Последний конвой ч. 2

Станислав Сахончик
                Пролог.
В июле 1990 г. на военном аэродроме у г. Балтийска приземлился военно-транспортный  борт Ан-24 с опознавательным знаками авиации Военно-морского флота СССР.
С  трапа сошли пассажиры-военные  и гражданские, среди которых были два капитана первого ранга с большими казенными портфелями - представители ГШ ВМФ. Их уже встречали офицеры штаба Балтийского флота на двух черных «Волгах». Офицеры представились и после короткого разговора машины направились в военную гавань Балтийска, где их уже ожидал торпедный катер Т-110.
Офицеры, встреченные на пирсе командиром катера, поднялись на борт и, отдав честь кормовому флагу,  разместились в тесной кают-компании .  Торпедные катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм» ,имевшие  большую скорость , мощное торпедное  и артиллерийское вооружение, особым комфортом для пассажиров не отличались. Как, впрочем, и все боевые корабли этого класса.
Получив «добро» на выход, катер, окутавшись сизым выхлопом  сгоревшего соляра, отошел от пирса и  средним ходом вышел на внешний рейд. Оказавшись в  открытом море катер, приподнявшись на подводных  крыльях, дал полный ход. Курс лежал на польский  порт Свиноуйсце, где  дислоцировалась  25-я бригада торпедных катеров Балтийского флота, где  офицерам ГШ ВМФ предстояла важная, не особо афишируемая, работа.

Справка:  Торпедный катер пр.206М «Шторм» (по коду НАТО «Turya») имеет водоизмещение 250т. Длина 39,5м, ширина 7,6м, осадка 2,01м (по крыльям 3,24м). Мощность трехвальной  дизельной энергоустановки 14 900 л.с. , скорость хода максимальная 44 узла.
Дальность плавания (14- узловым ходом) 1450 миль,37-узловым-600 миль. Штатное вооружение - 2х533-мм ТА с 4 противолодочными торпедами (53-56 или СЭТ-65), спаренная универсальная 57-мм артустановка АК-725  ,спаренная 25 – мм зенитная установка 2М-3М, глубинные бомбы. Радиоэлектронное  вооружение: система групповых атак «Дозор-1»,РЛС обнаружения «Баклан», станция системы опознавания «Нихром», система управления артиллерийским огнем «Барс», гидроакустическая станция с опускаемой антенной «Ока». Экипаж 25 человек (4 офицера).
Предназначен для борьбы с транспортными судами, легко вооруженными боевыми кораблями и подводными лодками в прибрежной зоне. С 1971 по1976 г. в ВМФ СССР переданы 24 корабля данного типа.
Несмотря на свежую погоду, катер легко мчался на крыльях по морю, раздувая пенные «усы» и оставляя  водяной горб за кормой. Офицеры штаба, в прошлом командовавшие крупными кораблями, внимательно, в сопровождении командира, обходили помещения катера и боевые посты, расспрашивали матросов и офицеров. Потом еще долго, собравшись в каюте командира, обсуждали  увиденное, интересуясь даже мелочами вроде  возможности установки кондиционеров  и холодильной установкой провизионной  кладовой камбуза.
Ночью, на ходовом мостике, командир катера потихоньку  переговорил с помощником.
-Неспроста они тут. На обычную проверку не похоже - мы бы за неделю знали. Значит, куда-то наши катера понадобились. Судя по тому, как интересовались «кондишенами» да холодильниками, где- то в тропиках дело будет.
- А я тебе, командир, почти точно могу сказать – дело Эфиопией попахивает. Мне дружок с Севастополя недавно писал, что их МПК оттуда вернулся. И пострелять пришлось, и обстановочка там  не очень веселая. Так что или у эфиопов или в Персидском заливе, там тоже «войнушкой» попахивает.
Только не понимаю, как через Ла-Манш и Бискайский  пролив идти, своим ходом – моторесурс выбьем, на буксире - тоже не факт, что дойдем в боеспособном  состоянии.
- Ладно! Дальше видно будет. А пока «помолчим о делах государственных», как китайцы говорят.
По приходу в Свиноуйсце представители ГШ проследовали в штаб  25-й бригады торпедных катеров. Там  еще день копались в документах штаба, изучая техническое состояние кораблей с флагманскими специалистами, встречались с некоторыми командирами катеров и представителем особого отдела.
На следующий день выбор был сделан. В спецкомандировку  направлялся  «Т-73»  старшего лейтенанта Андрея Филипчика, как наиболее подходящий по результатам боевой подготовки, выучки личного состава и технического состояния  материальной части.
Офицеры ГШ ВМФ  перед отъездом провели совещание с командованием и флагманскими специалистами бригады, присутствовали и командиры кораблей.
Капитан 1 ранга Здоровцев  в  обстоятельном докладе разъяснил ситуацию, сложившуюся на то время в Персидском заливе и Красном море.
- Я остановлюсь на причинах направления вашего корабля в этот район. Опыт обороны 933-го ПМТО на острове Нокра и обеспечения охраны конвоев  позволил сделать следующие выводы. Эритрейцы использовали простую и эффективную партизанскую тактику «москитного флота». Это скоростные малоразмерные катера со стеклопластиковым корпусом с подвесными двигателями «Ямаха», иногда катамараны и очень редко списанные шведские и западногерманские торпедные катера. Моторы катеров  дают им скорость до 40 узлов. Из типичного вооружения - 106-мм безоткатные орудия,12,7- мм пулеметы «Браунинг», или установка «Град-П», разобранная по стволам и прикрепленная к банкам катера. У экипажа (4-5 человек) – РПГ и ручные пулеметы. Дальше направляют трубу на цель, включают  электрозапал от аккумулятора - и все, ракета полетела. Катера  действуют звеньями по 5 единиц. Обстреляют ночью остров с разных сторон из «Градов», потом ввязываются в бой с патрульными катерами эфиопов. Расстреливают в упор из гранатометов и пулеметов. Как правило - побеждают. Однажды даже напали на эфиопский фрегат, он был поврежден прямым попаданием. Эфиопский флот несет тяжелые потери.
С нашими конвоями им сложнее. Корабли эскорта - тральщики, имеют малокалиберную артиллерию и дополнительные пулеметы Владимирова, ДШК или «Утесы».
Задача кораблей - не допустить катера в  зону действительного огня и уничтожить на подступах к конвою. Применяют и дымовую завесу для защиты от береговой артиллерии.
С задачей пока справляются, однако скорость  тральщиков не позволяет действовать на опережение. Применение МПК  «Молдавский комсомолец» и артиллерийского катера АК-312 ЧФ было более успешным. МПК ,применив 76-мм орудие,удалось уничтожить артиллерийским огнем береговую батарею и несколько катеров, АК-312,помимо  30-мм штатного оружия, успешно применил даже глубинные бомбы. С МТЩ «Разведчик» ЧФ был успешно применен плотик с  морской миной дистанционного подрыва. В результате было уничтожено и повреждено соединение из 15 эритрейских катеров.
 Однако в Главном штабе, после анализа действий эскортных кораблей, считают , что наиболее целесообразным  для охраны конвоев является применение больших торпедных катеров типа 206М «Шторм».
Из плюсов - мощное артиллерийское вооружение оптимального калибра, с усилением дополнительными пулеметами и гранатометами, скорость в 45 узлов, дающая возможность преследования  и уничтожения эритрейских катеров  и  маневренность. Та же скорость позволит успешно уйти от преследования в случае необходимости. Это дает возможность кораблю действовать и автономно. Кроме того, в эфиопском флоте имеются два  катера этого типа, правда в экспортном варианте, без подводных крыльев.
Район действия сложный, малоизученный  в навигационном  отношении, кроме того  тропический влажный климат и высокие температуры приводят к быстрому износу  матчасти. А ремонтные мощности - плавучий док и плавмастерские - ограничены в возможностях по запчастям и замене агрегатов. Так что сложностей предстоит немало.
С таким «одобряющим» напутствием  штабные офицеры тем же катером отбыли в Балтийск.
А по бригаде, с первого дня пребывания московских офицеров, «матросское радио» уже разносило слухи о предстоящем походе «на юга», матросы и старшины мысленно прикидывали, кого возьмут. Засыпали рапортами командиров. Еще бы, предстоял дальний поход, не то, что Балтика, где просто негде развернуться приличному торпедному катеру.
Отбор моряков  был строгим, не все прошли фильтры политотдела и «особистов». Тем не менее, экипаж Т-73 был укомплектован и начал готовится к переходу в Балтийск, для дооборудования на заводе.
                Путь на Аден.
Однако долго дремать в каюте Филипчику не удалось – резко ухудшилась погода, на подходе к узкому Баб-эль-Мандебскому проливу появилось множество торговых судов. Нужно было маневрировать, не отрываясь от конвоя и держать строй. Лишь изредка он мог доверить управление катером штурману или  флагманскому «механику» капитану 3-го ранга Ручникову, направленному на катер перед самым выходом, потому что мичман из БЧ-5 внезапно заболел.
Лоция Баб-эль-Мандебского пролива всегда была сложной - он изобиловал  разной скорости и направления течениями и неожиданно появляющимися отмелями. На  песчаных низких берегах  наблюдалось множество  выброшенных на берег штормами и затянутых зыбучими песками ржавых корпусов торговых судов. Мрачное место с черной энергетикой!
Филипчик  усмехнулся про себя, вспомнив, как один из курсантов на экзамене с  испугу назвал этот пролив «Эль - Мандибабским», за что был с экзамена позорно изгнан под общий хохот курсантов и экзаменаторов. Но ассоциация понравилась и прижилась… Хотя сам пролив никаких игривых ассоциаций не вызывал.
Пролив, несмотря на  приличный четырехбалльный шторм, конвою удалось пройти без потерь и происшествий. А вот катеру не повезло - ударами волн обломало стопора  убранных подводных крыльев. Пришлось дополнительно крепить крылья.

Дальнейший курс лежал на Джибути, где ожидалась заправка водой и горючим от  черноморского танкера «Борис Чиликин», который уже стоял на якоре в районе  мелководной банки на границе территориальных вод...
Первыми к танкеру подошли тральщик  и Т-73 - у них уже  изрядно  сократились запасы питьевой воды и горючего - до Адена хватало в обрез. Пришвартовались по бортам, бросили трапы, матросы сноровисто подтащили шланги к горловинам цистерн - процесс пошел.
Филипчик и командир тральщика поднялись в каюту капитана, непривычно комфортную после  тесных, по-спартански обставленных  командирских кают малых боевых кораблей. За час, пока  в  быстром темпе шла заправка и погрузка продовольствия,  офицерам удалось на скорую руку попариться в сауне танкера, а экипажам быстро ополоснуться в душевых – нормативные запасы пресной воды на тральщике и катере позволяли только готовить пищу и немного попить и умыться.
Настоящим праздником стали письма из дома, целый мешок писем и бандеролей с адресом «Москва-400»,пришедший из Севастополя. Моряки быстро их расхватали, потом, в более спокойной  обстановке можно, будет  несколько  раз посмаковать.
Заправившись, тральщик и Т-73 отошли от танкера, уступив место десантным кораблям и плавмастерским, и стали на якорь - глубина банки позволяла.
Запасы  топлива и воды корабли конвоя брали только чтобы дойти до Адена, где можно было пополнить запасы до штатных объемов  уже из береговых хранилищ. Тем более, что кораблям и судам из Тихоокеанского флота  предстоял еще долгий путь до основных баз.
Пока  шла погрузка на кораблях конвоя, Филипчику  удалось немного вздремнуть в своей каюте.
Перед глазами в полудреме снова пронеслись картины  начала пути на Дахлак…. (продолжение следует)На фото: торпедный катер проекта 206 М на полном ходу.