.Г. Щепочкина в Калуге произошло знаменательное событие: Государь Император Николай I, следуя проездом в Орёл, посетил Калугу. Об также сообщали «Московские Ведомости»: «Шестнадцатого числа сего месяца <сентября> внезапно распространилась молва по городу о прибытии на следующий день Государя Императора. Сия неожиданная весть, как электрическая искра, потрясла восторгом радости сердца всех граждан… 18 числа, в девять часов утра, имели счастие представляться Его Величеству служащие Чиновники, Г-н Губернский Предводитель с наличными дворянами и почётными из граждан купеческого сословия. Его Величество изволил удостоить каждого из представлявшихся благосклонным приветствием, долго и весьма милостиво разговаривал с купечеством о торговле, о фабричных заведениях, о промышленности, поощряя их к большей деятельности и предприимчивости…» [3].
Не исключено, что среди «наличных дворян», представлявшихся Государю Императору, был и П.Г. Щепочкин, так как он находился в это время, по-видимому, в Калужской губернии, при одном из своих заводов (это можно предположить, так как похоронен Павел Григорьевич был через месяц с небольшим именно в этой губернии, в Кондрово). Хотя наверняка неизвестно, был или нет Павел Григорьевич на этой встрече с Императором, но в любом случае для почтенного старца это было сильнейшее переживание: если был – то от волнений перед встречей, от быстрых сборов и от дороги (по описанию – приезд Николая I в Калугу был неожиданным); если же не был – то от переживаний, что не смог выполнить свой дворянский долг – прибыть на встречу с Государем. Возможно, эти переживания послужили к усилению старых болезней и скорой кончине П.Г. Щепочкина.
Из «Московских Ведомостей», где регулярно помещались  «Известия о приехавших в сию Столицу и выехавших из оной осьми классов Особах», узнаём и ещё некоторые подробности: 10 октября сообщалось, что в Москву в период с 4 по 8 Октября прибыл из Нарвы Генерал-Лейтенант Бистром  [Прим. 2] (муж Марии Павловны Бистром, дочери П.Г. Щепочкина), а 27 октября  - что Генерал-Лейтенант Бистром выехал в Калугу [4]. Видимо, Антону Антоновичу Бистрому сообщили о тяжёлом состоянии его тестя, и он поспешил к нему в Калужскую губернию.

Дом А.Г. Щепочкиной в Москве в Спасопесковском переулке на Арбате.
Точнее, домов в настоящее время два - № 6 и № 8 по Спасопесковскому переулку. Спасопесковский переулок назван так в XIX в. по церкви Спаса Преображения на Песках, построенной около 1711 г. (изображена на картине В. Д. Поленова «Московский дворик»). Усадьба А.Г. Щепочкиной включала в себя несколько строений – ныне это дома № 6 и 8 в Спасопесковском переулке.
№ 6 - жилой дом А. Г. Щепочкиной («поручика жены»), в основе постройка XVIII в., перестроен в 1820, 1871, 1907 гг. Этот одноэтажный домик отличается от своих ампирных современников необычным для «дворянских гнёзд» арочным антаблементом. Ворота, примыкающие к дому, намного старше его - они выстроены из того же кирпича, что и Спасопесковский храм; вероятно, они некогда входили в церковную ограду.
№ 8 - усадьба А. Г. Щепочкиной - Н. А. Львова, первая половина XIX в., перестроен в 1884 г. архитектором В.П. Гавриловым.
О современном состоянии дома А.Г. Щепочкиной (№ 8), в котором ныне находится Посольство Испании, можно многое узнать из статьи Марии Антоненко «Королевство Испании в Москве», снабжённой большим количеством фотографий. Там написано: «Городская усадьба А.Г. Щепочкиной – Н.А.Львова – Резиденция посла Испании. Спасопесковский переулок, № 8, 1-я половина XIX в., перестроен в 1884 г., архитектор В.П. Гаврилов. В одном из тихих переулочков Арбата, укрывшись от городского шума,  стоит небольшой старинный особняк. Этот дом типичен для послепожарной застройки Москвы. Особняк был построен в 1820 г. по заказу жены поручика Щепочкина для сдачи в наём. Когда-то на этом месте стояло более старое деревянное строение, принадлежавшее  коллежскому асессору П.У. Устинову и сгоревшее во время пожара 1812 года. Новые владельцы выстроили одноэтажный деревянный дом в стиле ампир на каменном фундаменте. Фасад, выходящий на красную линию, украшен торжественным ионическим шестиколонным портиком. Со временем особняк несколько раз перестраивался, и со стороны двора появилась уже каменная двухэтажная пристройка к главному дому… В главном доме московского особняка Щепочкиных с 1821 по 1822 гг. снимал жильё близкий друг А.С. Пушкина поэт князь П.А. Вяземский  [Прим. 3]» [29]. В последующие годы, когда владельцами дома стали Львовы: «В этом же доме арендовал комнаты для себя двоюродный брат писателя С.П. Тургенев  [Прим. 4] <во второй половине XIX в.>, который вкладывал большие средства на ремонт и поддержание церкви Спаса Преображения на Песках. В 1840-1880-х годах жил один из страстных почитателей творчества А.С. Пушкина Н.А.Львов, он в 1871 г. с разрешения московских властей рядом с домом разбил небольшой уютный скверик, назвав его Общественным Пушкинским садом… В 1993 г. здесь был установлен памятник поэту А.С. Пушкину» [29].
О доме А.Г. Щепочкиной № 6 по Спасопесковскому переулку рассказывает московский краевед Ирина Левина. расположен особняк в стиле ампир, принадлежавший роду Щепочкиных: «Небольшой особняк в стиле ампир расположен рядом со зданием школы № 1231 им. В.Д. Поленова, напротив алтаря церкви Спаса на Песках. Это жилой дом жены поручика А.Г. Щепочкиной. Построен он в 1820 году на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 году более старого деревянного дома XVIII века, принадлежавшего некогда коллежскому асессору П.У. Устинову. Деревянный одноэтажный особняк с антресолями выходит на красную линию торцевой частью в пять окон. Фасад украшен четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединенными арками и увенчанными небольшим фронтоном. В проеме образовавшихся арок помещены крупные цветочные розетки. Портик опирается на высокий стилобат. В ампирной Москве такого больше не было. Справа к дому примыкают ворота, которые намного древнее дома. Они построены из того же кирпича, что и Спасопесковский храм. По своим пропорциям и барочному декору они относятся, вероятно, к середине XVIII века… Московский дом Щепочкиной много лет стоял брошенный, ветшал, несколько раз горел. Остатки его были разобраны в 1994 году. В 2000-е годы его воссоздали. Теперь он окончательно отделан и приобрел внешний облик, близкий к первоначальному. Благодаря воссозданию дома мы можем составить себе представление о том, какой была Москва в первой половине XIX века, когда ее всю застроили после пожара подобными особняками» [41]. В интернете можно найти документ – «Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 22.07.2014 г. № 669» - «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Щепочкиной А.Г. с воротами сер. XVIII в., 1820,  1871, 1907 г.»».
(Известно, что во время пожара 1812 года в Москве сгорело более 70 %, причём наибольший ущерб был нанесён центральной части города, в пределах Садового кольца. Так, в Сретенской части из 519 осталось 16 домов, а в Арбатской – из 491 осталось 92 дома. Из 237 Московских церквей сгорели 122. Но после изгнания Наполеоновской армии Москва быстро возрождалась и отстраивалась заново. Московский Генерал-Губернатор Граф Ф.В. Ростопчин 26 апреля 1813 г. сообщал министру полиции Балашеву: «Купцы почти все поправили каменные свои сгоревшие дома». Правительство Александра I придавало большое значение застройке русских городов, особенно их центров, красивыми зданиями. Лучшим архитекторам поручили разработку фасадов жилых зданий и разослали их по губерниям, вменяя в обязанность следовать образцам. Общим для всех вариантов фасадов являлись строгая симметричность композиции, нечетное число окон, использование одинакового отделочного материала для стен главного фасада и штукатурки или обшивки тесом под камень, ограниченное применение декоративных деталей и, наконец, ордер. Во время пребывания в Москве летом 1816 г. Александр I заметил, что многие дома выкрашены «грубою краскою», и приказал, «чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные» [43]). Дом Щепочкиной был построен как раз в эти годы и, несомненно, с соблюдением всех установленных правил.
Интересно, что совсем рядом с домом А.Г. Щепочкиной, в несохранившемся доме № 4 по Карманицкому переулку в 1820 г. снимал жильё писатель С.Н. Глинка [42], о котором мы уже рассказали.
Есть в интернете сообщения о московском доме, принадлежащем племяннику П.Г. Щепочкина - поручику Николаю Петровичу Щепочкину - в Среднем Кисловском переулке, д. 3 (дом Ланга-Щепочкины). Он сохранился, но его в ближайшее время перестроят в стеклянный оперный дом консерватории [21], [22].

Дом П.Г. Щепочкина в Кондрово Калужской области.
Несколько лет назад директор районного краеведческого музея Е.А. Орлова составила Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории ГП «Город Кондрово», по материалам инвентаризации, проведённой в соответствии с приказом МК РСФСР от 08.07.1991 г. № 224. В их числе отмечены объекты, построенные П.Г. Щепочкиным, это:
33. Церковь Спаса Нерукотворного. 1820 г. Кл. Комсомольская, 9.
35. Дом П.Г. Щепочкина. ХIХ в. Ул. Комсомольская, 7.
36. Ансамбль Кондровской бумажной фабрики Ок. 1800 г. – нач. ХХ в. Центр, берег р. Шани, территория АО «Кондровобумпром».
45. Первое производственное здание Ок.1800 г. Центр. [39].
Земли в Кондрово П.Г. Щепочкин купил в мае 1799 года, а в 1800 г. он основал здесь бумажную фабрику и примерно тогда же начал строить напротив неё, на другом берегу реки Шани, собственный каменный  дом.  Ныне это величественный трёхэтажный старинный особняк, единственное каменное здание начала XIX в., которое сохранилось в городе, но, к сожалению, находится оно в аварийном состоянии. За 200 с лишним лет дом неоднократно перестраивался.  Директор музея Е.А. Орлова предполагает,  что в середине XIX века дом перестраивал известный калужский архитектор П.И. Гусев, в итоге дом получил уникальный вид и «архитектуру  столичного  дворцового уровня». Дом Щепочкина в Кондрово называют ещё и «Домом Мещериновых» - дочь П.Г. Щепочкина Елена Павловна вышла замуж за генерал-майора от артиллерии Василия Дмитриевича Мещеринова, и после смерти отца унаследовала фабрику и дом в Кондрово и владела ими до 1854 г. После революции 1917 г. дом Щепочкина использовался как общежитие. Старинные интерьеры и печи были утрачены. В XX в. дом неоднократно страдал от пожаров,  в 1980-х годах лишился левого флигеля, но в нём без водопровода и канализации до 2014 г. проживали люди.
Работники местного музея собрали и подготовили  документацию для признания дома Щепочкина-Мещериновых объектом культурного наследия муниципального значения. В настоящий момент дом Щепочкина  охраняется согласно нормам законодательства как выявленный объект культурного наследия. Ещё два года назад (10.02.2014 г.) директор районного краеведческого музея Е.А.Орлова выступала на заседании градостроительного совета Дзержинского района с докладом о сохранении объектов культурного и исторического наследия в городе Кондрово, в первую очередь - Дома Щепочкина - «уникального памятника архитектуры XVIII века», с которым связаны также имена выдающихся ученых А.Н. Савина и А.Я. Хинчина. Е.А. Орлова сообщила, что «изучала исторические книги храма Спаса Нерукотворного и установила, что Павел Григорьевич Щепочкин захоронен «при церкви» 27 октября 1834 года. Ему была оказана такая честь, как человеку, её построившему. Установлено, что на церковном кладбище захоранивали и потомков Павла Щепочкина. Место, где находится его могила, неизвестно» [37].
В Калужской прессе  в последнее время регулярно появляются сообщения о субботниках и информационных акциях по восстановлению Дома Щепочкина в Кондрово, проводимых местными энтузиастами во главе с директором музея Е.А. Орловой (4 ноября 2015г., 2 мая 2016 г. и др.). На объекте одновременно проводятся работы по расчистке территории и археологические раскопки. Археологам удалось выявить существовавшее здесь несколько веков назад старинное кладбище  [33], [34], [35], [36]. В нынешнем 2016 году археологи планируют отыскать фундаменты утраченного парадного крыльца этого дома, чтобы впоследствии реставраторы смогли воссоздать здание в первоначальном виде. Уже разработан проект сохранения и восстановления исторической панорамы центральной части города Кондрово XIX-XX вв., которым предусмотрено объедение 15 объектов историко-культурного значения в исторический квартал с созданием пешеходного туристического маршрута. Распоряжением Владимира Путина директору Кондровского музея Елене Орловой на его реализацию был присужден грант президента РФ [38].
А в интернете в социальной сети «ВКонтакте» даже организована группа «Павел Григорьевич Щепочкин», где сообщаются новости о восстановлении его дома в Кондрово, а также размещена интересная статья Е.А. Орловой «Наследие Павла Григорьевича Щепочкина в селе Кондрово» (12.11.2015), в ней обнародованы новые сведения как о самом П.Г. Щепочкине, так и о его семье. В том числе отмечается: «Павел Григорьевич Щепочкин является одним из пяти сыновей Григория Ивановича Щепочкина от брака его с Натальей Прокофьевной, урождённой Демидовой»; уточняется дата рождения П.Г. Щепочкина – 1759, а не 1767 год - на основании исповедных ведомостях Спасопреображенской церкви в селе Згомони (Полотняный Завод); уточняется число детей, рожденных супругами Павлом Григорьевичем и Александрой Гавриловной Щепочкиными - родилось десять (!) детей, а не девять, как считалось ранее, среди них был один мальчик – Григорий, умерший в 1800 г. в пятилетнем возрасте. В этом же году умерла и старшая дочь Щепочкиных – Надежда - в возрасте одиннадцать лет. Сообщаются и другие подробности о жизни семьи Щепочкиных и об их владениях в Кондрово [40].
Здесь выявляется ещё одна интересная подробность: если Павел Григорьевич Щепочкин – действительно сын Натальи Прокофьевны урождённой Демидовой (вообще, у Григория Ивановича Щепочкина были две жены), то это значит, что он является родным внуком Прокофия Акинфиевича Демидова (1710 -  1786) - старшего сына уральского горнозаводчика Акинфия Никитича Демидова. Прокофий Акинфиевич Демидов - владелец крупных горнопромышленных предприятий, меценат и благотворитель, вносивший многотысячные пожертвования на Московский университет и миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома, поклонник садоводства, основатель Нескучного сада и Демидовского коммерческого училища в Москве, прославился как один из самых колоритных деятелей Русского Просвещения, в том числе своей изобретательностью и чудачествами. Это про него, Прокофия Демидова, рассказывают, что однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары. Наверно, замечательные предприимчивость и склонность к благотворительности Павлу Григорьевичу Щепочкину «достались» от деда – Прокофия Демидова.

Совсем недавно, 19 апреля 2016 г., в СМИ появилось сообщение, что Калуга включена в список городов, входящих в Золотое кольцо России. Это радостное известие внушает надежду на то, что не только в Калуге, но и в Калужской области будет обращено особое внимание на сохранение и восстановление старинных памятников – домов и храмов, в том числе построенных трудами знаменитого фабриканта, выдающегося патриота, храмоздателя и благотворителя Павла Григорьевича Щепочкина.

Список литературы:
1. Полотняная фабрика в селе Палатки (Опаково) Юхновского уезда Смоленской губернии. // Природа и история Поугорья. Вып. 6. Калуга: Ноосфера. 2011. С. 221 – 229. Или расширенная интернет-версия: http://www.proza.ru/2011/01/20/1585 .
2. [Объявление о кончине П.Г. Щепочкина]. // Московские Ведомости. 1834. № 102 (22 декабря). С. 4868; № 103 (26 декабря). С. 4958; 1835. № 1 (2 января). С. 50.
3. Из Калуги, Сентября 20. // Московские Ведомости. 1834. № 8 (17 октября). С. 3825-3826. Б.п.
4. Известие о приехавших в сию Столицу и выехавших из оной… // Московские Ведомости. 1834. № 81 (10 октября). С. 3748; № 86 (27 октября). С. 3983.
5. Состояние Фабрик и Заводов в Смоленской губернии в 1828 году. // Журнал Мануфактур и Торговли. 1831. № 9. С. 46 - 47, 55 – 57.
6. Список Членам Мануфактурных Комитетов и Мануфактур-Корреспондентов, учреждённых по разным Губерниям и уездам. // Журнал Мануфактур и торговли. 1829.  № 2. С. 109, 112.
7. М.А. Бирюкова. Машина для беления пеньки помещика П. Г. Щепочкина. http://www.proza.ru/2015/10/31/515
8. С.Я. Храповицкий и Юхновское ополчение в 1812 году. //Российские рубежи: реки Угра и Жиздра в истории военных противостояний. Калуга: Национальный парк «Угра». 2015. С. 45 – 59. Расширенная интернет-версия: http://www.proza.ru/2015/06/24/479 .
9. Глинка С.Н. Записки. М.: Захаров. 2004. (Серия «Биографии и мемуары»). С. 377, 379, 382 и др.
10. Федоров Б.М. Пятидесятилетие литературной жизни С.Н. Глинки. СПб. 1844. С. 31.
11. Вяземский П.А. Сергей Николаевич Глинка // Глинка С.Н. Записки. М.: Захаров. 2004. С. 435 - 446.
12. Церковь Преображения Господня в селе Опоково (Палатки) на Угре. //Природа и история Поугорья. Вып. 7. Калуга: Изд. ООО «Ноосфера». 2013. С. 175 – 184. Расширенная интернет-версия: http://www.proza.ru/2011/10/27/243 .
13. Храм в честь Спаса Нерукотворного г. Кондрово. // По материалам сайтов «Московский Патриархат. Калужская епархия, 7-ое благочиние» http://7blago.ru/05.html и «Официальный сайт Калужской епархии» http://eparhia-kaluga.ru/
14. Соколов В. Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная книга с планом, составленная служащим при Московском военном генерал-губернаторе чиновником В. Соколовым.  М.: тип. Августа Семена, при Мед.-хирург. акад. 1826.
15. «Алфавитные списки всех частей столичного города Москвы домам и землям, равно казенным зданиям с показанием, в котором квартале и на какой улице или переулке состоят». М.: в тип. Семена Селивановского. 1818.
16. Дом Щепочкина // http://pzapovednik.ru/muzey/dom_shchepochkina/
17. Дом Щепочкина в Полотняном заводе нуждается в срочном ремонте (22.10.2013). // 18. Дом Щепочкина в Калуге восстановят московские реставраторы. (22.10.2013).  // http://news-vendor.com/news/126784
19. Усадьбы - Полотняный Завод //  http://www.visit-kaluga.ru/item/205 Министерство культуры и туризма Калужской области, Туристско-информационный центр «Калужский край».
20. Дмитрий Ивьев. Волонтеров позовут реставрировать дом Щепочкина. (22.10.2013) // http://www.kp40.ru/news/accomp/22965/
21. Лабиринты Кисловских переулков (экскурсия). Гид: Ирина Левина // http://moskva.kotoroy.net/zapis_progulki/1394.html
22. Ирина Левина. Доходный дом с погребами. Средний Кисловский пер., д 3. // http://um.mos.ru/houses/dokhodnyy-dom-s-pogrebami/
23. Московский Адрес-календарь для жителей Москвы, составлен по официальным документам и сведениям Н. Нистремом. Том четвёртый. Алфавитный указатель домовладельцев с оценкой их домов. М.: в тип. С. Селивановского. 1842.
24. Алфавитный указатель к плану Столичного города Москвы, составленному по распоряжению Г. Московского Обер-Полицеймейстера, Свиты Его Императорского Величества Генерал-Майора Лужина, Л. Хотевым. Издан с утверждения Г. Московского Военного Генерал-Губернатора, генерал-адъютанта графа А.А. Закревского. М.: в тип. Ведомостей Московской Городской Полиции. 1852 – 1853.
25. Московский Адрес-календарь для жителей Москвы, составлен по официальным документам и сведениям Н. Нистремом. Том второй. Лица официальные. М.: в тип. С. Селивановского. 1842. С. 40.
26. Ирина Левина. Старая Тверская. (08.06.2016). // Прогулки по Старой Москве и не только. http://il-ducess.livejournal.com/481138.html?thread=10977138
27. Ирина Левина. Второй губернаторский дом в Москве. (27.04.2009). // Прогулки по Старой Москве и не только. http://il-ducess.livejournal.com/79955.html
28. Московский Городской Справочник.  Объекты культурного наследия. http://spravkawww.moscow/CAO/Kultura/530/11128/
29. Мария Антоненко. Королевство Испании в Москве (26.04.2014). 30. Москва. Церковь Воскресения Словущего в доме Гражданского Губернатора. // Соборы.ру. http://sobory.ru/photo/168054
31. Храм в честь Преображения Господня в усадьбе Полотняный Завод. Специальный репортаж о храме (январь 2014 года). http://preobragenxram.prihod.ru/2013/06/06/2517/
32. DENI_SPIRI. Печальное великолепие усадьбы Щепочкина (25.12.2012). // http://nashenasledie.livejournal.com/1960712.html
33. В Кондрове намерены откопать остатки парадного крыльца дома Павла Щепочкина. (20.04.2016) //  http://kaluganews.ru/fn_12222.html
34. Алексей Калакин. Археологи вновь взялись за подземное прошлое «бумажной столицы» Калужской области. (20.04.2016) // http://www.vest-news.ru/news/80457
35. Алексей Калакин. Из руин. (05.06.2015). Краеведы и общественность Кондрова пытаются сохранить главную архитектурную жемчужину города. // http://kaluga.bezformata.ru/listnews/iz-ruin/33853197/
36. Елена Неделенко.  Поработали на славу. // Кондорово за неделю. (12.05.2016). http://kznewskondrovo.ru/?p=12476
37. Александр Сидоренков. Наследие – для наследников. (20.03.2014). // http://nwnewskondrovo.ru/?p=12864
38. В Кондрове намерены откопать остатки парадного крыльца дома Павла Щепочкина. (20.04.2016) //  http://kaluganews.ru/fn_12222.html
39. Официальный сайт Законодательного собрания Калужской области. //
40. «ВКонтакте» - группа «Павел Григорьевич Щепочкин» https://vk.com/club106687945
41. Ирина Левина. Дом Щепочкиной. // http://um.mos.ru/houses/dom_shchepochkinoy/
42. Сергей Романюк. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. 2016. С. 64.
43. Застройка Москвы в 1812—1825 годах. // http://www.protown.ru/russia/city/articles/4629.html .


Примечания:

  [Прим. 1] В параграфе третьем «Высочайше утверждённого в 11 день Июля 1828 года Мнения Государственного Совета об учреждении Мануфактурного Совета» было записано: «Мануфактурный Совет имеет подведомственные ему: Отделение в Москве при Комитете снабжения войск сукнами; в Губернских же городах тех Губерний, в коих много фабрик, Мануфактурные Комитеты; а в прочих и в уездных, отличающихся мануфактурною промышленностью Мануфактур-корреспондентов». («Журнал Мануфактур и Торговли». 1828. № 7. С. 160).
  [Прим. 2] Антон Антонович (Отто Оттович) фон Бистром (1789 – позднее 1859), генерал-лейтенант, герой войны 1812 года, в отставку вышел в 1837 г. У него с женой, Марией Павловной, урождённой Щепочкиной, было пять дочерей и три сына (один умер в младенчестве). Одна из их дочерей – Александра Антоновна - стала женой великого хирурга Н.И. Пирогова.
  [Прим. 3] О том, что поэт князь П.А. Вяземский проживал в доме А.Г. Щепочкиной, сообщают и другие источники, например: Вадим Рутковский, Наталья Ельцова. Князь переулков. Вяземские в Первопрестольной. (30.05.2011). // http://moskva.bezformata.ru/listnews/knyaz-pereulkov/824768/
  [Прим. 4] Сергей Петрвич Тургенев (1839 – 1900) – двоюродный брат писателя, Ивана Сергеевича, богатый человек, в молодости был гусаром, служил адъютантом командующего Московским военным округом.  Был старостой храма Спаса на Песках, вложил немалые средства в благоустройство храма и прихода. В доме Сергея Петровича в Спасопесковском переулке бывал Иван Сергеевич Тургенев. Благодаря Сергею Петровичу знаменитый писатель приобрёл у В.Д. Поленова авторское повторение первого варианта картины «Московский дворик». Это полотно висело в комнате писателя до его смерти, напоминая о России и Москве. http://spas-na-peskah.prihod.ru/istorija и др.