Интегральная ЙОГА, - Путь к

Евгений Шум
Интегральная йога –
путь к сознанию другого измерения.
Просматривая различные эзотерические сайты, можно убедиться, как много в них ченнелингов, материалов для излечения и самоисцеления, тренингов и семинаров по личностному росту, всевозможных курсов на самые различные темы, включая работу с энергиями. Это нужно, важно, но это - обращение к следствиям. А не пора ли всю трансформацию предоставить своей Божественности, и, говоря словами Шри Ауробиндо, «реинтегрировать Дух в человеке и в Материи, чтобы создать жизнь Божественную на Земле".
У одних открывается Душа, когда они отвечают на улыбку ребёнка, у других - при виде красот природы или во время соприкосновения с настоящим искусством, у третьих – от воплощения задуманного. Но что следует за этими краткими взлётами к Богу в себе? А как постоянно пребывать на высочайшей частоте Света, и «в шуме мирской суеты» не терять целостное видение и осознанность, спокойствие и радость?
Такой путь «сознательного самораскрытия» и воссоединения с Творцом предлагает Шри Ауробиндо - Учитель, философ, поэт, писатель, создатель Школы преобразования сознания, которую он назвал «Интегральная йога». (Латинское «интегральный» – означает неразрывно связанный, цельный, единый; а санскритское слово «йога» - соединение, единство).
Эта целостная, всеобъемлющая трансформация основана на двух бесспорных фактах: присутствие Бога в нас и несомненность Его земного проявления. И Шри Ауробиндо даёт ключи для реализации этого, для новой жизни на новой Земле.
Произведения этого великого человека написаны языком глобальности его сознания, поднявшегося над Разумом, и поэтому многим они кажутся трудными. Там нет постулатов, установок и методик, на которые наш ум мог бы опереться. Шри Ауробиндо нигде не навязывает свою точку зрения, может быть, потому, что у него её нет, или он вмещает все. Но он показывает, почему то, что кажется нам Истиной, ею не является, и указывает направление, в котором к Ней можно максимально приблизиться.
Замечательно глубокое исследование жизни, творчества, мировоззрения и Учения Шри Ауробиндо и его сподвижницы Мирры Альфасса, которую называют Мать, сделал их ученик и последователь Сатпрем в книге „Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания". Но и она нелегка для восприятия.
Перечитывая её, я попыталась максимально простым языком, кратко и сжато передать её основные положения (с вкраплениями собственного опыта), касаясь только самой йоги, так как мне очень хотелось, чтобы мудрость, глубина и эффективность этого пути ступенчатого развития сознания стала достоянием как можно большего числа духовных искателей.
В молчании ума.
«Ценность переживания измеряется его способностью преобразовывать жизнь – в противном случае это лишь пустая мечта или галлюцинация» (Шри Ауробиндо)
Интегральная йога приводит к тому, чтобы Мир распахнулся перед нами в своём многоцветье, и внутри открылось другое "я", которое невозможно оценить на нашем сегодняшнем ментальном уровне. И первый шаг в ней - овладение безмолвием ума. (Сегодня для этого предлагается немало способов, и можно выбрать тот, который вам больше подходит). Только так «растворяется ментальная завеса, очищается зеркало нашего сознания, и в нём начинает отражаться истина» (Шри Ауробиндо).
Направляя внимание вовнутрь себя, безмыслие следует практиковать не только в медитациях, а на улице, в транспорте, за работой, в бытовых делах – везде, каждую минуту.
Вначале это непросто: уму ведь нужна несмолкаемая болтовня, чтобы заглушить страх перед огромным, непонятным Миром, Кроме того, на фоне тишины всё окружающее может показаться неприятно громким, резким и суетливым. Но здесь помогает твёрдое знание и уверенность, что за этим переходом откроется другая дверь. «Вера, – говорит Шри Ауробиндо, – это интуиция, которая не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту».
И вскоре начинается волшебство, которое у каждого проходит по-своему. Например, огромное расширение по горизонтали. Оно выходит далеко за пределы физического тела, приносит чудесное расслабление, постепенно переходящее в царственное умиротворение. «Цельная прохладная глыба покоя», – так пишет об этом состоянии Шри Ауробиндо. Тело есть, и его нет – впечатление, что оно становится прозрачным.
Но, когда поглощённые повседневными заботами, мы не замечаем, как включается внутренний монолог, вибрации быстро падают, и блаженство исчезает. Однако, почувствовав однажды его «вкус», находиться в ложности и бессмысленности умственного хаоса уже невозможно. И растёт потребность непрестанно возвращаться вглубь себя, и освоить расслабленность и безмолвие, чтобы, наконец, укорениться в обители безмятежного покоя.
В этом состоянии «здесь и сейчас», когда всё приходит из внутренней тишины, каждый момент приносит что-то неожиданное. Совсем по-другому выполняются задуманные действия. В разговорах откуда-то приходят точные и убедительные слова. Проснувшаяся интуиция где-то останавливает, к чему-то направляет. За следствием видна причина и проступает скрытый смысл событий. Бытовая работа превращаются в творчество. Всё это настолько интересно и удивительно, что к этому нельзя привыкнуть. «Это не иной метод действий, а новый способ существования» (Ш.А.).
Знакомство с энергией Шакти.
В установившейся внутренней тишине и безмятежном спокойствии приходит следующий дар: сверху, по вертикали, ясно и чётко снисходит мягкая, но сильная энергия. Нужно лишь быть предельно расслабленным и открытым, чтобы не мешать этому широкому потоку медленно и плавно заполнить себя. Он приносит изумительную полноту, устойчивость и Любовь. В таком молчаливом, тихом восторге хочется жить всегда. «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно».
Эту нисходящую энергию, созидающую и преобразующую Силу Духа, в индуизме называют Шакти. Она может быть как любящая и гармонизирующая, так и грозная и устрашающая для существ, противопоставивших себя Богу. «Она работает одновременно и ради совершенства, и для освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней, отвергая то, что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано» (Ш.А.).
И начинается незаметная перестройка: выстраивается, меняется и интегрируется вся наша система. Постепенно открываются чакры, и это корректирует не только состояние здоровья. Всё начинает восприниматься не по внешней форме, а по внутреннему содержанию, по той информации, которую несут энергии данного предмета, человека, обстоятельства. Но при этом не стоит обольщаться: мы всё интерпретируем на том уровне, на котором находится наше сознание.
Возрастает чувствительность и открытость. И это проявляется в том, что, с одной стороны, больнее, чем раньше, ранит грубость, злость, агрессивность – выплеск любой негативной энергии. Яснее видна лживость или притворство, если они скрываются за доброй улыбкой, уловки искусно маскирующегося эго, и это бьёт хлыстом. Но если попросить у Шакти помощь, она приходит незамедлительно.
А с другой стороны, в обострённой восприимчивости нетрудно настроиться на кого-то, находящегося далеко-далеко и ощутить его состояние. Или почувствовать, что происходит в конкретной точке реальности. И уже на собственном опыте очевидно, как все и всё взаимосвязано и взаимопроникаемо.
Жить как раньше уже нельзя. «Трансформация является необратимой, когда ваше сознание трансформировано настолько, что вы больше не можете вернуться к вашему прежнему состоянию. Наступает момент, когда изменение настолько полное, что невозможно снова стать тем, кем вы были прежде» (Мать).
А потом открывается Свидетель. Шри Ауробиндо подсказывает, что наш ум имеет активную часть, которая является фабрикой мыслей, и спокойный аспект, который и есть одновременно Воля и Свидетель. Он-то и наблюдает эти мысли, рассматривает их, отвергает, принимает, вносит изменения.
Следуя опыту великого Учителя, и мы можем в медитации, глядя на свой ум, «видеть», как в него входят мысли, и отбрасывать их до тех пор, пока ум полностью не успокоится и не наступит безмолвие.
И не огорчаться, если у нас этот процесс займёт не 3 дня, как у Шри Ауробиндо, а значительно больше времени.
Я есть Божественное сознание.
Вы не сомневаетесь в том, что всё вокруг - это Бог \ Бытие \ Дух \ Божественное Сознание? И что Бог \ Бытие \ Дух \ Божественное Сознание – это всемогущая Сила? Теперь замените сочетание «Божественный Дух» на его синоним - слово «Сознание». И получается, что я, дитя Бога, есть Божественное Сознание, обладающее всемогущей Силой.
Углубитесь в себя и, не думая как, почувствуйте себя сознанием, то есть Духом. И уловите ту неизменную Космическую частоту, на которой оно вибрирует.
У каждого творения она неповторима. Если на своей частоте соединяться с частотой сознания любого другого существа, с ним нетрудно войти в глубинный контакт.
Так человек как сознание, в безмыслии освободившийся от ментальной суеты, догм и убеждений, от эгоистических желаний и ложных ограничений, как индивидуальность, входящая в Сознание Великого Целого, обретает великую Силу Атмана = Брахману.
«Когда вы начинаете осознавать внутреннее сознание, вы можете проделывать с ним самые разные вещи: посылать его, как поток силы, создавать вокруг себя круг или стену сознания, направить мысль так, чтобы она вошла в голову кому-нибудь в Америке. Эта Сила внутри может изменить разум, развить его способности и прибавить новые, привести к новым сферам познания, овладеть витальными движениями, изменить характер, оказывать влияние на людей и на предметы, управлять условиями и работой тела, воздействовать, как конкретная динамическая Сила на другие силы, изменять события. Эта невидимая Сила и составляет весь смысл йогического сознания» (Ш.А.)
И открывается ещё один подарок: радость. Если мы принимаем, что любое слово, мысль, эмоция, чувство – это информация, структурированная в энергию, а в безмолвии, с помощью Шакти во всех наших телах происходит глобальное очищение от низковибрационных частот, становится ясным, почему чистое сознание - это счастье и радость. Непривязанное ни к чему внешнему, ни от чего и ни от кого не зависящее, счастье просто от того, что я, Божественное сознание, живу в Божественном Мире. Сат-Чит-Ананда.
Сат – Бытие \ Мир \ Реальность, которую впустило в себя расширенное индивидуальное сознание. Бытие \ Мир \ Реальность – Божественное сознание, то есть, Чит. Осознанная жизнь в Бытие – это наслаждение - Ананда.
«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, совершенных сил, стихийного знания, глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают их, они бросили бы всё и не успокоились бы, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм — верные стражи Природы, не дающие покинуть её привычные пастбища» (Ш.А.)
Глава 2
Центры сознания.
В Интегральной Йоге, в соответствии с индийской тантрической традицией,
рассматриваются 4 центра сознания, которые связаны с 7 чакрами.
1. Сверхсознательное - с одним центром на уровне коронной чакры Сахасрары. Он управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами – с озаренным, интуитивным и глобальным разумом (далее они подробно рассматриваются).
2. Разум имеет два центра:
1. чакра Аджна, управляющая волей, ментальной активностью и тонким видением ("третий глаз").
2. чакра Вишутка на уровне горла, управляющая всеми формами ментального выражения.
3. Витальное имеет три центра:
1. Анахата, управляющая нашей эмоциональной жизнью (любовь, ненависть и т.д.).
2. Манипура управляет честолюбием и импульсами власти: желанием господствовать, обладать, покорять и т.п.
3. Свадхистана связана с низшими вибрациями – ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
4. Физическое и подсознательное – чакра Муладхара. Этот центр, находящийся в области копчика, управляет всем физическим существом, сексуальными проявлениями и низшими областями подсознательного.
Шри Ауробиндо объясняет, что наше ВИТАЛЬНОЕ - это источник как больших трудностей, так и большой энергии. Здесь царствует эго, которое по-своему интерпретирует то, что приходит извне, отчаянно сопротивляется стремлению успокоить ум, погружает сознание в мелкие интересы. Но здесь же в нас проявляется и великая сила Жизни.
Тут клубок всевозможных энергий - удовольствия и страдания, боли и радости, лживости и искренности, злости и доброты. Пытаясь обуздать негатив, неудовлетворённый витал, протестуя, выхолащивает позитив, и мы рискуем стать сухими, бесцветными, безэмоциональными. «На самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь смешения» (Ш.А).
Если сознание загрязнено, мы всюду видим его отражение и отождествляемся со своими же страстями и страхами, пока не научимся выходить из центра ситуации и смотреть на неё со стороны глазами Свидетеля.
Центры сознания связаны с соответствующими глобальными Планами Сознания. Но они, как радиоприёмник, пропускают из этих Сфер лишь тот диапазон волн, который способно воспринять наше сознание. Эти вибрации - тонкие физические, витальные или ментальные, высокие или низкие, определяют нашу манеру думать, чувствовать, жить. При этом индивидуальное сознание в соответствии с социальной средой, традициями, воспитанием, образованием и т.д. ещё раз их фильтрует, принимая одни вибрации и отвергая другие. А во время сна и в момент смерти мы по Закону Подобия попадаем в те Планы Сознания, с которыми уже установлена связь.
В круговороте эмоций.
Шри Ауробиндо называет витальным разумом ту его часть, которая выражает наши импульсы, ощущения, эмоции, желания в какой-либо форме, и оправдывает их. А в ментальном безмолвии очевидно, как, от кого они приходят к нам извне, и какую энергию излучают окружающие.
«Проясняются наши отношения с внешним миром, мы понимаем, почему инстинктивно любим или не любим кого-то, почему боимся или встревожены. И мы сможем привести всё в порядок, исправить свои реакции, принимать полезные вибрации, отклонять тёмные вибрации и нейтрализовать вредные. И мы заметим один интересный феномен: наше внутреннее безмолвие обладает силой. Если вместо того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, мы сохраним абсолютную внутреннюю неподвижность, мы увидим, что эта неподвижность растворяет любые энергии» (Сатпрем «Шри Ауробиндо или Путешествие сознания»).
Убедитесь сами, какие удивительны возможности раскрываются в безмыслии, когда, ощущая негативное воздействие, мы можем молча его отвергнуть, не допуская в себе ответной реакции, и тем более, не отождествляясь с ней.
И тут же приходит осознание, что всё есть энергии, и мы живём в их круговороте. Но мы из их рабов можем стать их хозяевами.
«Когда вы достигаете покоя, – писал Шри Ауробиндо ученику, – очищение витального становится легким делом. Если же вы просто чистите и чистите, не делая ничего другого, то продвижение ваше становится очень медленным, ибо витальное загрязняется вновь и его нужно очищать сотни раз. Покой – это нечто чистое само по себе, поэтому установление покоя – это положительный путь достижения вашей цели. Поиски грязи и очищение её – путь отрицательный».
Витальное.
Витальное, - как сказал Сатпрем, - «это наше заключение», в котором личность со своим эго держит нас. А Шри Ауробиндо замечательно объясняет почему:
1. Стоит постараться от чего-то отречься, как именно это либо очень хочется, либо мы впадаем в противоположную крайность: эго энергетически насыщается как от полноты обладания, так и от полноты отрицания. Будь то мучения или радости, лишения или изобилие, озлобленность или любовь – оно одинаково выигрывает, потому что всё это - вибрации Силы. И получается, что, с одной стороны, все эмоции, ощущения и чувства, в которых купается личность, двойственны и противоречивы по своей природе. А с другой стороны, они так мощны, что все искажения принимаются за истину. Но ведь «ложно видеть – значит ложно жить» (Ш.А.)
2. Витальное общается с другими личностями только, если их эго энергетически созвучны.
А ведь это объясняет, почему иногда, когда мы искренне стараемся наладить дружеские отношения, мы натыкаемся на стену непонимания.
3. Оно не способно бескорыстно помогать другим, так как его природа - не отдавать, а брать.
Может быть потому, что отдача требует большего расхода сил, и эго этого очень боится, так как чувствует себя отделённым от источника энергии – Души и Духа.
4. Любая вибрация, передаваемая из витального пространства, способна легко превратиться в свою противоположность в другом человеке.
Кто из нас не сталкивался с тем, что оказанная помощь почему-то воспринялась как высокомерие, поделились радостью, а это вызвало зависть.
5. Каждая эмоциональная реакция (грусть, печать, разочарование) – это верный признак вовлеченности нашего эго.
Потому что когда сознание закрепляется в вибрации Души, поступки людей и обстоятельства принимаются без реакций, оценок и ярлыков: ничто не сбивает с состояния безусловной Любви.
6. Все наши скорби и страдания – это всегда признак витального смешения, и потому они ложны. Истинна одна: радость.
Именно в ней (Ананде) пребывает внутреннее "Я", которое впускает в себя всё существующее, все возможные противоположности. «Когда всё находится внутри, тогда всё является радостью, потому что нигде уже нет пробелов» (Ш.А.)
7. Мы много говорим о сердечном центре, о Сердце (с большой буквы). «Но и оно (входя в витальное) является местом самой большой неразберихи, смешения и перенапряжения внимания» (Ш.А.)
Наша способность радоваться ничтожно мала, рано или поздно притупляются страдания, отступают печали при потерях и ужасных бедствиях. «Мы не способны удержать заряд», – говорит Мать, - «одно слишком глубокое дыхание – и мы кричим от радости или от боли, рыдаем, танцуем или … теряем сознание. Потому что это всё та же многоликая Сила, которая вливается и переполняет нас. Сила Жизни не страдает, не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой – она просто есть, она течёт, всеохватывающая и безмятежная».
Враждебные силы.
Так Мать и Шри Ауробиндо назвали тёмных, высоко осознанных существ, цель которых заставить ищущих свернуть с выбранного Пути. «Их атаки неизбежны. Их следует принимать как испытания на пути и мужественно проходить их. Борьба может быть трудной, но завершив ее, вы обязательно обретете что-то, подниметесь на новую ступень.… Они делают вашу решительность сильнее, а вашу устремленность – чище» (Мать).
Когда исчезает радость, затуманивается восприятие и затрудняется сосредоточенность, когда всё видится в мрачном свете, вдруг появляются острые боли в разных частях тела, если неожиданно накатывает чувство безысходности и депрессивность – это знаки присутствия врага. Изощрённо коварные, насквозь лживые, они могут открыть телепатическое общение и внушать страхи, отчаяние и мысли о бесполезности всех устремлений. Владея многими способами атак, умея работать с любыми вибрациями, они могут нападать и членов семьи, на тонком, причинном плане отрезать от общения и закрывать финансовые каналы, разваливать само жизненное пространство. Соблазном и угрозами, тяжёлыми, навязчивыми энергиями они стремятся подтолкнуть к необратимым решениям, вплоть до самоубийства. И чем сильнее наша непоколебимость, тем они жестче и безжалостнее. «Это может показаться преувеличением, но лишь тот, кто никогда не пытался продвигаться вперед, может сомневаться в этом. Только те, кто никогда не выходил за пределы личности, могут лелеять какие-то иллюзии по поводу себя. Как только мы хотим покинуть общую колею, восстают тысячи сил, и мы воочию убеждаемся, как хорошо организовано наше заключение. Кроме того, мы узнаём, что наши падения находятся в точном соответствии с нашей способностью к восхождению» (Сатпрем).
Враждебные силы жесточайшим образом испытывают нашу внутреннюю «прочность» и степень устремлённости к Богу. Они, как грозные, неприступные стражники, стоят у заветных Врат и никого в них не пропускают. И чем выше мы поднимаемся, тем сильнее их отпор. А Шри Ауробиндо предупреждает, что «мы ни на одном плане не сможем решить проблему, если не встретим лицом к лицу все без исключения препятствия на пути к нашей Цели. Иначе это будет не победа, а подавление». А мудрость Тантры гласит: «Люди возвышаются тем, что способствовало их падению».
Эти силы имеют своё предназначение. Они – огромное препятствие, но они же – двигатели нашего роста. Во-первых, «они всегда стремятся захватить вас врасплох» (Мать), а внутренняя тишина и бдительность помогают их сразу распознать.
Во-вторых, «каждая из их атак, - говорит Мать, - срывает жалкие покровы защиты», бросает нам вызов и вынуждает продвигаться.
А в-третьих: «Разве не может быть, что сама душа, дух внутри нас принял и избрал все это как часть своего развития, чтобы быстрым темпом пройти через необходимые переживания и прорваться сквозь преграды даже с риском ущерба для внешней жизни или для тела». (Ш.А.)
Шри Ауробиндо не скрывает, что Интегральная йога - это битва, и ищущие здесь «больше подвержены опасности. … Вам предстоит открыть не один единственный путь к благодати высот и победить не одного стража бесценных сокровищ, а освоить множество путей. Но на каждом уровне своего развития вас ждёт не одно сокровище».
Мы живём на планете противоположностей, где каждая имеет своё предназначение с вытекающими из этого особенностями. И все дуальности задуманы так, чтобы, находясь в равновесии, одна помогала другой максимально проявиться, а вместе они составляли бы гармоничное Целое. Как, например, в природе – день и ночь, тепло и холод, зима и лето. И Свет и Тьма – не исключение. Находясь в определённом соотношении, они создают тот минимальный хаос, без которого не может развиваться ни одна живая система.
Но в сегодняшнем материальном Мире это соотношение явно нарушено, и реальность на Земле наглядно демонстрирует это. А так как не существует абсолютного Зла и абсолютного Добра (вспомните китайских «рыбок» - знак противоположностей), наша задача не воевать с Вселенской Тьмой, а опираться на Свет, и расширять Его, направляя на то, что должно быть преобразовано. А Свет внутри нас, когда мы его теряем, высвечивает свою противоположность и адресует к тому, что следует обратить опять-таки в свою полярность.
Несокрушимая вера, осознанность, присутствие Свидетеля, которого не затрагивают никакие нападения, делают нас всё сильнее. И Силы Света, которых трудно охватить своим сознанием, приходят на помощь.
«Что могут сделать все силы мира Тому, что внутри вас, тому Бессмертному, Нерожденному и Неумирающему, кого меч не может пронзить и огонь не может сжечь? Есть ли что-нибудь в мире, чего вы должны бояться, когда вы осознаете присутствие Этого внутри себя?» (Ш. А).
Расширение сознания - это развитие всего существа.
Если мы воспринимаем себя сознанием, то понятно, что ключ к выравниванию всей жизни – это его расширение и изменение. С одной стороны, это означает выход за пределы ограниченности, узости и невежества личности, с которой мы отождествлены, а с другой стороны, это способность вместить в себя всё существующее. Постепенно это приводит к преобразованию всего нашего существа.
Вы уже убедились, что
- если удержаться в безмыслии во время какого-либо эмоционального напряжения, вы останетесь не только в царственном спокойствии, но вас удивит и сама сила ментальной тишины, которая погасит агрессию в окружающих.
- Не тратя энергию на внутренние монологи, порадуйтесь, как у вас повысилась работоспособность.
- Как уменьшилась потребность в еде и сне.
- Как вы перестали реагировать на проявление эго у окружающих.
- Может быть, неожиданно проявились и новые способности?
- А если вы вышли на свою частоту (безмолвие для этого необходимое условие), вы легко чувствуете её у любого существа и совсем по-другому сможете контактировать с ним.
- Намного возросла ваша эффективность в помощи другим. «Ведь помощь другим не имеет ничего общего с эмоциями или милосердием – это вопрос силы, видения и радости. В спокойствии мы обладаем радостью, передающейся другим, видением, которое рассеивает все тучи. Мы воспринимаем все вибрации, а способность их различения, даёт нам возможность манипулировать ими, успокаивать, отвращать и даже изменять их» (Сатпрем).
Внутреннее безмолвие можно назвать Пустотой, из которой рождается Покой, Сила, новые возможности и радостный подъём.
Продолжение следует

С согласия автора. Э. Гербер