ПРО Раечку

Тамара Коломоец
ПРО РАЕЧКУ.......
(записки метапелет)

 Раечке 85 лет. Говорит на русском, румынском, иврите. В Израиль репатриировалась с дочкой, лет 30 тому назад, правда, не помнит откуда.

-Дорочка всё знает. Спрошу у неё и скажу Вам.- Но мне известно, что путь сюда был очень длинный и не лёгкий.

У Раечки болезнь Альцгеймера. Она всё забывает и о каждом её шаге нужно напоминать постоянно.

Несмотря на золотой возраст, она дама статная и красивая. Дорит, дочь её, очень следит за мамой. Она всегда опрятна, элегантно одета, волосы окрашены в каштановый цвет. Маникюр и педикюр безукоризненны. За любую помощь она благодарит и никогда не согласится сесть за стол кушать одна..

Иногда её память возвращается к давно минувшим событиям, и она с горечью вспоминает, как маму, папу и трёх сестёр какие-то люди выгнали из дома, и это было, то ли в Молдавии, то ли в Румынии. Потом они долго ехали в переполненных холодных вагонах и выгрузили их где-то в снежном, снежном краю. Мама с папой там и остались, в земле той.... Но про это, лучше знает её Дорочка.

А я-социальный работник, метапелет по-израильски..Прихожу к ней каждое утро, чтобы покормить, дать лекарства, отвести в больницу, поговорить и погулять,  тоже.

После обеда она спит, а в 4-5 часов я прихожу снова, поднимаю её и мы гуляем до ужина, потом даю лекарства и укладываю спать.. 

Я привязываюсь к своим больным и отношусь, как к маме с папой, о которых всегда помню и жалею, что их нет рядом..
 
Временами Раечка не узнаёт меня и возмущается, что не та пришла. Тогда я выхожу из квартиры и через пару минут возвращаюсь снова, радостно объявляя, что вот я и пришла, а та тётя зашла к ней по ошибке. Она приветливо улыбается и наше общение начинается.

Раечка живёт одна в своей трёхкомнатной, хорошей квартире, которую ей предложили на выбор в семидесятые годы, когда приехали с дочкой в Израиль. До пенсии она много лет работала на трикотажной фабрике. Работа была стоячая, и теперь вот, у неё очень болят ноги.

Каждый день её что-то волнует, и тогда на несколько часов обеспечена "песня" об этом с настойчивостью необыкновенной. Всё время у неё что-то пропадает .

-Вы не помните, тут ковёрчик, ковёрчик лежал мой, куда он делся? Ведь всегда лежал, а теперь нету? - разводит руками Раечка, и продолжая причитать, ищет пропажу по всей квартире.

Предлагаю ей несколько разных, но она не признаёт в них потерянный ковёрчик.

-Нет. Этот и этот не тот. Разве Вы не помните? Всегда лежал здесь.

-Да не помню, - говорю ей.

-Странно. И куда же он мог подеваться?

-Видно, на балкон я его повесила и соседи взяли. Вот я им сейчас покажу. Пусть знают, - ворчит  Раечка.

Она берёт маленький коврик для ног и трясёт его через балкон, по-детски радуясь возможности отомстить за стянутый нижними жильцами ковёрчик, и высматривая их, в надежде увидеть реакцию на придуманное ею отмщение.

- А я и ещё пару слов хотела бы сказать ей (соседке), что времена ещё поменяются, сволочь такая! Когда была одна, отсюдова не вылазила, а сейчас позвонила, хотя бы. Да и старше она меня много. А возомнила! Замуж вышла она, видите ли!

На самом деле, Раечка совершенно безвредна и доброжелательна.

Бывало, вдруг, про деньги вспомнит. - Посмотрите у себя в кошельке. МОЖЕ, они у Вас лежат?

В первый раз просто опешила от этого прямого и бесхитростного вопроса и тут же представила свой кошелёк со словами: "Конечно, посмотрите, може, там и лежат".


-Мы идём гулять, так надо же купить что-то, деньги не забыть бы, - по- хозяйски говорит она. Смотрит - в кошельке 20 шекелей с мелочью.

-Это что деньги? И что за жизнь у меня такая? Ни хрена денег нет.. Это уже внучеку моему спасибо, всё подчистит,- бурчит она. А я-то знаю, что внук и не бывает здесь. Даю ей вечные, припрятанные на такой случай, 50 шекелей, и обрадованная моя Раечка, идёт гулять. Покупать ей ничего не надо. Всё приносит  дочка. Да и не вспоминает она о покупках, потому что уже не помнит.

Мы гуляем часа два на улице, немного ходим, а потом идём в скверик, где собираются, в основном, филиппинцы, метапелет, со своими больными стариками, многие из которых на колясках. Филиппинцы хорошо ухаживают за престарелыми и их с удовольствием берут в семьи, где они работают круглосуточно, живут вместе с ними, имеют свою комнату с телевизором, интернетом, проживая в Израиле по много лет.

Ежедневно встречаясь с ними, я достаточно узнала о жизни этих наёмных рабочих из Манилы. Они доброжелательны, смешливы, тяжело трудятся вдали от родных, высылая им заработанное, давая возможность учитьcя детям, строить жильё.

Всё свободное время они не выпускают из рук крутые сотовые телефоны и постоянно высматривают там картинки с любимыми родными и местами, которые они оставили на долгие 8-10 лет.

Мы легко общаемся и понимаем друг друга на моём ломаном иврите и английском, с очень русским акцентом и их, великолепном, английском..

Имея возможность ежедневно встречаться со своими земляками, филиппинцы спасают себя от cиндрома эмоционального выгорания, частого cледствия круглосуточного общения с больными и тоски по Родине.

Здесь же, в скверике, они весело щебечут, не забывая дать водичку, поправить причёску, при этом погладить и поцеловать своих детей-стариков, всегда ухоженных и хорошо одетых. Маникюр и педикюр обязательны.

Моя Раечка на прогулке часто спрашивает, а куда cейчас идёт, на зиму или на лето , имея ввиду время года. И впрямь, если не знаешь, какой месяц и день, трудно сообразить к лету или к зиме идёт время. Здесь всегда тепло и солнечно. И только,  когда наступает пора дождей, понимаешь — пришла зима. А дожди здесь особенные, просто как из ведра льёт.
      
К врачу трудно бывает вытянуть Раечку.
Дорит уж много раз звонит с работы и уговаривает её одеться, собраться и уже, наконец, идти в больницу.

Недовольная и не желающая выходить из дому, ворчит она:
- Сидит там себе, на работе, под мазганом и команДОВАЕТ. Пусть сама идёт к врачу. Я не болею.

На все вопросы один ответ:- Это Вам лучше скажет Дорочка.

Купание у нас - тоже проблема ..
Тяжело заставить её пойти в душ.

-А что мы будем делать сейчас ?
-Купаться.
-А, може, не надо?
-Надо, надо!
-Снимайте халат, брюки, кофточку. Часы тоже снимите. Про каждую вещь сказать отдельно надо, иначе может и в одежде в душ пойти.

-А кран какой открывать?
-Левый-вода горячая. Правый-холодная.
-А где левый?

-Я должна выпить все таблетки?
-Да, выпейте и больше сегодня уже не будете.
-Хорошо. Спасибо.

-Раечка, Вам нужно обедать.
-А, може, Вы хотите есть?

-Так когда Вы ещё ко мне придёте?-уже, наверное, десятый раз спрашивает меня Раечка. Меня нисколько не раздражает это и в который раз повторяю, что завтра.

Раечка-добрый, интеллигентный человек, и это у неё осталось. Наши отношения похожи на шутливые. В конце дня я ставлю ей оценку. Дочка знает, что, на самом деле, по оценке может понять, как провела день её мама.

-Сегодня Вы получили пять с плюсом, но по блату. Вы хорошо поели, погуляли, таблетки выпили.

-А я Вам, Светочка, ставлю десять, - вступает в игру Раечка.

-Опять забыли, как меня зовут? Снижу оценку. Что это такое? Как зовут меня?

Раечка смущённо и растерянно улыбается, роясь в своей, быстро угасающей памяти.

-Ладно. На этот раз прощаю, но в следующий- снижу оценку, – шучу  я.

Благодарная Раечка  говорит:
-Вы знаете, Тамарочка, я полюбила Вас. Вы мне как родная.

-А я.. я тоже люблю Вас,-говорю ей.

-А я, всё равно, люблю Вас больше,- шутит моя Раечка.
 
-Рассказывайте, рассказывайте, а как зовут меня, забыли.

Иногда ей так не хочется идти на прогулку. Спускаться больными, отёкшими ногами с четвёртого этажа, а потом подниматься - нет уж сил.. Сборы затягиваются, уговариваю, как могу, и что уволят меня, если не погуляем.

-А что Вам плохо разве? Cидите и отдыхайте. Вы у меня уже наработались. А мне так хочется сейчас гулять, как голодному срать. Вы, ведь, знаете, как это ему хочется?

Первый раз слышу от Раечки такое сравнение и не знаю, откуда оно у неё, а МОЖЕ, и сама придумала. Довод настолько убедительный и звучит так искренне, что приходиться сдаваться.
 
Вот так, примерно, исключая некоторые подробности, и проходит наш день. Завтра он повторится снова......

Раечки нет уже давно, но светлая память о ней осталась!


Метапелет - социиальный работник от Института социального страхования. Положен больным, которые нуждаются в уходе. В зависимости от состояния дают метапелет на 10-16-22 часа в неделю. Разрешается иметь метапелет на 24 часа в сутки.
До 22 часов в неделю работу оплачивает Институт соц. страхования.

Один раз в две недели приходит никайонщица(1), которая за отдельную, наличную плату, тщательно убирает всю квартиру.
1-никайон (уборка)
 
Мертц-Коломоец Тамара, Израиль, Петах-Тиква ,9 июля 2016 года.