На блюдечке 60

Алексей Ляликов
Глава 60. «И это не всё»


Мы тут кое-чего нашли.

Ясон



         – Все здесь! – раздался оттуда раскатистый бас.

         Вытаскивая пистолет, Ник успел заметить странное выражение и на лице Сильвии. Оружие в её руках, впрочем, исправно нацелилось на обладателя низкого голоса. Коим оказался могучий высокорослый блондин в тёмно-сером костюме, нарисовавшийся на первом пролёте лестницы.

         – Полный набор, – продолжил гость, обращаясь к кому-то за раскрытой дверью, – большего и ждать было невозможно. Заводите старика.

         Собственно, не требовалось больших умственных усилий для объяснения реакции присутствующих на появление этого человека. И Сэйвер, и Сильвия уже могли видеть его в мотеле, где Брайан проживал. И не нужно было семи пядей во лбу, чтобы понять, кто это. Тот самый северянин, что навещал не так давно полицейский участок. Похоже, наступала кульминация.

         Четыре ствола, один, правда, ненастоящий, держали светловолосого гиганта под прицелом, а он только ухмылялся. У него был свой пистолет. Двуствольный автоматический кольт. Штука солидная, хотя трудно предположить, что он всерьёз собирался им воспользоваться. Разве что, решил выкосить всех присутствующих? Но белобрысый лишь усмехнулся и пробасил:

         – Не стоит размахивать оружием, господа. Мы здесь вовсе не затем, чтобы навредить кому-то из вас. Нас больше, а уж о превосходстве в вооружении я и не говорю.

         – Пока что никого не видно, кроме тебя, – возразил Ник.

         Северянин улыбнулся ещё шире:

         – Положите пистолеты.

         – А ты покажи пример.

         – Действительно, почему бы вам первым не сделать это? – спросила Сильвия.

         – Терри! Кто у нас на выходах? – крикнул блондин.

         – Гвен и Хоакин! – ответил невидимый Терри.

         – Хм. Их только два?

         – Выходов два. Тот, где мы вошли, и служебный, сзади.

         Ник пока решил не поднимать вопрос об открытом кухонном окне. Северян, похоже, и в самом деле было немало. Пусть они хоть чего-то не знают.

         – А на периметре кто?

         – Пит и Джим, – голос за дверью явно недоумевал. – Ты чего хочешь-то?

         Блондин оглядел помещение.

         – Здесь не все лампочки светятся. Проверь выключатели. И где там остальные наши?

         – Вот, Айзек пришёл.

         На лестничной площадке появился давешний влюблённый из ресторана, которому они с Сильвией вернули кольцо.

         – Ого! – не удержался от реплики Баррет.

         Сильвия ахнула. Даже Ник поднял бровь. Мысленно.

         – Чего шумим? – поинтересовался прибывший. Одет и вооружён он был аналогично коллеге.

         – Не хотят складывать оружие, – кивнул тот вниз.

         – Ну и пусть не складывают, лишь бы не стреляли. Вы ведь не будете стрелять, правда? – дружелюбно поинтересовался Айзек.

         – Посмотрим, – буркнула Сильвия, – на ваше поведение.

         – Ну, значит, не будете. Сэр, можно заходить, Лила и Мэнни вам помогут.

         Айзек отступил в самый угол верхней площадки. Блондин спустился на галерею. С оружием оба расставаться не спешили. Ник и Сильвия, по договорённости, следовали их примеру. На площадку степенно и чинно прошествовал статный, благородный старик. Седой, довольно высокий, облачённый в дорогущий костюм, он был преисполнен достоинства и уверенности, но отнюдь не высокомерия или надменности. А вот силёнок ему определённо недоставало. Старца поддерживали под руки смуглый скуластый азиат, традиционно для последних гостей одетый и развитый физически, и «невеста» Айзека. Дама, наоборот, была облачена весьма игриво и легкомысленно и, завидев компанию внизу, совершенно искренне улыбнулась и заявила:

         – Ой, здрасьте!

         – Угу… – ошарашенно пробормотал Баррет.

         Из всех присутствующих происходящее не шокировало только Тэйлора. Он раскачивался на стуле, бился лбом в плечо дочери, мотал грязной шевелюрой, шипел, хрипел, бубнил и, казалось, понятия не имел, что в зале ещё кто-то есть. Джулия всеми силами старалась его утихомирить, но даже она постоянно вертела головой, стремясь охватить полем зрения всех действующих лиц. Остальные же были полностью заинтригованы случившимся. Сильвия глядела на пожилого визитёра с очень странным выражением. Старик с сопровождением вяло двигался по ступенькам, своей медлительностью только нагнетая напряжённость. Айзек успел скрыться за дверью, появиться снова с тяжёлым и мягким кожаным креслом в руках, догнать процессию, а троица даже не достигла середины большого пролёта. Пожалуй, Тэйлор и тот  спускался быстрее. На потолке засветились последние лампочки, но намного светлее не стало. Наконец, процессия достигла большой горизонтальной поверхности.

         – Садитесь, сэр, – предложила Лила, когда кресло заняло подходящее, по мнению Айзека, место. – Я принесу вам чай.

         – Спасибо, – тихим, но сильным голосом поблагодарил старик, но присаживаться не стал, облокотившись на кожаную спинку. Он обвёл внимательным взглядом всех, ожидавших его внизу, покачал головой и вздохнул. – И что же всем так стрелять не терпится? Уважаемые детективы, поверьте, наша компания здесь вовсе не за тем, чтобы помешать вам вершить правосудие. Я обязательно представлюсь и назову своих помощников, но сначала мне нужно взглянуть в глаза одному из присутствующих. Исключительно взглянуть в глаза, ничего более, вы уж не делайте резких движений, пожалуйста.

         Старец отделился от надёжной опоры и отправился в путешествие на другую сторону зала. Филиппинец Мэнни страховал его, отставая на пару шагов. Айзек держал под прицелом обитателей подвала с лестницы, блондин с галереи, но и сами они оставались в сфере внимания Слотера. Напряжение не спадало. Нику не давало покоя состояние напарницы. Она словно забыла, зачем здесь, и не спускала глаз со старика. Может, он её имел в виду? Однако седовласый прошаркал мимо детективов. Миновал Сэйвера, Баррета, Эткинса. Остановился перед Джулией, продолжавшей гладить плечи отца. Та озадаченно взглянула на подошедшего. Она явно видела этого человека впервые, и игра в гляделки с ним представлялась ей бессмыслицей.

         Тем не менее, старик с кряхтением присел перед ней на корточки. Протянул руку, но не к женщине, а к другому старцу. Взял Тэйлора за дёргающийся подбородок, потянул к себе. Тот словно не понимал, что с ним происходит, воспринимая пальцы на лице, как естественную природную силу, зачем-то выворачивающую его голову. Попытался вывернуться, отмахнуться, но безуспешно. Ладонь нового гостя оказалась сильнее. Наконец, он добился того, чтобы Маркус заглянул ему в глаза. Первоначально взор безумца равнодушно скользнул по лицу оппонента, будто это была стена, но гость своим взглядом продолжал ловить зрачки Тэйлора. Секунда, другая, третья и взгляды стариков упёрлись друг в друга. Лицо Тэйлора потихоньку начало приобретать разумное выражение.

         – Ну, здравствуй Маркус, – проговорил седой. Впрочем, они оба были седые. – Помнишь меня?

         К Маркусу на глазах возвращался рассудок, а вместе с ним приходил ужас. Дочь озабоченно переводила взгляд с одного деда на другого. Губы её отца затрепетали.

         – Дьявол… – прошептал он, – дьявол!

         Из последних сил Тэйлор вырвал голову из пальцев гостя и, задрожав сильнее прежнего, ткнулся лицом в грудь Джулии. Его трясло всё больше, и дочь обняла старика, с ненавистью посмотрев на пришельца.

         – Что вы делаете?! – гневно воскликнула она. – У него же приступ будет!

         Второй старик всё с тем же кряхтением поднялся, рукой остановив попытку Айзека помочь. Стоя оглядел присутствующих.

         – Думаю, вы поняли, кто я. Для неуспевших сообразить, представлюсь. Меня зовут Нильс. Нильс Классен.

         – И этот не сдох… – совершенно без выражения молвила Сильвия.

         Представившийся Классен глянул на неё, печально вздохнул и отправился в обратный поход к креслу. С облегчением усевшись, принял из рук Лилы подстаканник, отхлебнул чаю и улыбнулся.

         – А чаёк здесь неплох! Спасибо, Лила. А вам, мисс Жирар, моё недовольство. Ну разве может милая, утончённая, образованная девушка так выражаться. Возможно, кое-кому из присутствующих моё существование не в радость, но вам-то с чего ворчать? Ну, да ладно, не в этом смысл моего визита. Хотя понимаю, как вам всем хочется узнать, откуда я взялся, такой живой. Что ж, затем и пришёл… Рассказ будет долгим, так что приготовьтесь.

         Он снова с удовольствием сделал глоток.

         – Летом шестьдесят третьего я сделал на северо-западе страны одну, скажем так, замечательную находку. В чём замечательность, станет ясно попозже, пока лишь скажу, что она буквально вскружила мне голову. И сослужила недобрую службу. Я никому не говорил о своей удаче, не звонил домой и даже не посылал телеграмм, боясь её спугнуть. Никто не знал, что моя экспедиция окончена, и я возвращаюсь на восток. Но вот этот господин, – он показал рукой со стаканом на Тэйлора и снова отхлебнул, – оказался на редкость общительным и располагающим к себе попутчиком. Возможно, я, пребывая в эйфории, просто не мог правильно оценивать окружающую действительность и распустил язык, возможно Маркус сам был настроен разговорить подобравшего его на дороге водителя, но так или иначе, я проболтался. Рассказал, что за чудо у меня в фургоне. А он понял слишком буквально, решив, будто там какие-то несметные богатства.
         Ближайшей же ночью я получил от своего пассажира крепкий удар по макушке фомкой, и это последнее, что можно сказать о Нильсе Классене на долгие годы. А Маркус решил, что убил меня навсегда и, наверное, здорово перепугался. Закинул мой предполагаемый труп в фургон, к добыче, и помчал куда глаза глядят. То есть подальше и от Скалистых гор и от Бостона. За сутки отмотал полторы тысячи миль из Уичито во Флориду и остановился только потому, что дальше не было дороги. Как стемнело, он закопал сокровище и моё тело на стройплощадке возле берега, разбросал инструменты и детали машины по прибрежным водам, а сам грузовик утопил в глубокой заводи. После чего незамеченным покинул остров, в надежде отсидеться где-то, пока страсти, вызванные исчезновением геолога Классена, не улягутся. И вот тут начались настоящие чудеса.
         Я выжил не только с проломленным черепом, не только после суточной тряски на грязном, жёстком полу, но и погребённый в песке. Но и это не всё. Той же ночью на остров обрушился сильный дождь. Тропический ливень, за часы выливший месячную норму. Это не было ураганом или тайфуном, обошлось без порывов и шквалов, поэтому событие не вошло в хроники, но последствия у него всё же имелись. Выше по склону домА уже построили. Добротные, солидные особняки со всеми элементами роскоши, в том числе бассейнами. Они были готовы, но пусты, к тому же с неиспытанными сливами. Дождь мгновенно заполнил их, и огромные объёмы воды прорвали канализацию. Под землёй она потекла к морю, образовав нечто вроде скрытого селя. Этот поток смыл содержимое тайника, хотя и не обнажил его. А меня вынесло, вместе с водой и грязью, через обрыв на пляж. Там моё тело и обнаружили поутру местные жители, решив, что его выбросило волнами. И даже после этого в нём ещё теплилась жизнь.
         Но и тут чудеса не закончились. При мне не было документов, биогенетических картотек тогда не существовало. Хотя Нильс Классен имел трения с законом, и отпечатки его пальцев хранились в полиции, никто не удосужился это проверить. Меня не идентифицировали. Джон Доу, так сказать. Некому было выделять деньги на моё лечение. Всё, на что мог рассчитывать мой несчастный организм, доброе отношение врачей, их бескорыстие и верность клятвам. И мне встречались именно такие. Меня переводили из больницы в больницу, меняли способы и средства лечения, и всякий раз я оказывался в руках по-настоящему хороших людей, которые поставили на ноги безымянного пациента. Больше года спустя, но поставили. Физически я был здоров, но мой разум…
         Всаженная в затылок монтировка не способствует работе мозга. Я потерял память. Практически полностью. Забыл не только, как меня зовут, чем занимаюсь, где живу, забыл всё. Нет, конечно, я помнил, как дышать, есть, шевелить конечностями, но мне пришлось заново познавать мир. Те, кто занимался со мной, по сути, создали, воспитали новую личность. Причём весьма успешно. К концу семидесятых я получил высшее экономическое образование, начал работать. В пятьдесят с небольшим открыл свой бизнес, в шестьдесят три заработал первый миллион. Телесное здоровье позволяло трудиться, поэтому и после семидесяти я оставался действующим предпринимателем и даже умудрился прославиться…

         – Так вот оно что! – ткнула в него пистолетом Сильвия. Айзек вскочил, но Классен успокоил его жестом. – Теперь я вспомнила, где встречала ваше лицо. Феликс Блест, миллионер из ниоткуда!

         – Да, дорогая Сильвия, это про меня. Пресса раздула целую мелодраму из моей таинственной биографии, и я стал знаменит. Тут же нашлось немало проходимцев, желавших объявить себя моими родственниками. Расчёт прост: богатый старикан с неизвестным прошлым, скоро отдаст концы, кто будет наследником? Конечно же, ближайший из родичей, даже если он седьмая вода на киселе. Удивительно, сколько подобных людей среди нас разгуливает. Несложно дать им отворот, сейчас-то генетика на ходу, но из-за таких единственная живая настоящая родственница, совершенно искренне желавшая рассказать мне правду о моём прошлом и не интересовавшаяся деньгами, не могла добраться до меня очень долго. Годами моя двоюродная сестра Грета добивалась встречи с Феликсом Блестом, лишь для того, чтобы объяснить ему, что он – Нильс Классен, пропавший в отрогах хребта Биттерут полвека назад.
         Мы были немало озадачены тем, что, уехав на север Монтаны, я обнаружился на юге Флориды. Здесь явно крылась какая-то тайна, и я понял, что хочу разобраться, пока не сошёл в могилу. Передал управление компании толковым людям, а сам нанял лучших специалистов в биологии, медицине, психиатрии, гипнозе, короче всех, кто помог бы мне разбудить память. Кроме того, пригласил сильных детективов, чтобы они занялись поисками следов моего пребывания в реальном прошлом, собирая по крупицам сведения о том, что же тогда произошло. Думаю, вы поняли, что это они, – Классен обвёл зал рукой со стаканом и сделал очередной глоток, – сопровождают меня на нашей встрече. Нелёгкая им работа досталась, надо сказать, начали в две группы с обоих концов страны и действительно шаг за шагом выясняли, что там происходило в июле шестьдесят третьего. Только результаты получались весьма скромные. То, что мои поиски совпали по времени с обострением вашей активности в этой сфере – чистая случайность, но помогла именно она.
         Когда мистер Вествуд и мистер Окампо наткнулись в здешнем полицейском участке на результаты работы мистера Эткинса, мы за два часа продвинулись дальше, чем за два предыдущих месяца. Довольно быстро нарисовалась картина, заставившая обратить внимание на каждого из вас. Если бы на мне сейчас была шляпа, я бы снял её перед мисс Жирар и мистером Слотером. Вы смогли за неделю понять то, на что моей команде потребовалось гораздо больше времени. Но одну деталь вы всё-таки упустили – не догадались допросить патологоанатома, который должен был проводить вскрытие тела Тэйлора. Лила, вы не сделаете мне ещё чайку? Благодарю…

         Ник с удовольствием пронаблюдал, как блондинка взбегает по лестнице в своём просторном, полупрозрачном платье. Лёгкая, изящная, тренированная фигурка порхала со ступеньки на ступеньку, и он подумал, что если эта чаровница окажется хотя бы нейтральной в сегодняшней схватке, у него есть идея насчёт того, с кем частный сыщик Слотер проведёт свою первую свободную ночь. То есть, ближайшую. Возможно, у Айзека найдутся возражения, но это мы, как говорится, ещё посмотрим. Меж тем, Классен продолжил свой монолог:

         – Надо сказать, что и мои бойцы добрались до него исключительно из-за настырности работодателя. Я ещё не был уверен, что именно Маркус – причина поворота в моей судьбе, но другого объяснения не было, и меня очень печалило то, что мы не успели пообщаться на этом свете. Хотелось узнать хотя бы, как он ушёл. Из жизни. А он ушёл в буквальном смысле. Парень, которому доставили его якобы труп, оставил тело на столе, а сам отлучился на полчаса, чтобы пообщаться с подружкой. Вернулся, а тела нет. Он перепугался, тем более что уже имел пару взысканий от начальства и никому не рассказал. Был уверен, что прощаться с Тэйлором никто не придёт, а труп попросту украли, ну знаете, бывает и такое, заполнил гроб бог знает чем, и отправил на похороны. А его и вправду никто больше и не вскрыл.
         Мы и сами поначалу думали, что тело украли, но заявлять в полицию не стали, принялись искать сами. Нашли этой ночью. Живого Маркуса на дороге с соседнего острова. Такая вот история… Иногда к нему, похоже, возвращается разум. Или псевдоразум. Квазирассудок. Может быть, это что-то вроде приступов с обратным знаком. Приступов здравомыслия. Возможно, во время одного из таких, он решил симулировать смерть. А может, сама смерть была лишь приступом? Медики, что возятся со мной, потом разберутся. Сегодня ночью им было не до этого, потому что именно со мной они и возились. Ваша активность вступила в решающую фазу, и я должен был вспомнить всё, чтобы не наделать глупостей на сегодняшней встрече. И вспомнил, вплоть до самого удара ломом в голову. Так что мозаика сложилась буквально только что. Должен сказать, дорого мне это досталось, в мои восемьдесят, потому и сижу, по большей части. Но Маркусу явно ещё тяжелей. Он же дочку спасть примчался, напуганный визитами Эткинса и моей команды. Мой ровесник, ведь, а пешком всю гряду проковылял, и здесь вас выследил. Как?..

         Долгие речи утомили почтенного старца, и он с радостью принял из рук Лилы новый стакан.

         – То есть, вы считаете, что ваши головорезы так взволновали Тэйлора, что он сбежал из лечебницы, чтобы защитить от них дочь? – спросил Ник. Вот сейчас: внимание. Всё внимание на него!

         – Нет. Мистер Эткинс и мисс Локридж конечно, внесли достаточную лепту. Головорезов, как вы изволили выразиться, он на этом свете уже, якобы, не застал, – ни голосом, ни мимикой Классен не показал, что осведомлён о ещё каких-то возможных причинах беспокойства Тэйлора. Например, о минах под фундаментом, на которых могла подорваться Джулия. Что ж, и не будем пока смущать дедушку.

         Но Сильвия так не думала.

         – Так вы считаете, всё смыло? – ничуть не таясь, спросила она Нильса.

         – Всё?.. – не очень понял тот.

         – Не обольщайся, – осёк напарницу Ник, – привязанное не смоешь.

         – О чём вы? – продолжал недоумевать Классен. Его команда с интересом уставилась на Ника.

         – Об этом чуть позже, как вы любите говорить. Расскажите, лучше, что же это вы такое там нашли, на северо-западе?

         – Европий, – Классен улыбнулся.

         – Э-э-э, вы рассчитывали кого-то ошеломить этим сообщением? – полюбопытствовал Ник.

         – Да. Я нашёл европий, понимаете? Не руду, металл.

         – Так не бывает! – одновременно воскликнули две из трёх присутствующих женщин.

         – Вот именно, – кивнул Нильс, – в этом-то и ценность находки. Она совершенно уникальна.

         – Послушайте, – перебила его Джулия, – европий не может в чистом виде находиться в атмосфере. Он активен и реагирует с газами воздуха.

         – Верно, но если его покрыть другим, более инертным металлом, например железом, он будет надёжно защищён, – Классен помолчал, оглядывая аудиторию. – Я обнаружил европиевые конкреции в ферритовой оболочке.

         – Чего? – детектив Слотер редко стесняется своей необразованности.

         – Европиевые яйца в железной скорлупе. Или апельсины в кожуре, как вам покажется красивее. Это были невзрачные коричневые окатыши, чуть меньше кулака. Очень прочные, я с большим трудом расколол один, внутри оказался блестящий металл, который действительно стал мгновенно окисляться.

         – Этого не может быть, – покачала головой Сильвия, – если бы такие минералы существовали, никто не стал бы добывать руду.

         – Вы правы, мисс Жирар, никто и никогда не находил ничего подобного. Потому эти яйца так важны, что других нет. Точнее, о них не известно. Загадка их происхождения, или правильнее сказать, разгадка может иметь огромное значение. Если это природные образования, они возникли в результате каких-то очень редких процессов, возможно, на большой глубине, в земной коре, мантии или даже ядре. Может быть, там это обычное дело, но на поверхность они поднимаются раз в миллион лет. Или это, скажем, что-то, занесённое из космоса. Но про подобные метеориты тоже никто не слышал.
         Если же они созданы искусственно, то ещё большая интрига: кем, как и когда. В прошлом веке это уже могли сделать люди, но стоили бы такие изделия безумно дорого. Кому и зачем могло прийти в голову выбросить их в лесу, я просто не представляю. В более далёком прошлом такое вообще считалось невозможным, а значит, если некто сделал яйца тогда, он каким-то чудом намного опередил время. Альтернативная версия – работа других разумных существ – выглядит уже полной фантастикой, но, тем не менее, она тоже имеет право на существование. А уж как будоражит воображение!
         Ну, и есть ещё один, мистический, я бы сказал, аспект. Череп, пробитый ломом, это очень серьёзная травма, человек с ней вряд ли может выжить, болтаясь от стенки к стенке в фургоне, мчащемся по ночному шоссе. И уж тем более, погребённым под землёй. Но всё это время яйца были рядом со мной. Может, они обладают лечебными свойствами?..

         – Вы серьёзно? – Нику такие версии казались чем-то вроде рекламы талисманов или оберегов.

         – Ох… Полтора столетия назад люди ничего не знали о радиации. Если бы кусок урана в то время оказался в какой-нибудь деревне, и жители стали бы умирать от лучевой болезни, самым разумным объяснением все сочли бы наговор или порчу. Триста лет назад не было известно об электричестве. Лампочка или электродвигатель оказались бы чудом. Чего мы не знаем сейчас?

         Вот это был убедительный аргумент. В таком ракурсе Ник ещё не смотрел на природу вещей и знаний.

         – Вы хотите их найти… – задумчиво промолвил Эткинс.

         – Да. Стоимость заключённого в яйцах металла даже сейчас ничтожна по сравнению с ценностью знаний, которые с их помощью можно получить. Окончательная картина произошедшего сложилась у нас только утром, несколько часов назад, я и сейчас не уверен, что знаю об этом всё и даже достаточно, чтобы действовать без ошибок. Мы обязательно и с радостью примем любые советы и помощь, но я очень прошу не мешать.

         – Но, может быть что-то осталось там, в горах? – осторожно предположил Сэйвер.

         – Как ни странно, по моим воспоминаниям, нет. Вроде бы, я увёз всё, что нашёл. А перед этим перекопал землю на сотню ярдов в округе находки и исходил местность на милю.

         – Вы помните, где именно? – Баррет предпочитал практический подход.

         – Не слишком точно. Между лесами Каниксу и Кутенэй десятки миль. Карты у меня были, полмили в дюйме, но этого недостаточно для точного указания места. Какие-то крокИ я делал сам, да только, видать, Тэйлор всё уничтожил. По памяти трудно будет что-то найти, полвека прошло, одни деревья выросли, другие погибли, пейзаж изменился. Мне ведь по большей части приходилось прятаться от гризли, барибалов, пум и волков, за рельефом следил лишь затем, чтобы машина могла проехать. На поиски можно потратить годы, загубить природу и ничего не найти.

         – Каниксу… – пробормотала Сильвия. – Минуточку, куда опять связь пропала?



продолжение

http://www.proza.ru/2016/07/10/1203