Boris S. Gotman, Ph.D
Продолжение
Мы по-прежнему находимся в церкви Санта-Мария Ассунта.
Напомню, главной её святыней считается икона "Чёрная Мадонна с Младенцем", о которой мы говорили в предыдущей части.
Но в церкви есть ещё одна Мадонна с Младенцем.
Это деревянная скульптура, датируемая, по одним источникам XIII, по другим - XVIII веком, которую называют "Мадонна Позитано с Младенцем" (снимок в правом верхнем углу на коллаже).
По-моему, художественная ценность этой скульптуры несравненно выше иконы, но … не было чудесного её появления!
Хотя, как по мне, вырезать такой шедевр и является настоящим чудом!
Но в Италии всегда было много искусных скульпторов и мастеров, поэтому искусство здесь чудом не считают…
Статуя "Мадонна с Младенцем Христом" и одна из главных реликвий Амальфитанского побережья - серебряный бюст покровителя Позитано Святого Вито находятся в часовне Святого Стефана, расположенной справа от большого алтаря.
Больше перечислять чудес внутри Санта-Мария Ассунта не буду.
Заинтересовавшийся читатель может найти их описания и фотографии на сайте ray-na-zemle-positano, узнать, что церковь построена на развалинах древнеримской виллы, фрагменты которой можно увидеть сквозь остеклённые участки пола.
И ещё на этом сайте можно увидеть светящуюся картину "Чёрная Мадонна с Младенцем" художника из Латвии Виталия Ермолаева, подаренную им жителям Позитано в 2010 году в честь празднования 800-летия явления иконы в Позитано. Кстати или некстати, но на указанном сайте эта картина ошибочно названа "Позитанской Мадонной".
Явление иконы "Чёрная Мадонна с Младенцем" празднуется ежегодно 15 августа. Так что желающие ещё могут успеть к 806- летию!
В предыдущей части репортажа я поместил вид на церковь со стороны моря.
Здесь же, на нижнем снимке слева представлен вид на неё из другой известной и необычной церкви Позитано - церкви Мадонны делле Грацие, переименованной народом в Кьеза Нуово – Новую церковь.
Новая Церковь видна на моём снимке вверху.
Хотя она не менее интересна, чем церковь Санта-Мария Ассунта, туристы -"однодневки" в неё обычно не попадают – надо карабкаться вверх по крутым переулкам и лестницам или довольно долго ехать по серпантинам городским автобусом.
Раньше в верхней части Позитано находились богатые деревеньки. Поэтому Новая Церковь, как мне кажется, более аристократична. Будет возможность – посмотрите сами.
Кьеза Нуово построена по типу Древнего Пантеона в Риме, но с элементами барокко. Нельзя не упомянуть о том, что судьба римского Пантеона особо интересна – построенный как языческий храм всех Богов, он не был разрушен христианами, а "переосвящён" в Храм всех Святых.
Характерная особенность Кьеза Нуово – эллиптическая форма купола.
По мнению специалистов, на её архитектурный облик оказали большое влияние работы Франческо Борромини, он же Франческо Кастелли (25 сентября 1599 — 2 августа 1667), великого итальянского архитектора, работавшего в Риме.
Его считают наиболее радикальным представителем раннего барокко.
В построенных им зданиях характерно отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров с головокружительными перепадами уровней. Окружности он неизменно предпочитал эллипс.
Интерьеры тоже необычны – часовни расположены радиально, поэтому главный алтарь образует кольцо.
Но вернёмся на Пьяцету Санта-Мария Ассунта.
На ней, рядом с церковью высится элегантная колокольня, построенная в 1707 году неизвестным монахом-капуццином (мой нижний снимок справа).
Над входом в колокольню виден мифический позитанский морской дракон, а над ним - памятная плита в честь позитанца Флавио Джойя, который, по мнению итальянцев, в 1302 году изобрел современный магнитный компас.
Плита была открыта в 1902 году в честь празднования 600-летия этого граниозного изобретения.
Памятники Флавио Джойя стоят в Неаполе и в Амальфи.
Красивую легенду изобретения Флавио Джойя компАса читатель может узнать в одной из следующих частей репортажа.
Продолжение следует…