Откуда и куда пошла руская земля

Леонид Волокитин
”Так начнем повесть сию”.
Не подумайте, что я буду спорить с Нестором. Я не знаю, что писал Нестор. В архивах существуют не летописи,  а списки (сборники), но не летописей, а их копий. Так удобнее. Причем существуют как на пергаменте, так и на бумаге. Сама летопись датируется примерно 1100 г., а копии уже 1400 г. В самый раз. Василий I перенес икону Владимирской Божьей Матери в Москву и начал писать копии летописей для потомков. Впрочем, икона не Владимирская, ее спер из Вышгородского женского монастыря первый великоросс Андрей Боголюбский.
Подлинников не осталось. Но я читал. Правда, художественный перевод Дмитрия Лихачева, но все же читал. Лихачеву я верю. Поэтому спорить с ним не буду. Да и читать копии невозможно. Там можно прочитать все, что угодно. На рисунке выше это очень заметно. Тем более с староязыками у меня проблема. Староеврейский куда ни шло, а со староруским проблемы.

Я немного увлекся. Я ведь не об этом собирался писать. При дискуссии с русскими патриотами всегда возникает спор: ”Откуда и куда пошла”. Большинство русских патриотов не читали даже перевод Лихачева, сами летописи в глаза не видели, но уверены, что перевод 18 века, на тогдашний русский, это и есть летописи. Впрочем,  и это они не читали. В школе проходили, а этого достаточно. Меньше знаешь, здоровее будешь.

Включился я в дискуссию с Колей.
Он утверждает, что:
  - ”Ваша "незалежная Украйна" находится на самом деле в Торонто. А Киев - мать городов Русских!”
-  ”Все правители доордынской Руси, начиная с княгини Ольги, называли себя Русскими. … Марш в Торонто! Там ваша "Незалежная Украйна"!
”Вы почитайте работы Владимира Мономаха. Сразу поймете - он говорил на Русском языке! Устаревшем ныне, но именно Русском языке, а не на той смеси малорусского диалекта и польского языка, который вы сегодня называете украинским языком.”

Поскольку Владимир Мономах говорил на ” Русском языке” я понял, что Коля историю проходил в школе и спросил оппонента, а что он читал у Васи Мономаха. Сам я читал немного. ”Поучения…” Да и то у Нестора.
Сразу же получил возмущенный ответ: - И почему это Владимир Мономах вдруг "Вася"?
Никакого удивления я не испытал. И так было ясно, что оппонент в ”школе проходил”.  В ”Поучениях” от Нестора сказано: ” Я, худой, дедом своим Ярослав, благословенный, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов. (перевод Лихачева)”
То есть, папа с мамой вместе с церковью назвали его Васей, а при вступлении  на княжеский престол получил имя Владимир.  К сведению патриотов, все имена князей получены при вступлении на престол. Да и  большинства царей. Ярослав Мудрый – Гриша,  Иван IY – Тит, Симеон – Бекбулатович, Екатерина II – София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Особенно поражают имена князей ”ордынской” эпохи. Одни Иваны и Василии. Ну, это дело житейское и к нашим рассуждениям отношение не имеет.
”русским именем Владимир” конечно же требует разъяснения. Он руский князь или писал на руском языке?  В данном случае ”руский” с одним ”с”  я употребляю лишь одном смысле. В русском языке сдвоенное ”с” появилось только в 18 или 19 столетии. Нестор не мог об этом знать. Да и интерпретаторы 18 века тоже. Они еще не знали.
В копии летописи идет речь о том, что Владимир князь Руский или Руський. Каких либо возражений это не вызывает. Впрочем, есть два варианта. И оба соответствуют Нестору.

”В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться ”Русская земля”. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом”.
”В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, … и не было среди них правды, … И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали …: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
Вариант первый. Русь это Киев с окрестностями (поляне).
Вариант второй. Русь это новые варяги и там где они жили, все называлось ”Русь”.

Это мало что меняет. Одно однозначно, что Русь это варяги ”как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы”. Как я понимаю варяги – выходцы из Скандинавии. Не очень понятно, почему Нестор рассказывает, что они как шведы, и не объясняет, кто такие шведы, норманны, англы и иные готландцы. Впрочем, кто они я догадываюсь. Я знаю, кто это, а варягов-русь не знаю, и никто не знает и, как я понимаю, Нестор об этом знал уже тогда.

Впрочем, я могу согласиться, что Владимир руский князь. А на каком языке он изъяснялся? Конечно же, на руском. Древнеруском. Наверное, был такой язык? А может древнееврейском или древнегреческом? А на каком языке говорили скандинавы? Древнешведский, древненорвежский, древнефинский, древнедатский. Или старо… Но это ничего не меняет. Староруский в Скандинавии? Точно это мы установить не можем, но язык варягов вряд ли можно считать староруским. Нет, можно конечно, но к современному русскому языку это не имеет никакого отношения.

На каком же языке князья изъяснялись?  Между собой на своем родном. Это понятно. С народом? А это кто? Кто-то же жил там и кормил их. Сами то они пахать-сеять не умели. Где в Скандинавии пахать-сеять? А кушать хотелось. На то и народ. Пашут, сеют, рыбу ловят, зверя бьют. Себя кормят и князей. А кто народ? Так в школе проходили. Поляне, древляне,  полочане, сиверцы,  радимичи, волыняне и др. Как вы думаете, на каком языке народ говорил? На руском? Ну да, конечно. Скорее на старославянском. Но я думаю, что они и сами не знали, что говорят на старославянском. Еще названия языкам не придумали. Не очень они умные были. А рядом жили будущие поляки, чехи, словаки и говорили тоже на старо…

С народом понятно. Пока. О князьях.
Рюрик, Олег, Игорь и др. до Владимира думаю не очень старались изучать язык народа. Для собирания дани (налога) достаточно было и меча. Но Владимир окрестил всех. И появилась церковь. И народ к вере начали приобщать. В смысле ходить в церковь. Вы слышали службу на церковнославянском? Поняли что-то? Думаю, нет. Главное слушать, а понимать не нужно. Но появилась прослойка, которая умная. Язык знала. И не какой-нибудь, а иностранный. Церковнославянский. А можно и староболгарский. Церковь оттуда пришла. И что имеем в итоге. Три языка. Язык княжеский,  церковнославянский и народный старославянский. Церковь организовали князья и понемногу стали учиться церковнославянскому, можно считать старорускому. И Владимир Мономах, наверное, уже писал на староруском. Если вообще умел писать. А умные монахи начали летописи писать. И тоже на староруском. Нестор написал ”Повесть временных лет”. При Владимире Мономахе. Поэтому, самые умные там, сам Мономах и его дед Ярослав.

А народ к этому какое отношение имеет? Дань приходилось платить. Общаться с князьями трудно. Против лома нет приема. Каждый жил своей жизнью. Князья между собой дрались. Очень интересно было, кто в Киеве дольше просидит. Поэтому часто выясняли между собой отношения. Иногда с чужими, но в основном с близкими родственниками. А народ? А народ причем? Они за хлебное место бьются, а народу пофиг кому дань платить. В истории  известно, что киевляне не принимали участие в княжеских драках. Там больше княжеские дружины. Они ведь тоже за хлебные места дрались.
И что в итоге?  Андрею Боголюбскому не понравилась деревня  Вышгород, пожалованная  батей Долгоруким на прокорм. И пошел на вольные хлеба во Владимир. Но Киев не забыл. Организовал поход. Киев разграбил и сжег. Первый великоросс.
А народ? Там оказался другой народ. Угро-финские племена. Мещера, мордва, мурома, меря, мари, пермь, вепсы, чудь. И новая проблема. Опять разные языки. И что? Народ живет своей жизнью, князья своей.

Коля утверждает:
-В то время как пропагандируемый ныне на Украине вариант украинской мовы - это на 80% польский язык!”
Трудно с этим спорить. В основе старославянский. Украинский, белорусский, польский, чешский и словацкий имеют одну основу. И очень похожи (для примера образец в начале). И мы понимаем друг друга, если, конечно, говорить медленно. И написанное, в основном, понимаем. Что здесь удивительного? Патриотам это не понятно. Украинский должен был произойти от русского и никак иначе. Потому русские, не жившие в Украине, удивляются, поскольку не понимают ничего.
По разумению патриотов народ, живущий рядом с князьями, должен был говорить на их языке. Что по мнению патриотов правильно. Только украинцы правила не соблюдают. Никогда не защищали своих князей. Гетманов избирали, а на следующий день выгоняли. Царей не заводили и не любили. Впрочем, и президентов тоже. В украинцах больше склонность к анархизму.
У русских… А кто такие русские? Как же. А финские племена куда девались. Об геноциде финских племен не слышал. Ну князья, цари жили своей жизнью, а народ своей. Постепенно привыкали. А на каком языке говорили. Сначала каждый на своем. Потом привыкли. Не князья, народ. Но не сразу. Еще Даль написавший ”Толковый словарь…” удивлялся, что в 50 км от Москвы никто его не понимает и он никого не понимает.

”Что Погодинъ ни говори, а гораздо бол;е половины земляковъ нашихъ - обрус;вшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрус;ли въ глазахъ нашихъ, и нын;шнее покол;ніе не знаетъ бол;е своего языка. Тоже вид;лъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть р;шитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого покол;нія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также. Это потому, что на юг; сид;ли славян;, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помол;ній. (В.Даль, Спб, 12.11.1848)”

Так что? Существует русский? А то? Кто с этим спорит? Только в его основе не старославянский а церковнославянский (болгарский). Поэтому и отличается.   

Некоторые патриоты особый упор делают на близость нынешних украинцев  и тюркских племен. В фольклоре известен казак Мамай, а не Илья Муромец. Какие убедительные факты.
Впрочем, меня это не смущает. Жили рядом и как же без влияния. Я намекаю на  половцев, печенегов. А потом в районе Запорожья поселились первые казаки из Мамаева воинства.  Потом туда же начали убегать и украинские крестьяне.  А Черкассы, наверное, не обошлись без черкесов (они тоже от Мамая).  В нынешней Полтавской области поселился старший сын Мамая Алекса и положил начало славному татаро-литовскому роду Глинских. Елена Глинская позже станет матерью Ивана IY. Влияние было, но язык так и остался близким к польскому. А запорожских казаков Екатерина выселила на Кубань. Еще в 80-х годах прошлого столетия кубанские бабушки говорили на украинском. И Кубанский казачий хор пел на украинском. Правда недавно я прочитал, что это старокубанский. Все может быть.

Любопытно, что русские патриоты никак не признают, что, в самом деле, они, в основном,  финны. Чем им финны насолили? А уж влияние тюркских языков напрочь отметается. Стыдно с Ордой брататься. В фольклоре известен русский богатырь Илья Муромец ”из города из Муромля, села да Карачирова” Жили там мурома, но бабы богатырей рожали русских. Ох уж эти князья.

Коля очень упорно утверждал, что Владимир русский и он русский. Я знаю, что Киевские князья были сексуально озабочены. Но не настолько же. Я ему посоветовал поскорее заявить права на престол, а то в очереди еще 140  млн. русских.
Очень любопытно, что на вопрос: ”Кто ты?, русский отвечают не кто, а чей: ”русский”.

Ух.