Как бандит завоевал империю

Виорэль Ломов
Самосуд над государем великой державы, или Как бандит завоевал империю


Узнай Александр Македонский о том, что 106 пехотинцев и 62 кавалериста за 10 тыс. км от родного дома завоевали могущественную державу, имевшую как минимум 1000-кратное превосходство в силах, — сказал бы: ложь. И оказался бы прав, т.к. именно ложь стала основой успеха горстки испанских конкистадоров под командованием маркиза Франсиско Писсаро (1471—1541), покорившей империю инков Тауантинсуйю. Это было самое большое государство доколумбовой Америки, расположенное на территории нынешнего Перу, площадью 3 млн кв. км (площадь современной Индии). Авантюрист-головорез победил Верховного Инку Атауальпу (1500—1533) коварством. Силой победить индейцев было невозможно — воевать они умели, собственно, этим только и занимались. Но вот понятия не имели, что мир, из которого прибыли завоеватели, стоит на обмане — в словаре инков и слова-то этого не было!
Незваным гостям из Европы повезло — они вписались в узкую временную щель, когда в империи инков произошел раскол. Умерший в 1529 г. Верховный Инка Уайна Капака вопреки традиции поделил страну на две части и передал власть не только старшему сыну Инке Уаскару, но и еще своему любимцу, незаконнорожденному сыну, блестящему воину Атауальпе. Тут же между наследниками вспыхнула братоубийственная война, длившаяся 3 года и унесшая 150 тыс. жизней. В 1532 г. Атауальпа победил Уаскара и, взяв его в плен, стал Верховным Инкой раздробленного междоусобицей государства. В это время и высадились на побережье испанцы с лошадьми, незнакомыми инкам, 4 пушками и 12 аркебузами, повергшими индейцев в священный ужас. Захватив городок Тумбес, Писсаро установил в нем крест как знак испанской территории, нанял двух переводчиков и, ведомый сторонниками Уаскара, по тайным тропам направился в город Куско, где располагался двор Верховного Инки.
Преодолев за 2 месяца 2000 км, испанцы подошли к высокогорному городу Кахамарка. Как оказалось, там их поджидал Атауальпа во главе 50-тысячной армии, выстроенной в боевом порядке. Монарх был уверен, что испанцы не боги, а простые люди, но не решался напасть на них, считая отряд конкистадоров авангардом большого войска. Писсаро отступать было некуда. Для него единственным выходом осталось захватить Верховного Инку в плен и затем диктовать индейцам свои условия.
Испанцев встретил посол от Атауальпы с подарками и сказал, что в их распоряжение отдается город, из которого для спокойствия гостей удалили всех жителей. Писарро в свою очередь заверил посла в своих мирных намерениях.
15 ноября 1532 г. конкистадоры заняли селение. Не дождавшись послов от Атауальпы, Писсаро через своих посланцев пригласил Верховного Инку в Кахамарку. Во главе войска правитель направился (его несли на золотых носилках 8 князей) на встречу, но затем, получив от Писсаро очередное послание с заверениями в дружбе и проч., оставил вооруженных воинов за стенами города, а сам вошел в Кахамарку в сопровождении свиты, насчитывавшей 7 тыс. безоружных индейцев. Ступив на центральную треугольную площадь, обрамленную зданиями, на которой не оказалось ни одного встречающего, торжественная процессия попала в западню.
К Атуальпе вышел не Писсаро, а монах В. Вальверде. Доминиканец протянул Верховному Инке Библию и призвал его принять католичество и объявить себя вассалом испанского короля Карла V, которому сам папа римский подарил эти земли.
Возмущенный неподобающим приемом Атауальпа оттолкнул руку Вальверде: «Я не должен быть чьим-то вассалом. Ваш король, возможно, столь же велик, как и я, и мне приятно будет считать его своим братом. Что касается этого «папы», о котором мне только что говорили, то он, видимо, сумасшедший, так как раздаривает земли, которые ему не принадлежат. А веру мою на другую я менять не собираюсь». (О. Липовская).
Монах удалился, и началась резня, «обесчестившая испанское рыцарство в глазах всего мира». Пушки, аркебузы, всадники в латах, стальные мечи свое дело сделали отменно — уже через час на площади осталось до 3 тыс. трупов индейцев. Атауальпу взял в плен сам Писсаро. Войско инков в бой не вступило и в дальнейшем также не проявило активности, опасаясь расправы испанцев над вождем. На Атауальпу надели цепи, но больше ничем не сковывали его свободу. За месяц узник настолько хорошо выучил испанский язык, что вел богословские беседы, а научившись играть в шахматы, обыгрывал своих бледнолицых противников.
Видя неуемную жажду испанцев к золоту, Атауальпа предложил Писсаро за себя выкуп — самый большой за всю историю человечества. Он пообещал заполнить комнату площадью 37 кв. м, где его содержали, золотом до черты, которую он, встав на цыпочки, смог прочертить на стене, а в «довесок» предоставить еще и два раза по столько же серебра. В ответ на такую фантастическую щедрость и Писсаро не поскупился на обещания и заверения. Тут же был подписан и нотариально закреплен договор о выкупе самодержца.
Во исполнение своих обязательств перед Писсаро, Верховный Инка приказал вождям содействовать испанцам в сборе золота. В Кахамарку потекли золотые и серебряные реки.
Атауальпа провел в заточении 8 месяцев. В это время был убит якобы по его приказу Инка Уаскар. Историки считают, что смерть Уаскара была выгодна только Писсаро, поскольку она внесла в ряды индейцев еще больший раскол и позволила испанцам лавировать между ними.
К середине 1533 г. камеру вождя заполнили золотыми изделиями, изъятыми в храмах и у частных лиц. Все эти сокровища переплавили в слитки. «Выкуп за Атауальпу составил 1 326 539 песо золота и 51 610 марок серебра». (По другим сведениям, «общий вес переплавленного в слитки золота оценивался примерно в 6 тонн, а цена в пересчете на испанские деньги в 15 миллионов песо»). Пятую часть отправили на четырех кораблях в Севилью для Карла V, а «остатки» поделили между собой. Большая часть досталась Франсиско Писсаро и его четырем братьям, но и прочие не остались в накладе, сделавшись по европейским меркам отменными богачами. Богатство никому, правда, не пошло впрок, т.к. одни проиграли его в карты, а другие перерезали друг друга.
Верховный Инка был больше не нужен Писсаро, причем не только пленный, но и на свободе. Ведь выпусти его маркиз, справедливое возмездие последовало бы незамедлительно.
Не желая запятнать себя в глазах Карла V несанкционированным убийством монарха, конкистадор организовал над Атауальпой суд, который правильнее назвать судилищем, а еще точнее — расправой. 12 офицеров протестовали против суда и вынесения Атауальпе смертного приговора, считая, что это прерогатива испанского короля, но Писсаро был неумолим и организовал, быть может, самую яркую пародию на суд, совершенную по правилам «правосудия» и в рамках христианской добродетели.
Атауальпе, как и при первой встрече, предложили вступить в христианство, но он отказался. Тогда Верховного Инку вывели на центральную площадь и, обвинив его по 12 пунктам — в убийстве Уаскара, незаконном захвате власти, идолопоклонстве, многоженстве, подготовке переворота против испанцев и т.д., приговорили к сожжению на костре. Один из пунктов гласил, что «он неправильно расходовал деньги своей империи»!
Атауальпа умолял палачей заменить эту казнь на любую другую, т.к. по верованиям инков бессмертие можно было обрести только после бальзамирования тела усопшего. Тогда В. Вальверде вновь предложил Верховному Инке принять христианство в обмен на милость — удушение гарротой. «Сын Солнца» согласился, принял крещение и с именем Хуан под пение псалмов 29 августа 1533 г. был удушен как новокрещенный католик. «После казни Вальверде самым достойным образом совершил над мертвым телом Инки предписанное заупокойное богослужение». Несмотря на то, что Атауальпа просил передать его тело родным в Кито, «одежду и часть тела Атауальпы сожгли».
Испанские власти в Панаме были шокированы самосудом над государем великой державы и дискредитацией самого понятия монарха как помазанника Божьего, не одобрил поступка Писсаро и испанский король. Франсиско еще 7 лет пожил припеваючи, пока не погиб от меча такого же, как он, бандита.

P.S. «… жажда кровавых деяний у Писарро не утихала. Спустя четыре десятилетия после гибели Атауальпы один из свидетелей показывал, как он лично «видел, что после смерти Атауальпы дон маркиз Франсиско Писарро также убил и приказал убить большое количество индейцев и полководцев и родственников самого Инки и более 20 тысяч индейцев, находившихся с тем Атауалъпой для ведения войны с его братом Туаскаром» )
Ну чем не бандит?


Рис. http://www.istmira.com/uploads/post/78/14l-287.jpg
«Испанские изображения различных акций Франсиско Писсаро против принца Атауальпы. Слева: коварство конкистадора, заманивающего сановного инка в свой лагерь. Справа: казнь Атауальпы после получения испанцами фантастического золотого выкупа за жизнь их властителя» [“Conquistadors” by М. Wood. University of California Press, 2001; Www. pbs. org/conquistadors/pizarro/]