Анатомичка

Юрий Басин
      Я уже не раз писал, что мне всю жизнь невероятно и незаслуженно везло. Вот так же мне повезло на учителей в последних классах школы. Я думаю, что и им повезло с нами, учениками. Мы были хорошие, и нас было мало. Это было вскоре после войны в небольшом и уютном закарпатском городке Берегово, который ещё не так давно был венгерским. Примерно половина его населения были венгры, ещё какая-то часть - гуцулы, которых почему-то считали украинцами, а остальное - разнообразные русскоязычные с востока. И я в том числе. В нашем классе никогда не было больше двенадцати учеников, а выпуск был восемь человек: пять девочек и три мальчика. И я в том числе.
      В восьмом классе у нас был такой предмет "Анатомия и физиология человека". Его преподавала наша "Гидра", Галина Яковлевна Михалёва. Потом в девятом и десятом классах она вела у нас химию. Как она нам говорила, она когда-то училась в медицинском институте, но по какой-то причине его бросила, и перешла на педагогический. Хотя ей при её решительном солдафонском характере больше подходило быть врачом-хирургом.
      Метод обучения у "Гидры" был прост, как правда. Она крепко брала конкретного ученика за горло, и не отпускала до тех пор, пока не выдавливала из него нужные знания. Причём делала это внезапно. Скажем, расхаживает у доски, рассказывая про арсениды, и вдруг останавливается, направляет на меня перст, и: "Басин, галогены!" Я встаю, и бодренько так: "Хлор-фтор-бром-йод!" Нет, "Гидре" этого мало: "А ещё?!" Да, чёрт возьми, там есть ещё один недавно открытый то ли в группе актинидов, то ли редкоземельных - но не помню. Как-то на "а". "Садись, двойка!", - и дальше про арсениды. А двойка реальная, в журнале. Но потом в четверти и аттестате - всё равно пять.
      Так вот, в восьмом классе "Гидра" нам говорит: "Завтра пойдём в анатомичку местной больницы. Будем наблюдать вскрытие трупа". Хорошенькое дело, пятнадцатилетним полудетям показывать, как потрошат мертвеца! Но "Гидра" неумолима! "Всем без исключения, и никаких отговорок!" Пришли в больницу, спустились в подвал. Холодно, мрачно. Посреди небольшой комнаты на мраморном столе лежит труп, накрытый простынёй. Стали вдоль стены. Ждём доктора.
      Пришёл доктор в белом халате, за ним сторож в каком-то зелёном клеёнчатом фартуке, в руках что-то вроде большой секиры и молоток. Доктор откинул простыню с трупа, там старик. Абсолютно голый. Приличных размеров фаллос. Доктор игриво щёлкнул по нему, скосив глаза посмотрел на реакцию девочек. Нет, девочкам как-то не до игрушек. Вцепились друг в друга, тихо попискивают. "Гидра" на них: "Чего вы боитесь?! Не мёртвых надо бояться, а живых!" Трудно спорить.
      Сторож стал вскрывать грудную клетку старика. Приставил секиру, и молотком по ней! Надо сказать, звук не из приятных. Но дальше первый шок у меня прошёл, и стало интересно. Доктор раскрыл грудную клетку как калитку, показал лёгкие, чёрные как смола. Говорит: "Будете курить, и у вас такие же будут!" Дальше ещё интересней. На картинках в учебнике такого не увидишь. Время до обеда пролетело незаметно. И вроде не так мрачно в этой анатомичке, и к запаху принюхались.
      Всё-таки я сомневался, не отбило ли у меня аппетит посещение анатомички. Какое там! Пришёл домой, и тарелку борща смолотил за милу душу!