Созидание глава 5 1964 год часть 11 борис абрамови

Дудко 3
БОРИС  АБРАМОВИЧ  РАЙСБЕРГ

СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 5  1964 год

ЧАСТЬ 11  БОРИС  АБРАМОВИЧ  РАЙСБЕРГ


   
ВСПОМИНАЕТ  ВИКТОР…

Когда настал момент определяться – кто же будет моим руководителем  кандидатской диссертации, у меня мелькнула предательская мысль.

Конечно, было бы престижно иметь руководителем такого великого учёного, как Борис Петрович Жуков. Но моя диссертация не относилась напрямую к тем направлениям работ, которыми руководил Борис Петрович. И более близкое знакомство лично с ним произойдёт немного позже. Поэтому, мелькнувшая мысль о Борисе Петровиче, как о научном руководителе  исчезла также быстро, как и появилась…

Конечно, я никогда бы не предал Рувима Евеливича. Именно он посоветовал мне поступать в аспирантуру. Он помогал мне определиться с темой. И в принципе – именно он на протяжении всего времени, затраченного на написание кандидатской диссертацией оказывал мне постоянную помощь и, можно сказать – неусыпно руководил всеми моими действиями и мыслями…
 
Безусловно – научным руководителем моей кандидатской диссертации был – Рувим Евелевич Соркин.

Рувим Евелевич познакомил меня с Борисом Абрамовичем Райзбергом, который потом стал моим вторым оппонентом. Борис Абрамович дал хорошую оценку моей работе. Мне было приятно  услышать это от такого знающего специалиста высокого ранга.

То, что я знаю о Борисе Абрамовиче от него  самого и из других  источников СМИ, я приведу на этой страничке…

Мне проще было бы рассказать о нем, как об ученом в области космической техники. Но, что редко бывает - Борис Абрамович ещё и доктор экономических наук. И я постараюсь сделать акцент именно на его трудах в области экономической и педагогической деятельности.

С чего же начать?

Начнём с официально известных данных...

Борис Абрамович Райсберг - доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный создатель космической техники, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации.

Райзберг Борис Абрамович родился 15 февраля 1929 года, в селе Белокоровичи Житомирского округа в Украине.

В 1946 году окончил среднюю школу №12 пос. Ирпень Киевской области с золотой медалью;

В 1946-52 гг. - учился в Ленинградском военно-механическом институте на факультете реактивного вооружения по специальности инженер-механик.


В 1957 году окончил с отличием ЛГУ им. А.А. Жданова по специальности "Аэрогазодинамика".

В 1952-57 гг. - Каслинский завод сельскохозяйственного машиностроения, старший инженер, начальник центральной лаборатории, преподаватель математики и физики в вечерней школе г. Касли Челябинской обл.
Стажировался в п/я 651, ОКБ №1 (г. Подлипки), фирма С.П. Королева, участвовал в разработке ракет "К-95", "К-98"; 1962 - ОКБ №1.

В 1961 году окончил аспирантуру Ленинградского механического института, получил степень кандидата технических наук.

В 1964 году присвоена степень доктора технических наук в области ракетной и космической техники.

В 1967 году - профессор кафедры "Аэродинамика".

В 1967-70гг. - ЦНИИХМ оборонного профиля, руководитель отдела, заместитель главного конструктора.

В 1972 году окончил Высшие экономические курсы.

В 1987 - получил степень доктора экономических наук.

В 1970-92 гг. - НИИ Госплана СССР, руководитель сектора системных исследований, руководитель отдела методологии народнохозяйственного планирования.

В 1992-95 гг.- Рабочий центр экономических реформ Правительства РФ, начальник отдела СМИ.

С 1995 - Московский экономико-лингвистический институт, кафедра экономики и управления, профессор.

В 1996-98 гг.- Российско-американский учебный центр, преподаватель, корреспондент русскоязычной газеты (штат Колорадо, США).

С 1998 года - Институт макроэкономических исследований Министерства экономического развития и торговли РФ.

С 2004 года - член диссертационного совета.

С 2005 года - руководитель программ по сотрудничеству с общеобразовательными школами и колледжами Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Участвовал:

 -  в создании межконтинентальной баллистической ракеты;
-   один из создателей системы аварийного спасения космонавтов;
-   в разработках системы подземного запуска ракет;
-   в создании автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР.

 Автор многих учебников, учебных пособий, словарей, изданных суммарным тиражом более миллиона экземпляров.

 Наиболее известные книги:
«Теория внутрикамерных процессов в ракетных двигателях» (1972),
«Системный подход в перспективном планировании» (1975),
«Качество планово-управленческой работы» (1987),
 «Рыночная экономика» (1993),
«Введение в экономику» (1994),
 «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых» (1995),
«Диссертация и ученая степень» (девять изданий),
 «Основы экономики» (2000, 2003),
 «Курс экономики» (пять изданий),
 «Современный экономический словарь (шесть изданий),
«Программно- целевое планирование и управление» (2002), «Курс управления экономикой» (2003),
«Психология в экономике и управлении» (2005),
«Государственное управление экономическими и социальными процессами» (2006),
«Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере» (2007),
 «Современный социоэкономический словарь» (2009). 

   Я (В. И. Дудко) -  в последнее время часто задаюсь вопросом, на который, к сожалению, не могу ответить. Как повлияла перестройка на судьбы многих учёных, которые подошли к 90-ым годам в преклонном возрасте? И как наша новая Россия использует их ум и знания на пользу страны. С теми, кто продолжает работать в моём родном НИХТИ (ныне - Федеральный центр двойной технологии "СОЮЗ"), я встречаюсь до сих пор. Но с теми, которые, как и я выпорхнули из родных стен предприятия, и с кем меня свела судьба в те шестидесятые годы, давно потерялись из вида.

  С Борисом Абрамовичем Райсбергом, уже после моей защиты, мне случалось встречаться несколько раз.

 О его трудовой деятельности мне известно, что:
   В то время, когда я ещё только учился в Маи, Борис Райсбергу шел всего - третий десяток лет. А он уже успел стать начальником лаборатории и преподавателем в школе. А, стажируясь в ОКБ № 1 уже успел поучаствовать в разработке ракет...

-  В 1952-1957 гг. Борис Абрамович работал на  Каслинском заводе сельскохозяйственного машиностроения:  старший инженер, начальник центральной лаборатории, преподаватель математики и физики в вечерней школе г. Касли Челябинской обл.
Стажировался в п/я 651, ОКБ №1 (г. Подлипки), фирма С.П. Королева, участвовал в разработке ракет "К-95", "К-98"; 1962 - ОКБ №1.

В то время, когда я ещё только начинал свою деятельность в НИХТИ, Ьорис Абрамович  он уже к своему сороколетию успел поработать заместителем главного конструктора филиала опытного Кб-1.
Я не в коем случае не собираюсь сравнивать свою трудовую деятельность с достижениями Б. А. Райсберга. Наоборот, я хочу подчеркнуть, что он был из плеяды таких наших первых ученых, которые, несмотря на выпавшие на их долю трудности, были всегда, кок говориться - "молодые, да - ранние"...

-  в 1961–67 – он работал старшим научным сотрудником, зам. гл. конструктора филиала опытного КБ–1. Участвовал в разработке первой советской межконтинентальной баллистической ракеты на твердом топливе (МБРТТ) и системы шахтного старта МБРТТ. Он был  одним  из создателей системы аварийного спасения космонавтов.

- в 1967-70 году он работал начальником отделения ЦНИИ химии и механики.

Мне трудно судить, почему на пике на пике своей успешной деятельности в области космических технологий он резко поменял сферу своей деятельности, перейдя в Госплан.

-   в 1970-92 в НИЭИ Госплана СССР: руководитель сектора системных исследований, руководитель отдела методологии народнохозяйственного планирования.

Но талантливый человек - во всём талантлив.
Даже тогда, когда в стране произошла перестройка, и мы многие вообще не знали - что с нами будет в новой стране, найдётся ли применение нашим знаниям и умениям, Борис Абрамович занял свое место консультанта экономических реформ при правительстве новой РОССИИ.

-  в 1992-1995 был консультантом Рабочего Центра экономических реформ при правительстве РФ,

 С 1998 года он  - профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Я не знал, что он в 1996-98 годах работал в Российско-американском учебном центре, преподавателем, и был корреспондентом русскоязычной газеты (штат Колорадо, США).

Но однажды, уже в 2010 году, я прочитал на сайте журналистки, эмигрировавшей в США и  называющей себя -  «ЗОЯ – МАСТЕР», интервью с Борисом Абрамовичем.

Я читал ответы Бориса Абрамовича на вопросы, задаваемые Зоей, и узнавал в них человека, который не боится высказывать свои мысли и убеждения вслух. Вероятно, с таким характером ему не раз случалось в жизни переживать не очень приятные моменты от реакции тех, в кого попадали его критические слова…

Я радуюсь за Бориса Абрамовича, что ему удалось продержаться на нашем небосклоне до такого почтенного возраста, не бросая трудовую деятельность, позволяющую ему быть и морально удовлетворенным и материально обеспеченным.
Особенно мне импонируют последние слова Бориса Абрамовича, которые он сказал в конце этого интервью –  «Самое интересное – эту жизнь проживать, наблюдать, пытаться её познать и понять».


                «САМОЕ  ИНТЕРЕСНОЕ  -  ЭТО  САМА  ЖИЗНЬ»


Интервью с Борисом Абрамовичем Райзбергом – профессором Высшей школы государственного администрирования МГУ, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, автором популярных учебников, словарей и справочников по экономике.

– Борис Абрамович, Вы впервые в Соединённых Штатах?

– Нет, первый раз я выехал сюда по приглашению американского посла в России Джека Мэтлока. Я ведь половину жизни был инженером в области создания ракет и космических объектов. Работал одним из заместителей Королёва. Потом, когда перешёл в экономику, мне пришлось заниматься проблемами разоружения – это происходило в 70-е годы прошлого века. Я прожил здесь два года и понял, что моя творческая деятельность возможна только в России. Может, возраст был уже не тот, но скорее всего – язык. Если бы у меня был профессиональный английский, возможно, я бы нашёл себя здесь и как учёный, и как педагог.

– Давайте поговорим о Вашей преподавательской деятельности. Как Вы, профессор одного из самых престижных университетов, относитесь к Единому Государственному экзамену, недавно заменившему вступительные экзамены в ВУЗы?

– Негативно. Потому что он навязывает совершенно нетворческую систему проверки знаний, когда вместо понимания предмета достаточно заучить штампованные ответы, доведя их до автоматизма. Такие «знания» приобретаются за короткий период и так же быстро забываются. Таким образом, натасканность в значительной мере становится фактором отбора абитуриентов и залогом поступления в ВУЗ.

– Так что, вступительные экзамены полностью отменены?

– Это зависит от Вуза. Если говорить об МГУ, ректор которого не является сторонником ЕГЭ, то нам дано право самостоятельного подхода. То есть, наши абитуриенты экзаменуются по некоторым профильным дисциплинам, но при этом учитываются и результаты ЕГЭ.

– Сторонники ЕГЭ обосновывают его необходимость как панацею от блата и взяточничества. Вы считаете, эта цель достигнута?

– Частично. Но не нужно забывать, что когда вводится любая новая система, требуется время, чтобы к ней приспособиться. Да, этот экзамен как бы всех уравнял. Но это только как бы. А главное, недостатки, порождённые новой системой определения знаний, гораздо глубже её преимуществ. Система отучает от необходимости творчески мыслить и, кроме этого, полностью отстраняет педагога от оценки знаний, доверяя это компьютеру. И что, за счёт этого устраняется блат? Да нет же. Знаете, помимо МГУ, просто для интереса, я преподаю экономику в школе. И могу сказать, что в абсолютном большинстве учителя оценивают знания детей совершенно справедливо. А погрешности возможны и в человеческой системе «оценки ценностей», и в компьютерной. Для меня, как для человека науки, мысль – ценнее всего.

– Похоже, ЕГЭ – не единственное в Российской системе обучения новшество, заимствованное у европейских и американских школ. Спрашивается, нужно ли это делать, если советская система обучения по праву считалась одной из лучших? Ведь в американских программах далеко не всё так идеально. К примеру, ничего хорошего нет в несистематичном изучении таких дисциплин, как география, физика, химия, история, когда ученик может по желанию взять один семестр этого предмета в восьмом классе, а потом ещё семестр года через два, чтобы добрать необходимые курсы. Отсюда отрывочность знаний, поверхностное понимание дисциплины, оцененное по тесту, где, опять же, нужно просто заучить варианты предложенных ответов.

– Да, это наблюдается, но, к счастью, процесс довольно медленный, потому что структура российских школ пока слишком смещена в сторону точных предметов. В преподавании гуманитарных дисциплин – спад, особенно в преподавании иностранных языков, обществоведения, и т. д. Одна из причин – нехватка преподавательского состава. Смотрите, экономику как предмет, ввели в программу старших классов ещё в начале 90-х, а специально обученных педагогов не хватает до сих пор. Ну, и ещё одна вещь так сказать, замедляющая путь к прогрессу – это гораздо больший, в сравнении с Америкой, консерватизм и бюрократия. В России над всем довлеют спущенные сверху - программы, планы.

   – Ну, в здешних государственных школах этого тоже в переизбытке.
– Но вы правы в том, что в России есть прекрасные традиции преподавания, особенно в области физики и математики. Пропорции нарушены, смещены в сторону технических наук.

– Тогда почему именно технически Россия так отстаёт от, скажем, развитых европейских стран?

– Может, звучит парадоксально, но отставание в области техники и технологий объясняется отставанием самих технологий. Я имею в виду несовременное, порой безнадёжно отсталое оборудование школьных и особенно институтских лабораторий, компьютерных кабинетов, технической базы в целом.  Ну, за исключением таких ВУЗов, как МВТУ, МИФИ, МАИ и ещё нескольких. Когда-то я работал вместе с отцом Сергея Брина (основателя поисковой системы GOOGLE – З.М.) и, естественно, не предполагал, что его сын станет таким знаменитым человеком. Но вот ещё тогда в разговоре, Михаил Израилевич подчёркивал, что его задача – перевести сына в ту систему образования, которая наилучшим образом раскроет его возможности. И я согласен с таким определением. Именно та школа, или тот учитель хорош, который умеет раскрыть возможности ученика.

   – Мне кажется, в каждой стране, каждое новое правительство начинает очередные преобразования в трёх областях – экономике, здравоохранении и образовании. Заканчиваются они обычно или ничем, или  хорошо забытым старым. Судя по всему, и российское правительство не дремлет. Как ни включишь 1-й канал, Путин или Медведев активно общаются с учителями, молодёжью, учёными. выговаривают министрам, увещевают, убеждают, обещают. Как Вам кажется, есть разрыв между словом и делом? Или, цитируя вождя, сейчас уже точно правильной дорогой идёте, товарищи?

– Вы же сами сказали, что политики везде одинаковы, не скупятся на обещания. Чем выше должность, тем больше обещаний. Правительство во все времена обещало светлое будущее. Разница только в том, какое правительство и какому народу что обещает. А уж мы наблюдаем, посветлело впереди или тучи сгущаются.

– Борис Абрамович, вы так же являетесь научным сотрудником Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития России. А что это за наука макроэкономика, если объяснить доступным языком?

– Макроэкономика изучает совокупность экономических явлений и их взаимосвязь.

– То есть, это не практическая, а теоретическая экономика?

– В каком-то смысле. Это наука, изучающая экономику в целом: экономические циклы, уровень цен, госбюджет, торговый баланс, денежное обращение, и т. п.

– Теоретическая база должна служить развитию, стремлению к какой-то определённой цели. Куда в экономическом смысле сегодня стремится  Россия, каким концепциям следует?

– Концепции долгосрочного социального развития.

– Долгосрочное – звучит немного депрессивно.

– План рассчитан по России до 2020-го, а по Москве – до 2025 года.

– Я помню, когда училась в школе, в институте, тоже со всей страной планово взрослел пятилетками, десятилетками…

– (Смеётся). Да, только мы тогда стремились к коммунизму, абстрактной идее. Теперь Россия является страной догоняющего развития.

– Как, опять догнать и перегнать Америку?

– Не обязательно Америку. По существу, поставленная цель – выйти через 10 лет на тот уровень, который уже достигнут в передовых странах.

 – То есть, Россия всё-таки идёт к капитализму?

– Ну, я тоже помню классиков. Да, идёт к капитализму, но не к гнилому, а с человеческим лицом.

– Не буду спрашивать, чьё лицо конкретно Вам видится.  Я шучу, конечно, но если серьёзно, то у  нас тут капитализм с большой скоростью обретает вполне определённое, человеческое, «огосударствленное» лицо.

            
Вы, конечно, слышали о докладе Немцова-Милова «Путин. Итоги. 10 лет.»?

– Да, безусловно, и слышал, и читал.

– У Вас тоже создалось впечатление, что именно коррупция является одной из главных, если не основной, причиной экономического отставания России? Согласно докладу, в международном  рейтинге по уровню коррупции Россия на 143-м месте рядом с Индонезией, Анголой и Гвинеей-Бисау.

– Да, и это не секрет. Президент тоже этого не скрывает, хоть и не акцентирует рейтинг. А я, не как академик и профессор, а как рядовой россиянин, вижу, что коррупция страшна не этой 143-й позицией, а тем, что пронизывает все слои общества. В народе считается, что коррумпированы только верхи, эшелон высших чиновников.

– То есть, самые-самые верхи как бы вне подозрений.

– Конечно, президент вне подозрений. А те, кто рядом…вот сейчас поговаривают, что Путин сам замешан в так называемом деле Ходорковского, и сам же отхватил у него часть прибыли. Но это уже должно быть другое расследование – не Ходорковского, а Путина. Возможно, именно потому так остро защищают свои позиции нынешние лидеры. А коррупция процветает во всех слоях. Просто уровень взяточниства дифференцирован – кто-то берёт миллиардами, кто миллионами, кто сотнями.

– А как это происходит в научной сфере?

– Да так же, как и в других. Например, откаты. Это, кстати, на мой взгляд, самая грязная её форма. К примеру, организация заинтересована получить государственный заказ. Это дело серьёзное, доходное, и зависит от определённой группы чиновников. Сегодня правило в России  простое – 50% суммы, выделенной на выполнение заказа, организация обязуется вернуть заказчику. Тогда есть шанс этот заказ получить.

 – И что, за такое не сажают?

– (Смеётся) Как же можно сажать за то, в чём замешаны почти все? Это же система. Правда, буквально недавно внесено предложение о введении уголовного наказания за подобные сделки.

 – Так Ходорковский, получается, мушкетёр, он – один за всех. В смысле, сидит за всех.

– Ну, формально он сидит за отклонение от уплаты налогов, которое, как говорится, имело место быть, но в форме, допустимой действующими тогда законами.

– И он был единственным, кто это делал?

– Конечно, он стал козлом отпущения, и на его примере показали, кто в доме хозяин. А хозяева – это политические лидеры, у которых видимых миллиардов нет, но есть административные ресурсы, которые в России – важнее денежных.

– Мне любопытно, Вы включаете вышесказанные размышления в тезисы своих лекций?

– Ну, в МГУ я читаю лекции людям, получающим степень магистра, то есть, второе высшее образование. Многие из них работают в администрации президента, и сами могут мне рассказать много нового и интересного. Да и вообще, власти опасаются того, что звучит с 1-го канала, а не с преподавательской кафедры, где аудитория 40-50 слушателей.

– На Первом канале Владимир Познер довольно часто предоставляет слово политикам, финансистам и экономистам. К примеру, покойному Егору Гайдару. Вот на Ваш взгляд, кем Гайдар останется в истории – непризнанным, неоценённым современниками новатором, или неудачливым экспериментатором?

– Так сложилось, что я работал у Гайдара три года. Личностью он был чрезвычайно противоречивой и неоднозначной. Тут чёрно-белой краской не обойтись. Конечно, он не был готов к тому, чтобы управлять экономикой страны, хотя нельзя отрицать его блестящие способности – в 32 года стал доктором наук. Правда, говоря о его карьерном росте, нельзя закрывать глаза на родственные ресурсы: отец – адмирал, дед – известный, обласканный властью писатель. Это сыграло свою роль, и потом он удачно «подвернулся» Ельцину, сумел понравиться. Я лично не отношусь к категории людей, высоко оценивающих деятельность Гайдара как исполняющего обязанности премьер министра. Я считаю, принятие этой должности стало его ошибкой, а весь стиль управления был во многом академическим. Более того, он исходил из предпосылки копирования уже сложившихся систем. При всём уважении к Америке, я убеждён в том, что если уж воспроизводить капиталистическую систему экономики, то тех стран, где развито государственное управление по типу Франции или Германии. Это гораздо ближе российскому укладу. США – это совершенно особая история особого народа, со своими отношениями. Соответственно, принципы рыночного капитализма там прижились естественнее, чем это происходит или произойдёт в России.

– К сожалению, сегодня мы здесь наблюдаем сильный зигзаг с уклоном как раз к государственной системе управления. Одна надежда на то, что традиции свободного рынка окажутся сильнее, и за оставшееся до выборов нового президента время, социалистические идеи не успеют прижиться и укорениться.

– Это глобализация работает.

 – А я думаю, недобитый, неистребимый марксизм-социализм, с его принципом отобрать и разделить.

– Вы правы – идеи социализма истребить невозможно.

– А как сегодня в России относятся к состоятельным людям?

– Да так же, как всегда – с негодованием, ненавистью, недружелюбием, завистью.
  – Это что, ментальность?

– И это тоже. Но объясню на своём примере. Мне жаловаться грешно – и пенсия высокая, и зарплата, но бездарные люди, хапуги, зарабатывающие миллионы за месяц и миллиарды за год, не вызывают у меня добрых эмоций. Их доходы несравнимо выше заработка научных работников, учителей или врачей. Естественно, люди видят в этом воплощение несправедливости. Отсюда и отношение.

– То есть, Вы хотите сказать, если человек богат, значит – ворует. Правильно?

 – Так считает 90% населения России, и, кстати, небезосновательно.

 – Я же говорю, что социалистические идеи – как раковые клетки. Здесь тоже по недавнему опросу около 30% населения – за уравниловку или так называемое равноправие. Правда, среди них наверняка значительная доля нелегалов.

– Да, я тоже об этом слышал. Но всё же вера в американскую мечту живёт. Тот, кто может и хочет, своего добьётся.

– Ну, и в России есть немало тех, кто работает и процветает. Не так?

– Конечно. Но мы говорим о массе, включающей и город, и деревню. И разница в ментальности вот какая: исторически сложившаяся российская ментальность – убеждение в том, что всё равно всё отберут – рано или поздно. И восприятие массами того, что надо работать, а не пить, это людям осознавать не хочется. Это такая всеобщая психология потребительства – консумеризм. Собственно, consumerism – и означает потребительство, просто звучит красивее.

– Борис Абрамович. Вы – экономист, значит, владеете знаниями о том, как жить хорошо, в достатке. А сами-то пользуетесь этими знаниями?

– Если вы имеете в виду материальные блага, то я как раз не болен язвой потребительства. Дача мне, к примеру, не нужна – некогда ею заниматься. Слишком много времени уходит на чтение книг, работу над собственными книгами, на преподавание. Мне даже от машины пришлось отказаться.  Но вот комфортабельную квартиру мне хотелось иметь, и этого я достиг. Вообще у меня три высших образования – инженерное, математическое и экономическое. Но при всём этом образовании и престижной работе, откуда у учёных, живущих в рамках закона, могут быть средства на дачи и прочие излишества? Я вот получаю $1000 в месяц.

– Шутите!

– Нет, это моя зарплата в научно-исследовательском институте. Что касается МГУ, то там оплата почасовая – $50 в час. Ну, и пенсия, гонорары за книги. Так что я в порядке, особенно учитывая, что средняя месячная зарплата в России составляет 15.000 рублей, то есть около пятисот долларов.

– Ну, а на отдых время у Вас остаётся? Чем любите заниматься?

– Есть у меня страсть – собирание грибов. Я ведь выходец из деревни. Отец был лесником. Сейчас редко выбираюсь. А зимой я вообще не отдыхаю – работы много. Я вообще не очень понял вопрос.

– Да, я вижу, вопрос об отдыхе Вас озадачил. Я имела в виду не отдых как поездки, а отдых от работы.

– А, Вы об этом. У меня субботы-воскресенья ничем не отличаются от других дней. Я не хочу разочаровать читателя, но в кино-театры не хожу, светской жизни не веду. В редких случаях отвлекаюсь на какие-то общественные мероприятия.

– А что для Вас в жизни самое интересное?

– Самое интересное – эту жизнь проживать, наблюдать, пытаться её познать и понять.

2010 Boris Abramovich Raizberg Interview Zoya Master Борис Абрамович Райзберг Зоя Мастер Интервью Русский базар.



Приведённое здесь интервью было дано Борисом Абрамовичем в 2010 году. Ему был уже 81 год.

А вот   в 2013-м году Борис Абрамович в Бишкеке выступил с экономической лекцией. Борис Абрамовичу уже – 84 года.

Жрналист Татьяна Орлова рассказывает…

Райзберг приехал в Кыргызстан по приглашению Академии государственно управления при президенте КР. Он прочел публичную лекцию для экспертного сообщества, преподавателей вузов и студентов.

 Тема лекции - «Состояние и пути развития макроэкономического управления народным хозяйством страны в современных условиях».

 Сам Б. А. Райзберг сразу же очертил круг вопросов, на которые он постарается ответить, это

   –  "Какова система планирования и управления в мире, перспективные возможности, что можно сделать для улучшения ситуации – главные темы моего выступления. Выскажусь и о перспективах вашей солнечной, золотой республики - я-то знаю, что 40% вашего бюджета обеспечивается золотым запасом, вопрос в том, как им пользоваться».

Он оказался, кстати, весьма интересным и живым лектором с уравновешенными оценками достижений Советского Союза и рыночных возможностей.

   « - Мы жили, отрицая капитализм, и вот погрузились с головой в рыночную экономику. Оказалось, что теперь мы где-то живем лучше – потребляем больше благ. Но с другой стороны, мы получили повсеместный консюмеризм: люди видят смысл жизни в том, чтобы иметь много денег и потреблять как можно больше благ, без которых может обойтись. Мы погрязли в эгоизме, наблюдаются жутчайшие перекосы в приоритетах».

Он рассказал о том, что в самой России была проведена весьма солидная работа – в бытность Егора Гайдара, собравшего сильную группу специалистов для выработки экономических рекомендаций. Тогда эксперты пришли к выводу, что копировать чужой опыт не просто сложно, а порой неприемлемо, и это относится к даже самым успешным методам, применяемым в Европе.

   « - Да, существуют единые законы экономики, но в рамках их каждая страна может и должна найти свои пути, которые бы базировались на историческом наследии и на ресурсах страны».

Райзберг отметил, что с Кыргызстаном его связывают теплые воспоминания:

   « - Мне дважды и трижды приятно находиться здесь: у вас в Киргизии был свой институт Госплана. И мы часто общались. Увы, после распада Советского союза все связи были потеряны. Госплан был уничтожен. По моему мнению, напрасно. Но хуже всего то, что были утеряны связи. Мы потеряли очень многое. Надежда на то, что каждая из отделившихся стран будет процветать – не оправдалась. Факт Украины, Беларуси, которая без помощи России вряд ли бы выжила в конъюнктурной среде - тому подтверждение».

Борис Абрамович уверен, что для любой страны между планом и рынком не может быть выбора: это всегда и план, и рынок.

   « - Это создание системы материально-технического, финансового снабжения, где каждый знает, сколько  он получит ресурсов и инвестиций и что он должен делать».

В пример он привел советское планирование на всех уровнях, выдвинувшее СССР на второе место в мире.

   « - Любая экономика должна быть плановая, - добавил он. – Никакая в мире система – ни налоговая, ни система распределения, ни иная – не может существовать без того, чтобы знать, кому сколько средств отпустить и т.д. Нужно возродить планирование, которое бы соответствовало современным условиям».

По его словам, сегодня наиболее интересно, как экономика управляется сверху, хотя власти и скрывают подробности процесса.

   « - Сегодня управление на макроэкономическом уровне является решающим: решения сверху командуют парадом. Несомненно, народ тоже играет определенную роль в принятии решений, но в нем начинает процветать эгоизм: каждый думает о себе, а не о процветании страны» .

По его словам, управление, прежде всего, это целеполагание, прогнозирование и предвидение будущего, планирование, проектирование инвестиционных проектов, создание стимулирующих механизмов - чтобы люди начали действовать в интересах общества, учет, статистика и контроль. И все должно опираться на имеющиеся ресурсы и возможности.

   « - Мало ли чего мы хотим – желания не могут быть целью: мы должны точно знать, что обладаем такими-то технологиями, ресурсами, производственными мощностями. И исходя из этого можно посчитать, какого баланса и когда мы можем достичь. Хотите жить лучше – значит, надо создать сельское хозяйство, промышленность, транспорт».

Райзберг считает, что у Кыргызстана есть определенные перспективы: это золото - но надо заниматься не просто сырьем, а производством ювелирных изделий и прочей продукции, которая в три раза дороже сырья, стройматериалы он советует поставлять блоками – в виде полуготовой продукции. Кроме того, он советует обратить внимание на то, что республика обеспечивает собственную продовольственную безопасность лишь наполовину, ставя в зависимость себя от соседей.

   « - Эти программы должны быть ключевыми, так же, как и культурно-образовательные, - добавил он».



В  2013 год Борису Абрамовичу исполнилось  84 года…
А вот уже и - 2014 год.


Борис Абрамович пользуется большим авторитетом в научных кругах. Его приглашают на различные форумы, конференции, он участвует в экспертных комиссиях...

Приведу пример...


В рамках Международного научного молодежного форума «Ломоносов 2014» 10 апреля 2014г. в Высшей школе государственного администрирования МГУ им. М.В.Ломоносова состоялся круглый стол по теме: «Кайдзен как философия совершенствования: опыт применения в бизнесе и перспективы использования в государственном администрировании».

В рамках круглого стола прошло выступление преподавателей и магистрантов ВШГА МГУ, других участников научного молодежного форума по актуальным проблемам государственного администрирования, совершенствования государственной службы и перспективам применения в них системы кайдзен.

В круглом столе приняли участие представители министерств, агентств, других государственных органов и организаций, а также преподаватели, студенты и аспиранты с регионов России.

По результатам докладов и мнению экспертов первое и второе места заняли магистранты ВШГА Илья Лукин и Настя Митрофанова. Участники, выступившие с докладами на круглом столе, получили сертификаты участников XXI международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов".

В качестве экспертов присутствовали:

Карпенко Анастасия Степановна - Заведующая Кафедрой государственного управления Факультета государственного управления РАНХиГС, профессор, доктор психологических наук, кандидат социологических наук, действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН), Международной академии акмеологических наук (МААН).

Мельник Петр Васильевич -  Заместитель директора по учебной работе Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В.Ломоносова.

Райзберг Борис Абрамович - Доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный создатель космической техники, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации.




Борис Абрамович Райзберг продолжает издавать свои труды.

В 2013-м году он написал книгу, которая является учебным пособием, это - – «Государственное управление экономическими и социальными процессами».

В учебном пособии на современном уровне знаний и в доступной для восприятия форме изложены научно-методические и прикладные основы государственного управления социально-экономическими объектами, процессами, отношениями. Пособие охватывает многочисленные функции государственного управления экономикой и регулирования рыночных процессов, видов и способов управления, включая управление собственностью, имуществом, конкурентоспособностью, экономикой и финансовой безопасностью. Значительное внимание уделено анализу опыта реформ системы управления в России, отражен зарубежный опыт государственного регулирования экономикой и социальной сферой. Пособие адресовано преподавателям и студентам экономических факультетов и вузов.


В 2014 году Борису Абрамовичу исполнилось 85 лет.

Мне везло в жизни знакомиться и встречаться с такими необыкновенными и светлыми людьми, как Борис Абрамович Райзберг.

Дальнейшую его деятельности мне проследить не удалось.

Но мне хочется верить, что он также энергичен и деятелен.

Я от души желаю ему дальнейших успехов и здоровья.



ПРИЛОЖЕНИЕ  К  РАЗДЕЛУ – БОРИС АБРАМОВИЧ РАЙЗБЕРГ.


Сначала в этом разделе, посвященном уважаемому Борису Абрамовичу Райзбергу я хотел поместить его статью, которая была им опубликована в 2013 году на тему -  УЧЕНЫЕ  СТЕПЕНИ  И  ЗВАНИЯ:  КТО  ЕСТЬ  КТО.

Статья – большая, и, наверное, не всем интересная, так как далеко не все мечтают  и стараются получить учёное  звание или степень кандидата или доктора наук.

А потом я подумал о том, что статья злободневная, и касается не только тех, кто мечтает…, но и некоторых тех, кто уже стал или получил…
И интересно – каким образом стал…

Поэтому статью эту помещаю в ПРОИЛОЖЕНИИ к уже всему написанному выше - в этом разделе…

Опубликовано Литр Сока в Пнд, 02/09/2013 - 19:28

             
               УЧЕНЫЕ  СТЕПЕНИ  И  ЗВАНИЯ:  КТО  ЕСТЬ  КТО.

Что скрывается за громкими научными званиями, кто их получает, как и за какие заслуги? Поведаем о скрытой от посторонних глаз российской системе ученых степеней и званий, прибегнув к краткому анализу и классификации разных категорий соискателей.

Автор: эксперт Борис Абрамович Райзберг, доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Слово «ученый» как и множество других в нашем стареющем лексиконе, не успевающем трансформироваться и следовать за жизненными переменами в обществе, давно потеряло изначальный смысл. По логике «ученый» означает «обученный», «насыщенный знаниями».

 Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля ученый — это тот, «кого учили, выучили», а ученость есть «состояние, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изучение их».
 
Ныне же, говоря «ученый», мы понимаем под этим человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. По большому счету смысл слова «ученый» становится более доходчивым, когда оно дополнено эпитетами - "сложившийся»,
 «известный», «выдающийся», «с мировым именем».

Такие эпитеты поневоле наводят испуг, окружают термин «ученый» ореолом недоступности для рядового смертного, учившегося «чему-ни будь и как-нибудь». Не следует отчаиваться и воспринимать, скажем, смысл словосочетания «известный ученый» буквально, как известный всей стране, а то и миру. Ведь можно обладать известностью в гораздо меньшем масштабе, например в пределах института, университета, а то и факультета. А можно и вообще руководствоваться распространенным поведенческим рецептом: «Главное — не быть, а казаться!» Казаться, называться ученым намного проще, чем быть им по существу. Этим повсеместно пользуются люди, которым носить мантию ученого в виде степени и звания гораздо важнее, чем быть истинным ученым.

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите считаться ученым — предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

Поведаем о системе ученых степеней и званий. Согласно утвержденному единому реестру ученых степеней и званий в России введены две ученые степени: первичная — кандидат наук и более высокая — доктор наук. Каждого кандидата наук можно считать, следуя меткому выражению В. Высоцкого, «кандидатом в доктора». Но в отличие от кандидатов в члены КПСС, которые через год сплошь становились членами, далеко не каждый кандидат наук проникает затем в доктора. Только, примерно, каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами. И период кандидатского стажа составляет не год, а обычно от 5 до 25 лет. Кандидатов, как и вино, надо определенное время выдерживать, поэтому на тех из них, кто стремится получить ученую степень доктора наук, не побывав до этого несколько лет в кандидатах наук, смотрят косо решающие их научную судьбу престарелые доктора наук, ходившие в кандидатах много лет.


В принципе ученая степень присуждается на основании публичной защиты диссертации соискателям соответствующей степени. О том, что есть диссертация и что такое ее защита, сказано в последующем изложении.

Формально, согласно установленным правилам, ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом, т. е. специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени. А вот ученая степень доктора наук присуждается только Высшей аттестационной комиссией (ВАК) на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук на диссертационном совете, уполномоченном принимать к защите докторские диссертации (докторском совете). Докторские советы обладают правами принимать к защите и докторские, и кандидатские диссертации. Но и в процессе получения ученой степени кандидата наук ВАК обойти не удается. Заветный кандидатский диплом можно получить только после контрольной проверки в ВАК аттестационного дела, представляемого туда на рассмотрение диссертационным советом после защиты.

Итак, ученая степень и диссертация связаны теснейшими узами. Чтобы обрести ученую степень кандидата или доктора наук, надо вначале подготовить и защитить диссертацию, а это как-никак объемный научный труд, содержащий от 100 до 350 страниц текста. Можно ли не писать многолистную диссертацию и все же на законных началах заполучить ученую степень? Оказывается можно, хотя и не совсем просто. Согласно положению о присуждении ученых степеней докторская диссертация может быть выполнена в виде научного доклада, представляющего краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. В положении о такой возможности сказано следующим образом: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов». Доклад должен быть подкреплен совокупностью ранее опубликованных соискателем в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Редко кто из соискателей идет по такому нетривиальному пути. Надо иметь много публикаций, быть известным еще до присуждения ученой степени и идти непроторенным, а значит, и более рискованным путем.


Получив некие первичные сведения об ученых степенях, перейдем к ученым званиям. В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения;

б) профессор по специальности или по кафедре.

Система ученых званий более запутана, чем система ученых степеней. И не только потому, что различают звания по специальности и по кафедре, но еще и потому, что степени как бы только научные, а звания — они и научные и педагогические, преподавательские. Ученые степени присуждает по сути только ВАК, а всяческие научные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук. Не ставя своей целью систематизировать склонные к тому же изменяться сведения об ученых званиях, мы касаемся их лишь в стремлении разграничить понятия «ученая степень» и «ученое звание», предотвратить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении.


Говоря об ученых званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от ученого звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата. Но можно обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат и работать в должности управдома, а то и вообще не работать. Об этом приходится писать не только из чувства сожаления к профессорам со званием, работающим, увы, не профессорами, а в должности чуть пониже. Дело еще и в том, что работающим в должности профессора, но не имеющим такого ученого звания, свойственно именовать себя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны — полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Надо знать, что наряду с подкрепляемыми аттестатами званиями «доцент», «профессор» существуют чисто должностные звания, не связанные непосредственным образом с присвоением ученого звания. В то же время, чтобы занимать в научно-исследовательском или учебном учреждении должность научного сотрудника (младшего, просто научного, старшего, ведущего, главного), желательно, а иногда и обязательно обладать учеными степенями и званиями. Ученые звания устанавливаются для научных и научно-педагогических кадров по критериям государственной системы аттестации.

Ученое звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работникам высших учебных заведений за научно-педагогическую деятельность.

Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

Лицам, которым присвоены ученые звания, выдаются соответствующие аттестаты, которые, по аналогии с дипломом кандидата или доктора наук представляют официальные «справки» о причастности к миру ученых.

Возникает правомерный вопрос: «Зачем и кому нужны эти хитрые двойные признаки, двойное измерение учености: по степеням и званиям?» Самый естественный ответ звучит, на наш взгляд, так: «Все существующее в мире разумно. Значит, так надо. Что же касается хитростей, то в науке без хитростей нельзя. Без знаний иногда можно, а без хитростей никак нельзя».

Так что лучше не тратить попусту мыслительную энергию, а окончательно разобраться в том, чем отличаются ученые степени от ученых званий. Ибо в целом, как ясно из предыдущего изложения, система ученых степеней и званий настолько запутана, что, попытавшись разобраться во всех деталях, запутываешься еще более.

Итак:

1. Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности. Порядок и процедура «присуждения» и «присвоения» различаются. Желающий получить ученую степень соискателя доказывает наличие у него оснований к тому на «суде» в виде диссертационного совета, принимающего первичное решение о присуждении искомой степени на основании защиты диссертации. Ученое звание присваивается уполномоченными на то органами на основании ходатайства, свидетельствующего, что претендентом на ученое звание выполнены необходимые для этого условия.

Крайне желательно, сказал бы, даже обязательно не смешивать слово «присуждаются», относимое только к ученым степеням, со словом «присваиваются», относимым только к ученым званиям. Это часто встречающаяся ошибка, присущая, увы, даже тем, кто уже стал ученым. Подобная ошибка свидетельствует либо о лингвистической неаккуратности, либо о низкой научной культуре. В обыденной жизни точно так же смешивают слова «представить» и «предоставить», имеющие, разный смысл. Кстати, если в отношении научного работника возбуждено ходатайство о присвоении ему ученого звания, то принято говорить, что он представлен к ученому званию. А вот к ученой степени не представляют, ее, как ясно из предыдущего изложения, присуждают уполномоченные диссертационные советы либо специальные комиссии по результатам защиты диссертаций.

2. О наличии ученой степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии ученого звания — аттестат доцента, профессора. Так что справки называются по-разному.

3. Обычно присвоению ученого звания старшего доцента предшествует присуждение ученой степени кандидата наук, а присвоению звания профессора — присуждение ученой степени доктора наук, т. е. надо вначале получать степени, а затем адекватные им звания, в связи с чем чаще всего степень приобрести сложнее, чем звание, которое при наличии степени через несколько лет получить относительно несложно.

Отсюда ясно, что для получения звания желательно иметь степень. Желательно, но не обязательно. Имеется возможность получить звание без степени, для этого надо быть, как говорит положение об ученых званиях, высококвалифицированным специалистом и занимать в течение некоторого времени соответствующую научную должность. В современном научном неофициальном лексиконе научного работника, педагога, которому присвоено звание профессора при отсутствии у него ученой степени доктора наук, принято называть «холодным» профессором. Такой профессор не лишен возможности защитить диссертацию и превратиться в «горячего».

Еще раз подчеркнем, что, говоря об ученых званиях, следует отличать их от должности. Можно занимать должность доцента, профессора, не имея соответствующего ученого звания. Разница между имеющим звание и занимающим должность примерно такова, как между постоянным владельцем автомобиля и водителем, не являющимся владельцем. Звание дается навсегда, пожизненно, а должность — на определенный период. Правда, частенько встречаются случаи, когда ученое звание у тебя есть, а должность занята лицом без звания, хоть ты по званию доцент, а вынужден работать ассистентом. Наука — это хитрая штука, в ней многое возможно. Звание — одна из таких возможностей.

Диапазон научных должностей шире диапазона ученых званий. Так, на два ученых звания приходится целый набор должностей. В высших учебных заведениях это ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. В научных организациях — младший (мне), просто научный, старший (сне), ведущий, главный научный сотрудник (последних в шутку называют гнусами). К тому же есть и высокие должности заведующих кафедрами, отделами, лабораториями, секторами и еще более высокие — ректоры, проректоры, директора. В общем чего-чего, а научных должностей у нас хватает. Любой, обладающий такой должностью, вправе считаться ученым.

Следует упомянуть об ученых, точнее, научных званиях, начинающихся словами «заслуженный», «почетный», но они предназначены не для начинающих ученых, а для заканчивающих свой научный путь. Заслуженным деятелям науки и почетным докторам диссертации обычно ни к чему, они их либо имеют, либо не больно в них нуждаются.

Никак нельзя пройти мимо званий члена-корреспондента и действительного члена (академика) Академии наук. На первый взгляд кажется, что это тоже не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком — в 32 года. И вообще, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, как и аспирант, не мечтающий стать академиком. Шансы примерно равны, но в перспективе у аспирантов они выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Опять-таки, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимы дополнительные разъяснения. Ныне научные академии в России образуют целую пирамиду, в вершине которой находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук, в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых науки. Даже великому преобразователю Н.С. Хрущеву не удалось заменить Академию наук совокупностью отраслевых академий. Говорят, что тогдашний президент Академии наук А.Н. Несмеянов сказал Хрущеву: «Никита Сергеевич, Академию создал сам Петр Великий и не вам ее закрывать». А Л.И. Брежнев и иже с ним не смогли добиться исключения из Академии наук вольнодумца А.Д. Сахарова.

Величие Российской Академии наук (РАН) определяется тем, что в ее состав входят самые выдающиеся ученые, генералы и даже маршалы от науки. Но какую-то роль играет и факт получения пожизненной ренты в виде «стипендий». До рыночных реформ академикам кроме доходов по труду платили 500 руб. в месяц, а членам-корреспондентам — 300 руб., что примерно вдвое превышало средний уровень заработной платы в Советском Союзе. В условиях квазирыночной российской экономики академические «стипендии» вначале резко «похудели», но, начиная с 2002 г., вновь существенно увеличились и достигли двух — трехкратного уровня средней месячной заработной платы рядового российского работника. Не ахти какой уровень с учетом инфляции, но поток стремящихся стать членами-корреспондентами и действительными членами РАН не иссякает. Ведь есть и кое-какие другие стимулы кроме денежной подкормки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, а в РАЕН деньги вправе платить только сама Академия.

Ну, а на третьем уровне в так называемый переходный период от административно-распорядительной к рыночной экономике в России возникло столько негосударственных, общественных академий, академиков и членов-корреспондентов, что числа им несть. Сам стал академиком сразу двух академий. Но в этих академиях денежку государственную не платят и даже, наоборот, чтобы стать их участником надо вносить вступительный взнос как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента Академии или действительного члена.

Так что если хочешь разобраться в действительном величии звания академика, то надо прежде всего выяснить, в какой Академии он состоит. Об этом вновь испеченные академики многочисленных рукотворных академий говорят неохотно, называя себя с пафосом академиками, членами-корреспондентами без указания, какая академия имеется в виду.

Попадание в самый верхний слой элиты требует особого искусства и везения. Хотя формально в члены-корреспонденты и академики избирают, но, чтобы стать ими, надо быть избранным в другом смысле слова. У членкоров и академиков своя масонская ложа, свои законы продвижения, которые, пожалуй, одним им только и ведомы. Ни диссертации, ни научные труды не играют здесь решающей роли, хотя ученая степень нужна. Гораздо важнее попасть «в струю» и получить поддержку от членов ложи. Чем выше уровень Академии, тем, естественно, сложнее в нее попасть.

Нет сомнений в том, что ожесточенная конкуренция (десять и более докторов наук претендуют на одно место члена-корреспондента РАН), стремление получить научную квартирку на самом высоком этаже, поближе к солнышку, обусловлены каким-то сверхмощным побудителем. Длинные языки злословят по поводу пожизненной ренты, получаемой из государственного кармана при наличии академического звания в дополнение к другим доходам. И еще о возможности получить затем новую должность. Рвущиеся к вершине утверждают, что делают это из чистой любви к науке, чтобы их несомненные научные заслуги получили общественное признание, а сами они — экономическую независимость, свободу научного творчества.

И еще об одной любопытной детали. В России появилось множество негосударственных учебных академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и диссертационные советы. Самые «храбрые» из них иногда отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии, присуждая ученые степени не то что кандидата, а даже доктора наук без участия ВАК, как это принято за рубежом в совершенно иных условиях. После защиты таким быстро «испеченным» ученым тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Остается лишь еще сказать дипломированным таким образом кандидатам и докторам наук: «Гуляй, Вася, по научной стезе, ну и получить, естественно, вознаграждение за услуги».

Таково одно из последствий поспешной либерализации российской науки и образования. Хотелось бы все же напомнить «умельцам», что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Ознакомившись с российской системой ученых степеней и званий, любопытный читатель вправе поинтересоваться, а как там у них, «за бугром», т. е. за рубежом, в этом отношении. Сами понимаете, что у них не может быть такой строгой и стройной системы, как у нас. Там ведь кто чего хочет, то и делает. И правительство в это дело не вмешивается, и Высшей государственной аттестационной комиссии нет, и положений, и инструкций поменьше нашенских. Правда, и самодисциплина там, как правило, выше и самоответственность тоже. Университеты, обладая возможностью самостоятельно присуждать «собственные» ученые степени, не разбрасывают их направо и налево, не превращают в предмет купли-продажи, кумовства. По крайней мере делают это редко, в порядке исключения.

В итоге, со степенями и званиями там слишком просто, не то, что у нас. Сплошной примитивизм, скучно даже. Ни кандидатов, ни доцентов. Правда, доктора и профессора есть. Но их доктор — это что-то вроде отечественного кандидата. Поэтому кандидаты наши, вырвавшись за рубеж или вступая в контакты с иностранными учеными на родной земле, тут же называют себя докторами. Хотя у них там начинающих ученых кличут бакалаврами и магистрами, последние даже должны готовить диссертацию.

Наши попытки воспроизвести подготовку бакалавров и магистров в России пока не увенчались шумным успехом.

Полного набора наших научных званий у них опять же таки нет. Зато профессора бывают разных рангов: младшие, просто профессора и старшие или полные (не по комплекции, понятно, а по полноте знания и признания заслуг).

Зачем людям нужны ученые степени и звания…

Проблема цели жизни, человеческих устремлений и потребностей, их распределения по степени значимости, важности занимала и будет вечно занимать умы людей. Столь же очевидно, что, несмотря на все усилия философов и социологов, эту проблему никому и никогда не удастся решить до конца. Соответственно, не приходится искать исчерпывающий ответ на вопрос: «Зачем и почему люди стремятся приобрести ученые степени и звания, затрачивая на это массу времени, усилий и средств?» В конце концов, раз человек что-то ищет, значит, это ему нужно. Потребность есть то, в чем нуждаются люди, и надлежит больше думать не о природе такой потребности, а о том, как ее удовлетворить более полным образом при меньших, ограниченных затратах. Но все же понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень нужно и можно, даже необходимо, ибо от желаний зависит мера усердия, с которой соискатель добивается своей цели.

Согласно представлениям американского социолога и психолога Абрахама Маслоу иерархически выстроенные человеческие потребности образуют своеобразную «пирамиду», состоящую из пяти ступеней, уровней. Расположенные по рангу потребности образуют следующую структуру.

1. Потребность в самореализации, самоутверждении.
2. Потребность в уважении со стороны других и в самоуважении.
3. Потребность в общении, дружбе, любви.
4. Потребность в безопасности и помощи.
5. Физиологические потребности.


Рассмотрим, как связано удовлетворение перечисленных потребностей с наличием у человека ученой степени и ученого звания. Удовлетворять свои физиологические потребности ученый может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ученой степени или присвоения ему ученого звания увеличатся доходы и доступ к материальным благам.

Безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина; вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки. Молодым аспирантам-мужчинам дают отсрочку от призыва в армию, так как они проходят учебу. Кандидатов наук вообще не призывают в армию силком. Более или менее именитых ученых прикрепляют к специальным поликлиникам, об их здоровье государство заботится немножечко больше в сравнении с неостепенными, хотя в квазирыночной России эта возможность поблекла.

Вхождение в клуб ученых, несомненно, развивает общение и дружбу; между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные кланы, встречаются на конференциях, семинарах, мероприятиях, проводимых домами ученых, всяческими научными обществами и фондами. Ученые часто выезжают за границу и общаются с зарубежными коллегами. С удовлетворением потребностей в любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, любовь аспиранток к своим научным руководителям — рядовое событие.

Уважение к ученым со стороны окружающих, как уже упоминалось, проистекает из исторических российских традиций и хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих делать деньги, но в известной мере все еще наблюдается. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени. Сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе.

Ну и, конечно же, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий есть одна из высших форм самореализации, самовыражения. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели.

Ученые живут относительно долго, во всяком случае подольше, чем люди, занятые многими другими видами целесообразной деятельности. По экспертным оценкам, степень кандидата и звание доцента продлевают жизнь на два-три года в сравнении с неостепененными, доктора и профессора живут подольше примерно на пять-семь лет, члены-корреспонденты и академики — на восемь-десять. Отсутствие детальной и достоверной статистики не позволяет подтвердить высказанную гипотезу более надежными цифрами. И детишек своих ученые легче пристраивают, чем успешно продляют жизнь в своих детях. Это следует учитывать, стремясь к первой форме счастья — увеличению продолжительности жизни, продлению ее в своем потомстве и обеспечению хорошей жизни своему потомству.

В отношении счастья обогащения ученые — тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями, олигархами, высшей номенклатурой. Даже академик вряд ли выиграет соревнование. Но с рабочим, служащим, инженером, врачом, учителем кандидат наук потягаться может. И по доходам, и по денежным накоплениям, и по имуществу. Машину и садовый участок, иногда даже скромную дачу ученая степень способна обеспечить. Не сразу, конечно.

В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. Увы, время, когда кандидат, доцент получал гарантированную прибавку к зарплате в размере от 50 до 200 руб. в месяц, доктор наук — от 100 до 400 руб. (а рубль был по ценности близок к доллару), ушло в прошлое. Впрочем, понемножечку, оно вроде бы возвращается. Многое зависит от умения использовать степени и звания как орудие добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень — продвижение по службе в должности — завоевание положения, позволяющего получать доходы — получение самих доходов».

Не приходится скрывать, что спрос на научно-интеллектуальный продукт, наблюдавшийся в бывшей стране Советов, значительно упал; зачастую научный, духовный продукт остается невостребованным системой и обществом. В то же время отдельные виды научного, образовательного, информационного продукта высоко ценятся на современном российском рынке товаров и услуг. Есть возможность сбывать их за рубежом по доступной цене.

Не будем делать поспешные, скоропалительные, односторонние выводы о провале идеи материального, денежного счастья на научной почве. Ведь платят все-таки. Свободное время, которого у ученого намного больше, чем у других работников, тоже ведь стоит денег, его вполне можно использовать на дополнительную коммерческую деятельность. И в конце концов, если вы решаетесь выращивать и продавать цветы, торговать импортными сигаретами, а может быть, даже нефтью, газом или металлами, то ученая степень и звание никак не помешают, а кое в чем еще и помогут. Ученые степени и порождаемый ими научный имидж — прекрасное, исключительно полезное дополнение к искусству коммерции, а то и подкрепление.

Пусть даже наука — не лучший, не самый эффективный способ материального обогащения, но это надежный путь к духовному богатству. Следует признать, что наука, как и искусство, предоставляет в этой части неисчерпаемые возможности. Познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, возводящих величественное, никогда не завершаемое Здание Знаний, дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения, особые чувства. Личная сопричастность к пополнению сокровищницы Вечной Науки возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности, приближения к славе. Недаром же сто членов Парижской Академии естественных наук считаются бессмертными.

В народе ученых, по аналогии с писателями, художниками, артистами, многие считают благородными, интеллигентными, интеллектуально одаренными или даже самыми умными людьми. Вспоминается, с каким глубоким почитанием относилась к ученым моя мама. В глухом украинском селе, где прошло мое детство, об ученых степенях и званиях, конечно, представления не имели, слыхом не слыхивали. Слово «ученый» ассоциировалось с понятием «образованный». Мать, каким-то чудом закончившая гимназию в Одессе, считалась чуть ли ни самой ученой на деревне. Отец же, с трудом закончивший два класса приходской школы, в пику матери любил поговаривать: «Если все станут грамотными, кто будет свиней пасти?»

Попробуем теперь разобраться в движущих силах, побуждающих к написанию и защите диссертаций россиян, живущих в условиях затянувшегося переходного периода от советской социалистической к рыночной капиталистической экономике. О том, что такие побудители есть, свидетельствует жизнь. После явной рецессии конца 90-х годов XX в. в России самого начала XI в. наблюдается подъем интереса к защите диссертаций и приобретению ученых званий. Чем он обусловлен и на кого распространил свое действие?

Увеличивается количество молодых прагматиков, не считающих науку лучшей, выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но вполне может сгодиться. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться в составе среднего класса, подобные юноши и девушки понимают в то же время, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем, защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в обществе, в жизни. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, преимуществ, но верят, что со временем все это придет. Что ж, этой когорте соискателей ученой степени не откажешь в дальновидности.

Еще одна категория лиц, стремящихся обрести ученую степень, — часть «новых русских», обретших приличное денежное состояние и положение, удостоившихся чести стать достойными членами среднего класса россиян и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Эти энергичные люди ищут дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств. Одной из таких сфер оказывается наука, точнее, получение ученой степени. Простой расчет или чисто интуитивные представления убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в научное дело, представляющие не столь уж значительную часть имеющихся у них ресурсного потенциала, сил, энергии, времени, денег, заведомо окупятся. А если даже и не окупятся в денежном измерении, то потери не столь уж существенны, вполне терпимы. Даже сам факт долговременного, а то и пожизненного приобщения к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением, окупает затраченные ресурсы.

Следующая группа россиян, страждущих приобщиться к ученой степени кандидата и доктора наук, а затем по возможности стать и профессором, — именитые и состоятельные граждане среднего возраста, всплывшие на волне рыночных реформ и занявшие весьма приличное, иногда даже совсем высокое положение в обществе. Это активные, динамичные, толковые, разбирающиеся в своем деле люди, имеющие, правда, к науке весьма косвенное отношение, находящиеся с ней, как любят говорить политэкономы, в опосредованной связи. Будучи здравомыслящими представителями своего класса, они понимают, что под луной ничто не вечно, солнце имеет обычай заходить за тучи, в любой момент теплое место может стать горячим и придется его покинуть. Вот тогда-то ученая степень да еще вкупе со званием может оказаться весьма кстати, а приличная должность на кафедре университета или в солидном научно-исследовательском институте — не позорной, а даже достойной для карьеры на закате лет и сил.

Главная трудность для этих уважаемых людей — сочинить и защитить диссертацию. Научных трудов у них бывает маловато, а то и совсем нет, исключая разве статьи в газетах, каковые научными работами не считаются. Диссертацию писать некогда, да и не очень хочется, к тому же даже самые говорливые из них — литераторы не ахти какие. Приходится прибегать к услугам консультантов, специалистов. В условиях российской полурыночной экономики, когда даже в газетах несложно отыскать рекламу «Диссертация под ключ», проблема решается несложно — были бы, как говорится, деньги. К тому же так как заказчики чаще всего люди, неплохо знающие дело, то к написанной другой рукой диссертации они легко приобщаются, более или менее свободно ее защищают после некоторой подготовки и интенсивного натаскивания. А уж далее ВАК их трудно отловить, хотя в последние годы предпринимаются попытки поставить рогатки и заслоны на пути этих мужественных рвущихся в науку людей. Их аттестационные дела, авторефераты, а то и диссертационные работы экспертные советы ВАК контролируют с особой тщательностью. Самих «мучеников» часто вызывают «на ковер» в ВАК, где они должны предстать один на один с квалифицированными экспертами и доказать личное участие, новизну своих исследований, обоснованность и приложимость результатов своей работы.

И наконец, еще об одной категории соискателей, заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, работниках научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, которые, не обладая могучим талантом и пробивной силой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то и десятилетиями строят свой скромный диссертационный домик. Большинство из таких соискателей удовлетворяются кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60 даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками.

Нам понадобилось прибегнуть к краткому анализу и классификации разных категорий соискателей не только, чтобы убедить вас, что не иссяк порох в пороховницах охотников за учеными степенями и званиями. Дело еще и в том, что, определив свою собственную классификационную группу, соискатель намного облегчит решение задачи о выборе рационального (в пределе даже оптимального) способа достижения поставленной цели. А в нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора способа действий — это уже полдела, а то и больше. Если даже ваш выбор связан с необходимостью опереться на других — в том нет ничего зазорного. Даже великий Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, только опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду, например, Галилея. А уж нам, простым грешным, тем более без содействия никак не обойтись.


Спасибо -