Его имя Анахарсис

Инесса Завялова
               
                Сказка
          На огромном необъятном облаке, раскачивался необычный мост. Он тонкий и хрупкий, он завис в воздушном пространстве неизвестно когда, а может он существует вечно. Об этом точно никто не знает.
         Так вот… На этом необычном и восхитительном, воздушном сооружении происходят весьма странные вещи.
         Размеры этого моста огромны. Но более всего странно то, что только избранные могли посещать – это необычное пространство, парящее высоко в небе. Только Боги или те, которых они могли к себе позвать, могли парить и быть здесь! Богов много! Они все разные! И у каждого и разного земного мира – есть Боги. Но живут все они высоко! Олимп!
         О… да! Так знают и мыслят о Богах многие! Но поверьте мне, никто не знает, что Олимп не всегда то место, где встречаются эти непонятные и величественные особы. Вот и сегодня величественная особа торопилась…
        –Сегодня такой хороший день, Мириус. Мне нужны мои быстрокрылые лошади и побыстрее, меня ждут! О, Скифия! Какая странная странна! Море, реки, степи, неужели степи так прекрасны? Апи утверждает, что ромашки в полях  хороши, как будто я их никогда не видела, смешно! И она так говорит каждый раз, когда мы встречаемся! Но это все такая проза жизни! Моих лошадей сюда и быстрее! – произнесла властно та, которой подчинялось все земное и небесное.
        –Все будет исполнено! – ответило существо, облаченное в огненный плащ, низко склоняясь перед Величественной Герой.
        –И побыстрее, мост не совсем рядом, далеко! На Олимпе сегодня жарко, а там… на мосту… много прохлады! Приятные туманы споют мне недопетую песню. Я хочу слушать их пение. Мне обещали, что меня ждет сюрприз.
        Гера выглядела прекрасно. Ее длинные волосы светлые волнистые, они отдавали перламутром и необычайным блеском. Лицо беспристрастное и спокойное. Огромные зеленые глаза сверкали ярким загадочным огоньком. От всего облика Геры исходило мягкое синее сияние, но вдруг, в секунду, все менялось, и сверкающее, фиолетовое, длинное платье, и волосы, и глаза превращались в другой светящийся силуэт: в миг Гера окутывалась в необычное одеяние, сотканное самими облаками: ее облик растворялся в небе и был видим только посвященным.
       Ее колесница, запряженная огненными лошадьми, стремительно летела к месту встречи.
       Мост сверкал и вспыхивал яркими огнями. Он раскачивался и, казалось, вот-вот растворится, но этого не происходило.
       –Ну вот… так всегда! Наша Величественная всегда опаздывает! – произнесла, немного волнуясь Апи, – мало того, что все меня с ней отождествляют, даже считают, что я – это она или, что она – это я. Ну вот… снова… я сама уже запуталась, кто есть, кто?! Вот так… всегда! И почестей достается ей больше… нежели мне! И… ждем мы ее подолгу! Но… я не сержусь. Греки, Эллада… этим все сказано! – произнесла, немного нервничая, темноглазая и очень эмоциональная Апи.
        –Но… нас торопит время! А ее… все нет и нет! Почему она задерживается? – добавила, возмущаясь, вторая миловидная особа, она тоже немного волновалась.
        Ее светящееся желтое платье мерцало, огромный длинный шлейф болтался зигзагообразно в воздухе. Артимпаса всегда любила и выбирала странные наряды. Они ей шли. Но она тратила на свою одежду порой очень много времени. Хотя могла создать – это волшебство в секунду. Но по-видимому, ей нравилось чувствовать себя земной женщиной, выбирать наряды у портных, которые живут не на небе. Но – это совсем другая история.
       –Напрасно вы волнуетесь, все в мире идет своим чередом. Мы всем правим! Без нас ничего не произойдет. Часы его рождения в наших руках. А мы еще не все решили. И Гера – самая главная. Мы должны помочь этому славному малышу родиться, – уверенно произнесла третья богиня, ее звали Табити-Веста. Она была строга, предельно ответственна, и даже ее одежда была не так помпезна, как у ее подруг – Скифских Богинь: Апи и Артимпасы.
       –Но… в мои планы не входило помогать скифскому царю и его жене, –возмутилась Апи.
       –А почему? Ах, да… я совсем забыла… царственные особы тебя не интересуют, – хихикая над богиней Апи, иронично заметила Табити-Веста.
       –Да, мне по душе простые люди, но спорить с вами не буду. Если речь идет о делах… государственной важности, о новых открытиях и о мудрости. Тогда… так уж и быть… я, как вы, – соглашалась красивая милая особа.  Ее характер был мягкий, но настойчивый. Апи не всегда соглашалась и много спорила, но рациональное брало верх.
       Огромный прозрачный мост раскачивался, его раскачивание было приятное, его движение в вечном небе было беззвучное и очень теплое. Три Скифские Богини говорили, о чем-то важном и необычном. Они ждали ее – Великую Геру.

                2

       –Мириус, гони! Гони быстрее лошадей! Еще быстрее! Ах, как я люблю скорость! – зеленоокая богиня подгоняла огненное существо, которое отвечало за ее лошадей.
       –Слушаюсь и повинуюсь! – ответил огненный.
      Лошади несли Геру быстро, они были послушны и молчаливы, дорога – чистая, светлая, небесная.
      Никто не мог стоять на пути у Геры, хотя было много тех, которые завидовали ей и, может… даже ненавидели ее, но они были бессильны перед этой Величественной богиней Олимпа.
      Вдруг лошади вздыбились, огненный едва удержал уздечку. Странное сизое облако рисовало непонятную дымчатую плотность.
      –Что это, кто это? – возмутилась Гера, – как ты посмел стоять у меня на пути, я тороплюсь, меня ждут! Да, что это я отчитываюсь перед тобой! – Гера явно рассердилась не на шутку.
      –Приветствую вас, о, Ясноликая! Позвольте, поговорить с вами!
      –А… это ты, давно тебя не встречала, среди огненных миров, среди туманов и призрачных полей неба, – произнесла богиня Гера, более мягко, чем прежде.
      –Выслушайте меня, о Величественная Гера, и не гоните меня прочь. Я скифский дух, вы знаете обо мне все, я дух Скифии.  Моя родина нуждается в мудрости, в новых открытиях. Помогите нам, о, Великая Гера. Я странник Скифии.
      –И поэтому ты посмел стоять у меня на пути, чудной старец? Мало ли какие духи бродят во Вселенной! И, что… я со всеми должна говорить? – волосы Геры развевались по ветру, ее облик сверкал и, казалось, что небо вот-вот укроют молнии и громы, Богиня сердилась.
      –Я знаю, великая Гера, вы мчитесь к Скифским Богам, будьте милостивы к нам, пусть свершится то, что должно свершиться, пусть будет так, как должно быть! Пусть пересечется Греция и Скифия в величии и славе своей, на благо Скифии и на благо Греции! – странник был смел и говорил громко, не боясь Геры. Но все же он знал, если он не угодит богине, он может исчезнуть в бесконечности навеки.
      –Какие глупости говорит этот старик! Мириус, не так ли? Гони  его прочь! Я сама знаю, что нужно, чего ненужно пространствам и мирам! Как ты смеешь, старик! Ты всего лишь дух, а я Величественная Гера!
      –Спасибо! О, Великая Гера, вы услышала мою просьбу. Сжальтесь! Я всего лишь вечный слуга тех, кто вершит великое и важное, – пространственный старец говорил уже тише и не так громко. Все же он имел дело с опасной и самой властной богиней Олимпа, – моя дорога давно предрешена, ваша же Незыблема и Вечна!
      Вдруг непонятное облако растаяло, и старик исчез.
      На пути огненной колесницы Геры, больше не было препятствий. Гера удивилась себе, ведь она не столкнула старика в небесную пропасть; Гере было позволено все, на то она и жена Зевса. Не всякий мог, что-либо просить у нее и не всякий мог ее останавливать, в небесном пространстве миров.
      Еще секунды и огненный светящийся мост был совсем рядом.
      – Ну, наконец, вот она, вот она! – произнесла восторженно Апи, – я вижу ее, сверкающие небесные своды, оповещают о ее прибытии! Она почти рядом! Она вновь с нами!
      –Как, не может быть? Ее Великое Величество к нам снизошли, – ехидно сказала Артимпаса. Хотя Артимпаса редко бывала в подобном настроении. Но даже она устала ждать Геру.
      –Ну… довольно, довольно, возмущаться! Гера с нами! Это главное. Она прекрасна! Как и все мы… безусловно! – произнесла очень спокойно Табити-Веста.
      Мост раскачивался и сверкал. Его прозрачные поручни переливались всеми цветами радуги. Невообразимый и огромный он завис величественно в небе над Скифией. И никто не сомневался, что он Вечный и Незыблемый, что он Один и Неповторимый.
      Наконец, лошади Геры остановились. Огненная колесница умолкла, и больше не издавала звуков необычных и непонятных. Гера ступила на воздушную лестницу, которая в секунду свернулась в спираль, и мгновенно переместила ее в самый центр моста, где и восседали три богини Скифии. Необычные особы обменялись приветствием. Прозрачные слуги были повсюду, они невидимые и ненадоедливые.
     –Ах, Гера, как ты прекрасна! Мы заждались, у нас к тебе важное дело, оно не терпит отлагательств! Он должен родиться! И… нам нужна твоя помощь, – произнесла скороговоркой, быстро и торопясь, Богиня домашнего очага – Табити-Веста, – он нужен Скифии, он сын царя.
       –И вы… о том же! Я все уже слышала, мне повстречался дух вечного странника Скифии, он обо всем уже мне поведал. Но в мои планы не входило вмешиваться в жизнь скифов. Тем более, помогать людям! Зачем? Греки еще куда не шло? Хотя… его мать эллинка. Ах, как все это не кстати, я хотела слушать пение сфер, а не решать чужие проблемы.
      –Все уже предрешено, но его судьба может быть разной. То, что он сын царя – это уже предначертано, но кто он будет, и, что от него зависит? Вот самый главный вопрос, – произнесла загадочно Апи.
       Мелькнули секунды и мост засверкал ярко и необычно. Гера оглянулась. Ей  показалось, что их слышит Зевс. Она подошла к туманным поручням моста, заглянула в бездну неба, там никого не было. 
      Гера все поняла, ее ум, ее мышление было не таким, как у всех, на то она и богиня, и самая главная богиня – богиня Олимпа.
      –Будь по-вашему, – неожиданно произнесла Гера. – Да родится тот, кто соединит несоединимое! И пусть имя будет ему Анахарсис! Я так решила! Я дарю ему мудрость и долголетие! Пусть Скифия узнает величие его мудрости!
       Не успела Гера произнести эти слова, как там, в земном мире, в покоях царицы, услышался долгожданный плач малыша.
      –Анахарсис, сын мой, – покричал царь, поднимая младенца! – Плоть от плоти моей! Да будет он, мой наследник, Анахарсисом! Его имя Анахарсис! Так повеливают боги!
         Никто не может объяснить, почему все случилось так, а не по-другому. Почему в уста скифского царя были вложено – это имя. Но Гера и Скифские Богини были рядом, они покинули мост и, в прозрачной невидимой дымке зависли, над родившимся Анахарсисом.
        Малыш был здоров и крепок, хорошо сложен. Его судьбу шептали богини. Зевс тоже был рядом, он одобрял все, что делала сегодня Гера. Его жена была величественна и красива!
      –Да, будет он мудр и нетщеславен, богатство и слава ему будут не- интересны! Да насыщается его ум мудростью и разумением! Эллада и Скифия напоят его миром и любовью! – произнес Зевс и богини согласились с тем, кому подчинялось все небесное и земное, в мирах земных и небесных.
       Гера и три Скифские Богини вернулись в небесную прозрачность мыслей и деяний, они были невидимы для людей: они были заняты беседой о вечном и важном. Мост раскачивался мягко. Богини выполнили то малое и большое, что могли, далее все принадлежало не только богам, а человеку, коим и был Анахарсис. Мост по-прежнему раскачивался и сверкал радугой цветных спектров.
 
                3
      
       Шло время, Анахарсис рос. Все случилось так, как и хотели Боги. Он много читал и много знал. Его пытливый ум проникал в суть, происходящих, событий. Скифия – Северное Причерноморье: родина молодого царевича. Анахарсис – скиф, сын Гнура, скифского царя, по матери же эллин, владел двумя языками. Его учили многому и разному. Еще в раннем возрасте он задумывался над устройством жизни. Он порой задавал странные вопросы своим наставникам, коих при дворе царя Гнура, было много.  Поэтому царь, не задумываясь,  решил отправить Анахарсиса в Элладу, в Афины, чтобы сын постиг все, что могло бы быть необходимым и нужным для Скифии.
         Боги покровительствовали царевичу во всем. Юноша был красив и хорошо сложен. Он хорошо развил свое тело и не знал, что такое болезни и муки телесные, он был вынослив и трудолюбив. Все муки его были духовные. Его мучили вопросы, на которые у него не было ответов.
         Его манера излагать мысли была не такая, как у всех. Его остроумные  высказывания, о мире и людях, запоминались многим. Мудрецы в Афинах сразу заметили в этом молодом юноше нечто новое и яркое. Все шло своим чередом, шаг за шагом. Время было вечно, как и все в этом мире.
        Анахарсис возмужал, он любил путешествовать и узнавать новое, этим царевич отличался от многих своих соотечественников. Власть его не итересовала. Он был царевичем только по крови. Анахарсис много раз бывал в далеких странах. Но Греция  была близка его душе, там были те, которых он любил и уважал. Его мудрые высказывания запоминались грекам, его помнили и ждали.
        Однажды с царевичем произошло очень любопытное происшествие, которое принесло ему славу и известность, которая долетает до нас ныне, тонкими хрупкими отголосками, отголосками прошлого, в котором были чудеса и те, которых называют вершителями человеческих судеб – Боги.
       Корабль, на котором находился Анахарсис, плыл долго. Путь был длинный. Никто не смог бы точно сказать, сколько дней прошло с того времени, как моряки не видели берег. Штормы и ураганы изнуряли, но хуже было то, что закончилась пресная вода. Команду мог спасти только остров, очертания которого, виднелись в сизой дымке. 
        Необитаемый остров был красив и пуст. Анахарсис согласился с капитаном, пресная вода необходима и оставаться без нее никак нельзя. Подплыв к берегу, команда высадилась на берег и занялась поиском воды.           Анахарсис же размышлял о морских стихиях и о странном приспособлении, которое использовалось для удержания кораблей у берегов. Пустынный берег манил, все в глубь и в глубь, но Анахарсис знал, что уходить далеко от берега крайне опасно. Он решил сначала исследовать берег вокруг острова.
      –Анахарсис, ты с нами или у тебя, как всегда… есть новые идеи? – окликнул, размышляющего мудреца Ортир, он был помощником капитана.
   – Зря смеешься, Ортир, твои насмешки и ирония ни к чему! Сначала нужно исследовать берег! И твоя корзина с камнями, для удержания берега, плохая помощница, такое грузило – странное, и недолговечно при шторме. Нужно, что-то другое. Когда-нибудь ты поймешь меня, о чем я. Мы тратим тонну времени, чтобы опустить на дно – это страшилище с камнями, оно примитивно и нелепо!
       – Согласен, Анахарсис, но сейчас речь идет о пресной воде, и ее нужно найти! Можешь оставаться здесь, если тебе так нравится здесь тыняться, а мы поднимемся повыше, мы пойдем вглубь острова. У берега воды нет! Это точно! – Ортир продолжал подтрунивать над Анахарсисом.
        Анахарсис махнул рукой и неторопливо направился в левую часть берега, внезапно, его привлек непонятный блеск. Подойдя ближе, к странному силуэту, Анахарсис был удивлен тем, что это всего лишь простая скала, но она была очень гладкая и сверкала, как будто ее отполировали, каким-то волшебным и непонятным образом.
      –Как же по ней взбираться, должен же быть какой-то способ, чтобы подняться и увидеть остров как на ладони? И, как здесь много растений! И какие они непонятные! Есть за что зацепиться – это прекрасно! – Анахарсис рассуждал вслух.
      Скиф внимательно исследовал небольшое, странное, довольно длинное возвышение, которое мало напоминало камни, оно было больше похоже на гладкое железо или на какую-то другую земную породу, доселе неведомую ученому Анахарсису. Наконец, зацепившись, за огромную прочную ветку, толстого растения, Анахарсис начал потихоньку подниматься, карабкаться по ней, как по канату, странная легкость появились в теле, но вдруг растение напряглось и неожиданно оборвалось. Анахарсис рухнул со всей силы на землю, падая, он зацепил небольшой выступ, гладкой отполированной скалы, до которого успел все же дотронуться. 
         Вдруг… рядом с Анахарсисом упало, что-то тяжелое и непонятное. Отколовшийся твердый кусок, имел правильную форму. Казалось, его расчертили с геометрической математической точностью, два острых края были одинаковые: правый и левый, а посредине немного вытянутое острие острое и правильное. ( Анахарсис даже не подозревал, что рядом с ним те, которые о нем все знают и все могут. Богини были невидимы!)
        – Ну… вот, наконец, его осенит сейчас, в конце концов? Сверкнет мысль! Или как? А то в его голове всегда одни только вопросы! – шептала скифская Богиня в бежевом прозрачном платье,  – осенит, что это то, что он искал многие годы, –  Апи говорила тихо, почти беззвучно, она  зависла над Анахарсисом в воздухе и, казалось, плавала, как бульбашка, над его головой. Богиня немного нервничала. Казалось, она вот-вот материализуется в земную оболочку и, что ученый и мудрец Анахарсис, ее увидит, но все же Богиня Апи  удержалась от такого волшебства,( она  удержала свои эмоции и свое божественное тело, в плотности невидимых  миров). Ведь рядом были и другие богини! Табити-Веста и Артимпаса ей бы не простили человеческую материю, человеческую плотность, да и Величественная Гера тоже.
        –Так и есть!  Вот-вот, наконец, он сделает открытие и поймет, что корзины с камнями кораблям ни к чему, что у берега можно бросать якорь со штоком и, что это хорошо и неопасно, – смеясь, тараторила Табити-Веста. Она очень торопилась. Она хотела еще, что-то сказать, но ее перебили…
       –Да-да, так и будет, якорь! Говори, Анахарсис, якорь! Он гладкий и красивый, и он из совершенного железа, – произнесла шепотом Артимпаса.
       –О! Как все просто! Сами боги мне дают подсказку, – воскликнул Анахарсис, (который, конечно, никого рядом не видел, кроме отколовшего со скалы странного осколка). Я назову тебя – якорь! И я усовершенствую – это надоедливое приспособление, которое так действует мне на нервы. Зачем эти корзины с камнями, эти тяжелые камни? Вот! Это острие, оно будет врезаться в песок и крепко погружаться в него, погружаться! Да-да… погружаться легко и, самое главное, беззвучно! О, спасибо, Небеса, за все ваши подсказки! 
        Анахарсис кричал и радовался, его крик услышали моряки. Первым прибежал к нему помощник капитана Ортир.
       –Что это? И откуда эта штуковина у тебя Анахарсис. Я всегда знал, что ты чудак, но зачем ты взбирался по этой скале? Ты  же мог разбиться!
       –Да, да… он мог разбиться, но на то мы и боги, чтобы помогать избранным, – произнесла гордо Гера, она тоже была рядом. – Ох, как же мне надоело помогать этим людям, они всегда отвлекают нас от важных дел, мне снова пришлось мчаться сюда, на своей огненной колеснице, вместо того, чтобы слушать пение туманов на мосту: на Олимпе тоже дел полно! – сетовала и не умолкала Ясноликая Гера.
       –О, Величественная, Гера, но теперь у людей будет настоящий якорь, эти камни, этот их грохот, так раздражает Посейдона!  Он недавно мне жаловался, что уже не в состоянии терпеть этих болванов-моряков, с их огромными корзинами! B меня этот грохот достал! – заметила Артимпаса.
         –Да, ты права, Артимпаса, – соглашалась  Гера.
         Богини не исчезали, а парили в воздухе, но их никто из смертных не видел и не слышал. Даже Анахарсис. Но ученый и мудрец все же чувствовал, что божественное рядом. Ведь мирами правят Боги!
         –Знаешь ли ты о, моряк, что это? – спросил Анахарсис у Ортира, – это якорь! Это то, что избавит моряков, от этих корзин с камнями. Это чудо будет удерживать корабли у берега. И я назвал – это приспособление якорь! И боги со мной согласны! Я это чувствую!
         Анахрсиса окружили моряки, они слышали его счастливые возгласы. Они рассматривали глянцевый гладкий предмет.
         –Я усовершенствую его! Он будет еще лучше! – восклицал ученый Анахарсис. Некоторые из моряков внимательно изучали отвалившийся кусок скалы. А некоторые продолжили исследовать скалу и все, что было вокруг нее.
         –Вода, вода, там много пресной воды! За этой скалой родник! И не надо было по ней взбираться! Нужно было всего лишь ее обойти, вот… вот… с того края! Скала совсем крошечная, просто… она очень-очень высокая! – кричал, что есть мочи, один из моряков.
        –Слава Богам, мы наберем много пресной воды! – кричал Ортир, – вода, вода!
        –Скорее, море пенится и волнуется, нам надо убираться отсюда и побыстрее, – завопил Ортир. И он был прав.
       На пустынном острове поднимался ветер. Внутри острова все гудело и ревело. Казалось, какая-то разозлившаяся неведомая сила, гнала мореплавателей прочь.
        Моряки, торопясь, набирали воду в бочки, а счастливый Анахарсис, даже не подозревал, что рядом с ним и его дузьями-мореплавателями, в невидимой прозрачной дымке ютились те, которые имели самое прямое отношение к его судьбе, к его открытиям и его мудрости. И эти кто-то – прекрасные  Богини, которые по странной и волшебнной просьбе Скифского Странника Небес, опекали Анахарсиса. Богини согласились со странником не спроста.
        Море не штормило, успокоилось: оно было благосклонно к морякам. Еще дней несколько и путешественники снова увидят берег! Они увидят берега Эллады!
        Корабль прибудет в Афины вовремя и не только!  Анахарсис рисовал все дни напролет. Много эскизов и на всех красовались якоря: большие и маленькие. Анахарсис торопился к дому Солона. Политик и мудрец Афин – Солон и его друзья, уже давно ждали чудаковатого скифа, но встреча Анахарсиса с Солоном – это уже совсем другая история.
    
                4

          –Ах, как же он хорош, этот скиф! – весело заметила Артимпаса. Она любила внешние формы, больше внутренних, во всем, что ее окружало.
         – Ну при чем здесь внешность! – возмутилась Величественная Гера.
         –Да! Да, главное, он философ и мудрец! В этом вся его сила, сила его вечности! Странник был прав, Анахарсис –  сын царя, но этого было мало, – произнесла важно и серьезно Табити-Веста.
         –Да, будут долгие его годы! – величественно воскликнула Ясноликая Величественная Гера.
        Мост зашатался, прозрачное волшебное зеркало, в которое заглядывали богини, им нравилось. Судьба Анахарсиса была предначертана ему свыше, как и все во всех видимых и невидимых мирах. Миров множество, все переплетено! Все предначертано Богами и Судьбой!
         –Да-да… мудрость и философия – это самое важно, самое важное не только в нашем мире, но и в мире земном! – слова, неожиданно сказанные Зевсом, зависли в пространстве, мерцающими, огненными, цветными фонариками, их было много, и они были разные!  Зевс присоединился к богиням и их созерцанию миров.
       

         Дух Скифии – скифский странник был счастлив, ведь Величественные Боги вдохнули в Анахарсиса божественную душу, его страна Скифия не будет забыта потомками. Один из семи мудрецов античного мира (как и другие его соплеменники-философы) –  вечен  и его имя Анахарсис!

 
    
    




Справка для самых маленьких читателей.

 Боги Греции:

Зевс – главный бог Олимпа. Бог неба.
Гера – жена Зевса, покровительница брака.
Посейдон – бог морей.

Скифские богини:

Апи – богиня земли.
Артимпаса – покровительница звездного неба, любви и семейных отношений.
Табити-Веста – богиня домашнего очага.

Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира.