250 лет Елунино. Под ржавым колесом времени

Александр Сиротин
… А ведь когда-то оно крутилось и катилось по улицам села, по дорогам, а теперь – ржавое, отработавшее свой срок, на верху девятиметрового столба, ошкуренного хозяйской рукой, «Колесо елунинского времени» взирает за площадью, за людьми, пришедшими на юбилей.
Тележное колесо, приспособленное для крепления на нем шнуров с разноцветными лентами, пересекшими  праздничное место тут и там.
Колесо времени…
Как символ жизни, времени, ржавое  колесо зависло над старинным сибирским селом, над толпами односельчан и гостей села, увлеченных праздником – в честь 250-летия Елунина.
Стар и мал активно пели и плясали, шутили и читали стихи.
И друг за дружкой заходили в центральный круг жители улиц и у каждого творческого коллектива своя, особенная, культурно-развлекательная программа - смотри и понимай и радуйся, если, конечно, не выстужены еще эмоции и чувства…
… Колесо праздника крутилось, согласно сценарию и задумкам главы села Р.И. Зыряновой и директора клуба В. А. Мориц.
И, слава Богу, не увидел и не ощутил чего опасался…
Иные говаривали, дескать, какой праздник, когда кругом развал?
Да так ли уж – кругом? Вон, дома, дворы, в них живность, птица. Трудом живы люди. А главное – есть ли развал в душе, духе?..
А праздник-то особенный…
Ведь нынешнее поколение елунинцев, кому суждено жить при архиважном юбилее – четверть тысячелетия села – за все предыдущие поколения его отмечает. Вот в чем суть! И мысль эту, историческо - преемственную, уловил особо, когда глава села в самом начале праздника пригласила к микрофону тех жителей, фамилии которых встречались в первых переписях, а были они в начале второй половины золотого, екатерининского, века…
***
Одним из первопоселенцев был Артемий Матвеевич Елунин, давший название селу, но…
В 1756 году крестьянин Семен Реутов построил кузнецу и это событие, официально отмеченное в казенных бумагах, посчитали за начало села.
Спорить ли: какой год (1751 или 1756) считать главнее, какое событие (выселок из Телеутской или появление кузни) принять во внимание?
Пусть это решат краеведы.
Назовем первых жителей Елунина, коих зафиксировала соляная перепись 1759 года: Б.У.Хмелев с сыном Петром, Е.М.Реутов с сыновьями Василием, Петром, Семеном, Е.Ф.Шелепов.
Вот от них и пошло-поехало «елунинское колесо» жизни и выражаясь образно, «живало-поживало, да ржой обрастало». И висит, значит, теперь на самой высшей точке Елунина, на гладком столбе, и держит не только шнуры с флажками, но и саму память старинного сибирского села.
Вот так соседствуют миф с былью, древность с современностью.
Интересной посчитать надо саму динамику роста численности жителей Елунина, что зафиксировали тогдашние ревизии.
В 1763 году – 45; в 1782 – 120; в 1795 году – 155 жителей. А в 1893 году – 217, но вот в 1926 году – 706 жителей! А 12 лет назад, в 1994 году, в Елунино проживало 877 человек.
Разительный скачок (с 217 до 706) – падает на Столыпинскую переселенческую программу, благотворно повлияющую на трехкратное увеличение.
Колесо истории у Елунина богато.
И мы низко склоняем головы перед «другими первыми» людьми, о которых никто никогда и не узнает, ибо ржа времени изъела почти все свидетельства о них.
… Смотрю на чертеж и пробирает дрожь. Ушло в землю елунинскую многое!
Вот она, вытянувшаяся от Боровикова до Черемно-Подгорного, линия древних елунинских захоронений. Повторяет кривую линию крутого левого берега, на котором незримо присутствует дух глубокого прошлого – Алтая, Сибири…
… Поднимемся над Елунино, чтобы получше разглядеть.
Где-то у Боровикова-Елунинское Культовое Место – на узком мысовидном выступе левой верхней террасы долины Оби.
В трехстах метрах к юго-востоку от него – курганы Елунинского Курганского Могильника.
И уж вовсе примечательно, что за тысячелетия до первых елунинцев Артемия Елунина и Семена Реутова – в ранний железный век, здесь, в центре Елунина жили древние люди, а сейчас расположен Второй Елунинский Грунтовый Могильник…
Какое же тогда истинное «Колесо истории» у села с красивым названием? И сколько веков на нем оставили свой след – свои ржа?!
А ведь и в сторону Черемно-Подгорного есть Поселения, и на одном из них раскопали развал сосуда скифского времени.
Вот и вспомнишь Блока: «Да, скифы мы, да, азиаты мы…»
Много племен тут живало и оставило свой дух…
И он то же восчувствуется – надо только получше ознакомиться со своей историей.
***
Тридцать лет назад, инвентаризируя жилой фонд, обошел с рулетчиком все елунинские улицы, все дома. Особая атмосфера ощущалась в скромных домишках. Там жили старики, в основном - бабушки, потому что многих дедушек просто не появилось – из-за войны с фашистской Германией.
… И пахнуло в домишках тех  умиротворением и добротой и тогда, в разгар атеизма, во многих избах зрел старинные иконы, а телевизоров что-то не замечал…
Вспоминаю прекрасную картину – на высоком месте, любуясь Обью и лугами, посиживал благообразный какой-то дедушка, вспоминая, видимо, свою жизнь… И его возвышенное состояние передалось и мне, и рулетчице.
И не хотелось в те минуты погружаться в майю, иллюзию, в которой, увы, и пребываем мы, люди. Всю жизнь.
Места исторические, на которые непроизвольно тянет людей, с повышенной, как сейчас модно говорить, «энергетикой». Но правильнее сказать – «с особым духом».
Дух дышит, где хочет: уводит нас в прошлое, погружает в настоящее, приближает к нам наше будущее…
И зная это, как же надо беречь эти самые древние места?!
А их у елунинцев хватает.
***
Прибралось Елунино: чисто, опрятно, зелено. Цветы в палисадниках. Покрашено, побелено. А под ржавым колесом… вообще красота.
Сельские мастерицы-кружевницы постарались на славу – выставка зовет к себе. Да, тяжело нынче, слов нет, но вроде больше свободного времени и, значит, можно, ради села, ради юбилея, дело доброе, красивое сотворить. И в этом деле выявить свои лучшие качества – профессиональные, человеческие. И зрители, обозревающие рукотворную красоту елунинцев, почувствуют: жив, жив дух человеческий!
Жив он был у первых поселенцев, облюбовавших «двойное природное преимущество» в середине пятидесятых годов XVIII века – внизу Обь и луга с их дарами, а вверху – потенциал непаханых плодородных земель. Оценил русский человек мощь и ширь и красоту здешнюю: когда тяжко на душе, то можно прийти на крут - берег Оби и глотнуть безоглядной дали сибирской, восхититься серебристой лентой реки, безбрежной синью неба Верхнего Приобья. Постоять – подумать о чем-то высоком, вечном, при чем заботы текущие – шелуха, семечки…
И поехало, и помчалось «елунинское колесо» по десятилетиям и векам! И обжили русские люди и низ и верх. И сколько спутников у Елунина возникло! Тут и там и среди них Черемно-Подгорное. Бог мой: сколько же, помню, рыбы (с лодку) лицезрел мальцом в далеком, по-моему, 1955 году, а сколько ежевики, калины, черемухи, сколько грибов здесь было? А какие травы! Коси – не хочу…
И своя поэзия: когда ранним - раненько отчаливает от берега паром и трудяга – катер, урча и сердито выбрасывая пенистые водные гребни, перевозит. На широкой дощатой палубе хватало места всему – бойким дояркам и серьезным пастухам, а также телкам, привязанным к поручням, павловским любителям ягод и даже мотоциклу с коляской…
Иногда завидовал жителям Елунина.
Родина моя, слов нет, красива и необычна. Но Павловск «упал» в бор, зажат лесом. Иногда душа просит простора и воли… Вот тогда, бросив все, мчусь в Елунино. На велосипеде или на попутке, а то и пехом. А все за тем, чтобы «хватануть низа и верха».
Сначала спускаюсь к Оби и стою, стою, стою… До почти отчетливого появления вида парохода, который проплывал здесь жарким июлем 1926 года. Да, да, в ста метрах от меня, от лодок, что рядом, продвигался к Белухе священный Камень Чинтамани, бывший тогда у Рерихов. Камень – Мира Спаситель.
А уж потом – наверх!
Вот где величия и радости и душа, оттаяв от бед, поет.
«Сибирь, Сибирь, горжусь, что я твой сын,
Один народ и путь у нас один».

Между театральными номерами, коих было много и были они зажигательны, рассматривал цветные фотографии разных видов – улиц, домов, палисадников. Нарядили елунинцы свои строения. Не увидел, не ощутил и здесь расслабленности, безволия. Не разъела ржа души.
А как это может случиться, когда и Ваши благословенные места осчастливлены  были серьезными людьми, крупным их делом! Конечно, говорю о съемках фильма «Ермак».
… Под «ржавым колесом времени», в центре села – внушительный фотостенд и на многих  снимках узнаю своего доброго знакомого И.И.Мартынова, сыгравшего простого казака.
Спросил как-то его:
- Крепость хана Кучума, как будто, на боровиковской земле была? А что елунинские места? Они имеют отношение к «Ермаку»?
- Имеют. Самое прямое. Был эпизод, перед которым нас, казаков, на стругах и лодках катер буксировал чуть ли не до Елунина. И отсюда плыли к крепости своим ходом. Кинокамера фиксировала и елунинские горизонты. Красивые, мощные. Которые привлекли своей красотой, первозданностью режиссеров В.Ускова и В.Краснопольского. А, извините, шикарные обеды в сельской елунинской столовой? Бывало, мы, участники съемок, не снимая необычных костюмов, в гриме идем по Елунино и местные жители с интересом и недоумением посматривают: это кто к нам пожаловал? Завязывались встречи, беседы.
До сих пор помню дружескую атмосферу села…
Давно живет экранной жизнью фильм-богатырь «Ермак», где навечно запечатлены и удивительно – прекрасные, воздушно – елунинские просторы…
***
Сказывают, что начавшийся XXI век – век Женщины. Матери Мира.
Когда любуешься елунинскими красавицами, кои за себя и за мужиков представляют свои улицы на «лобном месте», то поневоле согласишься с возрастающим значением Женского Начала…
Мужчины, со стороны посматривая на жен, дочерей, внучек, видимо, были весьма довольны, как их «дорогуши» развлекали их прилюдно…
Бойкие частушки, лихой перепляс, тягучий, «мистический» восточный танец не молодой женщины в красивых восточных нарядах – непривычность создавала и ковровая дорожка на елунинской пыли и камушках.
Дух с улиц Механизации, имени Ощепкова, Кооперативной, других, трансформированный творчеством самодеятельных артисток в художественно-образные формы, входил и в нас, павловчан, приехавших в не чужое нам село.
И руководство района, видно было, приободрилось, и другие гости радовались искренней радостью: единения в духе праздником.
И лично я ждал этого духа. Терзали поначалу сомнения – о них говорил и Рае и Саше Акеньшиным, моим спутникам по поездке. Но как только зашли на площадь, в 11 часов дня, так и пропала ползучая тревога… И под ржавым колесом «ржавого» нынешнего времени встретил не унылость с безнадегой, не отчаяние с бескультурностью, а иное.
Дух юбилея существовал – по-всю-ду!
Жив он, жив! И живы им елунинцы. Это чувствовалось. И под таким впечатлением пришла на ум мысль: стих вписать в свою книжечку «Это было в Павловске»:
Пусть дух юбилея -
Я чуял его –
Поможет поднять Вам
Родное село.

… Прошел месяц с юбилея. Снова в Елунино. Площадь, столб, ржавое «колесо времени» на верху. Висит, отмеряет первые недели 251 года старинного приобского села.
… Воскресное утро середина июля, но, конечно, елунинцы в трудах. Пока стоит погода, надо, как, скажем, глава села, и малинки собрать и вершить множество иных дел, а тут еще гости на «Урале» пожаловали…
Вот и пришлось Раисе Ивановне седлать дамский велосипед и с улицы Победы катить в здание, над которым висит российский триколор. И мы на мотоцикле сюда подъехали. В кабинете порядок – 18 лет Р.И.Зырянова здесь трудится.
… Перебираем альбомы – каждая улица отчитывалась цветными фото и добрыми делами, оформленными в содержательные информации. Да, много потратили жители усилий, чтобы достойно отметить юбилей.
Но за любым праздником следуют будни. И я прошу словоохотливую собеседницу прояснить мне  по одному из главных вопросов – вопросу о земле.
Узнаю, что в Елунино порядка четырехсот держателей земельных паев, что на один пай приходиться 16,1 гектара. И что абсолютно каждый держатель может взять свой пай у фермера и начать сельскохозяйственную деятельность либо на «своих шестнадцати», либо, что более целесообразно, скооперировавшись с такими же, как он, держателями, попробовать действовать, что-ли, более масштабно.
Похоже, все само собой уже утряслось. В селе 8-9 фермерских хозяйств. Самое большое – у В.В.Шнейдера. Там трудится до двадцати человек.
Назовем другие  фермерско-крестьянские хозяйства – В.В.Папина, М.В.Поползина, Н.Н.Домникова, А.Н.Межевича, О.А.Папина, К.П.Лукьянова, А.В.Жирухина и хозяйство Бессудновых.
Вот сюда и сдают в аренду свои паи подавляющее число бывших членов бывшего колхоза «Россия». Разумеется, оформлено все по Договору, так сказать, легитимно.
Если землица никуда от елунинцев – работяг не убежала, то вот с имущественными паями сущая беда! Обстоятельствами губительских гайдаровских реформ львиную долю общественно-колхозной собственности отдали за долги, ну, за уголь и солярку, за налоги и т.д.
Что-то, конечно, осталось и оно находится в собственности немногих собственников, а, значит, у девяти десятых (если не больше) населения имущественная собственность исчерпывается тем, что во дворе и в гараже собственной усадьбы…
Что тут сказать?
Люди обеднели. И вынуждены существовать за счет личных подворий. Вы-жи-ва-ют…
Периодически становятся безработными, получая нищенское пособие (800 рублей) и постоянно ищущие разные способы, чтобы «как-то, где-то что-то заработать».
А другие уже не ищут. Свыклись…
… Когда глава села, характеризуя свои отношения с фермерами, выделила одного- двоих – как вникающих в проблемы села, как пытающихся помочь хоть чем-то, то вот что важно понять.
Во-первых, абсолютно все руководители платят приличные налоги; во-вторых – их то же мучает дикий диспаритет цен, когда пшеница несоразмерна по цене с соляркой, со стоимостью запчастей. А им надо становиться на ноги! Капиталец какой-никакой нужен и для  расчетов с наемными (на сезон) работягами.
…Автор издал книжечки о Новых Зорях, Бурановке. Конечно, и там проблемы, но другого плана…  Елунино – более увязано в своих проблемах. И одно даже их верное освещение, надеюсь, поможет получше самим елунинцам понять друг друга.
А известно: понимание – Бог богов…
***
Подворья… Русь, Россия спасалась «живностью, живущей рядом». В Елунино 165 коров – один гурт. Выпаса ограничены. За Обь, увы, не на чем плыть – колхозный паром «приказал долго жить» и где-то у Телеутского гниет. Лошадок в селе тридцать пять – меньше, чем автомобилей. Кто истинно деревенский – тот с конем…
Раиса Ивановна огорошила статистикой, которая заставляет напряженно думать…
Оказывается, забытое было Черемно-Подгорное… за-се-ля-ет-ся! Шестьдесят частников, в основном,  из города, переехали сюда и живут – поживают.
Дачники… Не спешите с иронией…
Глава с уважением отзывается о «новых подгорновцах»: трудолюбивы, скотину держат, рыбачат, ягоду, грибы собирают. Что это? Не будем спешить с обобщениями – дадим самим вещам проявляться естественно, органично.
Есть и в Елунино приезжие. Разные. К некоторым, например, у старожилов мнения плохие: дескать, выпивохи, дебоширы, плохой пример для молодежи, которой и без того кот наплакал…
Жив в селе дух рыбалки и охоты. Может, и маловато в ячейке Владимира Сергеевича Панова таких сибиряков, но ведь и времечко теперешнее суровое… Зато  «поющих и танцующих» у В.А.Мориц вполне достаточно. Когда мы проезжали мимо клуба – видели замок, но так не всегда.
Вера Алексеевна, по словам Раисы Ивановна, «более организатор, нежели преподаватель» – вот и организует: и группу здоровья, дискотеку, секцию биллиардистов.
Где-то рядом по активности с Мориц библиотекарь Наталья Алексеевна Скворцова, она применяет в своей работе так называемое платное направление. Какие-никакие заработанные средства, конечно, идут на покупку дорогих и не очень книг.
… И может, творческая искорка и старательность Скворцовой, как ведущей на юбилее, и была замечена чиновниками из райцентра и те, в качестве презента, одарили сельский очаг культуры книгами на 2500 рублей…
… «А школу побелим к 1 сентября!» Заверяет глава села, очерчивая сложный узел проблем с образованием.
С фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) положение получше. И хотя сельская администрация контролирует медицину, но ей, медицине, большая помощь идет от Павловской райбольницы, от главврача А.Г.Кайдалова, от системы законов о медицине, которые не все уж так плохи…
Со слов медработника, «ужас девяностых канул в Лету и три елунинских медработника плюс санитарка стабильно получают зарплату». Есть, функционирует физиокабинет, школьники систематически подвергаются осмотрам, гарантируется и оказание срочной медицинской помощи.
… Но кто срочную помощь окажет самому селу? Газификация, которую с нетерпением ожидает Раиса Ивановна, да, как-то поможет Елунино, но, увы, не всем.
«Примерно половина селян готовы оплатить за подведение в квартиры газ». Это слова главы села. А вторая половина?! Кто за нее заступится?..
Мой знакомый пенсионер, работавший в сельском хозяйстве, прямо говорит о «тихой смерти» и Елунина и иных сел Павловского района.
И что: получается – Елунино – бесперспективное на сегодня?! «У нас тупик». Заявляет и глава села. Тупик географический, но дальше «дорога жизни» ведь через Обь, на луга! Из тупика как-то выходить все же нужно